Имя Владимира Хватила вряд ли известно многим. А, между тем, в узких кругах любителей настольных игр давно любят и знают его разработки. Как правило, это игры повышенного уровня сложности, рассчитанные на любителей хорошенько пораскинуть мозгами, готовых провести за одной партией 2-3 часа. Так было до 2015 года, когда Хватил внезапно выпустил лёгкую простую игру для компании, рассчитанную не на длительное сидение за столом небольшой группы лиц, а на быстрые и весёлые партии, годящиеся для весёлого застолья, вечеринки или любого праздника. Так мир узнал о Codenames, игре, которая теперь выпущена и в России благодаря усилиям издательства GaGa Games под названием «Codenames. Кодовые имена».
«Кодовые имена» — это командная игра на объяснение слов. Игроки (а их может быть любое разумное количество) делятся на две команды, в каждой выбирается капитан, который будет объясняться со своей командой. Объяснять предстоит слова, изображенные на лежащих на столе карточках в формате 5 х 5. Причём, объяснения делаются по очень строгому правилу: нужно озвучить своей команде всего одно слово и одну цифру. Слово, должно относиться к одной или нескольким карточкам на столе. Например, если вы видите карточки с надписями «тигр», «волк» и «заяц», можно сказать «животные». Цифра – это количество карточек, которые загадывает капитан. В упомянутом примере нужно сказать «животные, 3», после чего команда должна отгадать, что речь идёт именно о тигре, волке и зайце. Вот эти объяснения, состоящие из слова и цифры намёки, и называются «кодовыми именами».
Всё было бы очень просто, если бы капитаны сами выбирали какие именно слова надо объяснять и отгадывать. Но не тут-то было. В состав игры входит колода карт со схемами 5 х 5, где цветами изображены слова одной команды, слова другой команды, нейтральные слова, а также слово-убийца. Именно эти карточки и определяют, какие именно слова должен объяснить своим людям каждый капитан. И тут-то уже не всё так просто.
Карточка-задание, на ней отмечено где чьи слова.
Скажем, если на столе есть слова «тигр», «волк» и «заяц», а на карточке с заданием отмечено, что слова «тигр» и «волк» относятся к одной команде, а «заяц» — к другой, подсказка, кодовое слово, будет уже не «животные, 3», а «хищники, 2». Если же, например, получается так, что к одной команде относятся слова «заяц» и «волк», а к другой – «тигр», подсказка может быть такой: «Папанов, 2» (намёк на "Ну погоди").
Но такие очевидные подсказки получить можно очень редко. В комплекте игры 400 слов, в каждой партии участвует 25 из них, плюс есть множество разных схем распределения слов по командам. Поэтому периодически капитанам будет казаться, что связать между собой нужно совершенно не сочетающиеся понятия. И тут-то и проявится их мастерство. Ведь победит та команда, которая первой разгадает все кодовые имена и «вскроет» «свои» слова.
Вот, собственно, и вся игра. Раскладываем на столе карточки со словами в 5 рядов по 5 карт в каждом. Выбираем капитанов, сажаем их рядом и даём им карточку со схемой, чтобы они (и только они) видели её и знали где чьи слова. Капитаны по очереди начинают их объяснять, а команда затем совещается и делает предположение, указывая на одно из слов на столе. Если догадка верна, слово закрывается карточкой цвета команды.
Те самые 25 слов в формате 5х5, которые нужно объяснять.
Команда может пытаться угадать ещё слово (число попыток всегда на 1 больше названной капитаном цифры, например, при подсказке «ну погоди, 2» можно сделать 3 попытки). Если же команда указывает на нейтральное слово, оно закрывается нейтральной картой, и ход переходит к соперникам. Команда может случайно ткнуть и в слово другой команды, в этом случает также ход переходит к соперникам, а на вскрытое слово выкладывается карта другой команды. Таким образом, вскрывая по ошибке чужие слова можно приблизить победу соперников.
Самый плохой расклад – если команда ошибётся и укажет на слово, обозначенное на схеме чёрным цветом. Это слово-провал. Команда, которая его вскрывает, сразу же проигрывает. Поэтому капитанам в своих объяснениях нужно обязательно учитывать слово-убийцу и выдавать такие подсказки, которые не навели бы команду на это слово даже случайно.
