За отчётную неделю сыграно 7 партий в 6 различных настолок, среди которых была одна новинка – Impulse:
7 Wonders: Duel –
Impulse –
Neuroshima Hex –
Quartermaster General –
Race for the Galaxy –
Ticket to Ride: India –
Когда мы играем в Ticket to Ride, всегда повторяется одна и та же картина. Первые примерно ходов 10-15 я просто беру по 2 карты из колоды, совершенно не обращая внимания на то, чем там занимаются остальные игроки. Потом, набрав приличную руку, начинаю строить, стараясь в первую очередь занять самые длинные перегоны, приносящие максимум очков. И потом, уже ориентируясь на чужие занятые участки, как-нибудь в объезд выполняю свои задания, стараясь застраивать максимально длинные отрезки, избегая одно- и двухвагонных перегонов. И выигрываю.
Не стала исключением и эта партия. Оставил себе все 4 стартовых задания. Набрал кучу карт. Занял сначала 8-вагонный участок, затем 6-ти. Построил все задания, добравл ещё три, два из них оставил, также выполнил и запустил финальный ход. Правда, при подсчёте выяснилось, что я немного проглядел и случайно не сделал один маршрут, потому что перепутал на карте два соседних города. Из-за этого пришлось потерять аж 10 очков, но мой общий счёт всё равно перевалил за сотню, тогда как у второго места он был в районе 70. Подавляющее преимущество и совершенное отсутствие желания повторить. Надоело мне так уже выигрывать. Не знаю, может, в качестве штрафа не брать себе карты в начале игры или начинать с меньшим числом вагонов?
Кстати, на карте Индии, ведь, есть фишка, так называемые «Мандалы», возможность получить дополнительные очки, если ты выполняешь задание дважды, то есть строишь два независимых пути между ключевыми городами. У нас его совершенно никто не прочувствовал, ни один игрок ни одно задание так двумя разными маршрутами и не выполнил.
В Heuroshima Hex играли втроём, впервые, кстати, видел актуальное издание версии 3.0. Выглядит симпатично, графика хорошая, компоненты качественные. Функционально, правда, от самой первой редакции отличается только тем, что тут есть жетоны «сети», выкладываемые на заблокированных юнитов, попавших в сеть. Разложили игру на троих, в формате «кто последний останется, тот и победил».
Двое выставили базы по краям, а один в центре. Опрометчиво, я считаю, подставляться сразу с двух сторон. Так и вышло, этот игрок первым оказался на грани уничтожения. Я мог бы его снести, но оставил жить, сосредоточившись на другом. Теперь получилось, что на него вдвоём навалились, и вскоре сложилась ситуация – у меня из стартовых 20 жизней примерно 15, а у двух противников оставалось 1-2 хита. Мой ход, выпадает жетон битвы, я активирую бойцов и побеждаю. Никаких эмоций, никаких впечатлений, просто вынес и всё.
В начале, кстати, хотели взять новые армии, в коробки были Вегас, Неоджунгли, Стальная полиция и, кажется, Нью-Йорк, но увидев на отрядах неизвестные обозначения (например, «снайпер» и «шпион»), мы не с могли оперативно найти их расшифровку, а так как было уже в районе трёх утра, заморачиваться особо не хотелось, поэтому сели играть знакомыми наборами.
Партия в Race for the Galaxy прошла для меня неудачно. Сначала я, вроде, присмотрел способ продавать синие и коричневые товары за 6-7 карт, и даже смог наладить такой механизм, но толку от этого было немного. Да, на руку приходили карты с завидной регулярностью, но что-то среди них никак не попадалось ничего, на чём можно было бы сделать очки. Или попадалось, но я этого не сумел углядеть.
В общем, закончилось всё тем, что я банально перерабатывал свои товары в очки с картой ПОх2, но смог набрать всего в районе 45, тогда как основной противник подобрался к девяти десяткам. Позорное поражение.
На прошлой неделе после неудачной для команды Оси партии в Quartermaster General, я понял, что Германия и Италия с самого начала должны в унисон бить одного противника. Проще всего – СССР, идёшь себе по суше, строишь войска, да атакуешь. Build Army, Land Battle, Build Army, Land Battle, и так далее. Действительно, логика проста. Получается, двое против одного. За один ход СССР совершает всего одно действие, например, может построить танк или уничтожить вражескую армию. А Германия и Италия вдвоём могут сделать вдвое больше. Например, построить два танка, или уничтожить две вражеские армии. Или, что ещё лучше, одну армию СССР атаковать, например, Германией, а потом на её месте в ход Италии поставить итальянский танк. Вот, думал я, так, шаг за шагом можно Вторую мировую и выиграть. А то у нас команда Оси за примерно восемь партий всего раз добилась победы.
