Добро пожаловать в мир настольных игр

Обзор игры Ra

Игра Ra немецкого дизайнера Райнера Книции считается классикой аукционных игр. Тов. Pard рассказывает о ней подробнее.

Игроки окунаются в древнеегипетскую историю и стремятся опередить соперников в собирании разных комплектов плиток, отражающих предметы того времени. Комплект игры состоит из 180 плиток, и какая-то часть из них распределяется между участниками партии, в течение трёх раундов, называемых эпохами. Сколько именно плиток окажется доступно игрокам, определяется элегантным и необычным способом, и зависит от порядка выхода специальных плиток, с богом Ра. Их 30 штук, а каждая эпоха заканчивается тогда, когда игроки откроют 10 из них (если играют менее 5 игроков, то 9/8/6 для 4/3/2 игроков соответственно). Чисто теоретически в партии возможны совершенно удивительные расклады, например:

1) с самого начала партии игроки будут открывать только эти плитки Ра, подряд, одну за другой, и больше ничего не откроют, игра на этом закончится, игроки очков вообще не наберут,

2) все плитки бога Ра будут открыты в самом конце партии, и игроки сыграют все игровые плитки уже в первой эпохе, набрав огромное количество очков.

Так что игрокам по ходу каждой партии приходится подстраиваться к вырисовывающемуся в партии ритму выхода игровых плиток, а подобное хаотичное течение партии встречается в настольных играх крайне редко.

Чем же занимаются игроки во время партии? Автор игры придумал элегантный метод распределения добычи: мини-аукцион, в котором каждый игрок в свою очередь может сделать только одну ставку, и это существенно ускоряет процесс. Это похоже на то, как работают розыгрыши взяток в карточных играх, — каждую взятку получает игрок, положивший самую старшую карту, — с той лишь разницей, что в этой игре победитель аукциона вместе с добычей получает и ставку, выигравшую предыдущий аукцион! Вот как это работает. Например, при игре 3 игроков они получают в начале игры жетоны с такими номерами: 13, 8, 5 и 2 у первого игрока, 12, 9, 6 и 3 у второго, и 11, 10, 7 и 4 у третьего. На поле кладётся жетон 1. Тот игрок, который выиграет первый аукцион, например второй игрок с жетоном 6, положит свой выигравший жетон на поле, а себе заберёт жетон 1. Этот жетон 6, в свою очередь, заберёт себе игрок, который выиграет следующий аукцион, и т. д. Полученный с поля жетон игрок кладёт рубашкой вверх — он сможет им воспользоваться лишь во время аукционов следующей эпохи. То есть, решая, участвовать ли в аукционе, и если да, то чем, игрок одновременно нацеливается и на получение жетона, лежащего на поле. Хорошо ведь, когда тратишь свой слабый жетон, а взамен получаешь более сильный!

Игрок, выигравший аукцион, получает добычу — все плитки, в данный момент игры находящиеся на поле. В игре несколько видов плиток, и все они приносят игрокам разное количество очков:

— фараоны — дают игроку по 1 очку каждый, в каждую эпоху, сохраняются у игрока до конца игры, дополнительно — приз +5 игроку с наибольшим числом фараонов, штраф -2 с наименьшим,

— культура — игрок штрафуется на -5 очков, если у него нет ни одной плитки культуры, все плитки культуры пропадают в конце эпохи, игрок получает +5 очков, если собрал плитки 3 разных культур, +10 за 4 и +15 за все 5 видов культуры,

— памятники — сохраняются и подсчитываются в конце игры, дают +1 за каждый разный памятник от 1 до 6 видов, +10 за 7 видов, +15 за все 8 собранных видов памятников, ещё +5 за каждые 3 одинаковых памятника, +10 за 4, +15 за все 5 собранных памятников одного вида,

— река — в игре есть отдельные плитки Нила и наполняющей его воды, но игрок получает +1 за каждую такую плитку только в том случае, если в этой эпохе собрал хотя бы одну плитку воды (в конце эпохи плитки воды пропадают),

— золото — просто приносит игроку +3 очка, пропадает в конце эпохи,

— боги — приносят игроку +2 очка, пропадают в конце эпохи, и по ходу раунда игрок может удалить из игру имеющуюся у него такую плитку, а взамен взять себе любую плитку, лежащую на поле, но только не другую плитку бога.

Помимо всех этих приносящих доход плиток в игре есть и убыточные — получив такую плитку, игрок обязан удалить из игры 2 имеющиеся у него плитки соответствующего типа — фараонов, культуры, реки (воду в первую очередь) или памятников.

В свой ход игрок может сделать что-то одно из трёх доступных действий: открыть новую плитку и положить её на поле, начать аукцион или заменить имеющиеся у него плитки богов на другие плитки, уже лежащие на поле. Если игрок открыл плитку Ра, она тоже запускает аукцион. Ставки в аукционе игроки делают по очереди, по часовой стрелке, выбирая один из имеющихся у них жетонов. Последним делает ставку активный игрок и это, конечно же, очень выгодно — можно забрать добычу, потратив на это минимальный жетон. Вся информация в игре открытая, за исключение набранных очков. Игроки видят, какие у кого жетоны остались, а также кто что уже собрал. Это часто помогает: если, например, охотишься за недостающим памятником, сначала посмотри на то, что уже собрано игроками — возможно, все эти памятники уже лежат у них, и ждать его бессмысленно.

В итоге перед нами игра, не позволяющая расслабиться ни на минуту. Игрок должен внимательно следить за всем. Сколько примерно аукционов осталось до конца эпохи и не пора ли начинать беспокоиться за свои до сих пор не потраченные жетоны? Не забыть бы заполучить хотя бы одну культуру, чтобы не быть оштрафованным! Стараться постоянно иметь больше всех фараонов — так не только не получишь штраф за отставание, но и получишь приз за лидирование. Стараться наполнить свой Нил водой, иначе все эти плитки очков не дадут. Смотреть за тем, кто какие памятники собирает и по возможности не только собрать хороший комплект самостоятельно, но и не позволить сделать подобное противникам. Следить за оставшимися у игроков жетонами и своими шансами на победу в оставшихся аукционах. И за жетоном на поле, тем самым, который ты получишь, если выиграешь аукцион. Смотреть, какие плитки разрушений открылись и сколько вреда они тебе принесут, если выиграешь в аукционе текущую добычу. Вот, кажется и всё. Ах, да — ещё в конце игры игрок с наибольшей суммой имеющихся у него жетонов получает +5, с наименьшей -5, и это по ходу третьей эпохи тоже следует иметь в виду. И, конечно же, хорошо бы помнить, какие важные плитки, особенно разрушительные, уже вышли из игры.

Не смотря на своё уже почти 21-летие, игра популярна, и регулярно выпускается разными издательствами, с разным оформлением. Вот как выглядят плитки и поле в версии от Windrider Games:

Себе я сделал простой, но наглядный редизайн. В моей версии соперничают издательства настольных игр. Как только открывается очередная выставка настольных игр, они затевают аукцион за право получить в свой издательский портфель игры разных видов и механик. Конечно же, у каждого солидного издательства должна быть своя фабрика, которая без сырья (бумага, картон), увы, не работает. Полученные за игры награды тоже приносят издательствам очки — чем больше наград, тем лучше.

1 комментарий

  1. gazza

    Игорь, спасибо за обзор. Давно присматриваюсь к этой игре. Многие посвященные отмечают ее как одну из лучших игр с механикой аукциона. Классика не устаревает. Правда, в последнее время ее не так просто найти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