Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт № 334 16-22 июня 2014. Прекрасная игра Manoeuvre

За отчётную неделю сыграно 5 партий в 3 различных игрушки. Среди них, в том числе, была одна новинка – Manoeuvre:

Battle Line – 

Eminent Domain – 

Manoeuvre –  

Ещё одна партия в Battle Line лишь укрепила положительные эмоции, доставляемые этой настолкой. Несмотря на небольшое количество компонентов и не особо продолжительный игровой процесс, по ходу партии приходится принимать уйму значимых решений и при этом ещё находится, фактически, в прямом противостоянии с соперником. Игрушка, реально, очень классная, уровня Lost Cities, известной у нас в стране под названием Затерянные города. Только если Lost Cities – игра универсальная и подходящая для любых не-настольщиков, включая представительниц прекрасного пола, Battle Line, всё же, адресована чуть продвинутым игрокам.

От данной конкретной партии я получил море удовольствия, несмотря на то, что проиграл. Буквально до последнего момента победа или поражение висели на волоске. Всё, вроде бы, складывалось хорошо, у меня было четыре победы, и я уже спланировал где получу пятую, но неожиданно противнику в руку попался джокер из тактической колоды, и его комбинация мало того, что оказалась сильнее, так он ещё смог взять три победы в соседних зонах, что означает безоговорочную капитуляцию моих войск.

Ещё раз повторюсь, игрушка отличная. Кто не пробовал – обязательно поиграйте!

В Eminent Domain сыграли три партии, и три раза я проиграл. По итогам накопления небольшого игрового опыта у меня стали появляться вопросы к игре. В первую очередь это касается действия «колонизация». В нашей небольшой компании это наиболее популярная карта. Напомню, партия на троих тут идёт до окончания одной из пяти стопок карт. Так, вон, в первую очередь у нас всегда опустошается стопка колонизации. Игроки колонизируют планеты активно, копят карты колонизации в руке и берут их со стола во вторую фазу хода, «разгоняя» эффект взятой колонизации такими же картами с руки.

Исключительно ради любопытства я попробовал уйти не в колонизацию, а в военную ветвь развития и набирал в колоду красные карты войны. В результате у меня достаточно быстро копились космические корабли и ими успешно захватывались планеты, но это было недостаточно быстро, по скорости освоения новых миров я уступал соперникам. Вероятно, потому что два остальных игрока упирали именно на колонизацию и тем самым подыгрывали друг другу – каждый мог разыгрывать свои колонизационные карты с руки в чужой ход, а я свои военные карты мог активировать только в свои ходы, потому как больше военные карты со стола не поднимал никто.

В другой партии я, вообще, попробовал экстремальную стратегию. В стартовой руке сжёг «наукой» почти все карты и собирал только лампочки, за которые покупал продвинутые версии обычных карт. Расчёт был на научную колоду, способную добраться до высокоуровневых технологий, за которые также начисляются победные очки. Увы, в погоне за научными картами я совершенно забросил колонизацию, а для освоения технологий высокого уровня требуются планеты, которых у меня не было. Вдобавок, когда я всё-таки колонизировал парочку, у меня получились две планеты, открывающие военную ветку развития, которая была не совсем уместна. Как итог – снова последнее место, хотя отрыв от двух других игроков составил в районе 5-7 очков. Думаю, если бы я в начале освоил бы 2-3 планеты, а только потом начал бы чистить колоду и упирать на науку, всё могло сложиться бы куда лучше.

Впечатления от игры по-прежнему хорошие, хотя появились небольшие подозрения относительно дисбаланса колонизационной ветки развития. Впрочем, это, вероятно просто наиболее типичные действия для новичков, так что удивляться тут нечему. Будем обязательно играть ещё, должен же я хоть разок победить!

И, наконец, мы впервые сыграли в Маневр, и по этому поводу я скажу две вещи. Первое – игрушка мне понравилась, остался ею доволен, о покупке не жалею. Второе – я не полностью читал правила, мне их объяснял товарищ и, поэтому, когда я сейчас буду о них рассказывать, не исключены какие-то неточности.

Итак, игра Manoeuvre позволяет воссоздать на столе сражение двух армий эпохи наполеоновских войн. Бои при этом разворачиваются с изрядной долей абстракции, а количество игровых компонентов очень невелико. В комплекте с игрой идут 24 фрагмента игрового поля, а также 8 армий, каждая из которых представляет собой комплект из 8 отрядов и колоды из 60 карт. Играть в неё можно исключительно вдвоём, каждая партия – это дуэль двух армий.

