Добро пожаловать в мир настольных игр

Обзор игры «Railways of the World»

В конце весны у меня в коллекции появилась замечательная игрушка — Railways of the World. Как только эта игра у меня появилась, я задумал написать её обзор и вот, наконец-то он готов. Читайте на здоровье! 

Знаете ли вы, каково это – быть железнодорожным магнатом? Скольких усилий требует строительство железнодорожной сети и как много нужно инвестиций, чтобы своевременно обновлять парк локомотивов? А каково решать все эти задачи сразу, когда вам на пятки наступают конкуренты? Если вы полагаете, что способны успешно решить все эти вопросы и готовы попробовать себя в роли владельца железной дороги, в этом вам поможет настольная игра Railways of the World. Как вы уже догадались, Railways of the World, название которой можно перевести на русский язык как «Железные дороги мира», посвящена строительству железнодорожной империи. Здесь вам придётся прокладывать железные дороги, приобретать всё более мощные поезда и, конечно же, возить грузы. 

Эта игра была издана в 2009 году компанией Eagle Games, однако на самом деле впервые она увидела свет ещё в 2002 году под названием Railroad Tycoon. В действительности Railways of the World – это та же самая Railroad Tycoon, изданная под другим названием с минимальными изменениями.

При первом знакомстве с RoTW неискушённый любитель настольных игр будет сражён наповал. Перед ним предстаёт большая и тяжёлая коробка, внутри которой скрывается настоящее богатство – более ста разноцветных пластиковых паровозов, около сотни цветных деревянных кубиков, штук тридцать пластиковых строений, почти триста картонных жетонов железных дорог, карточки локомотивов, несколько десятков игровых карт, картонные акции, мешочек из непрозрачной ткани, пачка игровой валюты, счётчик победных очков формата А4 и аж два игровых поля!

Качество исполнения компонентов очень и очень хорошее. Пластиковые паровозы отлично смотрятся, жетоны железных дорог удобны в использовании, игровые карты отпечатаны на плотном картоне, миниатюрные сооружения весьма привлекательны, акции отпечатаны на приятном материале с фактурой «лён», да и все остальные компоненты заслуживают похвалы.

Отдельного упоминания заслуживают игровые поля. На первом (меньшем по размеру) изображена разлинованная на шестиугольники карта Мексики. На этом поле могут сыграть от 2 до 4 игроков, причём, играть они будут по слегка упрощённым правилам, позволяющим ознакомить новичков с основами RoTW. Второе поле, на котором изображена восточная часть территории Соединённых штатов, рассчитано на большее количество игроков. На нём могут играть от 3 до 6 человек, и оно настолько велико, что основная часть игроков наверняка вынуждена играть исключительно на полу, так как подходящих размеров стол найдётся далеко не у всех.

На игровом поле (точнее, на обоих полях) изображена географически достоверная территория с равнинами, реками, озёрами и горами, по которой игрокам предстоит прокладывать свои рельсы. Также на карте присутствуют города, помеченные различными цветами. В них выставляются разноцветные кубики, и в процессе игры игрокам нужно будет возить эти кубики в города соответствующего цвета (красный кубик – в красный город, синий – в синий и т.п.).

Подготовка к партии в RoTW занимает около 5 минут. Чтобы начать игру, нужно сделать достаточно много вещей: разложить по городам цветные кубики в случайном порядке (они тянутся из мешка; количество кубиков напечатано на каждом городе), раздать игрокам стартовые карточки паровозов, выдать всем по комплекту цветных паровозов и установить по одному локомотиву каждого цвета на счётчик очков, отобрать необходимое количество пластиковых зданий, которыми отмечаются «выдохшиеся» города, где не осталось никаких товаров. А ещё нужно положить любой жетон на счётчик раундов. Теперь можно приступать к игре – один из участников получает карточку первого игрока и начинает партию.

В свой ход игрок может выполнить одно из доступных действий:

— строительство дороги;
— перевозка грузов;
— апгрейд локомотивов;
— использование карты;
— развитие города.