Хорошие компанейские игры для вечеринок, к числу которых относится «Кодовые имена», в моём представлении должны отвечать двум критериям. Во-первых, сам процесс игры должен быть интересен. Во-вторых, игра должна создавать весёлые ситуации, быть поводом для смеха. Причём, чтобы счесть игру хорошей, мне достаточно выполнения лишь одного условия. В случае с «Кодовыми именами» ситуация следующая: процесс интересен, потому что тут надо напрягать мозги. Капитан должен придумать ассоциацию к нескольким словам сразу, а команда – эту ассоциацию разгадать. И когда это удаётся сделать правильно, нередко за столом случается взрыв смеха, т.к. ассоциации бывает, загадывают, самые безумные. Поэтому «Кодовые имена» – однозначно хорошая игра, она и серое вещество задействует, и дарит радость и веселье.
Это те же самые слова через несколько ходов. Часть уже отгадали.
И при всём при этом игрушка крайне нетребовательная. Усадить за неё можно буквально любого, главное, чтобы человек умел читать. И всё, буквально пара минут, и вот он уже втянулся в игру, не оттащить! А закончится партия – тут же потребует продолжения. Сами партии длятся недолго. На столе всего 25 слов, одной команде надо отгадать 9, другой – 8 (у той команды, что ходит первой, есть небольшая фора, поэтому ей полагается на 1 слово больше, чтобы уравновесить шансы). Единственное, в игре может сложиться ситуация, когда кто-то из капитанов сильно призадумался и никак не может придумать подсказку (или, может, но только для одного слова, а хочется намекнуть минимум на два). На этот случай в коробке есть песочные часы: ставишь их перед «притормозившим» игроком, ждёшь и, если весь песок высыпался, происходит переход хода. Аксессуар, полезный, его во много других игр можно позаимствовать, где он будет даже куда нужнее!
Говорят, всё гениальное – просто. «Кодовые имена» – это именно такой случай. Игрушка начального уровня, практически без графики с минималистичным оформлением (шутка ли – основной компонент – карточки со словами?), а насколько глубокая и интересная. Когда она только появилась в 2015-м году, то сразу завоевала премии в номинациях «Лучшая семейная игра» и «Лучшая игра для вечеринок» на крупнейшем в мире портале о настольных играх Board Game Geek, где до сих пор удерживает первую позицию в рейтинге игр для вечеринок. В 2016-м «Кодовые имена» номинировались на самую престижную премию в сфере настольных игр, немецкую Spiel des Jahres («Игра года»). С такими исходными данными популярность «Кодовых имён» в России – это только вопрос времени.
PS: издательство GaGa Games запустило отдельный сайт, посвящённый Codenames.
В качестве разминки можно попробовать покапитанить на приведённом выше примере. Итак, слова, намёки на которые нужно придумать двум капитанам:
красные (9): край, снег, лицо, фаланга, венец, треугольник, вид, кадр, пушкин
синие (8): палочка, канал, среда, вода, Нью-Йорк, операция, горло, трава
убийца: пачка
Для красных (они начинают) предлагаю три намёка:
Ленский 3 — Пушкин, треугольник, снег
македонский 2 — фаланга, край, венец
себяшка 3 — вид, кадр, лицо
Обращаю внимание на третий намёк: по правилам называть иностранные слова (селфи, которое там напрашивается) запрещено, но «себяшка», хоть и менее распространённое слово, но вполне себе годится.
У синих ситуация сложнее. Зря наши переводчики пошли на поводу у иностранцев и оставили в игре слова, относящиеся к медицине (у нас традиционно в играх медицина и религия не затрагиваются — менталитет другой). Но ничего не поделаешь, придётся пытаться рвать вот так:
лор 5 — горло, операция, палочка, трава, канал
свободы 2 — Нью-Йорк, вода
Первый намёк сильно притянут за уши, но его нужно давать первым — команда, даже не отгадав все 5 слов, доберёт их в последнем, третьем намёке. Он будет связывать оставшееся дурацкое слово «среда» (не нужно было брать вообще общие слова в ротацию — вид, среда) и те слова, которые команда всё-таки не смогла зацепить.
