За неделю с 7 по 13 декабря я сыграл в следующие игры (список составлен в алфавитном порядке, 1 звёздочка = 1 партия):
Battlelore —
Intrigue —
Lord of the Rings: Confrontation —
На прошлой неделе я впервые сыграл в недавно появившуюся у меня военную настолку Battlelore. Предварительно ознакомившись с правилами, я выяснил, что в Battlelore можно играть двумя способами: с магией и без. Игра без магии это, фактически, та же Command & Colors: Ancients только с меньшим разнообразием юнитов и чуть урезанными правилами. Тут тоже есть тяжёлая, средняя и лёгкая пехота, и те же три вида конницы. Отличия невелики, войска не всегда дают сдачи и нет возможности отступить перед началом атаки противника. Во всём остальном — перед нами всё та же система. Гексагональное поле боя размером 9 х 13 клеток, система сценариев, описывающих стартовые позиции войск, географию местности, количество командных карт и необходимое число победных очков.
Играть в уже знакомую игру желания не было и поэтому мы начали знакомство с Battlelore cразу с пятого сценария: Wizards & Lore, в котором в игру вступают волшебники. Волшебство — это своеобразная надстройка над правилами C&C. Теперь помимо колоды приказов у игрока в руке может быть от 2 до 4 карт заклинаний, а в ходе игры постепенно копится мана. В любой пододящий момент заклинание можно использовать и поставить противника в затруднительное положение. Магия бывает самая разнообразная. Начиная от несложных "ваши юниты ходят на 1 клетку дальше" или "ваши юниты в бою кидают на 1 кубик больше" встречаются и такие мощные заклинания как "поменяйте местами два любых отряда на поле боя" и "отмените перемещение вражеского юнита".
Помимо магии в игре есть ещё одно новшество — монстры. Это такие существа, занимающие целый гекс и в одиночку заменяющие целый отряд. Мало того, что убить монстра не так-то просто (нужно выбросить попадание на кубике два раза подряд), так у них ещё и спецспособности (собственные заклинания) бывают.
Помнится, когда я только прослышал про Battlelore, то порадовался, что в коробке с игрой есть много разных миниатюрок. А вот при знакомстве с ними радости поубавилось. Дело в том, что все фигурки в игре сделаны из одноцветной серой пластмассы и отряды враждующих сторон различаются только штандартами. Поначалу эти флаги отличить непросто и однажды в начале первой партии я даже попытался атаковать свой собственный отряд, приняв его за вражеский. В том же Memoir '44 такой конфуз исключён полностью — там у игроков войска отличаются цветом, а тут — только флажком. Правда, к концу второй партии мы уже привыкли и смотрели только на флаги (тем более, что помимо принадлежности к тому или иному войску они указывают и на тип отряда) и практически не обращали внимания на миниатюрки.
В Battlelore мне очень нравится правило "войска дают сдачи, только если их поддерживают два союзных отряда". Это такой своеобразный стимул, действующий на обоих игроков. С одной стороны он заставляет тебя держать строй, контролировать перемещение армии и не позволять противнику атаковать "крайних" юнитов, у которых нет поддержки а, следовательно, шанса ответить на атаку. С другой стороны — заставляет искать бреши в линии вражеских войск и прикидывать, куда бы выгоднее ударить, чтобы нарушить строй, оставить войска без поддержки и безнаказанно их атаковать.
Ещё один плюс Battlelore — куча памяток. В базовый набор входит четыре десятка справочных карт, описывающих все игровые правила, эффекты типов местности, особенности всех видов юнитов и оружия. Мало того, каждая карта присутствует в колоде в двух экземплярах, чтобы перед началом партии каждый игрок мог разложить перед собой все нужные справки и сверяться с ними по ходу игры. Такая забота об игроках не может не радовать.
Если сравнивать Battlelore с Commands & Colors: Ancients и Memoir '44, то BL куда больше походит на C&C:A. Основные принципы ведения боя тут такие же: войска чаще всего встречаются на открытой местности, ходят строем, передвигаются неспешно. Никаких маневров как в M'44 тут нет (сейчас я выдвину вперёд пехоту, выбью противника из этой рощи, а потом подведу танки). Сражение идёт степенно и неторопливо. Единственное "резвое" действие, которое дозволяет обстанавка — атака с фланга конницей.