Затем одно действие выполняет второй игрок, потом третий и так далее. Рано или поздно право хода снова переходит к первому игроку, который открывает второй круг действий, а потом точно также все совершают по третьему действию. Затем все игроки получают прибыль, и на этом ход заканчивается. Таким образом, ход в RoTW состоит из трёх действий, которые выполняются всеми игрокам по очереди, за которыми следует фаза дохода. Новый ход начинается с аукциона, на котором игроки торгуются за право действовать первым. 

Разберём игровые действия подробнее.

Построить железную дорогу.  За одно действие можно проложить до четырёх участков рельсов, полностью оплатив их стоимость. 

Цена дороги зависит от типа местности, в которую придётся забить шпалы. Так, если за строительство железнодорожной линии по равнинному участку нужно отдать всего $2000, то за прокладку рельсов по воде придётся заплатить больше $3000, а строительство дороги через гору обойдётся ещё дороже — $4000 за гекс. Кроме того, в горах есть особо сложные участки, где между соседними клетками нужно бурить тоннели, что обойдётся в дополнительные $4000.

Строить дороги можно только начиная из любого города или продолжая свой собственный участок. Чтобы отличить, где чья дорога, каждый игрок выставляет на построенные им участки локомотивы своего цвета.

Примечательно, что железные дороги могут пересекаться, так что заблокировать чужое строительство невозможно. Правда, в игре есть другое ограничение – из каждого города выходит ограниченное количество рельсовых участков и, если ко всем уже пристроены чужие рельсы, построить в этот город дорогу вы уже не сможете.

Перевезти груз. За одно действие можно перевезти 1 кубик любого цвета в город такого же цвета.

Для этого игрок должен выполнить два условия. Во-первых, у него должна быть построена железная дорога из города, в котором находится груз. Во-вторых, уровень его локомотива должен соответствовать количеству отрезков железной дороги, которые отделяют кубик-груз от места назначения.

Все игроки начинают игру с паровозом 1 уровня, что означает, что перевозить грузы можно только между соседними городами. Однако за определённую сумму игрок может приобрести более совершенные локомотивы, позволяющие возить грузы на более дальние расстояния. Так, паровоз 2 уровня позволяет перевозить груз в город, лежащий в двух отрезках железной дороги от места нахождения груза, на паровозе 3 уровня – в город на расстоянии трёх отрезков и т.п.

Улучшить локомотив.

Оплатив требуемую сумму игрок получает карточку локомотива следующего уровня, что позволяет ему перевозить грузы в дальние города. Максимальный уровень паровоза в игре – 8-й.

Вложить инвестиции в развитие города.

На игровом поле присутствуют серые города, которые считаются бесцветными. Грузы из них вывозить можно, а вот привезти какой-нибудь груз в такой город нельзя. Однако, оплатив $10 000, игрок может сделать любой из изображенных на карте бесцветных городов цветным, причём, в него ещё и добавляются новые кубики груза. В качестве альтернативного действия можно изменить цвет любого цветного города, где уже закончились все грузы (при этом в него также добавляются новые кубики).

Взять карту развития.

При игре по полным правилам на карте США применяется колода карт развития. Эти карты выкладываются рядом с игровым полем и позволяют игрокам совершать ряд дополнительных действий. Например, строить не по 4 секции железной дороги за одно действие, а по 5, или, например, бесплатно развить город.

Примечательно, что все игроки начинают партию, не имея совершено никаких средств, однако уже с первого хода всем потребуются деньги на строительство железной дороги. Получить их можно выпуская акции своей транспортной компании. За каждую акцию вы немедленно получаете $5000, однако до самого конца игры в конце каждого хода вы будете оплачивать по ней дивиденды в размере $1000. Эти акции, по сути, представляют собой кредит, который можно взять, но погасить никак нельзя, и потом придётся выплачивать всю игру по нему проценты. Кроме того, в конце игры количество выпущенных акций вычитается из числа набранных вами победных очков, так что к их выпуску нужно подходить с осторожностью.

