Отчёт № 685. 19-25 апреля 2021. Тортуга 2199, Уотергейт, Дорожные сети, Cuba Libre, Pan Am

За отчётную неделю сыграно 11 партий в 7 различных настолок, среди них была одна новинка — Тортуга 2199:

Дорожные сети

Тортуга 2199

Уотергейт

Эра. Средневековье

Battle Line

Cuba Libre

Pan Am

«Тортуга 2199» не понравилась совсем. Будучи избалованным колодостроительными играми, от каждой представительницы жанра ждёшь чего-то нового, а тут и похвастаться-то нечем. На картах есть две основных ресурса, атака и деньги. Дополнительные эффекты – иногда «наберите 1 карту». Иногда ещё что-нибудь. Никаких свойств, которые срабатывают от наличия в руке других карт, никаких комбинаций, в общем, колодострой как-то бедноват.

Ещё тут есть поле, но оно не сильно-то и нужно. Во-первых, маленькое, из конца в конец можно перелететь если не за ход, то за два точно. Во-вторых, к полю прибиты куски рынка карт, из-за чего в глазах пестрит. Вспомним «Доминион», 10 пачек карт компактно расположены, удобно посмотреть, что есть на продажу.

Тут же есть центральный рынок из 4 типов карт и ещё 4 рынка по 2 карты в каждом, и все они разбросаны по углам игрового поля. Не самый удобный вариант, обычно то, что лежит на дальнем от тебя краю видно плохо. Причём, карты тут увеличенного формата, но вот ценник у них отпечатан не самым большим кеглем, размер шрифта можно было бы увеличить, чтобы хотя бы цена просматривалась.

А ещё поразил даунтайм какого-то просто неприличного уровня. Между ходами я успевал дойти до шкафа, достать чашку, налить воды, выпить её, вернуться, а мой ход всё ещё не наступал. Хотя делов-то, раскинуть руку и сыграть всё, что пришло. И это ещё полбеды. По большому счёту, совершенно неважно, что делают в твой ход другие игроки. Нет, они, конечно, могут на тебя нападать, и тогда надо выкладывать карты на защиту. Но если тебя никто не атакует, то вообще без разницы где они там летают и чем занимаются.

Вот и получается, что игра-то простенькая, незамысловатая, с несложными правилами и примитивной механикой колодостроя с прямолинейными ходами. Пожалуй, такое понравится любителям «Кланка», любителям «Манчкина» и прочих несложных, но популярных настолок, где процесс прост и хаотичен.

По большому счёту фишкой «Тортуги» должно стать взаимодействие в локациях: их захват, прокачка, атаки друг на друга. Но почему-то это выглядит крайне скучно и уныло. Плюс ещё темные жетончики, отмечающие кто какой сектор захватил, как-то темноваты и на фоне темных гексов космоса выглядят не очень. Ну и ещё фиолетовые карты с фиолетовым фоном и фиолетовым цветом шрифта. К счастью, эффекты считываются без затруднений (тем более, что, повторюсь, все они несложные).

В общем, совершенно не впечатлён. Второй раз вряд ли сяду играть.

Вторая партия в Pan Am оставила более лучшие впечатления, чем первая. Причина тому – уже было понятно чего от игры ждать, и что тут надо делать для победы. Если изначально я подходил к ней с мыслью, что это как бы Ticket to Ride, только вместо железнодорожных маршрутов надо прокладывать авиационные, теперь уже было понятно, что маршруты надо прокладывать не просто так, а чтобы заработать на них денег, а те, в свою очередь, вкладывать в акции Pan Am. И то, что на поле у тебя по факту маршрутов может и не прибавляться – это нормально, потому что ты строишь маршрут, почти сразу же его выкупает Pan Am, а ты в прибыли, потому как получаешь наличку.