По сложности эти игры выстраиваются таким образом: Memoir '44 (самая простая в освоении), затем идёт Battlelore (посложнее за счёт большего разнообразия войск и наличия магии), а затем — Commands & Colors: Ancients (ещё более сложная из-за большого количества юнитов с множеством дополнительных характеристик). Мои предпочтения же выстраиваются точно такой же цепочкой. Больше всего мне нравится M'44, затем с достаточно большим отрывом идёт Battlelore, а затем, с отрывом поменьше — C&C:A.
"Магические" правила и карты очень любопытны. Пока что мы опробовали только одну колоду заклинаний, а всего их в игре четыре штуки. Так что, думаю, в ближайшее время мы ещё вернёмся в мир магии и средневековья.
В мой последний заказ настольных игр вошла Intrigue — старая популярная игра про обман и предательство, в которой нужно заработать как можно больше денег, "кидая" своих противников. Мы сыграли в неё всего один раз, и выяснили, что это довольно своеборазная игрушка. Научиться играть в Интригу довольно просто, требуется на это буквально пять минут. Да и, вообще, игра эта просто-таки начального уровня, в неё с успехом можно играть с человеком, который никогда не слышал о настолках. Только так уж вышло, что в ходе первой партии одна из участниц игры поссорилась со своим молодым человеком и заявила, что больше за Intrigue не сядет. С тех пор прошло уже почти два месяца, и мы как-то подзабыли про Интригу. А тут — взяли и разложили её во второй раз.
Эта партия вновь проходила полным составом — впятером. C самых первых минут игры возник картельный сговор между девушками (за столом было две девушки и трое молодых людей). Они отправляли работников только друг к другу и не пускали к себе в замки на заработки других игроков. В результате как будто бы шло две параллельных игры: девушки практически без усилий и безо всяких торгов зарабатывали деньги, а молодые люди ожесточённо торговались, обманывали и кидали друг друга.
К середине партии стало очевидно, что взаимовыгодное сотрудничество девушек даёт свои плоды. Они спокойно собирали зарплату по 20-25 тысяч рублей, тогда как у всех остальных доходы были куда более скромными — около пятнадцати тысяч. Чтобы переломить ситуацию мы объединились против женского альянса и попытались выбросить их сотрудников из своих дворцов. Кое-чего, мы, конечно же, добились, но итоговые результаты всё равно оказались впечатляющими. Девушки заняли 1 и 4 места, а молодые люди — 2, 3 и 5.
Несмотря на относительную "мирность" проходящей партии, в ней были и обманы и несбыточные обещания и, конечно же, интриги. Несколько раз страсти накалялись и за столом были слышны "неигровые" угрозы типа "пусти меня к себе, а то я обижусь" или "я тебе это ещё припомню". Но, к счастью, все участники показали себя настоящими профессионалами. Как только партия закончилась все сразу же забыли кто кого кидал и кто кого обманывал. И это правильно. Ведь Intrigue — это всего лишь игра. Тем более, что для победы в ней ты просто вынужден лгать, блефовать и пудрить мозги окружающим.
Партия заняла у нас аж полтора часа, но ею все остались довольны. Intrigue, конечно, не самая хорошая игра в моей коллекции, но и не самая плохая. По мне она слишком простоватая, да и частых сеансов коллективного мошенничества наша компания не выдержит. Думаю, мы будем играть в неё относительно редко.
Также на минувшей неделе мы сыграли разок в Lord of the Rings: Confrontation. Как и всегда, в этой стратего-образной игре я управлял силами Саурона. Обычно у меня плохо получалось противостоять Братству , но в этот раз я решил попробовать новую тактику.
