Wingspan, недавно появившаяся игра про птиц покорила игроков своей красотой и увлекательностью. Тов. Pard делится своими впечатлениями о ней. Если в двух словах — очень годно!
В апреле список настольных игр, когда-либо становившихся самыми популярными среди пользователей BGG, пополнился 24-й игрой – Wingspan (Размах крыльев). Игроки выступают в роли любителей пернатых, и привлекают их в свой заповедник.
В игре – 170 уникальных карт с птицами, обитающими в Северной Америке. В дополнениях будут представлены птицы других континентов. Давайте разберёмся, чем ещё, помимо несомненной красоты, привлекла эта игра всех игроков.
Цель игры – набрать наибольшее количество победных очков. Очки начисляются игрокам за собранные ими карты птиц (самая ценная приносит 9 очков), за выполнение общих и индивидуальных требований по собиранию птиц/гнёзд/яиц нужного вида, и за оставшиеся в запасе игрока еду и яйца.
Все свои действия каждый игрок выполняет на очень удобном планшете:
Сыгранные игроком карты птиц выкладываются в 3 ряда, слева направо, в соответствии со средой обитания каждой конкретной птицы (лес, поле или вода). Для привлечения птицы у игрока должна быть в наличии необходимая птице еда. Первая птица в каждом ряду появляется просто так, а все последующие – только из яиц, которые размещаются на предыдущих картах птиц. Каждая птица обитает в гнезде одного из четырёх видов и может высиживать яйца в количестве, не превышающем то, что указано на её карте:
По карте видим, что дятел-сосун обитает в лесу, для прокорма ему требуются 1 гусеница и 1 ягода, в конце игры он принесёт игроку 3 победных очка, живёт в дупле, высиживает не более 3 яиц, размах крыльев – 41 см. На коричневой полоске карты указывается активируемое действие птицы, в данном примере это: Получи 1 гусеницу. Коричневые действия карт активируются так: игрок выбирает на планшете клетку в ряду, правее крайней занятой карты, и получает указанное на ней количество еды, яиц или карт. После этого он выполняет, справа налево, все действия карт, находящихся в этом же ряду, левее выбранной клетки. Это позволяет придумывать и создавать на своём планшете комбинации взаимосвязанных действий, время от времени их активируя.
В первом раунде каждый игрок получает по 8 маркеров действий и по очереди их использует. Во втором раунде маркеров у игроков 7, в третьем – 6, в четвёртом – только 5. Действие можно потратить на выкладывание карты с руки на планшет или на выбор клетки планшета, о котором я написал выше.
В начале игры случайным образом из 8 двусторонних жетонов выбираются 4 общие цели, по одной для каждого раунда, и игроки, лучше других преуспевшие в их выполнении, получают за это победные очки. Также у каждого игрока есть и 1 индивидуальная цель.
Теперь разбор полётов. Правила осваиваются быстро, поскольку очень просты. Зато игроков сразу же озадачивает первый выбор, который, конечно же, влияет на всю его дальнейшую игру: игрок получает 5 карт птиц и 5 жетонов еды (по 1 каждого вида), из 10 которых он должен оставить себе только 5. С одной стороны, хорошо бы держать синицу в руке (хорошие карты птиц, которые можно будет составить в эффективные комбинации), но зато остаться вообще без еды, на получение которой придётся потратить несколько ходов (а еда в общей кормушке выпадает случайно, по броскам кубиков). С другой стороны, имея в своём запасе все виды еды, необходимые карты можно будет натаскать с рынка (игрокам всегда доступны 3 открытые карты или неизвестная верхняя карта колоды). Кое-кто на БГГ уже жалуется на то, что в начале игры игроку могут придти не самые лучшие карты, на что им резонно отвечают: прелесть игры как раз в том и заключается, чтобы попытаться наиболее эффективно распорядиться тем, что тебе досталось (в начале игры и по её ходу)!
Конечно, заманчиво (с точки зрения получения очков) сосредоточиться на массовой откладке яиц, но, как выяснилось, и другие варианты развития, особенно с победами во всех призовых номинациях, не менее эффективны. Борьба за них (а также за хорошие карты птиц и доступную еду) – единственное, в чём игроки взаимодействуют между собой. А в остальном каждый игрок просто занят своим собственным планшетом, и игра достаточно дружелюбная, семейная.