Партию в Maneouvre предваряет подготовка: нужно собрать на столе поле из 4-х фрагментов. Каждый фрагмент – это квадратный участок размером 4х4 клетки, на которых изображены различные элементы местности: равнины, реки, горы, леса, болота, города и т.п. Перед началом игры 4 таких участка выкладываются на стол в форме квадрата. Получается игровое поле размером 8 х 8 клеток, считай, как в шахматах. Затем игроки получают в своё распоряжение по колоде карт и по набору жетонов отрядов. Каждый игрок сдаёт себе по 5 карт из собственной колоды и выставляет стартовые отряды на первых двух линиях игрового поля (что тоже напоминает шахматы, там в начале фигуры также стоят на первых двух линиях). Как только войска расставлены, начинается, непосредственно, игра.

Партия в Manoeuvre заканчивается в двух случаях. Первый – военная победа – наступает если один из игроков уничтожает 5 вражеских отрядов. Второй – позиционная победа – наступает если у обоих игроков заканчивается колода карт. В этом случае побеждает тот, кто занял более выгодные позиции на чужой половине поля. По времени одна игра длится примерно час.

Правила Manoeuvre довольно просты и доступны для понимания даже начинающему игроку. В свой ход нужно передвинуть один из подконтрольных игроку отрядов, после чего по желанию можно отыграть одну атаку. С движением всё просто – пешие войска ходят на 1 клетку, конные – на 2. Некоторые типы местности блокируют движение, например, если первым шагом конный отряд зашёл в болото, его движение на этом завершается, пройти вторую клетку он не может. Также в течение хода можно разыгрывать тактические карты c различными эффектами (например, ускорить движение отряда, восстановить раненый отряд, окопаться и т.п.). Вот, собственно, и всё.

Небольшую сложность представляет процедура розыгрыша атак. Во-первых, чтобы атаковать каким-нибудь отрядом, нужно сыграть карту этого отряда. Напомню, у каждого игрока есть 8 подразделений, и на жетоне каждого указано индивидуальное название, «такой-то пеший полк» или «такой-то конный отряд». Например, если мы хотим атаковать британским отрядом «1st Foot Guards», нужно сыграть карту с названием «1st Foot Guards», именно так и не иначе. То есть для атаки обязательно нужна подходящая карта. Перемещение, напомню, выполняется просто так. Таким образом двигать можно любой отряд, а нападать только тем, под который у тебя в руках есть карта.

В игре нападения бывают двух видов: дистанционные и рукопашные. Дистанционные отыгрываются просто: выкладываем стрелковую карту, на ней указано какие кубики нужно бросить и сколько их должно быть. Скажем, «1d10» — бросаем один десятигранник, «2d6» — два шестигранника. Результат броска сравнивается с силой обстреливаемого отряда (значение, указанное на жетоне отряда плюс возможный оборонительный бонус, если отряд находится в укрытии: в лесу, в городе, на холме и т.п.). Если на кубиках выпало больше, чем сила подразделения, попавшего под обстрел, выстрел считается успешным, обстрелянный отряд получает ранение. Если выпало меньше, считай, промазал. Ничего не происходит, просто зазря потратилась карточка на атаку.

Рукопашные схватки чуть сложнее. Они отыгрываются в несколько последовательных этапов. Всё начинается как и с дистанционной атакой: нападающий указывает какой из его отрядов вступает в бой и разыгрывает карту этого отряда, на которой указано сколько кубиков нужно бросить в наступлении. Затем у обороняющегося есть шанс отбиться, он может сыграть тактическую карту «отступление» и избежать боя, либо усилить свой защищающийся отряд подходящими картами (картами именно этого отряда, либо лидерами-полководцами, выступающими в роли джокеров). Как только защитник сыграл карты или объявил, что не будет этого делать, у наступающего есть возможность усилить атаку – для этого он также может сыграть карты того же отряда, либо лидеров. 

Важный момент, лидером можно как просто увеличить силу атаки, так и использовать полководца альтернативным путём – вовлечь в схватку другие свои отряды, расположенные рядом с противником. Это очень важный момент, поскольку шансы поразить врага, нападая на него двумя-тремя отрядами обычно значительно выше, чем в сражении «один на один».

Когда все карты со стороны защищающегося и нападающего игроков сыграны, бросаются кубики. Их количество варьируется от одного до нескольких штук в зависимости от количества сыгранных в атаку карт и вовлечённых в бой отрядом. Результат броска суммируется со значением силы нападающих отрядом (указана на жетонах), также если атака проводится с холма, нападающие получают незначительный бонус (+2). У обороняющегося отряда учитывается значение, указанное на его жетоне, защитный бонус местности, а также значения сыгранных в оборону карты. Обратите внимание, показатель защиты всегда фиксирован, тогда как сила атаки зависит от результата броска кубиков.