Убийца в данном случае вроде никак не мешает.
@Pard
«Иностранное слово может быть использовано при условии, что его употребляют в повседневной жизни, говоря на русском языке». «Селфи» подходит.
@Pard
«себяшка» — я просто валялся
У Вас, господин Пард (правильно же кириллицей?), совсем уж какая-то паранойя, касательно использования англицизмов. Смиритесь Вы уже and keep calm, ни на что в современном обществе «великий и могучий» давно не претендует.
@yETI
Что же вы свою глупость так явно демонстрируете? Почаще пользуйтесь поиском (раз не знаете значение слова «себяшка») и внимательно читайте правила игры (по поводу недопустимости использования иностранных слов в качестве подсказок).
@Тимофей
Плюньте на то, как сформулирован запрет в русском переводе правил. Принимайте во внимание лишь то, зачем он создан.
Пример. На столе лежит слово «ПЛИТКА». В качестве подсказки вы называете «тайл 2». После этого можете сколько угодно убеждать противников в том, что «все так говорят», что это слово распространённое и тд. Но это всё равно будет нарушением правил.
Запрет использования слов из других языков сделан для того, чтобы с их помощью не удалось обойти запрет на использование однокоренных слов!
Не на то внимание обратили. Проблема гагского перевода — в битых картах. Слово «ВИД», например, слишком общее, и подойдёт практически к любому намёку. Хорошо, если оно нейтральное, а если убийца? Есть ещё и такие неудобные слова, как РАЗВОРОТ, НОМЕР, СРЕДА, КРАЙ. Это из тех, которые я увидел на паре фотографий.
Или слово «АЦТЕК». Это для американцев оно так же привычно, как для нас «УКРАИНЕЦ», а попробуйте сходу придумать к нему 5-6 намёков, как рекомендуют авторы (при отборе хороших слов).
Похоже, что те, кто составлял список слов, сами с ними поиграть не удосужились, а тупо следовали рекомендациям. Так что перед началом каждой игры отечественным капитанам придётся отсеивать кривые слова, с которыми играть будет сложно. Будь карты односторонними, их можно было бы просто выкинуть…
А «Кафель» или «Шоколад» можно как подсказку для плитки использовать?
Вы уверены, что это рекомендации, а не требования?
Можно. Но капитан, например, решил связать намёком «тайл 4» слова ПЛИТКА, ЗВЕЗДА, КРАЙ и БУМАГА (имея в виду «Звезда» как издательство).
Какая разница, как их называть — выбор слов всё равно носители языка делают. Из-за таких вот «локализаторов» люди, сев играть в самую популярную игру современности, после первой же партии скажут: «Фигня какая-то — слова дурацкие, намёками никак не связываются».
@Pard
А как, по вашему мнению, было бы правильно перевести это правило? «A foreign word is allowed only if the players in your group would use it in an English sentence».
@Тимофей
В качестве намёков не допускается использовать слова из других языков, кроме вошедших в общее употребление — но только если их перевод на русский язык не является однокоренным словом с одним из неразгаданных кодовых имён.
@Pard
Если так, то почему нельзя использовать слово «селфи» в приведенном примере? Слово вошло в общее употребление и не является однокоренным ни с одним из неразгаданных кодовых имен.
@Тимофей
Этого слова в словарях ещё нет, и большинство пенсионеров с ним не знакомо (- Зачем тебе эта палка, внучка? — А я с её помощью делаю себе селфи. — Постыдилась бы говорить такое, бесстыжая!) В таких сомнительных ситуациях полагается спрашивать разрешения у капитана противников. Если он не против, то такой намёк давать команде можно.
«Большинство пенсионеров» не знакомо со словами «скайп», «планшет», «фейсбук» — их тоже нельзя использовать?
Кафель — это немецкое слово, шоколад — мексиканское. Почему их можно использовать, а английское «тайл» нельзя?