Акции – это не единственный источник наличности в RoTW. В конце каждого хода разыгрывается фаза дохода, в которую игроки получают деньги за свои перевозки. Прибыль каждого игрока определяется при помощи счётчика победных очков, скрещённого со счётчиком доходов. В отличие от стандартных счётчиков победных очков, используемых во многих других играх, в RoTW на счётчике указаны сразу два значения – собственно победные очки, а также доход игрока. Увеличить эти значения можно одним-единственным способом – перевозя грузы по своей железной дороге. Каждый раз, когда вы довозите груз, ваша фишка передвигается на счётчике на столько делений, через сколько отрезков железной дороги вы его провезли (три отрезка = три деления и т.п.). Помимо получения победных очков вы также увеличиваете свою выручку.

Ещё один способ заработать – это задания. И на карте США, и на карте Мексики игрок может получить победные очки (и, соответственно, увеличить свой доход), первым построив дорогу между отдельными парами городов. Правда, некоторые из них расположены достаточно далеко друг от друга и бывает, что рельсы приходится тянуть аж через всё игровое поле, но награда за выполнение задания обычно окупает все вложения.

В игре заложен механизм, не позволяющий победителям сильно вырываться вперёд — как только количество очков у вас перевалит за пять десятков, выручка начнёт снижаться. Впрочем, как показывает практика, если кто-то достигает таких высоких значений, размер выручки уже не имеет для него особого значения.

Партия в RoTW заканчивается когда будут вывезены грузы из определённого количества городов (их количество зависит от числа игроков). Побеждает в игре тот, кто наберёт больше всех победных очков.

Ну что же, сухое описание правил осталось позади, и теперь можно смело поговорить о том, что же представляет из себя Railways of the World, и какие она оставляет после себя впечатления.

Перед нами самая что ни на есть экономическая стратегия, где игрокам нужно зарабатывать деньги. Начиная в буквальном слове с нуля, в ходе партии каждый в меру своих способностей старается создать махину, способную приносить прибыль (и победные очки, куда же мы без них). С первого и до последнего хода RoTW ставит перед игроками богатый выбор. Кто-то будет строить дорогу между дальними городами в расчёте на награду за выполнение заданий, кто-то создаст небольшую, но эффективную логистическую сеть, проложив рельсы между несколькими населёнными пунктами, расположенными неподалёку друг от друга, а кто-то будет залезать в долги, прокладывая множество дорог и непрерывно улучшая свои локомотивы, чтобы потом заработать сразу много денег за перевозку грузов на дальние расстояния.

С самого первого хода игроки вынуждены действовать в режиме жестокой конкуренции. На карте всегда найдётся несколько лакомых участков, на которые положат глаз сразу несколько игроков. И начинается гонка: кто быстрее построит дороги, и кто первым вывезет кубики. За исключением проводимого в начале каждого хода аукциона за право ходить первым, никакого прямого взаимодействия в игре нет, но зато непрямого – хоть отбавляй. То кто-то проложит рельсы прямо у тебя под носом и свою линию приходится строить в обход, затрачивая на это дополнительные деньги. То прямо вывезут груз прямо из-под носа, то умыкнут карточку, на которую ты положил глаз.

Игра отличается ещё и высокой динамичностью. Выбор-то у игрока обычно невелик, либо строить дорогу, либо везти кубики, реже – апгрейдить паровоз или взять карту, так что все действия совершаются игроками очень быстро, а если кто и решить обдумать свой ход, много времени на это обычно не требуется. И лишь при игре полным составом, вшестером, на первых порах может проявляться провисания – да и то, только пока все не освоятся в игре.

