Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт за неделю с 14 по 20 декабря 2009 года

За неделю с 14 по 20 декабря я сыграл в следующие игры (список составлен в алфавитном порядке, 1 звёздочка = 1 партия):

Cleopatra and the Society of the Architects*

Memoir '44 — ***

Memoir '44 — Mediterranean Theater — **

Memoir '44 — Pacific Theater — **

Робин Гуд* 

На минувшей неделе мы впервые сыграли в Cleopatra and the Society of the Architects. Играли вчетвером, все игроки видели игру впервые и правила осваивали, что называется, "на ходу".

Клеопатра производит очень приятное первое впечатление в разложенном состоянии. На игровом столе возникает стройполщадка, каменоломня и сразу же видны очертания будущего дворца Клеопатры. Любопытно, что дворец возводится вокруг коробки с игрой (на моей памяти это первый случай когда коробка — это не только коробка, но и самый настоящий игровой элемент).


Cleopatra прямо перед началом партии

В ходе партии игрокам предстоит совместно возвести дворец Клеопатры. Для этого нужно будет построить обелиски, аллею сфинксов, возвести стены дворца и обустроить дверные проёмы, проложить в саду дорожки для прогулок, а также соорудить в нём трон.

В свой ход можно совершить одно из двух действий: либо набрать в руку карты, либо построить один или несколько элементов дворца Клеопатры. И то и другое требует совсем немного времени: чтобы взять карты нужно всего лишь пара секунд, чтобы что-то построить времени нужно чуть больше (надо взять элемент дворца, поставить его на подходящее место, а потом взять из банка положенную награду). Так что даже при игре впятером ходы совершаются довольно быстро и даунтайма в игре нет.

Игра заканчивается когда будут полностью завершены любые пять из шести элементов конструкции дворца. Сразу же после этого игроки убирают свои пирамиды-копилки в сторону и подсчитывают свои жетоны проклятий. Тот, кто набрал их больше всех тут же отправляется на съедение крокодилам, а остальные игроки пересчитывают свои деньги и самый богатый объявляется победителем. Игра длится где-то час, от силы — полтора. 

Привлекательный внешний вид — не единственная сильная сторона Клеопатры. Помимо красочных элементов и пластиковых частей дворца в игре есть и очень интересная механика. Получение карт в Клеопатре организовано весьма оригинально. Начнём с того, что перед началом партии половина колоды переворачивается лицом вверх, после чего все карты перетасовываются. Получается, что в ходе игры некоторые карты будут выходить из колоды рубашкой вверх, а некоторые — в открытую. В начале игры из колоды выкладываются три карты, формируя три ряда. Игрок в свой ход может забрать любой ряд карт, после чего в каждый ряд из колоды добавляется одна карта. Так что если в первом ходу каждый ряд состоит всего из одной карты, очень скоро их число увеличивается. В ходе партии часто встечаются ситуации когда кому-то в руки уходит ряд из 4-7 карточек.

Но карты — это всего лишь средство, с помощью которого игроки могут достигнуть цель игры — заработать как можно больше денег. А для этого нужно принимать участие в строительных работах. За каждую постройку игроки получают из банка определённую сумму, а если за один ход строятся сразу несколько элементов, за это полагается бонус. Однако не всё так просто. Чтобы много и часто строить нужно иметь много карт ресурсов, а в правилах есть жётское ограничение — в руке должно быть не больше десяти карт. Это условие можно нарушить, но за дополнительные карты игрок получает специальный жетон взяточничества (мы называем их проклятиями). Эти жетоны опускаются в специальную пирамидку-копилку и хранятся в тайне от других игроков. Конечно, в ходе игры все примерно представляют у кого проклятий больше, а у кого — меньше, но точное их количество держится в секрете.

Проклятия можно получить не только превысив лимит карт в руке. Они ещё зарабатываются при использовании некоторых особо ценных карточек. Например, есть карты, дающие сразу два любых ресурса, карты джокеры, а также особые карточки, позволяющие забирать ресурсы и деньги у других игроков. За их применение игрока также "проклинают".