Разница большая — владелец лицензии может требовать именно этих слов, или никакой локализации вообще не будет. И кто сказал, что Codenames «самая популярная игра современности»? Ни на BGG, ни на Тесере ее даже в десятке нет.
https://www.boardgamegeek.com/blogpost/55612/ — список самых популярных игр июня 2016-го года. Юрий ещё не опубликовал русскую версию этого материала. Вот цитата из него:
Игра Codenames в последний раз возглавляет список новичков, и уже со следующего месяца скорее всего столь же успешно возглавит список ветеранов. Там пока находится всего одна игра 2015-го года издания – The Voyages of Marco Polo – на 16-м. Codenames – самая демократичная игра современности: в неё могут вместе успешно играть как опытные игроки, так и новички, а во время самой игры в неё легко могут добавляться новые игроки и уходить уже играющие, если их ждут другие дела.
Глупости. Они всего лишь дали разбивку по темам (которую я сам себе сделал чуть ли не год назад) — на БГГ об этом подробно писали.
@Pard
Сказанное верно и для «себяшки». Почему вы считаете это слово более уместным, чем «селфи»? Как я понял, вы согласны, что употребление последнего все-таки не противоречит правилам.
@Тимофей
Оно более уместно в игре с русскими словами просто потому, что оно явно русского происхождения.
Правила можно трактовать очень строго, а можно многое разрешить — всё зависит от договорённостей между командами и в спорных случаях всё легко обсуждается между капитанами.
Специально посмотрел гаговские правила. Фраза «Иностранное слово может быть использовано при условии, что его употребляют в повседневной жизни, говоря на русском языке» даёт простор для махинаций. Например, загадано слово «ЛИЦО». Спокойно говоришь намёк «фейс 2» — все же говорят в повседневной жизни «фейс-контроль», «фейсом об тейбл». Вроде бы не нарушение гаговских правил, но ясно, что так играть нельзя. Примеров повседневного использования англоязычных вариантов русских слов полно, и все они будут ломать игру, раз приведённая выше фраза есть в правилах.
@Pard
Теперь понятно, в чем дело, спасибо за ответы! Просто меня смутили ваши слова:
Мало ли, кто-то это прочитает и тоже начнет так думать.
Что-то из-за геморроя «это нельзя, то нельзя» даже играть расхотелось =)))
Ну если у вас «самая играемая в июне 2016 игра» равно «самая популярная игра современности» — то вопросов нет.
Никто не мешает игнорировать эти правила.
@hickname
Вот уже год каждый месяц ни одна другая игра не может обогнать её по числу играющих в неё игроков. Это — веское основание считать её самой популярной СЕЙЧАС.
Или у вас есть обоснование того, что самая популярная сейчас — какая-то другая игра?
@hickname, «Никто не мешает игнорировать эти правила» — наверное, так и будем делать.
На форуме ближайшие полчаса будет идти очередная партия в «Кодовые имена». Вдруг кто-то хочет поучаствовать? http://www.boardgamer.ru/forum/index.php/topic,11838.5060.html — 254-я страница
Есть — смотрите топы БГГ и Тесеры. Там она даже в десятку не входит.
@hickname
Я неоднократно объяснял разницу. Поставил товарищ игре рейтинг и после пары партий положил её на полку собирать пыль, а сам играет совсем в другие игры (хорошо, если, поняв бестолковость игры, поправил свой проставленный рейтинг на более низкий, но большинство с этим не заморачивается). Какой тебе показатель важнее: какая-то там цифирька, которую люди поставили и о которой благополучно забыли, или во что они РЕАЛЬНО постоянно играют?
А ранги (пресловутые «топы») — это вообще чушь. Тот же рейтинг, но испоганенный числом проголосовавших. Так что типичная ХОРОШАЯ новая игра обычно имеет рейтинг в районе 2000-го места. Это тебе о чём-то полезном говорит?
Про рейтинг «Тесеры» вообще смешно говорить всерьёз. Мнение 50 человек может интересовать только их самих, а не являться каким-то авторитетным показателем. На БГГ рейтинг по крайней мере проставляют десятки тысяч человек.