К достоинствам RoTW относится и терпимость к ошибкам игроков. Куда бы вы не вкладывали свои деньги, какую-никакую прибыль извлечь всё равно сможете. Правда, если несколько раз промахнуться по-крупному в самом начале партии, то догнать обошедших вас конкурентов будет довольно нелегко, но уже буквально во второй партии к игрокам приходит понимание, что залог успеха заключается не в строительстве разветвлённой и разобщённой железной дороги, а в создании длинного пути, проходящего через несколько городов, все участки которого примыкают друг к другу. Это позволяет равномерно «окучивать» города, охватываемые вашими рельсами и постепенно усовершенствовать паровозы, перевозя цветные кубики грузов всё дальше и дальше.

Ещё один положительный момент заключается в том, что RoTW отлично масштабируется. Сразу два игровых поля позволяют комфортно играть любым количеством участников. На карте Мексики с одинаковым интересом конкурируют двое, трое и четверо человек. Если же в компании больше игроков, к вашим услугам карта США, где могут померяться железными дорогами до шести игроков. Но это не означает, что возить грузы по Америке можно только впятером или вшестером, на этой карте интересно играть даже втроём.

Немаловажно, что, несмотря на обилие компонентов, правила игры просты и, главное, интуитивно понятны. Смысл игры объясняется новичкам за пару секунд, строим дороги и везём кубики, красные — в красные города, чёрные – в чёрные. Игра заканчивается, когда мы вывезем кубики из стольки-то городов. Вот и всё.

К сожалению, почти в каждой бочке мёда имеется ложка дёгтя, и даже у такой отличной игры как Railways of the World имеются недостатки. Самый очевидный — это проблемы с цветопередачей. По неизвестной причине цвета отдельных городов почему-то не всегда соответствуют цветам грузов. Например, если глядя на фиолетовый кубик, не возникает никаких сомнений в том, что перед тобой предмет именно фиолетового цвета, то увидев фиолетовый город, понимаешь, что никакой он не фиолетовый, а самый что ни на есть розовый.

Похожая ситуация и с синими городами – они очень темные и цвет их отличается от синих кубиков. К счастью, это лишь технические неудобства, на которые обращаешь внимание только в первых партиях. Правда, нельзя не отметить, что эта ошибка уже присутствовала в Railroad Tycoon 2002 издания и по неизвестным причинам не оказалась исправлена в Railways of the World, изданной семь лет спустя.

Некоторые игроки также высказывают недовольство тем, что цвета кубиков-грузов совпадают с цветами локомотивов игроков, но я решительно не понимаю что в этом плохого. Никаких затруднений из-за совпадения цветов паровозов и грузов у нас ни разу не возникало. Перепутать локомотив с кубиком никак нельзя.

Неоднозначно решён вопрос с длительностью партии. На карте Мексики игра длится час-полтора, а вот если сесть вшестером за освоение Америки, то партия может затянуться часа на два-три. Однако всё это время буквально пропитано действием, и практически никаких пауз в игре нет, так что эти часы пролетают совершенно незаметно. Кажется, что ты только начал прокладывать свои первые рельсы, а тут, на тебе, уже почти из всех городов вывезены товары.

Ещё один нюанс, на который стоит обратить внимание – игра достаточно масштабна. В прямом смысла этого слова. Если для того, чтобы сыграть на карте Мексики подойдёт практически любой обычный стол, то для карты США потребуется огромная поверхность и, скорее всего, вам придётся играть на полу.

Несмотря на то, что Railways of the World появилась всего лишь в прошлом году, к ней уже издано целых два дополнения: в 2008-м — Railways of the Europe и в 2010?м — Railways of the England and Wales. Удивлены, что дополнение появилось раньше базовой игры? Всё просто – Railways of the Europe на самом деле вышло в качестве дополнения для Railroad Tycoon, но так как RT практически ничем не отличается от ROTW, на карте Европы можно сыграть и имея Railways of the World.

По слухам прямо сейчас полным ходом идёт разработка новых дополнений. Одно из них, как и Англия и Уэльс, будет рассчитано на 2-3 игроков, а другое – Railways of the Western US, содержит карту западной части США и позволяет соединить её с восточным побережьем из базового набора и поиграть на гигантской карте Соединённых Штатов. И что-то мне подсказывает, что это будет не последнее дополнение для ROTW.