Начинаем… За столом собралось пять человек, мне снова приходится управлять одновременно и Германией и Италией. Но это только плюс, считай, действия этих двух стран синхронизированы. Будут работать слаженно, как я и хотел. А тут мне ещё в стартовом раскладе за Германию пришёл удачный статус, позволяющий в конце хода подсмотреть 3 верхние карты в колоде любую из них взять в руку, а две других разложить в любом порядке. Конечно же, я сразу её сыграл! А тут ещё и с Италией подфартило, в первой же руке пришло событие «Постройте армию на Украине». Я было убоялся, что не смогу его разыграть, так как обычно первым ходом СССР ставит на Украину свой танк, но нет. Советский игрок разыграл какой-то статус, так что уже первым ходом фиолетовая армия взяла Киев.
А дальше всё было ещё азартнее и ещё интереснее. Советский Союз умолял открыть второй фронт, тогда как Великобритания заняла Австралию и начала разыгрывать какие-то секреты, а США занимались покорением Тихого океана, что ни очков команде не приносило, ни положения СССР не облегчало. Ось, кажется впервые в нашей истории, стала вырываться вперёд. Да ещё как! Примерно на пятом ходу немецкие итальянские танки разбили последнюю советскую армию в Москве, и в начале следующего хода в столицу Союза вошла Германия. СССР не только лишился способности приносить команде очки, его вообще стёрли с лица земли! А немцы, вообще, добрались аж до Индии!
Только тогда Союзники (так и хочется написать это слово в кавычках) поняли, что надо что-то делать. Великобритания вышла в море и каким-то событием заняла Африку, а потом даже выбила войска Оси с побережья Западной Европы. СССР тоже умудрился возродиться. На столе появились статусы, позволяющие армиям СССР существовать без поддержки, а также разрешающие двойное строительство за сброс двух карт с руки. Казалось бы это всё равно не поможет, потому как строиться Советам было негде, но, вот, игрок США разыграл карту, позволяющую СССР поставить на поле один красный танк. С него всё и началось, Советы стали строить по 2 танка в ход и, хотя атаковать им было некогда, внимание Германии и Италии они отвлекли. Дошло до того, что советские армии добрались до Индии. И, хотя Москву так и не отвоевали, СССР всё же добыл хотя бы одну «точку снабжения». Но поезд уже ушёл. По очкам наша команда вырвалась далеко вперёд, и в конце примерно 11-го хода разрыв составил 34 очка в пользу Оси. Безоговорочная победа.
В этой партии, кстати, особо не проявила себя Япония, но это только потому, что за неё играла девушка, случайно подсевшая к нам за стол и ранее с Quartermaster General не знакомая. И то у неё получилось в начале захватить Китай. Правда, потом, к Японскому морю подошли американские корабли, и всё свелось к довольно скучным взаимным перестрелкам с уничтожением и отстройкой судов. Игрок США всю игру приносил по 4 очка в ход за обе звезды на американском континенте, а Япония вначале тащила по 4 очка, но потом потеряла Китай и приносила всего по 2. Но и этого оказалось достаточно для победы.
Блицкриг, который удалось устроить в этой партии, безусловно, оказался мощным. По идее такими и должны быть действия Германии и Италии в каждой игре. Резкими, слаженными, направленными. Провоцирующими Союзников немедленно включиться в события на территории Европы, пригнать в Атлантику американские и британские корабли, пробовать высадиться в Нормандии или даже атаковать из Средиземного моря. В конце концов, больше всего звёзд сосредоточено именно на европейском континенте, так что именно туда должны быть устремлены интересы всех участников игры!
Мне очень понравилась эта партия! Немедленно хочется повторить, только чтобы не в одни ворота, а теперь не просто выиграть, а преодолеть не менее слаженное сопротивление Союзников.
Осваивать в три ночи новую игру всегда нелегко, а если это игра Карла Чудыка – нелегко в квадрате. Так что партия в Impulse выдалась тяжёлой. Мы добросовестно прочитали все правила, которые на слух показались весьма доступными и приступили к освоению местного карточно-действенного космоса втроём. Быстро выяснилось, что правила хоть и понятны, не совсем дают представление о том, как играть. То есть это как если бы показали панель приборов в самолёте, объяснили про каждую конкретную ручку, лампочку и указатель. Зачем нужен каждый в отдельности ясно, а вот когда все огоньки вдруг заморгали, стрелки зашевелились, сразу как-то и непонятно, какую кнопку надо жать и что делать.
Так и в Impulse, мы совершили несколько действий буквально на ощупь. Смогли немного разведать космос, даже очков набрали, но осмысленности во всём этом было немногим более нуля. Правильно говорят на BGG, в эту игру нужно сыграть несколько раз, чтобы понять как она работает. Вопрос только, стоит ли она таких временных вложений? Есть немало других настолок, достойных и приличных и покоряющихся с первого раза.
