Тов. Pard рассказывает о новой игре Watergate, которая перерабатывает идеи игры Twilight Struggle и предлагает окунуться в атмосферу «Уотергейтского скандала» в США.
Да, была такая игра, Twilight Struggle, фанаты которой своим голосованием на БГГ настойчиво продвигали её в качестве лучшей игры современности. Время расставило всё по своим местам: сейчас она по своей популярности у игроков портала с трудом удерживается в конце первой сотни. Чересчур громоздкая, с глупым использованием кубиков в качестве способа определения результатов конфликтов, долгая, слишком большая колода с частым приходом чужих карт — это мои основные претензии к ней. Другие авторы игр не раз пробовали сделать нечто похожее, убрав эти её недостатки, и вот перед нами, наконец, очередная, очень удачная, попытка — игра Watergate. Компактная, быстрая, умная, с хорошим сюжетом — это как раз то, что ждут игроки от современных игр. Начинаем разбираться.
Группа журналистов ищет доказательства грязных действий президента Никсона (1). Для этого им нужно собрать свидетелей (2) и построить на игровом поле непрерывные цепочки (3), связывающие этих свидетелей с президентом. Цепочки выкладываются с помощью плиток (4). В начале игры все плитки помещаются в мешок и перемешиваются. В каждом раунде игрок, играющий за президента, достаёт из мешка 3 случайные плитки и кладёт их, рубашкой вверх, на клетку «0» главной шкалы игры (4). Президент отлично осведомлён об этих уликах (играющий за него игрок всегда может посмотреть эти плитки), а журналисты узнают о них постепенно, по ходу игры. Цвет плитки показывает, к клетке какого цвета можно протянуть цепочку доказательств на поле. Всего цветов в игре 3, а некоторые плитки двухцветные, и их можно использовать в качестве любого из этих цветов.
Чтобы использовать плитку (выложить её на поле), игрок сначала должен переместить её на свою клетку «5» шкалы. И в этом ему помогают его карты. Колода у каждого игрока индивидуальная и состоит всего из 20 карт такого вида:
Слева вверху (1) на карте указан цвет плитки, которую с её помощью можно двигать, а также — на сколько клеток. В конце раунда каждый игрок также использует те плитки, которая оказались на его стороне, хоть они и не добрались до клетки «5». Те плитки, которые в этот момент находятся на клетке «0», возвращаются в мешок. Журналист, естественно, кладёт плитку на поле лицом вверх, составляя последовательные цепочки доказательств. А президент помещает такие плитки на поле рубашкой вверх, разрушая цепочки. Если карта используется таким способом (для перемещения плиток по шкале), то она просто помещается в стопку сброса игрока, и игрок сможет её использовать в последующих раундах, когда она снова придёт ему в руку. Но каждую карту можно использовать и по-другому, выполняя указанное на ней действие (2). Чаще всего после выполнения такого действия карта удаляется из игры, о чём напоминает надпись (3). Таким способом игрок сокращает свою колоду, после чего нужные карты приходят ему чаще. При желании он может и вовсе лишить себя возможности строить цепочки определённых цветов, использовав свойства всех подобных карт и тем самым удалив их из игры. Если, например, в какой-то момент игры составление или разрушение цепочек в этой области поля больше не перспективно. Оба игрока всегда могут смотреть удалённые из игры карты, а также все карты, находящиеся в стопках сброса игроков (они там лежат лицом вверх). Поэтому хорошо знать состав обеих колод полезно, что при таком небольшом количестве карт (20+20) не сложно.
