Из новинок Эссена этого года меня заинтересовала очередная попытка перенести на стол Цивилизацию, выпущенная под названием Clash of Cultures. Из-за того, что её сделал автор Merchants & Marauders я смотрю на игру с подозрением, но при случае не отказался бы сыграть. А пока нашёл в сети один из обзоров и представляю мой вольный перевод.
Clash of Cultures – игра о становлении цивилизаций от автора Merchants & Marauders и одного этого для меня уже достаточно, чтобы обязательно в неё сыграть, поскольку Merchants & Marauders – игрушка отличная. В Clash of Cultures игроки начинают партию в качестве соперничающих племён, разбросанных по разным уголкам мира и не обладающих какими-либо технологиями. За шесть ходов игрокам предстоит исследовать территорию, добывать ресурсы, строить города, изучать технологии, торговая, сражаться друг с другом и делать всё, чтобы стать наиболее успешным из всех соперников. В конце игры начисляются очки за построенные города, за изучение технологий, за выполнение заданий и строительство чудес света. Побеждает игрок, набравший больше всех очков.
Игра
Игровое поле формируется из тайлов, каждый из которых состоит из 4-х гексов местности различных типов: вода, горы, пустошь, равнина, лес. Неисследованные области выкладываются лицом вниз и остаются закрытыми пока их не вскроют игроки. При вскрытии иногда можно выбрать какой стороной положить тайл.
В начале игры у всех есть по 1 поселенцу и 1 городу. В процессе игры города можно развивать, возводя в них порты, академии, храмы и крепости. Количество занятых гексов определяет размер города – чем он больше, тем больше он приносит ресурсов и тем большим обладает влиянием. Максимальный размер города равен количеству ваших городов, так что один мега-город построить не получится. Города бывают «счастливыми» — такой город получает +1 к размеру.
Действия
Каждый из 6 игровых ходов состоит из трёх раундов действий. В каждом раунде игроки совершают по 3 действия. Вот что это может быть:
Изучить технологию – платите 2 еды или 2 идеи и получаете новую технологию
Основать город – фигурку поселенца можно заменить на город
Активировать город – построить здание, юнитов, собрать ресурсы
Перемещение – передвинуть до 3 групп юнитов
Развитие города – потратить жетоны настроения для повышения уровня развития города
Культурное влияние – попытаться «перевербовать» один из гексов чужого города, если он граничит с вашим городом.
Технологии
У каждого игрока есть персональное поле где отмечаются имеющиеся ресурсы (еда, дерево, идеи и золото), а также уровни населения, культуры и счастья. Большая часть поля отведена под 48 различных технологий. Когда игрок приобретает какую-то технологию, он выставляет рядом с её описанием кубик.
Технологии – это различные преимущества и способности. Например, «тактика» позволяет перемещать войска. «Рыболовство» — это возможность добывать еду с гексов с водой. Если у вас есть «хранилища», вы можете иметь в запасе больше 2 еды. «Водопровод» спасает от чумы и эпидемий и так далее. Для некоторых технологий необходимо, чтобы у вас уже были открыты какие-то технологии.
При приобретении технологий увеличивается уровень счастья или культуры. Когда он достигает определённых значений, вскрывается карта события. Это могут быть варвары, нападающие на города, чума и т.п. Иногда встречаются и события с положительным эффектом.
Сражения
Сражения достаточно просты. Игроки бросаются по 1 кубику за каждого юнита, суммируют результаты и делят на 5. Полученное число – это количество уничтоженных противников. Бой продолжается пока одна сторона не будет уничтожена, или пока нападающий не решит прекратить наступление. Технология «тактика» позволяет разыгрывать в бою карты с различными эффектами. Сражаться можно не только с противниками, но и с нейтральными варварами, также можно атаковать города и устраивать морские сражения между кораблями.
