Чуть больше месяца назад в моей коллекции появилась игра Shadows over Camelot, название которой переводится на русский язык как Тени над Камелотом. Это игра о рыцарях Круглого стола времён Короля Артура, рассчитанная на 3-7 игроков. Мы сыграли в неё несколько партий и впечатления от игры у всех участников остались очень приятные.
В России Shadows over Camelot не продаётся (мне привезли её из Америки), но, тем не менее, предлагаю ознакомить с обзором этой игры, написанным на основе описания SoC в Википедии.
Тени над Камелотом
В Тенях все участники становятся рыцарями круглого стола (один из которых может оказаться предателем) и отправляются выполнять различные задания.
Тени над Камелотом – это командная игра, и победа или поражение в ней напрямую не зависят от действий предателя. Поэтому с самого начала партии выдавать себя предателю не выгодно, поскольку чем позже предатель выявляется, тем сложнее и напряжённее становится победа рыцарей.
Ход игры
Каждый ход игрока начинается с фазы «Зла» — он должен потерять жизнь, прибавить осадную машину (катапульту) к стенам Камелота, либо вскрыть чёрную карту (обычно это осложняет выполнение одного из заданий). После фазы «Зла» наступает фаза «Добра» — игрок совершает героические действия: перемещается, пытается выполнить задание, использует особые белые карты, залечивает раны или обвиняет кого-либо из рыцарей в предательстве.
Рыцари, находящиеся в Камелоте могут выйти на бой с осадными машинами или набрать из колоды карты. По своему желанию игрок может заплатить одну жизнь, чтобы совершить дополнительное действие. Например, можно отправиться на задание, потерять одну жизнь и начать его выполнять (если не терять жизнь те же самые действия можно совершить не за один ход, а за два). Также у каждого рыцаря есть особое действие, которое можно совершить один раз в ход, независимо от обычных действий.
Игровое поле содержит ряд локаций, содержащих задания. В начале игры доступны задания «Камелот», «Война с Пиктами», «Война с Саксонцами», «Турнир», «Поиски Экскалибра», «Поиски доспехов Ланселота» и «Поиски Святого Грааля». Задания «Святой Грааль», «Экскалибур» и «Доспехи Ланселота» можно выполнить только один раз, тогда как в войнах и турнирах участвовать можно сколько угодно. Как только завершено задание «Доспехи Ланселота», игрокам представляется возможность сразиться с Драконом.
Каждое задание требует использования карт, сыгранных в заданной комбинации. Например, карты «Грааль» используются для выполнения задания «Поиски Святого Грааля», комбинация «1-2-3-4-5» необходима для победы в войне, а чтобы выиграть турнир нужно собрать «две пары». Успешное выполнение задания означает, что на круглом столе появляются белые мечи, проваленное задание приносит на стол мечи чёрного цвета.
Как только на круглый стол окажутся выложенными двенадцать мечей, игра заканчивается. Если белых мечей больше, чем чёрных, выигрывают рыцари. Если же на столе окажется семь чёрных мечей или Камелот окружат 12 катапульт – рыцари проигрывают.
Предатель
В начале игры каждый участник в тайне от остальных получает карту лояльности. В игре семь карт рыцарей и одна карта предателя. Так как Тени над Камелотом рассчитаны на 3-7 игроков, заранее неизвестно, есть ли в игре предатель. Более того, партии с участием трёх игроков, обычно происходят без предателя, т.к. в противном случае был бы нарушен баланс игры. Если игроков трое, правила рекомендуют несколько ходов не смотреть свою карту лояльности, что повышает шансы игроков на победу, т.к. в начале игры каждый чувствует себя истинным рыцарем и только потом может выяснить, что оказался предателем.
Игроки могут выдвигать обвинения друг против друга. Правильное обвинение приводит к появлению дополнительных белых мечей на круглом столе, тогда как в результате ложного один из белых мечей заменяется чёрным. Если предатель не был обнаружен до конца игры, два белых меча становятся чёрными, что может привести к неожиданному поражению рыцарей.
Стратегия
Стратегия рыцарей
Главная задача рыцарей – сделать так, чтобы на круглом столе оказались семь белых мечей, а количество осадных машин у стен Камелота не достигло двенадцати.
