Добро пожаловать в мир настольных игр

Описание игры «Clash of Cultures»

Из новинок Эссена этого года меня заинтересовала очередная попытка перенести на стол Цивилизацию, выпущенная под названием Clash of Cultures. Из-за того, что её сделал автор Merchants & Marauders я смотрю на игру с подозрением, но при случае не отказался бы сыграть. А пока нашёл в сети один из обзоров и представляю мой вольный перевод. 

Clash of Cultures – игра о становлении цивилизаций от автора Merchants & Marauders и одного этого для меня уже достаточно, чтобы обязательно в неё сыграть, поскольку Merchants & Marauders – игрушка отличная. В Clash of Cultures игроки начинают партию в качестве соперничающих племён, разбросанных по разным уголкам мира и не обладающих какими-либо технологиями. За шесть ходов игрокам предстоит исследовать территорию, добывать ресурсы, строить города, изучать технологии, торговая, сражаться друг с другом и делать всё, чтобы стать наиболее успешным из всех соперников. В конце игры начисляются очки за построенные города, за изучение технологий, за выполнение заданий и строительство чудес света. Побеждает игрок, набравший больше всех очков.

Игра

Игровое поле формируется из тайлов, каждый из которых состоит из 4-х гексов местности различных типов: вода, горы, пустошь, равнина, лес. Неисследованные области выкладываются лицом вниз и остаются закрытыми пока их не вскроют игроки. При вскрытии иногда можно выбрать какой стороной положить тайл.

В начале игры у всех есть по 1 поселенцу и 1 городу. В процессе игры города можно развивать, возводя в них порты, академии, храмы и крепости. Количество занятых гексов определяет размер города – чем он больше, тем больше он приносит ресурсов и тем большим обладает влиянием. Максимальный размер города равен количеству ваших городов, так что один мега-город построить не получится. Города бывают «счастливыми» — такой город получает +1 к размеру.

Действия

Каждый из 6 игровых ходов состоит из трёх раундов действий. В каждом раунде игроки совершают по 3 действия. Вот что это может быть:

Изучить технологию – платите 2 еды или 2 идеи и получаете новую технологию

Основать город – фигурку поселенца можно заменить на город 

Активировать город – построить здание, юнитов, собрать ресурсы

Перемещение – передвинуть до 3 групп юнитов

Развитие города – потратить жетоны настроения для повышения уровня развития города

Культурное влияние – попытаться «перевербовать» один из гексов чужого города, если он граничит с вашим городом.

Технологии

У каждого игрока есть персональное поле где отмечаются имеющиеся ресурсы (еда, дерево, идеи и золото), а также уровни населения, культуры и счастья. Большая часть поля отведена под 48 различных технологий. Когда игрок приобретает какую-то технологию, он выставляет рядом с её описанием кубик.

Технологии – это различные преимущества и способности. Например, «тактика» позволяет перемещать войска. «Рыболовство» — это возможность добывать еду с гексов с водой. Если у вас есть «хранилища», вы можете иметь в запасе больше 2 еды. «Водопровод» спасает от чумы и эпидемий и так далее. Для некоторых технологий необходимо, чтобы у вас уже были открыты какие-то технологии.

При приобретении технологий увеличивается уровень счастья или культуры. Когда он достигает определённых значений, вскрывается карта события. Это могут быть варвары, нападающие на города, чума и т.п. Иногда встречаются и события с положительным эффектом.

Сражения

Сражения достаточно просты. Игроки бросаются по 1 кубику за каждого юнита, суммируют результаты и делят на 5. Полученное число – это количество уничтоженных противников. Бой продолжается пока одна сторона не будет уничтожена, или пока нападающий не решит прекратить наступление. Технология «тактика» позволяет разыгрывать в бою карты с различными эффектами. Сражаться можно не только с противниками, но и с нейтральными варварами, также можно атаковать города и устраивать морские сражения между кораблями.

Конец игры

После трёх раундов ход заканчивается. Игроки получают по 1 технологии, 1 карте действий и 1 карте задания (с персональными целями, за выполнение которых начисляются очки). На картах действий и заданий указаны ещё и боевые эффекты – эти карты можно использовать как по прямому назначению, так и разыграть в бою.