Конец игры
После трёх раундов ход заканчивается. Игроки получают по 1 технологии, 1 карте действий и 1 карте задания (с персональными целями, за выполнение которых начисляются очки). На картах действий и заданий указаны ещё и боевые эффекты – эти карты можно использовать как по прямому назначению, так и разыграть в бою.
Впечатления
Первое, о чём думаешь, увидев Clash of Cultures – здесь не только отличные фигурки, но ещё и очень элегантно устроены города. Центр города обозначается миниатюрой с круглой базой, а у всех зданий основание «выгнуто», так что их очень удобно подставлять к центру. Кроме того, если какое-то здание захвачено противником, в город выставляется миниатюра его цвета (например, вместо красного домика — зелёный), так что это очень наглядно.
Как этого и стоило ожидать от настольной «цивилизации», ключ к успеху – грамотное распределение ресурсов. Выгодно иметь крупные города и определённые технологии, однако чтобы этого добиться потребуются ресурсы (и некоторые технологии тоже).
Самое важное в игре – это выбор действий (возможно даже важнее управления ресурсами). У игрока есть всего 3 действия на раунд, всего 9 действий на ход. Поэтому из каждого действия нужно выжимать максимум. Как правило вам всегда будет не хватать одного действия для того, чтобы развернуться на полную мощность, и вы всегда будете с нетерпением ждать следующего хода. Уверен, это признак хорошей игры.
Интересны такие параметры как настроение и культура, они тематичны и органично интегрированы в игру. Недовольный город – это плохо, поскольку он приносит только 1 ресурс в ход. Жетоны культуры нужны для расширения городов и для строительства чудес света. Жетоны настроения также могут быть важным ресурсом.
Система технологий прекрасна, именно она составляет основу игры. В игре есть 48 технологий, уложенных в определённое древо. Каждая технология открывает доступ к чему-то новому (например, чтобы построить библиотеку, нужно изучить «письменность» и так далее) и игрокам придётся выбирать из нескольких категорий, соотнося выбор со своими целями. Некоторые технологии открывают новые действия, некоторые – повышают настроение и уровень культуры.
Действия и технологии открывают перед игроками широкое поле для выбора. Каждый ход приходится принимать много решений по поводу того, как развивать свою цивилизацию – какие выбрать технологии, что построить, в каком направлении исследовать территории, какие ресурсы добывать, где строить новые города и так далее.
Помимо строительства городов и изучения технологий похвалы заслуживает и система карт заданий, они весьма разнообразны и могут принести немало очков. Плюс персональные задачи означают, что каждый игрок развивается по-своему, в индивидуальном ключе. Этот аспект очень хорош. Территория мира каждый раз генерируется заново, то есть все партии будут проходить по-новому, что повышает реиграбельность.
Я сыграл в Clash of Cultures с удовольствием. Игра предоставляет богатые возможности для выбора стратегий. Если вы торговец или исследователь, вам не нужно содержать армию, а при необходимости можно достаточно быстро уйти в оборону. Карты заданий и технологии побуждают вас развивать те или иные аспекты цивилизации и в каждой партии всё будет по-новому.
Спасибо за перевод, было довольно интересно почитать.
Многое в игре кажется интересным, но кубики в бою вызывают априорное раздражение.
О! Игра явно достойна внимательного изучения.
Кое-что перекликается с моими ра3работками.
В сражении расстраивают совсем не кубики (тем более что их влияние тут довольно нивелировано), а однообра3ие юнитов.
Нет ни кавалерии, ни стрелков, ни осадных машин.
Между тем, насколько я понимаю, движок игры по3воляет их добавить.
Соответственно, очень приятные миньки строений и обычные — войск и поселенцев.
На самой нижней картинке — фигурки не родные.
Только непонятно, когда именно игра заканчивается. Конец хода описан, а вот конец игры нет.
Выглядит, конечно, интересно, но стоит ли брать при наличии Civilizaiton.
Почему же непонятно? После трех раундов, это прямо написано.
