Автор блога Metagames Джеймс Шихан делится своими впечатлениями об игре Orléans и называет её одной из самых интересных новинок прошедшего Эссена. Основная механика игры – модифицированное колодостроение: вместо карт используются картонные жетоны, которые берутся из мешочка. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов.
Orléans – новинка издательства dlp games, в прошлом году отметившегося очень увлекательной игрой Citrus. Это смесь нескольких игровых механик: бэгбилдинг (см. далее – прим. перев.), перемещение миплов и размещение рабочих.
У каждого игрока есть мешочек с жетонами персонажей (фермеры, рыцари, ремесленники и т.д.), в который он в течение игры будет добавлять новые жетоны. В начале каждого раунда игроки берут из своих мешочков несколько жетонов и размещают на своих игровых планшетах, составляя различные комбинации, позволяющие выполнить те или иные действия. Большинство действий требуют для активации два или три жетона, поэтому вам часто придётся делать непростой выбор между возможными вариантами комбинаций. Комбинации для выполнения действий можно заполнять не до конца, завершив их в последующих ходах.
На выбор доступно множество различных действий. Большинство действий добавляют жетон персонажа в ваш мешочек и одновременно повышают ваш уровень на соответствующем треке основного игрового поля. Перемещение по трекам даёт игроку определённые бонусы, улучшающиеся по мере продвижения. Например, добавление в мешочек жетона лодочника повышает ваше положение на соответствующем треке, что приносит вам всё больше и больше монет. Добавление в мешочек жетона рыцаря также повышает ваше положение на соответствующем треке, что позволит вам брать из мешочка больше жетонов в начале каждого раунда. Добавление в мешочек жетона торговца позволит вам взять один из тайлов зданий. С этого момента вы сможете активировать особое действие этого здания. Некоторые особые действия являются более дешёвыми версиями основных действий, но большинство из них уникальны (производство товаров или использование жетона лодочника вместо жетонов ремесленника / фермера / торговца).
В игре есть и возможность для взаимодействия между участниками. Некоторые действия позволяют вам перемещать своего купца (мипла) по карте. В зависимости от активированного действия (каждое из которых требует свой набор жетонов), фигурка может перемещаться вдоль реки или дороги. Если фигурка проходит через выложенный на карту в начале партии жетон товара, вы забираете этот жетон себе. Также вы можете построить рынок в том месте, где находится ваш мипл, но в каждой локации может быть только один рынок, так что в этом вопросе вам нужно опережать соперников. В конце игры рынки приносят победные очки.
При совершении действия, жетоны персонажей, которые его активировали, возвращаются в ваш мешочек. Таким образом, ваши жетоны постоянно находятся в обороте, и по ходу игры к ним добавляются новые. То есть, механизм очень похож на колодостроение, но вместо карт из колоды берутся жетоны из мешочка. Назовём его «бэгбилдинг». В другом релизе 2014 года, игре Hyperborea, используется похожая механика с кубиками. Нужно упомянуть ещё о нескольких игровых элементах. Например, о дополнительном игровом поле «Благих дел», на котором игроки размещают свои жетоны, удаляя их из оборота, и получая награду.
В конце каждого раунда игроки выполняют эффект тайла события, который открывается в начале каждого раунда, и может быть как положительным, так и отрицательным. Партия продолжается 18 раундов, по истечении которых побеждает игрок, набравший наибольшее количество победных очков. Победные очки начисляют за монеты, товары, рынки и жетоны горожан (их получают игроки, которые первыми достигли определённых позиций на определённых треках). Количество очков за каждый рынок и жетон горожанина зависит от позиции игрока на треке развития.
Orléans – отличный еврогейм со множеством элементов, которые вам необходимо сбалансировать для получения победных очков. Выбор распределения полученных в начале хода жетонов – очень интересный процесс. Нужно научиться делать это с наибольшей пользой, особенно по ходу игры, когда вы будете брать из мешочка больше жетонов. Нужно научиться определять не только действия, которые вам нужно выполнить (особенно с учётом того, что ряд компонентов ограничен, и ваши соперники могут получить их раньше вас), но и все действия, которые вы можете выполнить. Всегда есть искушение использовать жетоны так, чтобы немедленно выполнить действие, но иногда лучше частично заполнить ячейки действий, которые вам нужны намного больше, и закончить их позднее, получив недостающие жетоны в следующих раундах.