Также в этот раз было сильно понятнее с правилами прокладки маршрутов. У тебя либо есть аэропорт, либо карточка нужного города. А если нет – сбрасываешь или карту нужно масти, или 2 карты другой масти. В первой партии всё это было ещё в новинку, а тут прямо с ходу понятно. Собираем города, если нет подходящих, собираем масти, если и с мастью не выходит, нужно 2 карты другой масти.

Кроме того, в этот раз явно ощущалась конкуренция между игроками. Воевали и за аэропорты, и за карты городов, и даже теснились на треке прокладки маршрутов. Раз или два даже мелькали опасения, что не хватит свободных мест, чтобы построить необходимые маршруты. И, в отличие от первой партии, в этот раз случилось так, что наметил проложить какой-то маршрут, а его у тебя увели, соперник успел застолбить его, т.к. ходил раньше.

С директивами в этот раз всё было в порядке. Хотя к финишу пришли с такими показателями: 21-20-19. Счёт очень плотный, причём каждому пришло по карте директивы с бесплатной акцией, а победитель получил 2 таких карты. Вот как это расценивать, повезло? Победа досталась случайно? Такая мысль имеет право на существование, но, с другой стороны, у победителя в принципе было больше всех директив, он чаще выставлялся на действие «взять карту директивы», так что статистически тут всё верно.

В общем – очень неплохо. Охота попробовать теперь ещё на четверых. Тогда, наверное, конкуренция будет ещё ощутимее

Следующая партия в Pan Am оказалась ещё лучше. Игра раскрывается всё больше и больше. Главное от неё ощущение – каждый ход даётся с большим трудом, игрокам невероятно тесно, почти что любой ход кого-то в чём-то подрезает, мешает реализовать задуманное, заставляет перекраивать планы. И это очень хорошо, потому что чувствуется, играем друг против друга, а не каждый сам за себя против игры.

Всё ещё сохраняется ощущение, что случайность имеет место быть, но её уровень всё же кажется приемлемым. Да, есть случайные события в начале каждого раунда, есть карты директив, есть приход карт локаций, но в целом это хорошие случайности, которыми можно управлять.

В «Эру» раскинули дуэльную партию. Особо ничем она не запомнилась, но так по мелочам впечатления остались. Во-первых, не скажу, что финал оказался внезапным и быстрым. Как-то размеренно играли, и под конец уже было понятно, что можно закончить партию любым ходом. Вот собор построил – и закончил. Всё как раз, как и планировал. Во-вторых, продолжаю ощущать невезение на кубах. Яркий пример – в этот раз их было аж 11, бросаю – а камней нет. Пришлось строить монастыри, чтобы самому выставлять нужные значения.

В целом же впечатления от игры остаются такими же хорошими, как и раньше. Хочется только играть в неё большим составом, втроём, а лучше вчетвером, чтобы в полной мере прочувствовать мощь серых кубов, когда ты можешь ограбить не одного противника, а сразу двух или трёх. А то в партии на двоих я даже как-то в сторону башен и не смотрю. Вон, в этот раз сперва наклепал кучу жёлтых домишек, и только под конец игры поставил один синий (до этого всё время недоставало камня, без которого городские дома не возвести).

«Дорожные сети» впервые опробовали с дополнением про реки. По сути оно добавляет третий тип дорог, помимо автомобильных и железных теперь надо рисовать ещё и речку. За неё начисляются очки по тому же принципу, что и за самые длинные дороги, только за «самую длинную реку». Ну и ещё она не может соединяться с дорожной сетью, только пересекать её с помощью мостов. И ещё с допом игра длится на ход меньше, зато каждый ход бросается не 4 кубика, а 6.

Дополнение в целом неплохое, но отношение к нему пока не оформилось. Не могу сказать, что оно обязательно и больше без дополнения играть мы не будем, но и плохого в его адрес тоже ничего произнести не могу. Попробуем ещё обязательно озёра, по крайней мере можно будет сравнивать их с реками. И, насколько я понял, реки и озёра – это альтернативные вещи, в игру можно добавить только что-то одно, но не обе опции сразу.

