ZoRDoK написал у себя на сайте о впечатлениях от новой игры Звезды — Ван Хельсинг. Описание получилось отличным — чётко подмечены все недостатки игры и недоработки, допущенные как на этапе её создания, так и при издании русской версии.
Про графа Дракулу слышали все. Многие, и я в том числе, Брема Стокера не читали и не планируют, т.к. вся сюжетная линия давно уже разжёвана в бесчисленных фильмах, римейках, эскизах на тему и прочей ерунде. Итак, игра возвращает нас к первоистоку — четырём героям из книжки и кровавому графу с его невестами. Без всяких новомодных вампиров-бандитов а ля игры White Wolf или фильмы Blade/Underworld и т.п. или "романтишных" взглядов/засосов из саги "Сумерки". Игра, скорее всего, имеет корни в самой книге и неплохом боевичке Van Helsing (оформление мне показалось очень схожим) с Хью Джекманом.
Корни-то имеет, но настящим эстетам и ценителям вампирского антуража принесёт много печали. Впрочем, об этом чуть позже, давайте по порядку.
Компоненты
Игру выпустила фирма Sirius, западное лицо нашей Звезды. Как я понимаю, Сириус имеет своё руководство, авторов и дизайнеров, поэтому до нас игра дошла в первозданном виде.
Отличная вырубка, хорошие тайлы. Поле просто загляденье. Коробка и арт так себе, на французский манер. Не FFG, конечно, где-то на уровне Flying Frog, однако же цепляет.
Отдельно хочу похвалить (куда без этого) фигурки. Выполнены отменно. Просто супер. Можно не раскрашивать — они просто чудесны. Чёрный граф, серые невесты, разноцветные положительные персонажи — и цвета подобраны приятные (не то что в "Робин Гуде"). В общем, супер. Поле лежит ровно, проблем нет.
О чём сама игра
Игра в стиле "все против одного". По механике напоминает "Трёх Мушкетёров" скрещенных с "Яростью Дракулы". Последняя игра тут не только из-за общей темы. Дракула прячется, охотники ищут. Дракула может напасть, охотники — ответить. Дракула регулярно "испаряется", скрывая своё местоположение.
Как и в Мушкетёрах, тут везде разбросаны полезные предметы. Персонажи могут либо перемещаться, либо поднимать предметы, либо вступить в стычку и начать кубикметание.
Из предметов есть "аптечки", разное оружие (меняется вероятность попадания) и различные вспомогательные предметы. Также на поле прячутся миньоны графа — его "невесты", их нужно отыскать и уничтожить (а Дракуле — привести хотя бы четырёх к себе в почивальню). О, да, Дракула может покусать персонажей, и они станут играть за него. Их также можно обратить назад, но куда сложнее.
Впечатления
Впечатлений целый круговорот. Дополнительно я почитал обзоры наBGG, в попытке выяснить, почему игре поставили 5.7 баллов западные геймеры.
Итак, игра красивая, атмосферная, для детей, случайная. Случайная просто ужас какая. Никакой стратегии в игре нет — действия игрока определяются наличием у него оружия, количеством жизней и присутствием рядом противника. Все перечисленное, кроме присутствия, целиком возложено на его величество случай. Выпало у игрока с ножом 1, и вот уже Дракула уносит ноги. Не выпало — игрок погиб.
Начнём разбирать с внешнего. Замки. Это тихий ужас. Замки — огромные картонные штуковины, которые должны поместиться на поле в 2-миллиметровую дверку. Посмотрите на их размер на рисунке выше. И найдите двери между комнатами. А теперь представьте, как это чудо закроет дверь и ещё пару комнат рядом. С такими штуками у Звезды всегда были проблемы, свежа ещё память о Львином Сердце.
Комнатки крохотные, фигурки персонажей там еле помещаются, а тут ещё и предметы, отлично загораживающие и без того запутанный лабиринт. Не раз и не два игроки будут хвататься за голову и спрашивать — "а как это ты прошёл тут 2 хода назад, тут же стена была"?
В правилах куча недомолвок. Сначала перечислю косяки перевода (специально уже после игры поднял английскую версию для сверки):
Написано, что когда вампир покидает зону видимости игрока, должен обозначить, куда идёт. В начале своего хода вампир обязан показать, где стоит. Но должен ли он показывать, куда идёт со стартовой точки? Мы посчитали, что да. Почему? Потому что в русских правилах написано "когда вампир покидает зону, где ему пришлось стать видимым", а в английских "when a vampires leaves zone with a hunter and becomes invisible again, the player must anounce the direction of the movie". То есть, когда улепётывает после встречи с охотником и только. А разница для игры тут очень большая, игроки понимают куда Дракула идёт на старте — через подземный ход или в крыло второго этажа замка, чего не должно быть на самом деле.
Надо сказать спасибо, что ошибку автора игры в правилах по поводу свободного поиска не транслировали в русский, у нас написано "найденный предмет в этот же ход", а в оригинале — найденные предметы якобы можно брать свободно вообще (автор уже на форуме пояснял, что это не так).