А вот что мне еще не нравится, это победа по очкам 🙁
И время игры — 4 часа, скорее всего дольше. Интересно, сколько времени будет занимать партия на двоих.
Описание игры такое будто до нее не было других подобных «цивилизационных» игр. Хотелось бы прежде всего понять что в этой игре нового, какие особенности, отличия и тд?
Мне обещали предоставить возможность сыграть в неё в ближайшее время, так что вскоре отпишусь.
играл в нее с Michaelом на ДР Акни. игра очень понравилась как компонентами, так и геймплеем. Характерный для цивилизации мозголомный выбор действий, но все же не такой паралич анализа, как в Цивилизации Сида Мейера. Опять-таки, понравились карты квестов (и то, что их выполнить можно как военным, так и мирным способом), чем-то напомнило Нексус Опс. Очень интересная механика настроения города.
После недавнеей партии в Цивилизацию заностальгировался и решил заказать в итоге)
В какой версии — старой Циве или в новой, 2010 года?
Новой, ФФГшной.
О!
А можно чуть подробнее сравнение этих двух игр?
Не обязательно тут, но где-нибудь в доступном месте.
@Арчи
мб пересилю лень и напишу статью, как ко мне приедет столкновение культур
Очень жду!
Где будет размещена статья?
НА Тесере, наверное
@braveden
Что в этой игре такого, что не было в более ранних Цивилизациях?
А много ли их вообще было-то, Цивилизаций этих?
По большому счёту, действительно масштабных игр на эту тематику в современном настольном мире было только две — Цивилизация 2002 и Цивилизация 2010.
Всякие Mare Nostrum’ы считать не будем — нет там по большому счёту развития цивилизации с апгрейдами технологий, нет и разных типов победы.
В версии 2002 отличная гора миниатюр… и всё. Недотестированная недоигра с немеряным временем на партию — похоже сами авторы в её толком не играли.
Версия 2010… не буду споритьс теми, кому она понравилась, укажу лишь на недостатки с моей точки зрения — отсутствие миниатюр (в этом-то жанре — фу!), мультяшный дизайн, очень спорное поле, нет флота (фу!).
Clash Of Cultures взяла лучшее от обеих версий.
От старой — миниатюрки, ощущение эпичности происходящего (а не передвижения пары флажков по квадратикам, как в 2010), от новой — сбалансированность, многовариантность событий.
Возможно, было бы лучше, если бы миниатюрки для разных стран отличались — а так культуры получились слишком безликими и абстрактными. Возможно, кому-то не понравится скованность игры в рамках античности — нельзя развиться до пороха и космоса.
В остальном — пока что ЛУЧШАЯ настольная Цивилизация. (Что неудивительно, торгово-пиратская игра от этого автора тоже является лучшей в своём классе).
*********************************
Про кубики.
Как же вы надоели, простите меня за мой французкий, кубонытики!
Не любите кубики? Вон из игр, где есть военные конфликты.
В реальном мире бои, как правило, выигрывались ещё до того, как начинались — большие армии, лучшее снабжение, вооружение, лучшая мораль, расположение войска, разведка, лучший лидер во главе. Вот и в игре вы можете постараться начать бой при более выгодных для вас условиях.
Как только начинается сам бой — может произойти всё, что угодно. Любой, даже самый гениальный полководец, не застрахован от множества случаностей.
Поэтому кубик — это идеальный способ передачи неопределённости исхода конфликта.
В ваших силах сделать так, чтобы войти в бой с перевесом. Кубик — это вероятность. Просчитывайте её! В этом и состоит искусство войны.
Не везёт на кубиках? Ни фига. Значит вы просто плохо справляеетсь с просчётом вероятностей и рисков.
…Ещё раз. Не нравится кубик?
Значит вы не принимаете военные конфликты такими, какими они являются. ы не читали Sun Tsu. Не играли в компьютерные\настольные варгеймы. Не читали исторические труды по войнам.
Вон из игр с военными конфликтами!