В «Уотергейт» играем уже больше 5 партий, и всё ещё не разу не был за Никсона, пытаюсь управиться редактором. В этот раз первую партию слил просто в одни ворота, ничего не достиг, улик не собрал, положение всё проиграл, в общем, полный разгром. Зато во второй ситуация выправилась. И подозреваемых удалось обнаружить, и построить цепочки улик, и даже не отдавал сопернику красный жетон положения.

Правда, не могу сказать, что это всё произошло в результате грамотных и взвешенных решений. Больше похоже на то, что просто повезло. В начале партии как-то так удачно зашли карты, что смог отменить розыгрыш аж трёх сообщников Никсона практически подряд. Благодаря этому президент на старте особо ничего не добился, а вот у меня получилось понемногу двигаться вперёд. В общем, так в результате и победил! Впервые! И тут же хочется играть ещё, чтобы проверить, таки-случайность это, и, всё-таки, постепенно приходит понимание, как тут на самом деле надо играть.

В Battle Line запоем отыграли три партии. Как обычно, очень нравится. Насыщенная, кризисная настолка, полностью построенная на взаимодействии с противником. Хороша и в дуэльном варианте, как мы её обычно и раскладываем, и на троих тоже замечательно идёт.

В Cuba Libre, всё-таки, очень хороший ход за правительство на старте – прокачать поддержку в Лас-Вильяс. Это сразу гарантия того, что можно будет устоять в первую пропаганду, действия не подорожают и можно будет спокойно бороться с революционными элементами. Да, прокачка Лас-Вильяс требует ресурсов, и ещё это потеря в темпе, так что скорее все движение 26 июля перехватит Сантьяго-де-Кубу. Но это того стоит.

Вот в этот раз так и начал играть и сразу ощутил мощное преимущество. Тем более, пропаганда впервые выпала очень рано, буквально на третьей карте. Но правительству это ничем не помешало. Разве что было немного досадно, что повстанцы как раз заняли все заводы, так что с них доход не пришёл. Зато сразу же удалось поднять поддержку во всех городах до максимума. Фактически оставалось просто дождаться второй пропаганды, условия победы-то были выполнены.

Легко сказать, да трудно сделать! До второй пропаганды ещё ого-го сколько карт. Всегда первым ходить не получается, в какой-то момент оппозиция пасует и перехватывает инициативу, и тут как раз выпадает событие, меняющее настроения в Сантьяго-де-Куба на максимально оппозиционные. А назад поднять поддержку затруднительно, нет столько ресурсов у правительства.

Из-за этого события вторая пропаганда не заканчивает игру. Движемся дальше. И как-то движение 26 июля, которое только недавно было на пороге катастрофы, начинает выправлять ситуацию. Постепенно проводит вербовку, то тут, то там появляются эти ячейки. По событию возникает база в Пинар-дель-Рио, затем там проводятся акции террора, растёт поддержка оппозиции, и вот она уже приближается к 16, к условию победы 26 июля.

Но правительство всё ещё чувствует себя хорошо. Оно-то перевыполняет условия победы, надо только ещё немного продержаться. И тут опять оппозиции везёт. Выпадает событие, снижающее поддержку правительства во всех городах. Это аж -6, особенно больно потерять поддержку в столице. И мало того, что такой провал, так ещё и в каждом городе появляется по скрытой ячейке. Это больно. Карт остаётся мало, того и гляди вскроется пропаганда, а теперь 26 июля ближе к условия победы, чем правительство.

Дилемма. Надо качать поддержку, чтобы не проиграть по пропаганде. Но качать её нельзя, так как 26 июля тут же разыграет террор и отменит эту прокачку. Надо выявлять эти ячейки, чтобы они не могли пакостить, но тогда поддержка остаётся низкой и, если выпадает пропаганда, это почти гарантированный проигрыш. Ну, в любом случае надо заниматься ячейками. Всё-таки, в фазу пропаганды ещё есть возможность «раздать сгущёнку». Выявляю. Делаю что могу. Пропаганда. Да, поддержку возвращаю на почти прежний уровень. Но оппозиция тоже проводит агитацию. И – куда более успешнее. Правительство повержено.