В английских правилах про невест графа написано, что они могут атаковать и кусать, без уточнений — итак понятно. В русских сделан упор, что невеста попадает только на единицу. Эта лишняя отсебятина не слабо попортила правильное восприятие правил. Разумеется, укус невесты графа зависит от жизней охотника, и единица тут не причём.
В английском переводе предмет "[потайная] лестница" описан так, что ясно — по ней можно подняться обратно. В русских это упоминание пропало, поэтому мы посчитали, что ей можно воспользоваться только с той стороны, где лежит сам предмет.
В английских правилах тоже чёрт ногу сломит:
Бой описан как будто персонаж нападает без контратаки, да и из механики это следует. Из примера же можно трактовать, что враги всё-таки отвечают. В таком случае, когда заканчивается бой — после 1-го удара? Сколько раз контр-атакуют персонажи?
Не написано, куда деваются предметы, если охотник просто умер, а не был обращён (при обращении они остаются). Скорее всего тоже остаются, но мы этот нюанс узнали лишь когда был обращён вампиром первый охотник.
Ужасно описан стартовый предмет "лампа", который позволяет не тратить очко действия на поиск, если повезёт (шансы около 33%). Но фишка в том, что в правилах ясно указано — использование любого предмета с цифрами, это действие. На лампе цифр нет, но есть знаки вопросов, и они точно также как и цифры заставляют кидать кубик. Получается, что мы тратим очко действия на предмет, и с вероятностью 33% не потратим очко действия на обследование комнаты, т.е. банально делаем себе хуже.
Вторая трактовка лампы (уже от себя), что мы зажигаем её в начале хода с вероятностью 33%, и потом уже можем прогуляться по комнатам и забрать предметы, не тратя очков — но фишка в том, что таких смежных комнат от силы 4-5 штук, поэтому для 4-х очков действия (-1 на лампу) мы получаем в среднем 2 предмета, что можно было бы провернуть и без неё.
После внимательного чтения правил (для обзора) я заметил, что очки действия тратят только на "предметы с цифрами". Про лампу ничего сказано не было, хотя здесь простор для трактовок больше.
В правилах указано, что Дракула начинает в комнате 34 (гроб), но тут же рядом в примере для старта дракулы указана комната 33.
Кстати о переводе. Переведены только правила и коробка. А поле? А карточки персонажей? Да, там всего несколько слов, но как смешно смотрятся английские имена персонажей и надписи на поле Level 0, Level 1. Вечное российское расп-во.
По игре на западе обозреватели пишут о следующем:
По атмосфере возмущаются, что Дракула представлен каким-то маразматиком, забывшим всё в своём замке, даже месторасположение невест (для него все предметы также скрыты, а совершенно невыгодный "поиск", раскрывающий по каким-то непонятным причинам его месторасположение охотникам, вызывает улыбку). Поле слишком маленькое. По мне поле нормальное — но для такого поля нужно и тайлы делать соответствующие, а не такие кони-переростки. Все характеры не уникальны, они отличаются только фигурками и картинками. Начальное снаряжение зависит от игроков — кому что дадут. Также атмосферу портит тот факт, что Дракулу и прочих вампиров можно убить обычным оружием — пистолетами, кинжалами, ружьями и арбалетами. Смею надеятся, что везде в них были серебряные стрелы и осиновые пули.
Итог
Игра получилась сумбурная, симпатичная, где-то атмосферная. Мы дурачились в процессе, я смеялся классическим манером "маньяка", когда охотник входил в комнату с Дракулой, и нужно было поставить фигурку. Все увлечённо бросали кубики и удивлялись неожиданным победам или глупым фейлам. После партии (уже второй, первую мы сыграли с женой вдвоём) спросил участников, что думают об игре. Никто не захотел повторить этот опыт, но в целом игру не признали совсем чудовищной (я предупредительно заменил замки маленькими детальками из другой игры). А я скажу вот что.
На столе у гиков и геймеров, даже любящих америтреш, делать Ван Хельсингу нечего. А вот для детей, лет так 8-14-и в самый раз. Все поражения и победы обусловлены броском кубика, вроде и не обидно. Азарт присутствует, атмосфера в наличии, тема не такая скучная, как "Три Мушкетёра" (смиритесь, о взрослые, сериалописатель Дюма сейчас никому не нужен, разве что очередной раз на Боярского молодого посмотреть). Для подростков это 7 баллов. Для остальной аудитории — твёрдая, заслуженная 4-ка. По десятибальной.
По поводу ляпов перевода — ответил на сайте ZoRDoKа, если будут вопросы — обращайтесь.
Купила игру дочке 11 лет. Сели вечерком поиграть всей семьёй (бабушка, муж, я и дочка) и целый вечер убили на чтение и вникание в правила. Поиграть даже не удалось (((. Не хочется заморачиваться и потерять ещё один вечер. Может подскажите как можно правила переделать попроще.
Здравствуйте. Я представляю журнал «ФанCity». Скажите, пожалуйста, не хотели бы вы опубликовать материал про игру «Ван Хельсинг» у нас в журнале?
@Shadoquin
Главный вопрос про ответку — есть ли в игре контратака?