Помимо описанных плиток, по шкале перемещаются два маркера — активности (белый) и времени (красный). Для этого игроки используют свойства своих карт, а красный маркер в том числе двигают и некоторые выкладываемые на поле плитки — те, на которых есть красная метка. В начале раунда оба этих маркера ставятся на клетку «0». Тот игрок, которые за раунд сумел перетянуть маркер активности на свою сторону, становится первым игроком следующего раунда, и получит в руку 5 карт, а не 4, как его противник. А маркер времени отсчитывает время. Игрок, за прошедший раунд перетянувший его в свою сторону, забирает этот маркер и кладёт его на свою карту игрока (всего в игре 9 маркеров времени). Цель президента — дотянуть до конца президентского срока (положить на свою карту игрока 5 маркеров времени). А журналист просто получает дополнительные действия, если поместил на свою карту игрока 3-й, 4-й и 5-й маркеры.
Итак, игра заканчивается победой журналиста, если он связал с президентом показания двух свидетелей, и победой президента, если он собрал 5 маркеров времени. Как понятно из описания, игра подготавливается и протекает быстро, а у игроков есть конкретные, но разные, цели. В-общем, конфетка, а не игра. Обязательно попробуйте.
Лично мне расследовать иностранный скандал не очень интересно, поэтому я сделал себе игру с другой темой. Один игрок правит Русью и на протяжении нескольких веков, пока не завершился передел мира, стремится превратить её в империю, расширив её влияние в шести стратегически важных направлениях (для победы достаточно двух). А второй игрок управляет силами, которые мешают этому. Поле для игры:
Карты:
Плитки территорий и жетоны влияния:
Те, кто хочет попробовать игру в Tabletop Simulator, найдут оригинальную версию здесь, а мою — здесь.
Странная попытка в обзоре на другую игру вставить личные претензии к TS.
Это неуместно.
Это по какой методике подсчёта?
@Денис II
По популярности у игроков BGG. В апреле 2020-го в неё играли 489 пользователей, 111-е место. А если смотреть по числу рекомендаций (как часто она попадает в список 28 игр, указанных в разделе Fans Also Like на страницах игр), то игра находится в конце пятой сотни в общем списке. Если же смотреть только рекомендации от тех, кто любит военные игры, то и там Twilight Struggle занимает всего лишь 62-е место. Но некоторые предпочитают пользоваться данными оголтелого фанатского голосования 🙂
Правила моей версии игры есть в симуляторе, вот ссылка для скачивания.
@Pard
Группа людей регистрирующих каждую сыгранную партию на BGG не является репрезентативной выборкой. Поэтому любые выводы построенные на этих данных некорректно распространять на всех игроков портала. Сейчас Twilight struggle занимает 8 позицию официального рейтинга, что для игры 2005 года — очень высокий показатель.
@Roma
Да, группа людей, ставящих рейтинги, примерно в четыре раза крупнее группы людей, отмечающих сыгранные партии. По-видимому, как раз за счёт людей, накручивающих эти самые рейтинги 🙂
Я уже неоднократно писал об этом, с конкретными примерами. К тому же большинство рейтингов игре Twilight struggle поставлено много лет назад (а данные об апрельских играх свежие) — эти игроки давно уже забыли про игру, а давно поставленные ей рейтинги всё ещё помогают ей занимать высокое место. Много лет пользователи БГГ предлагают перестать учитывать старые рейтинги, но, как ни меняй эту рейтинговую систему, она всё равно останется порочной, поскольку субъективна и легко накручиваема…
Специально посмотрел комментарии пользователей БГГ к их оценкам игры Watergate. 34 из них упомянули Twilight Struggle. Безобразие! Неуместно! Жалуйтесь админам БГГ.
@Pard
Причем здесь комментарии на BGG? Вопрос лично к вам, зачем мы вставляете личные странные обвинения в статью по другой теме. Упоминать TS при обсуждении Watergate логично, нелогично сходу поливать ее грязью.
@TS
Не всем же писать проплаченные хвалебные отзывы. Я высказываю свою личную точку зрения.
Я перечислил недостатки исходной игры. Отметил, что их, эти недостатки, не раз пытались исправить в других играх, с разной степенью успеха. Но на этот раз, на мой взгляд, в данной новой игре это реально получилось.
С какой стати я должен утаивать в своём обзоре про корни обсуждаемой игры и делать вид, что это полностью оригинальная идея? Любители Twilight Struggle, наоборот, должны заинтересоваться новинкой, раз в ней всё стало лучше.