Правилами предусмотрены и возможности избавиться от проклятий прямо в ходе партии. Сделать это можно двумя способами. Во-первых, можно поставить две статуи Анубиса в саду Клеопатры (таким образом можно скинуть где-то до десяти проклятий). Во-вторых, в ходе партии периодически устраиваются подношения богам. Происходит это в виде аукциона: игроки зажимают в кулаке некую сумму, а затем все одновременно вскрываются. Самый щедрый избавляется от трёх проклятий, а все остальные игроки их, наоборот, проиобретают (все ставки при этом уходят в банк). Аукцион — очень тонкий инструмент, который нужно использовать с умом. Да, и, вообще, механизм проклятий весьма любопытен и здорово балансирует игру: хочешь много строить и зарабатывать кучу денег — пожалуйста, только при этом шансы на съедение значительно возрастают.

По сути деньги в игре — это не деньги, а замаскированные победные очки, да и, вообще, Cleopatra — это типичный представитель армии евростратегий: недолгие партии, никакого прямого противостояния игроков, динамичный игровой процесс. Скорее всего, из-за обилия игр на полках Клеопатра не станет частой гостьей у нас на столе, но время от времени мы обязательно будем возвращаться к этой игре.


Партия окончена

Резюме: Клеопатра — семейная евроигра, очень приятная во всех отношениях. Замечательное оформление работает магнитом, привлекая к игре внимание, а затем игроков цепляет интересная механика. Любителям спокойных семейных настолок — настоятельно рекомендую.

PS: Cleopatra очень напоминает мне серию Ticket to Ride (она лишь чуть сложнее для восприятия), так что кому нравится играть "в поезда", скорее всего понравится и строить дворец.

PPS: Чуть не забыл — Клеопатра здорово подходит на роль приманки для подсаживания новичков на настольные игры.

Сразу же после Клеопатры мы открыли коробку с изданной Звездой игрой Робин Гуд. Первое впечатление от этой настолки было совсем другим. По сравнению с шикарно оформленной настолкой от Days of Wonders Робин Гуд оформлена кое-как. Какое-то невзрачное поле, отпечатанное на кривом картоне с мелкой картой и еле-еле читаемыми названиями городов. Помимо поля в игре есть ещё карточки (сделаны из стандартного для Звезды тонкого картона), а также куча миниатюрок довольно высокого качества.

О чём игра? В окрестностях Ноттингема действуют четыре банды Робин Гуда. Они оккупируют близлежащие города и получают за это победные очки. Если банда заняла несколько соседних городов — за это полагаются бонусные очки. Цель игры, как вы уже догадались, заработать как можно больше этих самых очков.

Теперь поговорим о том, как идёт игра. В начале каждого хода из специальной колоды вскрываются три карты. На них обозначены наименования городов, которые можно занять в этом ходу (иногда бывают и другие карточки, но о них мы поговорим позднее). Эти три карты раскладываются напротив специальных значков: меч, лук, лиса. Далее устраивается соревнование в каждой из трёх категориях, и победители получают соответвующие карты и помещают свои фигурки в обозначенные на карте города.

Это "соревнование" происходит путём проведения аукциона. На руках у каждого игрока есть карты персонажей: Робин Гуд и его возлюбленная, Маленький Джон и кто-то ещё. У всех персонажей есть по четыре характеристики: меч, лук, лиса и маска. Так вот, ознакомившись с вскрытыми картами наград игрок выбирает из своей небольшой колоды сколько угодно персонажей и откладывает их перед собой. Затем все одновременно вскрывают свои карты и выясняют у кого в какой категории преимущество.

Делается это очень просто. Сначала все игроки складывают показатели "мечей" (наивысший показатель награждается картой, выложенной напротив меча), затем аналогичная процедура проводится для "луков" и "лис". Чтобы в игре присутствовал баланс у персонажей есть и четвёртый параметр — маска (шум). Группа персонажей, набравшая максимальный показатель в этом параметре всегда отправляется в тюрьму и на несколько ходов выбывает из торгов. Так что выкладывать персонажей следует осторожно, памятуя о возможности на время их потерять. Помимо карточек с наименованием городов на торги иногда выставляются дополнительные персонажи, а также всякие карты бонусов, усиляющие персонажей игрока.