Стоит отметить, что Railways of the World – не единственная известная игра о железных дорогах. Существуют ещё как минимум два сходных проекта, основанных на той же игровой механике, где по расчерченной на гексы карте нужно прокладывать рельсы и перевозить из города в город разноцветные грузы. Это Age of Steam и Steam. Фактически обе эти игры принадлежат перу Мартина Уоллса, но изданы они в разное время. Age of Steam вышла в 2002 году, правила её будут потяжелее, но и фанатов у игры не мало. Для неё вышло около десятка дополнений, и игра жива до сих пор. Steam – это самая свежая игра про железные дороги. Как и ROTW, она вышла в 2009 году, но позднее, и её правила несколько отличаются от ROTW. Например, в начале каждого хода игроки выбирают роли, а шкала победных очков здесь отделена от шкалы дохода и при перевозке грузов игрок сам выбирает, получить ли ему очки или увеличить прибыль.

Итак, в сухом остатке мы имеем отличную экономическую стратегию, выдержавшую почти десять лет на рынке настольных игр и заслуженно пользующуюся популярностью среди множества любителей настолок по всему миру. Railways of the World нравится мне так сильно, что я без тени сомнения рекомендую её всем любителям экономических игр, игрушек европейского типа и прочих бесконфликтных настольных игр.

PS: в заключении хочу поблагодарить за знакомство с этой замечательной игрой интернет-магазин btrain.ru и лично Ивана Аржакова.

18 комментариев

  1. Иван

    Юрий, а подскажи пожалуйста насколько игра языкозависима, много ли английского текста в самой игре и есть ли правила, и если надо то и компоненты на русском?

  2. hk

    @Иван

    Текст присутствует только на игровых карточках, которые применяются при игре на карте США. Но мы играли даже без перевода, потому как карточки позволяют выполнить очень простые действия: улучшить город, построить больше рельсов за ход и т.п. Достаточно один раз озвучить их эффект и всё.

  3. Иван

    @hk
    А как насчет правил?

  4. Qsu

    Правила на русском тут.
    http://www.boardgameserver.net/rules.php?game=rotw

    PS. Я как раз жду прилета ROTW, надеюсь, тоже понравится 🙂

  5. Vaka75

    @Qsu
    Тоже присматриваюсь к этой игре и думаю заказать. Если не секрет где был заказ? Я ищу где дешевле…

  6. Иван

    @Qsu
    СПАСИБО!!! Теперь тоже задумываюсь над покупкой.

  7. Legion

    Небольшое уточнение. В 2008 году вышло дополнение Rails of Europe. Которое совместимо с Railways of the World, а в 2010 это дополнение ещё раз переиздали с названием Railways of Europe. Столкнулся с этим когда делал заказ в интернет-магазине. Между этими дополнениями есть небольшие различия, которым посвящён отдельный обзор на БГГ, и поэтому лучше брать дополнение Railways of Europe (2010) код продукта: FRD 052, а не дополнение 2008 года.

  8. Qsu

    @Vaka75
    Выбора особого не было, заказала через группу вконтакте http://vkontakte.ru/club8375786, обещали за 3240. Думаю, она стоит того.

  9. Legion

    @Qsu
    выбор есть всегда. http://www.boardsandbits.com. Думаю, можно было дешевле.

  10. Qsu

    @Legion
    угу. и в придачу докупить еще кучу ненужных мне игр, чтобы окупить доставку. К тому же на тот момент игра отсутствовала в B&B.

  11. Legion

    @Qsu
    Я может неправильно считаю, но 3240 это больше ста долларов. Поэтому ну никак даже заказ одной копии Railways of the World обойтись больше 100 долларов не мог.
    А вот с наличием у них всегда проблемы. 🙁 Я как соберусь что-нибудь заказать — у них всегда нет. Уже больше 3х раз такое было. Просто удивительное невезение.

  12. Qsu

    @Legion
    RotW, емнип около 50 баксов стоит + доставка 75.
    Заказывать больше копий и перепродавать их мне лень.

