Тов. Pard рассказывает о новой понравившейся ему настольной игре Roll Camera! The Filmmaking Board Game, в которой игроки совместно создают кинофильм.

Поскольку сам делаю фильмы, то сразу обратил внимание на настольную игру об этом увлекательном процессе. В отличие от предыдущих попыток (Dream Factory или The Producer: 1940-1944), в этой игре упор делается именно на самой съёмке, и результат получился достойный. Рассказываю подробнее.

Игроки поочерёдно командуют съёмочной бригадой, состоящей из 8 человек. Их задача — посмотреть на описание очередной сцены фильма и в соответствии с нею в построенных декорациях выставить свет, звук, камеру и актёров. Сцена описывается вот такой картой, на правой части которой как раз и показано, где должны находиться члены съёмочной бригады с соответствующим оборудованием:

Однако дисциплина на студии сильно хромает, и кто именно из бригады появится на съёмочной площадке в этой смене, определяется случайным образом, с помощью бросков 8 кубиков, на гранях которых изображены камера, свет, звук, актёр, спецэффект и художник-постановщик:

Забавно, что спецэффект выступает в роли джокера и может заменить любого другого члена бригады, что логично. Если собрать всех необходимых людей удалось, то сцена будет снята. В противном случае игрок оставляет всю съёмочную бригаду на своих местах — возможно снять её удастся следующему игроку, — и в таком случае отснятая сцена отправится на монтаж, с возможной прибавкой к оценке качества создаваемого фильма (отмечается звёздочками):

Все сцены снимаются в выстраиваемых декорациях, которых в игре всего 8 штук:

Декорации ставятся в съёмочном павильоне размером 5х5 и их по мере необходимости можно перемещать. Кубики персонала можно ставить только на синие квадратики. Иногда это приносит дополнительный бонус.

На карте каждой снимаемой сцены указан её жанр. В принципе, фильм можно монтировать из сцен любого жанра. Но в сценарии, состоящем из двух карт, чётко указаны название фильма, а также, как повлияют на его качество наличие в нём сцен того или иного жанра:

В приведённом примере:

— за каждую романтическую (отмечена жёлтым цветом) сцену в конце фильма (4-й или 5-й эпизод) оценка готового фильма повышается на 3,

— за соседние жестокие (красные) или комедийные (фиолетовые) сцены — на 2.

Всего в фильме должно быть 5 сцен. К счастью, сценарий фильма можно перекраивать по ходу съёмок, подгоняя его бонусы и название под уже отснятые сцены.

Съёмочная смена каждого игрока начинается с разгребания очередной возникшей проблемы, которые бывают самые разные:

Проблемы никуда не исчезают до тех пор, пока не будут решены с помощью персонала. Хорошо, что у съёмочной группы одновременно может быть не больше 3 проблем — в таком случае 4-я проблема не появляется!

В любой момент своего хода игрок может созвать срочное совещание. И тогда игроки могут помочь ему советом. Для этого у каждого игрока всегда есть 3 карты из колоды карт идей, типа таких:

Из трёх предложенных идей активный игрок немедленно реализует одну, другую оставляет про запас, а третью сбрасывает.

У каждого игрока есть персональный планшет, с тремя возможными действиями (одно одинаковое для всех и два уникальных) — в соответствии с выбранной им в начале игры должностью. Такой — у режиссёра-постановщика, который способен превращать время-деньги-качество друг в друга и выбрасывать непонравившиеся ему сцены:

Действия, указанные на картах идей и на планшетах игроков, в некоторой степени дублируют все действия, которые возможны в игре и которые указаны на игровом поле (моя русская версия размера А2):

Для выполнения любого действия игрок должен отправить одного или нескольких кубиков сотрудников на соответствующие этому действию синие квадратики. И — самое главное! — у съёмочной бригады есть бюджет и конкретный срок, к которому фильм должен быть готов! Мало того — итоговое качество фильма должно быть на соответствующем уровне! Если фильм не готов или он получился отвратительного качества, то игра проиграна. К счастью, в игре предусмотрены много действий, позволяющих чудесным образом преобразовывать время в деньги или деньги в качество, и прочее. Например, можно снять более дешёвую сцену, но за это получить очередную проблему. А можно снять более дорогую сцену и сэкономить на этом драгоценное время.

Подводим итоги. Игра по сути — замечательная и весёлая головоломка. Партия протекает быстро и без томительных ожиданий своего хода. Игра позволяет вжиться в процесс съёмки фильма и в итоге получить уникальный запоминающийся результат партии. А по смонтированным сценам фильма каждый может рассказать свой вариант получившейся истории. Естественно, можно вносить в игру свои дополнения (помимо ожидающихся официальных) и домашние правила.

Готовую игру можно будет увидеть только через год, но уже сейчас её можно опробовать в Tabletop Simulator (не забывая перед началом партии добавить 2 недостающих кубика):