Нетерпеливые игроки уже делают собственные дополнения из птиц разных континентов, некоторые идеи из которых наверняка будут использованы и в официальных дополнениях. Игра отлично настраивается – если какие-то действия карт игрокам не нравятся, то все карты с такими действиями можно безболезненно удалить из колоды, поскольку они равномерно распределены между разными средами обитания птиц. Так же (добавлением в колоду только определённых видов птиц) можно будет поступать и с будущими дополнениями, ведь в огромной колоде многие действия, завязанные на взаимодействие с картами определённых типов, будут плохо работать.
Подводя итог: игра отличная и пришла надолго!
Вроде бы готовится русскоязычное издание игры, а я пока сделал себе карты с более удобным мне дизайном:
Добавлю, что вчера игру номинировали на престижную немецкую настольноигровую премию «Игра года 2019».
понравилось, а размах крыльев зачем?
В этой игре представлены, в основном, Североамериканские птицы. Евразийский птиц 16 штук всего. Познавательность игры низкая, «узнаваемость» картинок тоже. Нужна полноценная «локализация» с заменой всех исключительно американских птиц на встречающиеся в Евразийской зоне виды.
@Аноним
Хищные птицы могут справиться только с птицами, у которых размах крыльев не выше указанного. Есть и карты целей, для выполнения которых нужно привлечь птиц с указанным размахом крыльев.
@Kariotip
Для этого уже есть фанатское дополнение, с европейскими птицами. Оригинальные дополнения для других континентов тоже сделают, просто внезапно открылась куча интересных возможностей для игры (перелёты птиц, взаимодействие птиц игроков между собой, выведение птенцов и прочее), тестирование которых отодвинуло выпуск первого дополнения с этого года на следующий. Но ничто не мешает сделать свои карты, с местными птицами, тем более что большинство их картинок (268) есть на британском сайте орнитологов. Вообще, если говорить о пнп, то делать полную колоду (170 база + 85 дополнение) не имеет никакого смысла — в огромной колоде не все карты, завязанные на других картах, будут одинаково хорошо работать. Лучше отобрать понравившиеся виды действий и напечатать только карты с ними. Думаю, при организации турниров, когда выйдут новые дополнения, появятся аналогичные правила по формированию общей игровой колоды.
@Kariotip
Никто этого делать не будет.
Да и нужно ли: ну кто назовет более штук пяти видов европейских птиц, а еще и узнает их на картинках?
@Аноним
Откуда такая категоричность? Умельцы уже много игр заредизайнели, если игра стоящая — редизайн вполне возможен.
Да и локализаторы, могли бы сделать адаптацию, а не простой перевод. Благо примеры «перерисовки» настолок есть.
Мне интересно другое: как теперь будут выкручиваться автор и издательство? Они изначально поступили неправильно, взяв только североамериканских птиц. Игра-то по сути с задатками настраиваемой (Customizable) в итоге получилась, типа MtG. В неё добавлять бы и добавлять новые наборы и способности… А как теперь это делать с птицами других континентов? Они ведь не могут быть отличными от птиц первого континента.
Уважаемый @Pard, а не поделитесь ли часом файликом с собственным редизайном? Просто моей жене будет легче играть со мной с русским переводом карт. Да и читаемость ваших карт в разы выше.
А по игре, то сыграли на выходных первую партию с женой. Очень хорошая игра с задатками на будущее. Жене очень понравилось. Нечасто слышу фразу: Надо бы сыграть завтра еще одну партию. Реально правила довольно легкие, но есть глубина и, пока игра для нас в новинку, то есть ощущение, что единой уберстратегии пока не видно. Ну про компоненты все итак знают. Качество прямо огого.
@Blitz
Наверняка на форуме и так пнп сделают. Моя версия всё равно ни с чем не совместимая (у карт другой размер) и не полная — я выбрал и сделал примерно 40% играбельных карт, а остальные делать не собираюсь.
Кстати, в обсуждениях на БГГ указывают на то, что 4 карты битые (чересчур сильные и ломают игру), и их лучше в колоду не брать: оба ворона, крикливый зуёк и франклинова чайка.
Ииии… таки да! Dimon_II сделал редизайн-адаптацию игры (с птицами Евразии):
http://www.boardgamer.ru/forum/index.php?topic=19128.0