Впечатления

Первое, о чём думаешь, увидев Clash of Cultures – здесь не только отличные фигурки, но ещё и очень элегантно устроены города. Центр города обозначается миниатюрой с круглой базой, а у всех зданий основание «выгнуто», так что их очень удобно подставлять к центру. Кроме того, если какое-то здание захвачено противником, в город выставляется миниатюра его цвета (например, вместо красного домика — зелёный), так что это очень наглядно.

Как этого и стоило ожидать от настольной «цивилизации», ключ к успеху – грамотное распределение ресурсов. Выгодно иметь крупные города и определённые технологии, однако чтобы этого добиться потребуются ресурсы (и некоторые технологии тоже).

Самое важное в игре – это выбор действий (возможно даже важнее управления ресурсами). У игрока есть всего 3 действия на раунд, всего 9 действий на ход. Поэтому из каждого действия нужно выжимать максимум. Как правило вам всегда будет не хватать одного действия для того, чтобы развернуться на полную мощность, и вы всегда будете с нетерпением ждать следующего хода. Уверен, это признак хорошей игры.

Интересны такие параметры как настроение и культура, они тематичны и органично интегрированы в игру. Недовольный город – это плохо, поскольку он приносит только 1 ресурс в ход. Жетоны культуры нужны для расширения городов и для строительства чудес света. Жетоны настроения также могут быть важным ресурсом.

Система технологий прекрасна, именно она составляет основу игры. В игре есть 48 технологий, уложенных в определённое древо. Каждая технология открывает доступ к чему-то новому (например, чтобы построить библиотеку, нужно изучить «письменность» и так далее) и игрокам придётся выбирать из нескольких категорий, соотнося выбор со своими целями. Некоторые технологии открывают новые действия, некоторые – повышают настроение и уровень культуры.

Действия и технологии открывают перед игроками широкое поле для выбора. Каждый ход приходится принимать много решений по поводу того, как развивать свою цивилизацию – какие выбрать технологии, что построить, в каком направлении исследовать территории, какие ресурсы добывать, где строить новые города и так далее.

Помимо строительства городов и изучения технологий похвалы заслуживает и система карт заданий, они весьма разнообразны и могут принести немало очков. Плюс персональные задачи означают, что каждый игрок развивается по-своему, в индивидуальном ключе. Этот аспект очень хорош. Территория мира каждый раз генерируется заново, то есть все партии будут проходить по-новому, что повышает реиграбельность.

Я сыграл в Clash of Cultures с удовольствием. Игра предоставляет богатые возможности для выбора стратегий. Если вы торговец или исследователь, вам не нужно содержать армию, а при необходимости можно достаточно быстро уйти в оборону. Карты заданий и технологии побуждают вас развивать те или иные аспекты цивилизации и в каждой партии всё будет по-новому.

20 комментариев

  1. Tanion

    Спасибо за перевод, было довольно интересно почитать.
    Многое в игре кажется интересным, но кубики в бою вызывают априорное раздражение.

  2. Арчи

    О! Игра явно достойна внимательного изучения.
    Кое-что перекликается с моими ра3работками.

    В сражении расстраивают совсем не кубики (тем более что их влияние тут довольно нивелировано), а однообра3ие юнитов.
    Нет ни кавалерии, ни стрелков, ни осадных машин.
    Между тем, насколько я понимаю, движок игры по3воляет их добавить.

    Соответственно, очень приятные миньки строений и обычные — войск и поселенцев.
    На самой нижней картинке — фигурки не родные.

  3. dark_dar

    Только непонятно, когда именно игра заканчивается. Конец хода описан, а вот конец игры нет.
    Выглядит, конечно, интересно, но стоит ли брать при наличии Civilizaiton.

  4. Арчи

    Почему же непонятно? После трех раундов, это прямо написано.
    А вот что мне еще не нравится, это победа по очкам 🙁
    И время игры — 4 часа, скорее всего дольше. Интересно, сколько времени будет занимать партия на двоих.

  5. braveden

    Описание игры такое будто до нее не было других подобных «цивилизационных» игр. Хотелось бы прежде всего понять что в этой игре нового, какие особенности, отличия и тд?

