Летом 2012 года Дмитрий Павлов рассказывал, что ему с коллегами очень понравилась евроигрушка Trajan. Вроде обычная себе игра немецкого стиля, но очень сильно цепляет. Я б глянул на неё, но возможности пока не представилось. А пока — читаем описание этой игры, подготовленное читательницой по имени Юлия.
Дебют игры, про которую я вам сейчас хочу рассказать, состоялся на выставке Spiel в Эссене в октябре 2011 года. Это первая игра издателя Ammoniet Spiele, основанного Рюдигером Бейером, и насколько я знаю, она же пока и последняя. Автором её является очень известный и уважаемый многими геймдизайнер – Штефан Фелд. Возможно вам знакомы другие его произведения, такие как The Castles of Burgundy, Notre Dame, In the Year of the Dragon, а также новинки этого года – Bruges, Bora Bora и Rialto. А на выставке в Эссене этого года многие с нетерпением ждут выхода его игры Amerigo.
Так вот, именно этот автор приложил руку к созданию игры Trajan (Траян). События игры происходят в Древнем Риме, во времена правления императора Траяна. Игроки выступают в роли советников, борющихся за власть и проявляют себя в разных сферах римской жизни, таких как политика, торговля, война и строительство, зарабатывая на этом победные очки. Игра рассчитана на 2 — 4 игроков, а время партии составляет примерно 1,5 — 2 часа. Из вышеописанного я думаю всем стало понятно, что это евроигра.
Оформление этой игры честно говоря оставляет желать лучшего, но что ж тут поделать, мы имеем то, что имеем, к тому же сам игровой процесс очень даже захватывающий и довольно глубокий.
Начальный расклад.
Перед началом игры каждый игрок получает следующие компоненты своего цвета: 15 фигурок-миплов, выступающих в роли легионеров или работников, 1 фигурку полководца, 2 диска-маркера и персональное игровое поле с кругом действий из 6 ячеек. Также игроки получают деревянную фигурку арки Траяна, набор восмигранных маркеров действий разных цветов и 1 тайл бонуса. Затем они выбирают 3 карты товаров и 3 тайла Траяна в порядке очерёдности хода.
Игровой процесс.
Ну а теперь перейдём к игровому процессу! Основным отличием этой игры от многих других является механизм выбора действий, который выведен здесь на персональное игровое поле каждого игрока. На этом поле изображены 6 чаш, расположенных по кругу. В начале игры на каждую из этих чаш выкладываются по 2 восьмигранных маркера. В свой ход игрок берёт из какой-либо чаши все маркеры и распределяет их один за другим на следующие ячейки поля по часовой стрелке. Игрок кладёт по одному маркеру на каждую ячейку до тех пор, пока не выложит все маркеры с выбранной ячейки. В начале игры игрок может переместить ровно 2 маркера. При этом последняя ячейка, на которую попал последний маркер, и определит действие игрока. Кроме того маркер времени передвигается по часовой стрелке на такое же количество клеток на треке времени.
А каждой из шести ячеек соответствует определённое действие.
Эти шесть возможных действий игроки могут совершить на общем игровом поле.
Порт. Здесь игроки могут заняться торговлей и для этого они совершают различные манипуляции с картами товаров. Карты можно приобрести на рынке или выложить перед собой определённый их набор, чтобы получить победные очки.
Форум. Здесь игроки могут взять какой-нибудь жетон,который может им потом пригодиться. Например жетон дополнительного действия, жетон голосов для сената или жетон потребности народа.
Игроки могут также заняться военным делом и для этого они могут или поместить одну фигурку-мипл из запаса в лагерь, где она становится легионером или переместить фигурку полководца в соседнюю провинцию, чтобы получить жетон форума, если он там есть, или переместить одного легионера из лагеря в провинцию с полководцем и получить указанные там победные очки.
Сенат. Здесь игроки зарабатывают победные очки и получают голоса, которые дают им право выбора из тайлов бонуса в конце раунда.
Также в распоряжении игроков есть тайлы Траяна. Во время этого действия игроки могут выкладывать специальные тайлы напротив чаш на своих персональных полях. На этих тайлах указываются определённые бонусы, которые они могут получить, если последний маркер из выкладываемых на ячейки, останавливается напротив тайла Траяна, а цвета маркеров на чаше и тайле совпадают. Само же действие позволяет взять один такой тайл из одной из стопок тайлов Траяна, лежащих на игровом поле.
Ну и последнее действие, которое могут совершить игроки – это строительство. Это действие позволяет добавить одну фигурку из запаса в лагерь рабочих или переместить одного рабочего из лагеря на стройку и взять тайл, который приносит указанные на нём победные очки.