Так игра и идёт: вскрываются карты, игроки за них торгуются, выставляют на поле свои фигурки и получают за это победные очки. Тут есть ещё один небольшой нюанс — есть фигруками занято несколько городов подряд (построена сеть), то за занятие нового города "в линии" полагаются дополнительные очки. Кроме того, из уже занятых городов можно выгонять чужие фигурки и заменять их своими (делать это можно как с целью увеличения своей сети, так и чтобы насолить другому игроку и лишить его возможности заработать дополнительные очки).

 
Перед нами поле отечественной настольной игры конца 2009 года

Спросите при чём здесь Робин Гуд? У меня тоже возникал такой вопрос, но потом отпал сам собой. "робингудовской" тематикой её связывают только названия городов на поле, да миниатюрки, выполненные в виде робингудов, отцов туков, маленьких джонов и девушек. С тем же успехом игра могла быть посвящена развитию сети почтовых отделений как, например, Турн и Таксис или, например, открытию филиалов средневекового банка 🙂

Общие впечатления от Робин Гуда у меня остались неважные. Абстрактные евростратегии я не жалую, а это — их типичный представитель. А тут ещё и оформление неважное и даже традиционно качественные для "Звезды" миниатюрки не спасают положение. В общем, Робин Гуд мне совершенно не понравилась. Больше играть в неё я не буду.

Партии в Memoir '44 я подробно описал в рассказе о турнире, состоявшемся 20 декабря. Помимо шести игр, состоявшихся на турнире, у меня была ещё одна разминочная партия в четверг. Мы разложили самый первый сценарий (Pegasus Bridge) и разыграли его буквально за двадцать минут, чтобы обновить в памяти правила.

18 комментариев

  1. iggy

    Как владелец Робин Гуда внесу свои 5 копеек.Сперва по косякам.
    1)Игровое поле. В Львином Сердце от Звезды поле было вполне приличное, и я тогда помницца решил,что Звезда наконец научилась делать качественные поля. Непонятно почему (скорее всего — для экономии), но в Робин Гуде поле сделалано по-старинке, дешево и сердито.
    2)Названия городов на карточках и поле. Хотя и сделаны готическим шрифтом, но очень мелким и неразборчивым. Вообще, дизайн поля и карточек оставляет желать лучшего, но возможно это косяк не Звезды, а дизайнеров оригинала.
    3)Одинаковая рубашка у всех карт. В игре присутствуют карточки 3-х типов, и разные рубашки значительно облегчили бы их сортировку. Видимо и на картах Звезда решила сэкономить.
    Теперь о плюсах.
    1)Шикарные миниатюрки. Увидев их, я сразу решил что деньги потрачены не зря. Миньки настолько детально проработаны, что у некоторых «робин гудов» после 2-3 игр начали обламывацца очень тонкие кончики луков.
    2)ИГровой процесс. Игра на мой взгляд — крепкий середнячок. Разумеецца, как большинство евроигр несколько абстрактна — но не более, чем,например, упомянутая Клеопатра. Действия игрока вполне соответствуют сюжету игры: игрок выбирает задание, награда за которое его привлекает больше всего, отправляет на него часть своего небольшого отряда, в случае неудачи — ждет возвращения их из тюрьмы, в случае удачи — благодарные жители той или иной деревеньки приносят игроку победные очки. По сути, Робин Гуд состоит из двух мини-игр: торги за выполнение заданий и продуманное строительство сети своих городов.
    3)Соотношение «цена-качество». После Клеопатры игра действительно смотрелась не очень выгодно, в основном из-за оформления. Но если посмотреть на цену этих игр, все становится понятным. Робин Гуд достался мне за 550 рублей — и этих денег безусловно стоит. Клеопатра на ББ стоит 35 баксов — 1700-1800 рублей с доставкой, и за такие деньги лично мне она не нужна.