Некоторые треки повышают ваши способности. Например, позволяют каждый ход брать больше жетонов. Такой вариант развития помогает наращивать возможности и напоминает мне неплохую игру Hansa Teutonica. Фокусировка на одном типе персонажей может сильно продвинуть вас по соответствующему треку, дав ощутимую выгоду, но в этом случае вам с каждым ходом будет всё сложнее активировать действия, так как в вашем мешочке будут превалировать жетоны одного типа, а для активации действий нужны разные жетоны.
В игре есть множество вариантов развития, но мне кажется, что ни одним из них нельзя полностью пренебречь. Улучшение своих способностей, изменение набора жетонов в мешочке, получение тайлов дополнительных действий, строительство и передвижение на карте, а также продвижение по треку развития очень важны. Вы не сможете делать всё вместе, поэтому нужно найти разумный баланс. Ваш выбор часто нужно будет корректировать в зависимости от действий других игроков, так как у них могут быть такие же ограничения в жетонах, тайлах зданий, локациях на карте и т.д. Это особенно важно, так как по окончанию запаса жетонов определённого типа, ни один игрок больше не сможет выполнить соответствующее действие, продвинуться по соответствующему треку и повысить свои возможности.
Улучшить свои позиции можно не только добавлением или удалением жетонов, но и получением тайлов зданий. Они вносят в игру приятное разнообразие, и мне нравится, что эти тайлы не являются обязательными для всех стратегий. Ещё один способ улучшения позиций – активация действия, которое даёт возможность разместить на любой ячейке вместо жетона персонажа маркер технологии. Такая ячейка до окончания игры всегда будет считаться заполненной (и вам нужно будет меньше жетонов для активации данного действия – прим. перев.). Множество вариантов улучшения своих способностей приводит к тому, что игроки начинают развиваться в игре немного разными способами, что мне всегда очень нравится.
Игра хорошо раскладывается на двух игроков (ходы проходят очень быстро), хотя мне кажется, что на 3 и 4 игроков она интереснее: появляется конкуренция за жетоны персонажей, тайлы зданий, заполнение поля «Благих дел», лидерство по фермерам (поскольку в игре есть награда и штраф за лидерство / последнее место по количеству фермеров, которые определяются каждый раунд) и т.д. Партия протекает довольно быстро. Особенно в начале, когда игроки просто набирают новые жетоны персонажей. Также быстроте способствует то, что обычно игроки распределяют свои жетоны одновременно (хотя это можно делать и в порядке очерёдности хода, так как правильное распределение жетонов может зависеть от ходов соперников).
В игре есть несколько незначительных недостатков. Мне кажется, что тайлы зданий несбалансированны: некоторые очевидно сильнее других. Несколько действий также кажутся мне слишком мощными. Это решается вводом хоумрулов. Например, при активации bathhouse вместо «возьми из мешочка три жетона, распредели два из них, один верни обратно» сделать «возьми из мешочка два жетона, распредели один из них, один верни обратно» и ввести ограничение на размещение маркера технологии только на планшете игрока.
В итоге, Orléans стала для меня одной из самых интересных игр Эссена в 2014 году. Мне очень нравятся игры, в которых нужно оперативно принимать решения, держа в голове общий план на игру. В игре важно найти разумный баланс жетонов в вашем мешочке (по крайней мере, так утверждает создатель игры). Мне кажется, что это соревновательный момент, хотя стратегия тут тоже не помешает. Более подробную информацию и правила игры можно найти на сайте издательства.
Джеймс.
На основе двух партий на 2 и 4 игроков.
Поле показалось невзрачным, а сама игра заинтересовала. Спасибо, что перевели статью, а то самому пришлось бы гораздо дольше ее изучать.
@gazza
Тоже увидел подобное несоответствие. «Красочек» на поле не помешало бы добавить.
Всегда пожалуйста. Очень приятно, что вам понравилось.
Поле тусклое, чтобы тайлы хорошо выделялись. А так каша будет