Раунд заканчивается после того, как маркер времени делает полный круг на треке времени, после чего вскрывается один из жетонов потребности народа. Таких жетонов 3 вида: хлеб, зрелища и жертвоприношения ( ну куда в Древнем Риме без этого?). Всего за квартал делается 4 таких круга, в течение которых 3 раза вскрывается жетон потребности народа. После завершения 4-го круга игроки должны удолетворить эти потребности, сбрасывая соответствующие тайлы, заработанные ими, например, благодаря действию форум. В противном случае игроки потеряют очки. Другими словами, народ лучше не обижать!
Игра заканчивается после четвёртого квартала, а значит после того как игроки трижды удовлетворят народ и маркер времени сделает в общей сложности 12 кругов.
Всё это, конечно, замечательно и интересно, но в чём заключается цель игры? В зарабатывании победных очков разумеется, причём самыми разными способами. Атмоферы это к игре не добавляет, но поломать голову заставляет. Например, игроки могут побороться за бонусные тайлы, которые они могут отхватить в конце квартала, если им удастся завоевать наибольшее количество голосов в сенате. А в конце игры эти тайлы могут принести кучу победных очков, если их использовать с умом. Действие строительство тоже может принести большое количество победных очков, если игрокам удастся набрать как минимум по 3 тайла одного вида. Ну и погоня за жетонами потребности народа тоже очень важна. Очки они сами по себе не приносят, но зато их отсутствие лишает игроков победных очков.
Впечатления об игре.
Вокруг чего здесь всё крутится или что крутится здесь воруг чего???
Как и свойственно большинству игр Штефана Фелда, игроки могут совершить за ход намного меньше, чем хотелось бы и беспрестанно становятся перед выбором, порой просто невозможным.
Каждый раунд заканчивается так быстро, что и оглянуться не успеешь, а там глядишь и народ надо удовлетворить и в то же время нужно уделить внимание другим вещам. Взаимодействие в игре есть, хоть и ненавязчивое. Иногда можно подпортить друг другу настроение, занимая излюбленные локации или забирая из под носа у соперника какой-нибудь очень нужный ему тайл. Но это происходит уже с опытными игроками, а если играешь в первый раз, то в основном возишься на своём персональном игровом поле с разноцветными маркерами, пытаясь расставить их по местам, как можно удачнее. Только очень важно запоминать с какой ячейки и в каком порядке выставлялись маркеры. Часто случается так, что по ходу дела игрок передумывает и решает, что это действие ему сейчас вовсе не нужно, а маркеры, штук так шесть, он уже попереставлял по ячейкам и не помнит, что и куда, со всеми вытекающими последствиями… Но с опытом это к счастью, как правило, проходит.
За счёт всего этого, даунтайм в игре может быть приличным, особенно при игре вчетвером. Игроки все вместе пытаются собрать сложный пазл, и каждый при этом тянет одеяло на себя. Любителям сухих евроигр с постоянными просчётами наперёд, эта игра должна понравиться. В моей компании таких оказалось немало, так что мы раскладываем её регулярно.
Оформление, как и атмосфера у игры невзрачное, но функциональное. Компоненты сделаны очень добротно и качественно, их даже приятно держать в руках.
После нескольких партий разным составом, как с хардкорщиками, так и с новичками я стала задумываться над тем, какую другую игру мне она напоминает. И я пришла к выводу, что есть в ней что-то от игры Tzolk’in, ну или наоборот. Некоторые соратники по хобби поддержали меня в этом. В любом случае в обеих играх механизм принятия решений очень похож. И там и там нужно угадать момент, когда выгоднее всего поставить фишку на какое-либо место, а потом не пожалеть об этом. Я знаю, что у каждой из этих игр есть свои поклонники. Одна очень красочная и радует глаз своим оформлением, а другая радует глаз своей функциональностью. Меня зацепили обе игры, а Траян может быть даже в большей степени. Она мне кажется более элегантной и логичной, что-ли…и… менее вычурной. Благодаря большому разнообразию путей достижения победы и оригинальной системе распределения маркеров по ячейкам хочется играть в неё снова и снова.
Конечно, я понимаю, что это уже на любителя, но если у вас будет возможность, не обращайте внимание на её внешнюю невзрачность, а попробуйте сыграть в неё хотя бы разок. Мне пока не встречались игроки, которым бы она не понравилась после сыгранной партии. Но наверно у меня в компании большое количество любителей евро, кто знает…
Я в это не смог играть, нудно. Не всё то блестит, что Штефан Фельд.
Не знаю, что тут нудного. Столько вариантов действия, столько стратегий можно реализовать, ещё и другим игрокам гадостей сделать. Мне она нравится больше остальных игр Фельда, хотя, конечно, и «Год Дракона», и «Замки Бургундии» тоже очень хороши.