Когда мы играем в новую игру, обычно получается так, что где-то в правилах чего-то не досматриваем и допускаем ошибки. Не избежала этой участи и 7 Wonders: Duel. Выяснилось, что мы неправильно использовали жёлтые карты, дающие скидку на покупку ресурсов. По правилам когда у тебя нет жёлтой карты, за каждый недостающий ресурс ты платишь в банк 2 монеты плюс ещё столько монет, сколько таких ресурсов есть у противника. Если же ты купил жёлтую карту с товаром, при покупке ты платишь за него в банк ровно 1 монету. И всё, не важно, сколько там таких товаров есть у оппонента. А мы даже с жёлтыми картами платили 1 монету + 1 монету за каждый такой ресурс у соперника.
В общем, теперь стали играть правильно. Я даже было порадовался. Во-первых, жёлтые карты сразу же сделались сильнее и полезнее. Во-вторых, я подумал, что все мои проигрыши Гале, возможно, как раз были из-за того, что я покупал жёлтые карты, которые оказывались недостаточно эффективными. Не тут-то было! В первой партии я потерпел поражение по науке войне. А вот, во второй, формально победил со счётом 73-64. Но только формально. В одном из последних ходов Галя умышленно сожгла зелёную карту, благодаря которой могла бы выиграть по науке. В общем, пока победить по-нормальному всё ещё не получается.
> В одном из последних ходов Галя умышленно сожгла зелёную карту, благодаря которой могла бы выиграть по науке.
Т.е. поддавки? 🙂
@Red Meeple
Просто в дуэлях, по сравнению с базовой игрой, существенно увеличили случайность, чтобы могли выигрывать даже новички. Перевели игру из стратегии в детские. Достаточно заменить пирамиду на нормальный рынок, чтобы поправить этот перекос.
Купил в Стиме ТТР: Индия. Сыграл 3 раза с ботами. Так ни разу эту «Мандалу» и не построил. Всегда не хватает 1 хода. Хотя строю не такие уж большие круги. И вообще, на 4-х карта кажется очень жесткой. Хотя при максимуме участников любая карта жесткая…
> Если же ты купил жёлтую карту с товаром, при покупке ты платишь за него в банк ровно 1 монету. И всё, не важно, сколько там таких товаров есть у оппонента.
Юрий, ты уверен? Мы тоже играем платя одну монету за ресурс, плюс по одной монете за каждый этот ресурс у соперника.Для меня сейчас это твое открытие было откровением. Щас буду перечитывать правила.
> Если же ты купил жёлтую карту с товаром, при покупке ты платишь за него в банк ровно 1 монету.
Мне все-таки кажется, что сначала вы играли правильно. Т.к. даже если есть такая желтая карта, она только меняет стоимость ресурса с 2 на 1. Про то, что она делает неважным для покупки количество таких ресурсов у соперника в правилах не написано.
Вот выдержка:
This card changes the trading rules for the indicated resource. Starting
on the following turn, you will purchase the indicated resource
from the bank at the cost of 1 coin per unit.
Не, до конца игры оставалось пару ходов. Думала, так меня обыграет.
Нормальный рынок – это какой?
Удивительно, как много народу играло не правильно. На кой хрен тогда вообще покупать эти жёлтые карты, если по вашей трактовке правил она окупится только после покупки трёх таких ресурсов?
Ответ от Repos Production
1 coin and stop. The opponent’s buildings wont change the costs for this resource anymore
Else, it would simply be a 1 coin discount for the indicated resource, which would make this card very expensive for the potential bonus (cost of this card : 3 coins)
https://boardgamegeek.com/thread/1504364/trading-costs
я бы не стал это так уверенно утверждать. Правилах ни слова не сказано про то что при наличии такой карты стоимость ресурсов не зависит от их колличества у соперника. Что стоило добавить в правила фразу «теперь ресурс будет стоить одну монету у банка, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО КАКОЕ КОЛЛИЧЕСТВО ДАННОГО РЕСУРСАРСА У СОПЕРНИКА». Но такого же не сказано, а сказано только про изменение цены. Поэтому с чего вы взяли что Юра играл неправильно (и с чего он это взял) — непонятно.
А по поводу оккупаемости карты. По-моему, это нормально что она окупится только после покупки трех ресурсов. Все-таки ресурсы часто покупаются. Во-вторых, желтая карта еще дает дополнительную монету при сбросе карты за деньги.
Вот если бы кто-то дал ссылку на комментарий по этому поводу от разработчика игры, тогда бы я поверил, а пока же в правилах я вижу четкое: «you will purchase the indicated resource from the bank at the cost of 1 coin per unit»,
т.е. теперь вы платите в банк за ресур 1 монетку, т.е. сказано ТОЛЬКО про изменение цены и все.