После броска показатели нападающего и обороняющегося отряда сравниваются. Правила определяют пять возможных исходов:

— значение атаки меньше защиты: нападающий отряд получает ранение;

— значение атаки больше или равно защите: защищающийся отряд отступает или получает ранение (что именно происходит выбирает защищающийся игрок);

— значение атаки вдвое больше или равно защите: защищающийся отряд отступает или получает ранение (что именно происходит выбирает нападающий игрок);

— значение атаки втрое больше или равно защите: защищающийся отряд отступает и получает ранение;

— значение атаки вчетверо больше или равно защите: защищающийся отряд уничтожается.

Как видите, основных исходов боя два – отступление и (или) ранение. При отступлении отряд отодвигается на 1 клетку. Если есть возможность войска отступают назад, к своей стороне поля, если это направление заблокировано, отступление выполняется влево или вправо, если и там отступать некуда, отряд двигается по направлению к стартовой линии противника. Если для отступления вообще нет места, отряд погибает.

После того, как отряд отступил, нападающий отряд должен выдвинуться вперёд и занять освободившуюся позицию. Это продвижение является обязательным, и только в некоторых случаях его можно избежать. На картах некоторых отрядов есть указание «May not Advance» — если в атаку сыграна такая карта, указанный на ней отряд двигаться вперёд не обязан.

В принципе, двигаться вперёд обычно выгодно. Во-первых, тем самым повышается шанс на успех в случае окончания партии по тайм-ауту. Во-вторых, конные отряды умеют выполнять преследование противника, встав на освободившуюся от него клетку, конники бросают кубик и имеют неплохой шанс нанести отступившему отряду ранение. По этой причине в боях с пехотой отступление обычно не так уж страшно, а вот в схватках с конницей желательно с места не сходить – затопчут.

Теперь поговорим о ранениях. Получив ранение, отряд переворачивается на другую сторону (нужно перевернуть на поле его жетон). С оборотной стороны наблюдается светлая полоса – символ раненого отряда, а также присутствует значение силы отряда – по сравнению со здоровым отрядом оно уменьшается примерно в 2 раза. Таким образом раненые отряды сражаются менее эффективно. Если же раненый отряд проигрывает сражение или получает рану в результате выстрела, он погибает.

Но не спешите переживать, рана – это не смертельно. Игра предоставляет довольно широкий ассортимент возможностей для восстановления подразделений, получивших в бою повреждения. Первое, в конце своего хода можно сыграть карту раненого отряда и исцелить его. Второе, можно сыграть тактическую карту «Supply», способную исцелить любой отряд (лекарь-джокер), либо карту «Regroup». Третье, можно использовать лидера, но в этом случае эффект не гарантирован – нужно будет бросать кубик.

Вот, в общем-то, и все правила. Осталось только добавить, что в руке у игрока может быть максимум 5 карт, и в начале каждого хода можно любое количество карт скинуть и набрать до 5. И уточнение – в каждой колоде 60 карт, из которых 20 – тактические, а оставшиеся 40 – это по 5 карт на каждого из 8 отрядов. Итак, в свой ход игрок может обновить руку, после обязан подвинуть одно из своих подразделений, после чего может отыграть одну атаку и восстановить один раненый отряд. И так – до победного конца.

За несложными правилами скрывается достаточно глубокий игровой процесс. Оперируя небольшим количеством войск на ограниченном пространстве поля, игроки должны добиться перевеса в боях с участием кубиков. Один из ключевых моментов игры – собственно, маневры. Тут важно как занимать выгодные участки местности, приносящие неплохой бонус в обороне, так и, в принципе, наступление с целью занять как можно больше позиций на вражеской половине поля на случай, если у обоих игроков иссякнут колоды. Перемещение войск важно ещё и потому, что часто бывает выгодно взять противника в клещи или обступить с двух сторон, чтобы напасть сразу толпой. Ну а если удастся полностью окружить вражеское подразделение, оно, скорее всего, будет вскоре уничтожено успешной атакой.

Вообще, всё вот это движение жетончиков по квадратному полю мне очень нравится. Оно напоминает о когда-то горячо любимых мною тактических ролевых играх и пошаговых стратегиях, таких как Shining Force и Incubation. В Manoeuvre разработчикам удалось собрать квинтэссенцию жанра, найдя при этом идеальный баланс между сложностью и увлекательностью игрового процесса. Важнейшие решения – как, кого и куда подвинуть – приходится принимать каждый ход, а за ними следуют ещё более важные моменты – кем, кого и с кем вместе атаковать.