  2. Orc

    >>Любопытно, что дворец возводится вокруг коробки с игрой (на моей памяти это первый случай когда коробка – это не только коробка, но и самый настоящий игровой элемент).
    Вы недавно писали о «Замке тысячи зеркал» от Звезды, где коробка является полем.

  3. Nelud

    Наконец-то: первый обзор Робина Гуда! Спасибо!

  4. Man

    >>Любопытно, что дворец возводится вокруг коробки с игрой (на моей памяти это первый случай когда коробка – это не только коробка, но и самый настоящий игровой элемент).
    Niagara, опять же

  5. ZoRDoK

    Понятно… хорошо, что не купил Робина.

  6. syst

    >>Любопытно, что дворец возводится вокруг коробки с игрой (на моей памяти это первый случай когда коробка – это не только коробка, но и самый настоящий игровой элемент).
    Блесну эрудицией и добавлю, что коробка также задействуется в играх Niagara и Dixit.

  7. Jasly

    Понятно — Робина не берем. 🙂

  8. alexandreee

    люди хотел узнать что по вашему мнению лучше MEMOIR 44 ИЛИ tide of iron ЗАРАНЕЕ СПАСИБО ЗА ОТВЕТ

  9. BloodyElf

    2 alexandreee:
    Вопрос сложный) Смотря что нужно от игры)
    Если коротко M44 — быстро и проще (40-60минут), подойдет как семейная игра. Я с девушкой своей в М44 играю)

    TOI — сложнее и долго (2-4часа).
    На многих игровых форумах сие обсуждалось 😉

  10. hk

    alexandreee :

    люди хотел узнать что по вашему мнению лучше MEMOIR 44 ИЛИ tide of iron ЗАРАНЕЕ СПАСИБО ЗА ОТВЕТ

    Memoir ’44. Однозначно.
    Подробнее см. тут и тут.

  11. alexandreee

    Я СОБИПАЮСЬ ЗАКАЗАТЬ ИГРЫ TIDE OF IRON И WAR OF THE RING мне БЫ ХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ В TIDE OF IRON потОМУ ЧТО ОНА МАСШТАБНАЯ И ОФОРМЛЕНИЕ НА 5БАЛЛОВ Я играл В COMANDS AND COLORS Это ПОДОБИЕ MEMOIR 44 только ЧУТЬ ПОСЛОЖНЕЙ
    ПРОСТО НЕ ХОЧУ БРАТЬ MEMOIR44 ЕСЛИ ОНА ТОЖЕ САМОЕ ЧТО И CAC

  12. hk

    @alexandreee

    Необязательно так орать. У вас, что, Caps Lock сломался?

  13. zigzag3600

    «PPS: Чуть не забыл – Клеопатра здорово подходит на роль приманки для подсаживания новичков на настольные игры.»
    hk создай плиз тему на какие игры лудше всего подсаживать людей, а то друзей-boardgamer’ов нет 🙁

  14. zigzag3600

    »
    iggy
    Робин Гуд достался мне за 550 рублей – и этих денег безусловно стоит.
    »
    ухты стот купить да?

  15. long

    alexandreee, молодой человек, вы не казарме, в конце-то концов.
    У TOI, как мне кажется, есть серьезный файл по сравнению с Мемоиром: у первого совершенно нет никакого русскоязычного коммунити. Вот по Мемоиру уже турниры мутят. Проблемы с правилами? — есть русские переводы, если что-то непонятно — всегда можно спросить.
    А с кем в ТОИ играть? Где русские правила? Кому вопросы задавать? Сомневаюсь, что даже в Москве можно найти 10 человек у кого есть базовая коробка с ТОИ.
    А так да, ТОИ более детализирован и менее абстрактен по сравнению с Мемуарами. Даже коровок на фермах и бурлящую водичку в бродах можно разглядеть.