Эта партия снова продемонстрировала, как одно-два удачных события могут перевернуть ход игры. Но не могу сказать, что недоволен этим. Наоборот, партия получилась напряжённой, насыщенной действиями, да ещё и до конца непредсказуемой.

А ещё в этот раз обратил внимание на спецдействие правительства, позволяющее перебросить 3 военных отряда в любой регион. Как-то я не особо им пользовался, а ведь, это хороший вариант, чтобы рассредоточить войска и выявить сразу кучу ячеек. Правда, чтобы их выявить, а потом уничтожить, надо немало ресурсов, но надо подумать в этом направлении… Возможно оно неплохо комбинируется во всякими «статусами» правительства, которые я обычно успешно игнорирую.

В общем, «Куба» по-прежнему нравится. Сколько лет лежала, ждала своего часа и, вот, дождалась. В прошлом году десяток партий. Этот начался только недавно, а уже тоже десяток набили. И ещё продолжаем играть!

Battle Line, Cuba Libre, Era: Medieval Age, Pan Am, Railroad Ink, Watergate, Герои меча и декбилдинга, Отчёты, Тортуга 2199



Похожие записи
  • Отчёт № 509. 13-18 ноября 2017. Игрокон-2017
  • Отчёт за период с 24 декабря 2007 года по 8 января 2008 года
  • Отчёт № 652. 22-30 августа 2020. Настолкэмп-17
  • Twilight Struggle: работа над ошибками — 2
  • Отчёт № 749. 11-24 июля 2022. Настолкэмп-2022
    1. Андрей
      30 Апр 2021 из 10:00 | #1

      Понимаю, что автору не нравится Clank!, но ставить его в один ряд с манчкином — это нечто за гранью % )


    2. Ubunto
      30 Апр 2021 из 10:18 | #2

      Ну всё, Юра, Лойко теперь руки не подаст!


    3. gazza
      01 Май 2021 из 7:40 | #3

      Как всегда отличный отчет, Юра.


    4. hk
      01 Май 2021 из 11:38 | #4

      @Андрей


      А что не так? Обе две — несложные игры, рассчитанные на новичков в хобби.


    5. hk
      01 Май 2021 из 11:39 | #5

      @Ubunto


      «Тортуга» успешно разошлась на «Кикстартере» и по предзаказам. А теперь можно подумать какой-то один отчётик всё порушит))


    6. Аноним
      04 Май 2021 из 13:08 | #6

      @hk

      не парьтесь, человек всего-лишь высказал свое мнение. И делов то!


    7. Андрей
      05 Май 2021 из 8:22 | #7

      Как раз на выходных сыграли в Тортугу. Моим друзьям, не особо впечатленным Кланком, она зашла. Как раз этот маленький агрессивный элемент в атаках друг друга и постоянных перезахватах секторов и дает ей тоочко форы перед обычными колодостроями с полем. Всем игра зашла. И, да, скорость игры, у нас ходы шли очень быстро, буквально не успеваешь подумать над своим ходом как уже ходить нужно, на 4х игра шла 1-50 с рассказом правил.


    8. hk
      06 Май 2021 из 20:35 | #8

      @Андрей


      Расскажите, может помимо атак ещё чего-нибудь в ней не разглядел? Или в целом всё так и есть?


    9. Андрей
      07 Май 2021 из 15:36 | #9

      @hk


      Все так и есть в принципе, просто вдвоем эти мелочи практически невидны и игра другая, а исполнения там не очень. Игра может не зайти, но мне нравятся колодострои, а друзья редко соглашаются на тот же Кланк или Леджендари, поєтому рад, что им зашла. Хотя реиграбельности там не много. Базовая игра почти вся на столе на двоих и вообще вся на 4х.


    1. Трекбеков пока нет.