@Максим
Вы забыли исходную оригинальную Цивилизацию. Известную как Civilization и Advanced Civilization. По элегантности, сбалансированности и интересности её так и не превзошли. Правда и по длине партии не превзошли. 🙂
Посмотрим на «Схватку Культур» может у неё получится.
Я не забыл.
Ключевое слово — «в СОВРЕМЕННОМ настольном» мире.
Оригинальная Цивилизация — реликт из доисторических времён. Когда узкий круг людей играл в сложнейшие и долгие игры с аскетичным дизайном, напечатанные на плохого качества бумаге.
Не буду умалять её достоинств, но по современной классификации это скорее варгейм. Слишком тяжёлая, из компонентов — только клочки бумаги. Для узкого круга любителей.
И уж точно не современная настольная игра.
Комментарий к последней фразе — разумеется не получится. 🙂
Поклонники классической Advenced Civilization в CoC шедевр вряд ли признают.
Clash Of Cultures более простая игра, не претендующая на замену AC.
Просто, как я уже писал ранее, в современном настольном мире (с миниатюрками, красивым дизайном и не выходящей за рамки разумного комплексностью) CoC — на данный момент лучшая Цивилизация.
А AC — лучшая Цивилизация для тех, кому не нужны миниатюрки и дизайн, а нужная дооолгая вдумчивая партия, максимально полно симулирующая развитие цивилизация.
Это разные миры.
@Максим
Я так вижу вы игру просто не видели никогда. 🙂 Цивилизация = варгейм??? Жуть какая. Там довольно много конфликта, но прямо скажем он крайне примитивен. Скорее уж это смесь контроля территорий с жёсткой торговлей с элементами блефа.
Аскетичный дизайн???? Бумажные карты???? Гм. Я вот смотрю и видимо не должен верить своим глазам. В собственно Цивилизации действительно карты технологий были гм бумажными, вполне себе плотная бумага, нормально для карт которые не надо держать в руках или тасовать. Но уже в улучшенной версии они в точности такие же как и карты ресурсов. Обычные карты для любой современной игры.
Дизайн тоже улучшили немного. А карта и фишки изначально не были минималистичными. Полноцветная карта на толстом картоне из двух листов размера А2 (примерно).
Геймплей же её вообще не имеет отношения к развитию Цивилизации как мы её понимаем по играм Сида. В целом это можно описать как агрессивный контроль территорий и крайне жёсткая торговля для получения ресурсов необходимых для покупки технологий имеющих различное влияние на ход игры. А самое главное это непрерывное выживание среди хаотичных случайных событий.
Долгой же партию делает торговля. Когда 6-8 человек начинают обмениваться ресурсами пока не надоест, то каждый раунд игры начинает сильно затягиваться. И он тем дольше чем больше на руках ресурсов. Второй удлинитель сложные расчёты ценности ресурсов для покупки технологий.
Сама же игра крайне проста. Стратегии разным народам надо конечно продумывать, но ничего мозгодробительного в этом нету. Какие тут ВДУМЧИВЫЕ партии для гиков я не понимаю. Для узкого круга игру делает ужасающая длина партии. От 8 часов примерно, если играть в темпе.
CoC я еще не видел. Посмотрим. Вроде по правилам оставляет хорошее впечатление. Но такое же оставляла и ФФГшная Цива Сида.
@Максим
Маре Нострум кстати довольно элегантно решил проблему торгов, которые так сильно удлиняли оригинальную Циву. Но одновременно он излишне усложнил боевую систему и выкинул всю часть с выживанием. Вот это действительно больше варгейм.
Эта проблема решаема. Например, «Звезда» может помочь 😉
*** Такой взгляд на кубики мне импонирует 🙂
Почти во всех компьютерных играх сражение определяется просчетом вероятностей, кубики лишь переносят этот метод на стол.
Лучшего способа промоделировать случайности боя просто нет.
Другое дело, что все должно быть в меру…***