  6. ZoRDoK

    Мне обещали предоставить возможность сыграть в неё в ближайшее время, так что вскоре отпишусь.

  7. RAVE

    играл в нее с Michaelом на ДР Акни. игра очень понравилась как компонентами, так и геймплеем. Характерный для цивилизации мозголомный выбор действий, но все же не такой паралич анализа, как в Цивилизации Сида Мейера. Опять-таки, понравились карты квестов (и то, что их выполнить можно как военным, так и мирным способом), чем-то напомнило Нексус Опс. Очень интересная механика настроения города.
    После недавнеей партии в Цивилизацию заностальгировался и решил заказать в итоге)

  8. Арчи

    RAVE :
    игра очень понравилась как компонентами, так и геймплеем. Характерный для цивилизации мозголомный выбор действий, но все же не такой паралич анализа, как в Цивилизации Сида Мейера.

    В какой версии — старой Циве или в новой, 2010 года?

  9. RAVE

    Новой, ФФГшной.

  10. Арчи

    О!
    А можно чуть подробнее сравнение этих двух игр?
    Не обязательно тут, но где-нибудь в доступном месте.

  11. RAVE

    @Арчи
    мб пересилю лень и напишу статью, как ко мне приедет столкновение культур

  12. Арчи

    Очень жду!
    Где будет размещена статья?

  13. RAVE

    НА Тесере, наверное

  14. Максим

    @braveden

    Что в этой игре такого, что не было в более ранних Цивилизациях?

    А много ли их вообще было-то, Цивилизаций этих?

    По большому счёту, действительно масштабных игр на эту тематику в современном настольном мире было только две — Цивилизация 2002 и Цивилизация 2010.

    Всякие Mare Nostrum’ы считать не будем — нет там по большому счёту развития цивилизации с апгрейдами технологий, нет и разных типов победы.

    В версии 2002 отличная гора миниатюр… и всё. Недотестированная недоигра с немеряным временем на партию — похоже сами авторы в её толком не играли.

    Версия 2010… не буду споритьс теми, кому она понравилась, укажу лишь на недостатки с моей точки зрения — отсутствие миниатюр (в этом-то жанре — фу!), мультяшный дизайн, очень спорное поле, нет флота (фу!).

    Clash Of Cultures взяла лучшее от обеих версий.

    От старой — миниатюрки, ощущение эпичности происходящего (а не передвижения пары флажков по квадратикам, как в 2010), от новой — сбалансированность, многовариантность событий.

    Возможно, было бы лучше, если бы миниатюрки для разных стран отличались — а так культуры получились слишком безликими и абстрактными. Возможно, кому-то не понравится скованность игры в рамках античности — нельзя развиться до пороха и космоса.

    В остальном — пока что ЛУЧШАЯ настольная Цивилизация. (Что неудивительно, торгово-пиратская игра от этого автора тоже является лучшей в своём классе).

    *********************************

    Про кубики.

    Как же вы надоели, простите меня за мой французкий, кубонытики!

    Не любите кубики? Вон из игр, где есть военные конфликты.

    В реальном мире бои, как правило, выигрывались ещё до того, как начинались — большие армии, лучшее снабжение, вооружение, лучшая мораль, расположение войска, разведка, лучший лидер во главе. Вот и в игре вы можете постараться начать бой при более выгодных для вас условиях.

    Как только начинается сам бой — может произойти всё, что угодно. Любой, даже самый гениальный полководец, не застрахован от множества случаностей.

    Поэтому кубик — это идеальный способ передачи неопределённости исхода конфликта.

    В ваших силах сделать так, чтобы войти в бой с перевесом. Кубик — это вероятность. Просчитывайте её! В этом и состоит искусство войны.

    Не везёт на кубиках? Ни фига. Значит вы просто плохо справляеетсь с просчётом вероятностей и рисков.

    …Ещё раз. Не нравится кубик?

    Значит вы не принимаете военные конфликты такими, какими они являются. ы не читали Sun Tsu. Не играли в компьютерные\настольные варгеймы. Не читали исторические труды по войнам.

    Вон из игр с военными конфликтами!