  16. long

    И еще, у TOI нету Восточного Фронта. Опять «русских людей обижают»…

  17. Nelud

    Мои пять копеек по поводу Робина Гуда. Игра не плохая. Недовольство качеством поля меня удивляет: оно такое же как все поля у Звезды, то есть среднее. Точно также у меня чуть загибаются края полей в Львином Сердце, да и во многих других играх: Гномы, Райский остров, Вокруг света за 80 дней и т.д. То, что одинаковые рубашки у карт — это не косяк, так и должно быть: ведь карты шмоток (добычи) часто надо вкладывать между персонажами шайки. Я вообще все карты держу в одной руке. Думаю, что автор так и предполагал, чтобы враги не догадались сколько и кого ты посылаешь в засаду.

    Сама игра — довольно интересная, хотя и абстрактная. Плохо то, что вначале хода надо долго прикидывать, какие карты посылать в засаду. К тому же рисунки и текст на картах призов — мелкие, приходится их пристально разглядвать, потом сопоставлять с ситуацией на поле. Правда, радует, что думают все одновременно, так что downtime есть только когда все соображают с сильно разной скоростью. Абстрактность механики я бы сравнил с Тигром и Евфратом. И мне кажется, что Робин Гуд также как и Тигр и Евфрат — игра для гиков, для людей любящих нестандартную, но абстрактную механику. К тому же мне нравятся игры с элементом блефа и с одновременным планированием.

    По поводу косяков в правилах: они есть. Хотел вначале поругать фирму Звезда за перевод, но потом почитал английский текст и увидел, что все косяки тянутся оттуда. Так что посылаю лучи ненависти фирме Tilsit за дурацкий перевод с французского (?) на английский. Из замеченного:
    1. Подсчёт очков за выставление города написан неясно и ведёт к неправильной интерпретации. Только почитав примеры, я понял как играть правильно.
    2. В последнем примере финального подсчёта очков допущена арифметическая ошибка. К 25 очкам прибавили 4 и получили 27.
    3. Судя по всему финальный подсчёт какой-то косячный. Во-первых, зачем прибавлять за Короля Ричарда полтора количества городов в самой длинной сети, а потом ещё раз прибавлять ту же сеть? Почему нельзя сразу умножить на 2,5? Во-вторых, зачем игроку, у которого шайка оказалась в тюрьме вначале прибавлять очки за сеть, а потом столько же вычитать? Думаю, что в оригинале автор как-то по другому хотел сделать финальный подсчёт.
    4. Вообще непонятно как считать очки, когда занимаешь сразу два города. В правилах пояснений нет. Приходится додумывать самому.

    Сама Звезда тоже привнесла свои изменения в правила (правда все некритические):
    1. Название города Johnswood в разных местах переведено по разному: то Джонсвуд, то Йохансвуд.
    2. Цвета фона карт в самом первом примере у каждого игрока должны быть свои одиноковые.
    3. К чести Звезды следует отметить, что они заметили и исправили один косяк в английских правилах: там в одном примере вместо «короля Ричарда» было написано «король Джон».

  18. hk

    Nelud :

    Мои пять копеек по поводу Робина Гуда. Игра не плохая. Недовольство качеством поля меня удивляет: оно такое же как все поля у Звезды, то есть среднее. Точно также у меня чуть загибаются края полей в Львином Сердце, да и во многих других играх: Гномы, Райский остров, Вокруг света за 80 дней и т.д.

    Вероятно я просто давно не видел игр от «Звезды» и отвык от их качества. По сравнению же с другими настолками, опробованными в последнее время Робин Гуд резко бросился в глаза со своим полем неважного качества.

    Nelud :

    Сама игра — довольно интересная, хотя и абстрактная. Плохо то, что вначале хода надо долго прикидывать, какие карты посылать в засаду. К тому же рисунки и текст на картах призов — мелкие, приходится их пристально разглядвать, потом сопоставлять с ситуацией на поле. Правда, радует, что думают все одновременно, так что downtime есть только когда все соображают с сильно разной скоростью. Абстрактность механики я бы сравнил с Тигром и Евфратом. И мне кажется, что Робин Гуд также как и Тигр и Евфрат — игра для гиков, для людей любящих нестандартную, но абстрактную механику. К тому же мне нравятся игры с элементом блефа и с одновременным планированием.

    Вот! Вот почему мне совершенно не по душе Робин Гуд. Ведь Тигр и Евфрат мне совершенно не понравилась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