Механика розыгрыша карт для атаки для меня напоминает Memoir ’44. И, хотя в отличие от «Мемуаров», тут можно двигать войска и без карт, тот же самый эффект «тумана войны» сохраняется. Ты никогда не знаешь есть ли у соперника в руке карта того или иного отряда. Сможет ли он напасть на тебя в следующем ходу? Сумеет ли организовать оборону? Нет ли у него в руках «отступления»? Есть чем вылечить отряды? Подобные вопросы будут вставать ежеминутно.

К сильным сторонам «Маневра» следует отнести неспешный темп ведения боя. Одна атака в ход – это возможность нанести ранение здоровому отряду либо уничтожить раненый отряд. При этом у соперника в ход всегда есть возможность отвести поврежденное подразделение с переводной либо восстановить его с помощью подходящей карты. Тем самым игра выдерживает достаточно размеренный темп, не позволяя одной из сторон захватить очевидное преимущество. Более того, даже если одна из воюющих сторон начала нести потери, это не означает краха всей кампании. Победить вполне можно и имея в распоряжении на пару отрядов меньше, чему врага.

Интересный игровой момент – с гибелью отрядов часть колоды становится бесполезной. Помните, на каждый отряд в колоде приходится 5 карт атаки? Вот они-то и начинают засорять руку, если то или иное подразделение уничтожено. Но, опять же, это не настолько критичный фактор, чтобы с гибелью одного отряда сразу сдаваться. Тем более, перед каждым ходом можно скидывать неподходящие карты и набирать новые.

Manoeuvre своими квадратными полями и картами атаки несколько напоминает мне Dungeon Twister, где тоже герои двигаются по клеточкам и могут друг друга атаковать. Только если в Dungeon Twister голова трещит от разнообразных возможностей и чуть ли не бесконечности вариаций действий в каждом ходу, в «Маневре» выбор всегда разумно ограничен позицией войск на поле и наличием карт в руке.

Выбирая Manoeuvre, я думал о том, что хочу сыграть в настольную игру про наполеоновские войны. Стоит признать, что тема тут, конечно, не то, чтобы притянута за уши, но и не вот прям детально проработана. Становиться в каре и отбиваться от кавалерии пехота не умеет, роль артиллерии сведена к минимуму, на первом месте идёт рукопашная, а стрельба – это так, добивать раненые отряды. Но, тем не менее, удовольствие от игры неоспоримо. Она – хорошая.

Огромный плюс игры – вариабельность. В комплект входят восемь армий, представляющие Францию, Англию, Испанию, Пруссию, Австрию, Россию, Турцию и США. Каждая армия – это уникальный набор из 8 пеших и конных отрядов. Наборы различаются как силой подразделением, так и соотношением количества пехоты и кавалерии. Кроме того, отличаются и игровые колоды: у каждой нации свой уникальный набор карт тактики, да и боевые характеристики карт атаки тоже неодинаковы. И это я ещё молчу про 24 фрагмента игрового поля, из которых в каждой партии задействуются только 4, плюс каждый можно выложить на стол четырьмя разными способами. Словом, не то, чтобы целиком освоить Manoeuvre, чтобы просто хотя бы освоиться в тактике битвы за каждую армию нужно сыграть хотя бы 2-3 десятка партий. А, сколько нужно игр, чтобы добиться мастерства в бою?

Нельзя не отметить и качество компонентов. Фрагменты игрового поля отпечатаны на достаточно тонком картоне. Его толщина не идёт ни в какое сравнение с привычными игровыми полями, каковые встречаются, скажем, в Ticket to Ride, но на игровом процессе это никак не сказывается, составляется поле удобно, его части не разъезжаются. Жетоны отрядов выполнены из довольно плотного картона, имеют очень приличный размер – 25 х 25 мм (сторона – 1 дюйм), но к ним, если захотеть, можно придраться. Они, во-первых, глянцевые и чуть бликуют на свету, а, во-вторых, у них не скруглены углы. На самом деле, это, конечно, мелочи, и если бы я не видел идеальных каунтеров войск в Conflict of Heroes, никогда бы на эти нюансы и не обратил внимание.