  13. Qsu

    Игра — супер! Сегодня привезли и с ходу сыграли два раза подряд на карте Мексики (играли вдвоем).
    Уже предвкушаю, как будем распиливать США )) Кстати, правила какие то мутные и двоякие. Может, кто знает, подскажите..
    — разрешена ли урбанизация на карте Мексики?
    — разрешена ли урбанизация одного и того же города несколько раз?
    — все-таки апгрейд двигателя со 2 на 3 уровень стоит 5 или 10 тыс $?
    Заранее, спасибо!

  14. hk

    @Qsu

    1. Нет, не разрешена. В Мексике правило урбанизации не используется.

    2. Урбанизировать можно только «серые» города. После урбанизации в город кладётся цветной жетон, так что он перестаёт быть «серым». Повторно урабнизировать его уже нельзя.

    3. Насколько я помню, на паровозе 3 уровня указана цена — $10 000. Откуда вопрос про пять тысяч?

  15. Qsu

    @hk
    1) спасибо!
    2) А если урбанизированный город (с цветным жетоном) опустеет и получит жетон пустого города, его можно повторно урбанизировать согласно цитате из правил «Также можно урбанизировать пустой город, при этом маркер убирается» ?
    3) да, эт я уже разобралась, сорри )

    И очень важный вопрос родился сегодня. Игрок А строит длинную трассу из 12 гексов, выкладывая согласно правилам, за каждое действие по 4 тайла.
    Игрок Б, видя это, окружает конечный город-цель игрока А своими тайлами, блокируя все подходы к городу, в расчете на то, что в конце хода все недостроенные участки снимаются с карты и таким образом игрок А потеряет много денег за незаконченную трассу. (Игрок Б тоже теряет деньги за одиночные тайлы, которыми он окружил город, но они для него не существенны)
    Чую, что это какой-то чит, ведь таким образом просто нереально строить длинные трассы, но нигде в правилах мы не нашли запрет действий игрока Б. В чем подвох?

  16. Qsu

    неужели никто не знает?… (

  17. Qsu

    «В качестве альтернативного действия можно изменить цвет любого цветного города, где уже закончились все грузы (при этом в него также добавляются новые кубики).»

    Вот такой информации в правилах точно нет.Полвечера вчера спорили, пока не выяснили что фраза «Снять жетон пустого города и урбанизировать» относится опять-таки к серым городам.

  18. Вадим

    Могу ответить на вопрос двухгодичной давности 🙂
    В правилах четко написано: «The first tile laid must either connect to a city or to the end of an incomplete link that the building player owns. All subsequent tile laid during that action must then extend that link», что в переводе на русский означает: «Первый размещаемый тайл должен либо соединять город, либо конец незаконченного пути, которым владеет игрок, прокладывающий рельсы. ВСЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ ТАЙЛЫ, РАЗМЕЩАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ТЕКУЩЕГО ДЕЙСТВИЯ, ДОЛЖНЫ ДАЛЕЕ РАСШИРЯТЬ ЭТОТ ПУТЬ». Таким образом, получается, что игроку Б, окружающему город для того, чтобы помешать игроку А, придется потратить по одному действию на каждый тайл, соединяющий и окружающий город, то есть реально помешать можно, если у города имеется только 2 или 3 возможных примыкания рельсов, а таких городов мало (хотя не отрицаю, что возможна ситуация, когда несколько подходов к городу заняты путями других игроков). Но все же хочу сказать, что эта игра стратегическая, поэтому игрок А, строящий такой длинный путь в город, имеющий, скажем, всего лишь одно или два возможных примыкания, должен заранее оценивать все свои риски и не должен строить иллюзий, предвидя возможные «опасные» маневры со стороны других игроков, которые могут ему помешать, и в случае чего должен предусмотреть возможность «увода» рельсов пути по направлению к другому ближайшему городу, чтобы в конце 3-го раунда не потерять свой недостроенный длинный путь, если вдруг что-то пойдет не по плану.   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