/На всякий случай проверил в тесере. Оказывается, обе игры локализует одна и та же компания, а не разные конкурирующие. И тогда вообще о чём волноваться?
Игорь +100500
яркий пример важности сеттинга для игры. Никогда бы не сели играть в Никсона и журналистов, а ваш редизайн нам понравился, хотим попробовать. можно ли ждать пнп?
Странно, почему у меня не грузятся картинки со всех статей Parda/
@Денис
Так все картинки для пнп уже перед вами.
@Аноним
Обычно я на имгур выкладываю, иногда ссылки на бгг даю. Может, попробовать «открыть картинку в новом окне»?
Спасибо, конечно, за материал. Но гораздо интереснее было бы почитать об оригинальной игре, а не об этой авторской поделке.
@wgmr
Вы, наверное иностранец и плохо понимаете русский язык. Вся статья посвящена оригинальной игре, и только последний абзац (8%) рассказывает о моей версии перевода. Которая отличается от оригинала только названиями карт.
/Думаю, отечественным игрокам интереснее и полезнее по ходу партии узнать что-то новое об истории своей страны, чем о действиях каких-то мутных заокеанских личностей.
Вы видимо совсем не поняли сути TS, единственное что дейсвительно имеет место быть это длина партии, хотя это субьективно, так как играть очень интересно в течений всей партии.
Да, играть интересно, но за это время можно сыграть 5 современных (динамичных) столь же интересных партий. Игре всё-таки уже 15 лет, и за это время научились обходить проблемные места подобных игр. Просто, видя её высокий БГГ-рейтинг, игроку трудно объективно посмотреть на игру и, видя её недостатки, поставить ей заслуженную более низкую оценку. Но некоторые не боятся говорить честно:
«I cannot believe this is the 3rd best rated game on bgg. It’s ugly, it’s dry, it has horrible 1d6 chucking, and the card system is poor. Yes, I’d rather play a nice game of chess.» (Я не могу поверить, что у этой игры третье место на BGG. Это уродливо, сухо, у неё ужасная зависимость от результатов бросков кубиков, и плохая карточная система. Да я лучше сыграю в шахматы.)
«First and foremost, this is not a suitable use of multiple-function cards: surely there must have been a better mechanic than this? It’s demoralising and dull trying to effectively rid yourself of a hand of poor cards. There appears to be a runaway leader problem, especially during the first 10 games or so (and, really, who has enough time to get as far as the 11th game?). Too many key decisions are down to the roll of a d6. The board and tokens are naff and poor quality. Traded for Galaxy Trucker.» (Прежде всего, в ней нецелесообразное использование многофункциональных карт — наверняка можно придумать более лучшую механику. Избавление от плохих карт руки деморализует и навевает скуку. Похоже, что существует проблема с убегающим лидером, особенно во время первых 10 игр или около того (а у кого хватит времени, чтобы дойти до 11-й игры?). Слишком много ключевых решений зависит от бросков кубиков. Доска и жетоны ненадежны и плохого качества. Обменял на Galaxy Trucker.)
«#1, really? I don’t get it. I love some equally long (or longer) games, like Dominant Species, in that game you at least know what someone is thinking about when they’re thinking (which usually isn’t very long anyway), but in this game when someone is thinking, you have nothing to do but stare into space. But most importantly, there’s a LOT of work involved in learning how to play correctly. There is a 16 page faq, and still rules I can’t figure out the answer to. Sure, I could ask in the rules forum, and then get chastised for not reading the 64 pages of rules first. For a sampling, just see this thread.» (№ 1, вы серьёзно? Я люблю некоторые столь же длинные (или более длинные) игры, например Dominant Species, и в ней вы, по крайней мере, знаете, о чем думает кто-то, когда он думает (что обычно не очень долго), но в этой игре, когда кто-то думает, тебе нечего делать, кроме как смотреть в космос. Но самое главное, нужно потратить много усилий, чтобы научиться в неё правильно играть. Существует 16 страниц часто задаваемых вопросов, но я до сих пор не могу найти ответ на некоторые из них. Конечно, я мог бы спросить на форуме, но там меня упрекнут в том, что я сначала не прочитал 64 страницы правил. Для примера, просто посмотрите на эту тему.