Идём дальше по компонентам. Карты в игре уменьшенного формата, их размер – 45 х 65 мм. Материал – ничем не примечательный картон. Кстати, под карты очень хорошо подходят подставки из Memoir ’44, мы только с ними играем. Наконец, самое классное, мимо чего просто нельзя пройти – это кубики. В игре их три вида, десятигранники, восьмигранники и шестигранники. Они довольно большие, увесистые и удобные. Особенно меня порадовали привычные дайсы с шестью сторонами – на них вместо привычных точек нанесены цифры, причём достаточно большим шрифтом. Не знаю даже, почему это так нравится, видимо, с возрастом чем крупнее символы, тем проще их разобрать 🙂 Заканчивая опись компонентов дополню, что в довесок к подставкам из «Мемуаров» мы используем в игре ещё один дополнительный аксессуар – тарелку для кубиков от товарища Юшина. Она как нельзя кстати приходится к игре и отлично вписывается в процесс.

Ещё один нюанс — сопоставление карт и отрядов. Поскольку мы активируем войска для атаки исключительно подходящими картами, важно соотносить каждый отряд с конкретной картой. Так, вот, никаких проблем с этим не возникает. Дело в том, что названия практически всех подразделений начинаются с числа (номер полка, дивизии и т.п.), что позволяет легко идентифицировать и карту и отряд. 

На мой вкус «Маневры» военная игра с примесью «евро». Не особо сложная, затягивающая, увлекающая. В меру ограничивающая выбор игрока и в меру зависящая от роли (но не воли!) случая, предлагающая бесчисленное множество разнообразных игровых ситуаций и обладающая солидным запасом реиграбельности. В силу жанровых и тактики-технических ограничений (война, два игрока) она навряд ли будет издана в ближайшие годы в России, так что я тем более рад, что купил её за границей (особенно в свете надвигающихся лимитов в 150 евро за посылку).

Manoeuvre – очень хорошая игра. Рекомендую.

8 комментариев

  1. Mazz_O

    Про ЕД.
    Там же вроде как есть вариант на троих, когда партия завершается при двух пустых колодах. Там для начала надо просто по 2 карты убрать из каждой колоды в начале игры (уточнить в правилах). Мне кажется, такой вариант будет лучше, если все уж решат идти в колонизацию.

    Кстати против такой общей стратегии выработать свою, универсальную: иметь в колоде карты колонизации для отыгрыша в ход других игроков, а в свой ход развивать флот или ещё чего.

  2. Shario

    [quote]В силу жанровых и тактики-технических ограничений (война, два игрока) она навряд ли будет издана в ближайшие годы в России, так что я тем более рад, что купил её за границей (особенно в свете надвигающихся лимитов в 150 евро за посылку).

    Manoeuvre – очень хорошая игра. Рекомендую.[/quote]

    Как на счет сканов? Со своей стороны могу гарантировать русифицированное пнп )

  3. MakVlad

    Очень хорошо написано про Manoeuvre. В своё время с удовольствием в неё играл. Её сложно назвать варгеймом, но после игры остаётся ощущение, что играл в варгейм.
    «- А помнишь, как моя конница выгнала твою пехоту из города?
    — А как мои гвардейцы держались на холмах городе против двух твоих отрядов?»
    В общем, действительно, очень хорошая игра!

  4. hk

    Mazz_O :

    Про ЕД.
    Там же вроде как есть вариант на троих, когда партия завершается при двух пустых колодах. Там для начала надо просто по 2 карты убрать из каждой колоды в начале игры (уточнить в правилах). Мне кажется, такой вариант будет лучше, если все уж решат идти в колонизацию.

    Кстати против такой общей стратегии выработать свою, универсальную: иметь в колоде карты колонизации для отыгрыша в ход других игроков, а в свой ход развивать флот или ещё чего.

    Мы, фактически, с двумя колодами и играли, потому как колонизация ну очень уж быстро заканчивается.

  5. hk

    @Shario

    Нет. Не времени, ни сил, ни желания.
    Да и необходимости нет, в сети, вон, есть комплект для движка Vassal, там все материалы по игре должны присутствовать.

  6. NORD

    А мне очень нравится вариант battle line под звездные войны. И сыну интереснее играть. Играешь действительно с удовольствием.
    http://www.boardgamegeek.com/filepage/95897/battle-line-starwars-version-english

  7. DedoK

    @Shario
    помоему вот здесь есть http://boardmel.wordpress.com/2013/08/04/manoeuvre-demo-%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE-%D0%B4%D0%B2%D0%B5-%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B8/

    вообще сам сайт интересный, там много ПНП варгеймов

  8. DedoK

    @Shario
    по моему вот здесь есть http://boardmel.wordpress.com/2013/08/04/manoeuvre-demo-%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE-%D0%B4%D0%B2%D0%B5-%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B8/

    вообще сам сайт интересный, там много ПНП варгеймов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