  15. Tanone

    @Максим
    Вы забыли исходную оригинальную Цивилизацию. Известную как Civilization и Advanced Civilization. По элегантности, сбалансированности и интересности её так и не превзошли. Правда и по длине партии не превзошли. 🙂
    Посмотрим на «Схватку Культур» может у неё получится.

  16. Максим

    Я не забыл.

    Ключевое слово — «в СОВРЕМЕННОМ настольном» мире.

    Оригинальная Цивилизация — реликт из доисторических времён. Когда узкий круг людей играл в сложнейшие и долгие игры с аскетичным дизайном, напечатанные на плохого качества бумаге.

    Не буду умалять её достоинств, но по современной классификации это скорее варгейм. Слишком тяжёлая, из компонентов — только клочки бумаги. Для узкого круга любителей.

    И уж точно не современная настольная игра.

  17. Максим

    Комментарий к последней фразе — разумеется не получится. 🙂

    Поклонники классической Advenced Civilization в CoC шедевр вряд ли признают.

    Clash Of Cultures более простая игра, не претендующая на замену AC.

    Просто, как я уже писал ранее, в современном настольном мире (с миниатюрками, красивым дизайном и не выходящей за рамки разумного комплексностью) CoC — на данный момент лучшая Цивилизация.

    А AC — лучшая Цивилизация для тех, кому не нужны миниатюрки и дизайн, а нужная дооолгая вдумчивая партия, максимально полно симулирующая развитие цивилизация.

    Это разные миры.

  18. Tanone

    @Максим
    Я так вижу вы игру просто не видели никогда. 🙂 Цивилизация = варгейм??? Жуть какая. Там довольно много конфликта, но прямо скажем он крайне примитивен. Скорее уж это смесь контроля территорий с жёсткой торговлей с элементами блефа.
    Аскетичный дизайн???? Бумажные карты???? Гм. Я вот смотрю и видимо не должен верить своим глазам. В собственно Цивилизации действительно карты технологий были гм бумажными, вполне себе плотная бумага, нормально для карт которые не надо держать в руках или тасовать. Но уже в улучшенной версии они в точности такие же как и карты ресурсов. Обычные карты для любой современной игры.
    Дизайн тоже улучшили немного. А карта и фишки изначально не были минималистичными. Полноцветная карта на толстом картоне из двух листов размера А2 (примерно).
    Геймплей же её вообще не имеет отношения к развитию Цивилизации как мы её понимаем по играм Сида. В целом это можно описать как агрессивный контроль территорий и крайне жёсткая торговля для получения ресурсов необходимых для покупки технологий имеющих различное влияние на ход игры. А самое главное это непрерывное выживание среди хаотичных случайных событий.
    Долгой же партию делает торговля. Когда 6-8 человек начинают обмениваться ресурсами пока не надоест, то каждый раунд игры начинает сильно затягиваться. И он тем дольше чем больше на руках ресурсов. Второй удлинитель сложные расчёты ценности ресурсов для покупки технологий.
    Сама же игра крайне проста. Стратегии разным народам надо конечно продумывать, но ничего мозгодробительного в этом нету. Какие тут ВДУМЧИВЫЕ партии для гиков я не понимаю. Для узкого круга игру делает ужасающая длина партии. От 8 часов примерно, если играть в темпе.

    CoC я еще не видел. Посмотрим. Вроде по правилам оставляет хорошее впечатление. Но такое же оставляла и ФФГшная Цива Сида.

  19. Tanone

    @Максим
    Маре Нострум кстати довольно элегантно решил проблему торгов, которые так сильно удлиняли оригинальную Циву. Но одновременно он излишне усложнил боевую систему и выкинул всю часть с выживанием. Вот это действительно больше варгейм.

  20. Арчи

    Максим :
    @braveden
    Возможно, было бы лучше, если бы миниатюрки для разных стран отличались – а так культуры получились слишком безликими и абстрактными.

    Эта проблема решаема. Например, «Звезда» может помочь 😉

    *** Такой взгляд на кубики мне импонирует 🙂
    Почти во всех компьютерных играх сражение определяется просчетом вероятностей, кубики лишь переносят этот метод на стол.
    Лучшего способа промоделировать случайности боя просто нет.
    Другое дело, что все должно быть в меру…***

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