Совместные усилия
Поскольку игра является командной, максимальной эффективности рыцари могут добиться только объединяя свои усилия. Однако это не так просто, потому что правилами запрещается разговаривать о конкретных заданиях и просить сыграть определённые карты. Один из вариантов действия для рыцарей – отправляться на задание всем вместе, выполняя их по очереди. Это позволяет быстро завершать задания и получать награды.
Некомпетентные рыцари
Ближе к концу игры, если на столе уже есть девять белых мечей, а предатель не обнаружен, или на столе семь белых мечей, и предатель известен, рыцарям может быть выгодно проваливать задания, т.к. в результате поражения на столе появляются новые мечи, приближающие победу рыцарей и уменьшающие вероятность победы тёмных сил и предателя в результате окружения Камелота осадными машинами.
Стратегия предателя
Предатель выигрывает, если на столе оказываются семь чёрных мечей или Камелот окружают двенадцать осадных машин. Умелый предатель может использовать сразу несколько стратегий, чтобы этого добиться. (Обратите внимание, шесть чёрных мечей для победы предателя недостаточно, т.к. рыцари могут завершить последнее задание и на столе появится более двенадцати мечей. Например, на столе лежат шесть чёрных и пять белых мечей. Если рыцари выполняют задание, которое приносит два или более белых меча, то игра заканчивается с перевесом белых мечей, что означает победу рыцарей).
Боевой предатель
Выставление осадной машины каждый ход – это очевидная, но наиболее провальная стратегия предателя. Её шансы на успех уменьшаются с увеличением количества игроков, т.к. если рыцарей много, всегда найдётся кто-то, кто будет сражаться с катапультами.
Бесполезный рыцарь
Предатель может причинять вред, просто оставаясь бесполезным. Перемещаясь между различными заданиями, выполнение которых затягивается, предатель может внести раздор в действия рыцарей.
Некомпетентный предатель
Предатель может сделать вид, что плохо знаком с правилами игры и «случайно» использовать карты против рыцарей. «Забывчивость» и логические ошибки также могут в этом помочь. Эта стратегия особенно подходит новым игрокам, т.к. их сложнее заподозрить в намеренном вредительстве.
Скрытный предатель
Предатель может легко усложнить игру рыцарей, сбрасывая полезные карты или используя их в неподходящие моменты. Например, задание «Экскалибур» предоставляет отличную возможность избавиться от хороших белых карт. А, поскольку карты сбрасываются лицом вниз, заподозрить что-то в этом случае не так легко.
Незаметный предатель
Предатель может никак себя не выдавать, т.к. если его не обнаружат, в конце игры два белых меча станут чёрными.
Жадный предатель
Предатель может собирать артефакты, получаемые за выполнение задания. В этом случае Святой Грааль или Экскалибур просто не достанутся рыцарям, а доспехи Ланселота позволят предателю успешнее играть за силы зла, после его обнаружения.
Подозрительный предатель
Предатель, обвиняющий в предательстве других рыцарей, может легко победить. Каждое ошибочное обвинение уменьшает количество белых мечей на столе и увеличивает количество чёрных. Кроме того, у рыцарей всегда остаются сомнения в лояльности обвиняющего, а обвинённый может выдвинуть обвинение против кого-нибудь ещё.
Награды
2006 — Spiel des Jahres (Best Fantasy Game)
2006 — Origins Award for Gamer’s Choice (Best Board Game of the Year)
звучит просто завораживающе! вот только жаль, что нету ни игры ни большой компании, чтоб в нее играть (
Хотя рыцарям и может быть выгодно проваливать задания, активно делать это они едва ли могут. Если они пойдут на задание чтобы его провалить, то затраченные силы будут мало отличаться от тех что требуются на успешное выполнение. Если же не ходить, то провал задания по большей части не в их власти.
Например, добывая Экскалибур можно сбрасывать мерлинов и другие полезные карты и никто об этом не будет знать 🙂
А ещё в войне против чёрного рыцаря или Ланселота можно быстро выложить 1:1 2:2 и… проиграть 🙂