@Дмитрий
Так уверуй же:
https://boardgamegeek.com/thread/1440806/resources-discount
Очень плохо написаны правила в отличной игре Impulse. Для меня она была открытием прошлого года и я уверен что она стоит чтобы к ней вернуться. Я играл её много раз в разных компаниях (не новичков конечно) и игра приносила отличные эмоции.
Про правила есть отличный файл https://boardgamegeek.com/filepage/105257/impulse-rules-summary в котором учтены в том числе и ответы кторые давали авторы игры на форуме. Я рекомендую прочесть он короче и понятнее оффициальных правил.
Юрий дайте этой игре второй шанс — она уникальна и гораздо «больше» своей маленькой коробки.
Уверен.
Этот момент с торговлей на Board Game Geek даже вынесли в описание игры. Видать, не только мы прокололись.
https://www.boardgamegeek.com/boardgame/173346/7-wonders-duel
FAQ: About the yellow buildings: «Starting on the following turn, you will purchase the indicated resource from the bank at the cost of 1 coin per unit» means exactly what it says. Your payment does not depend on any buildings your opponent might own.
с подобной стратегией вы в TTR играете или не полным составом для рассчитанного для карты кол-ва человек, или слабые противники — длинные пути дают далеко не самое большое кол-во очков и гибкость стратегии, в этом можно убедиться просмотрев так называемые мастер пути, к примеру для USA — там получается, что пока вы будете набирать вагоны для длинных путей специально под свои билеты, оппонент может построить мастер путь из перегонов максимальной длины в 4 вагона, не пересекаясь с вашими «шестерками» и потом еще с неплохой вероятностью набрать билетов на 250+ очков. и это не говоря про то, что когда «прошаренный» оппонент увидит что вы играете в такие «нубские» стратегии, то он, имея некоторый запас вагонов и потенциальных очков, может еще вам заблочить пути.
играть аниверсарными вагонами на стандартной карте, тем более на такой узкой как индия было наверно не просто =)))
О, впервые вижу TTR хардкорщика! 🙂 Круто (без сарказма)!
А я было подумал, что Галя решила порадовать Юру, чтобы он перестал расстраиваться из-за поражений в 7W:D 🙂
У нас в ТТR получается так: сначала все действительно набирают руку, но как только хоть один начинает играть карты с руки — все начинают строить свои пути. Присоединюсь к мнению других игроков — часто на карте есть коротенькие пути, закрыв которые уже выиграть не получиться. В «Северных странах» это перегон около Тромсо по моему. Одним словом, все зависит от карты.
А вот про «мандалы» зря. Надо стараться делать, так как бонус очень ощутим. Просто интуитивно не очень понятно, как это сделать, а на деле надо просто строить круговые маршруты.
@pilot63
Ну если это действительно комментарий от производителя игры, тогда да, вопросы отпали. Но все-равно очень странная ситуация. Не могли же они настолько бездарно написать этот кусочек правил. При том, что в целом правила, на мой взгляд, написаны очень хорошо. Мы довольно быстро разобрались. Но вот этот абзац по поводу изменения правил торговли — это просто биг фейл какой-то. У нас даже сомнений не было, мы сразу поняли что играть нужно именно так, как играли, а оказывается имелось совсем другое.
@Дмитрий
Если у стольких людей возникли вопросы, то однозначно этот кусочек правил был написан плохо. Хотя у меня, например, с самого начала не было даже тени сомнения — я почему-то сразу всё понял правильно.
@pilot63
А меня Тапилин сразу обманул.
А в правилах даже 2 раза написано.
На Индии вчетвером такая стратегия «большой руки» не должна работать: пока набирается куча карт, противники просто застраивают критичные единичные перегоны, которые очень быстро отсекают целые куски карты. Ну и без мандал выиграть оооочень сложно, они как раз позволяют уйти дальше «конкурентных» ~120 очков. Только построить одно большое кольцо не получится, перекроют, надо строиться такими небольшими колечками от одного ключевого города к другому -О-О-О-.
Насчёт слабых противников… я когда в чемпионате по TTR участвовал, выше второго места, кажется, не поднимался. Так что это я ещё слабый игрок. И в Индию мы играли максимальным составом (4 человека).
Юбилейные вагоны на обычных картах нормально идут, чуть-чуть всего потесниться надо.
Обманул – это когда знал как правильно, но сказал неправильно.
А с этой 1 монетой за жёлтые карты не только я, многие неверно поняли текст. Не зря на BGG именно этот момент в описание игры вынесли.
@hk
А с 8 коробкой в пандемии тоже не знал как правильно? 🙂