Да уж, похоже, у тов.Парда болезненная нелюбовь к Сумрачной борьбе.
В этом, видимо, и истоки откровенного вранья: Twilight Struggle сейчас на 9-м месте рейтинга популярности, а не в конце сотни.
А редизайн Уотергейта и вовсе на грани пропаганды нацизма: некой стране нужно жизненное пространство, а все остальные — враги, только и думают, как её уничтожить и украсть величие.
ps прошу прощения за резкие слова. Я конечно же ценю, что тов. Пард делает различные статистические анализы игр на BGG. Но в данном случае об объективности анализа говорить явно не приходится.
Это тов. MakVlad бездоказательно лжёт. Вот мои доказательства:
1. Моя «нелюбовь» к Twilight Struggle имеет подробно описанные причины (и не только у меня — см. комментарии к оценкам других БГГ пользователей), в отличие от беспричинной (кроме разве что высокого искусственно накрученного БГГ ранга) фанатской «любви».
2. По популярности (числу БГГ игроков, игравших в игру в этом месяце) Twilight Struggle занимает не 9-е, а 169-е место. Не нужно путать это с накрученным рангом игры.
3. К пропаганде нацизма мой редизайн не имеет никакого отношения — игроки лишь повторяют уже прошедшие исторические событие. Для учителей подобная игра (в моём редизайне) могла бы стать неоценимым подспорьем — дискуссия о влиянии (положительном или отрицательном) на развитие Российской империи каждого события, изображённого на картах, весьма занимательна и полезна. А полезность изучения американского скандала для учеников близка к нулю.
4. В любом случае — спасибо за высказанное!
@Pard
Не помню уже в каком году поставил оценку TS, но в 2016 повысил до 10, при этом не собирался ставить игре «завышенную» оценку, зачем. И не забыл про нее. Она как была отличной игрой, так и осталась. И мне все равно сколько в нее играло раньше и сколько сейчас. А недовольных можно найти применительно к любой игре.
@gazza
Я же не спорю, что у каждого есть своё мнение — просто высказываю своё. А у игры такой большой рейтинг просто потому, что нет других столь же ярких игр, в которых можно всласть посражаться против ненавистных (так уж устроена западная пропаганда — им постоянно нужен враг) Советов.
@Pard
Если бы только высказывали своё мнение это бы не вызывало такого негативного отклика. Вы некорректно манипулируете числами чтобы выдать свою частную точку зрения большинства игроков сайта BGG.
@Pard
Игорь, уважаю твое мнение. Но лично я не считаю, что эта яркая, по твоим же словам, игра любима именно тем, что позволяет сразиться против столь «ненавистных Советов». С учетом своего жизненного опыта не считаю, что в ней допущены какие-то перегибы в пользу одной из двух сторон «холодной войны». Думаю, что так же считает и большинство. А что касается пропаганды, то любой пропаганде нужен враг, на то она и пропаганда. Причем, мое сугубо личное мнение, наша пропаганда в этом отношении еще даст фору западной. Считаю ущербной позицию отдельных игроков, которые из якобы патриотических соображений, излишне политизируя игру, заявляют, что «не сядут играть», применительно к данной игре, за США.
Где доказательства манипуляции?
/Я привёл мнение других игроков только для доказательства того, что эти недостатки игры вижу не я один. Остальные просто ослеплены высоким рангом игры и не способны объективно оценить игру, пойдя против общественного мнения — моё перечисление неоспоримых недостатков никого не убеждает. А в качестве единственного аргумента против этих недостатков все приводят только накрученный рейтинг игры, который сам по себе ничего не значит.