С первых же ходов мои войска активно пошли в наступление. Сначала летающий назгул атаковал вторую линию светлых и обнаружил Арагорна. Потом черный наездник ворвался в ряды светлых и победил Сэма. После этого я вздохнул с облегчением и стал искать Гэндальфа. Убить мага нелегко, но я решил схитрить — выдвинул вперёд Шелоб под прикрытием Орков. Расчёт был прост — орки автоматически убивают любого, на кого нападают, так что нужно было бы просто обнаружить Гэндальфа и убить его.
На деле же получилось ещё проще, чем я планировал. К помощи орков прибегать даже не пришлось, так как Шелоб сама расправилась с Гэндальфом ценой собственной жизни. После этого дело пошло веселее. У меня в запасе были ещё Саруман, Witch King и пещерный тролль, а у Братства крепких защитников практически не осталось. Я уже начал интересоваться альтернативными условиями победы (можно не убивать всех врагов, а привести в Шир трёх тёмных юнитов), но тут противник сдался. Это была моя первая победа в LOTR: Confrontation.
Должен сказать, что боевая система во Властелине колец (такая же как в Dungeon Twister и в Игре престолов) меня несколько напрягает. Бой по формуле "сила юнита + сила карты" постоянно превращается в мозголомную задачу, разворачивающуся как матрёшка "я знаю, что он знает, что я знаю…". В результате рисковать никому не хочется и в бою обычно мы играем либо самую сильную, либо самую слабую карту.
В целом же впечатления от LOTR: Confrontation у меня вполне хорошие. Игра длится недолго, ситуация на поле меняется с каждым ходом и, если бы не эта дурацкая боевая система, наверное мне хотелось бы играть в LOTR чаще. Тем более, что из-за небольшой продолжительности партии (около 20 минут) можно считать её филлером.
Что бы лучше различать армии нужно их раскрасить.
Скажите а в Battlelore есть юнит, простреливающий все поле по типу Мемировской артиллерии, чтобы соперники не мялись в обороне? Или практически все мили-атакеры и юниты ближнего боя?
Ну, там лучники стреляют на 4 гекса, хотя вероятность попадания низкая (2 кубика, 1/6 на каждом). А в целом игра по сравнению с Мемуаром гораздо более осторожная. Смелая кавалерийская атака может сильно потрепать противника, однако часто и сама каваления в результате гибнет. Армии обычно сближаются медленно, а исход битвы часто может решить какое-нибудь мощное заклинание. Впрочем, играть все равно дико интересно, хотя игра протекает подольше, чем в Мемуаре.
Кстати, Юрий, когда полностью освоите магию, ничто не мешает Вам сыграть «немагические» сценарии с магией. Особенно мне нравится первый сценарий, где у англичан полно лучников — очень он несимметричный.
Вообще, я просто влюбился в эту систему — у меня есть и Мемуар, и Баттллор, а теперь еще и CCA заказал себе.
С этим у меня проблемы, рисовать и красить не умею 🙁
Да и как их красить-то? Поделить все войска 50/50 и одну половину покрасить одним цветом, а вторую — другим? Но что, если в каких-то сценариях войска распределяются неравномерно, тогда у одного игрока будут разноцветные юниты 🙁
Юра, ты правилами интриги не поделишься? А может на русском есть?
Не проблема, потерпи чуток. Переведу и выложу на следующей неделе.
ОК, спасибо
@magnitt
Тебя, как любителя системы не может не обрадовать новость, что готовится выход игры Command&Colors:Napoleonic 🙂
Согласен насчет LotR:C с данжен-твистером. Бои иногда кажутся чересчур нервными и ответственными, так и хочется спихнуть всю тяжесть решений на кубик 😀
@MakVlad
да, слышал про такое дело, радуюсь 🙂 надеюсь, игра удастся..
Юр, интересно ты говоришь- девушки и молодые люди)) а девушки- это не молодые люди?))
А мне наоборот в LOTR нравиться «мозголомные задачи», психологический момент и возможность сблефовать. В какой-то момент соперника можно перехитрить и слабым персонажем победить сильного или наоборот, заставить противника выкинуть сильную карту, пожертвовать персонажем, а потом забить его более сильными картами. Для меня вся прелесть игры в предугадывании и просчитывании ходов соперника. Кто кого перехитрит, в общем.
@Leks
Дык, сюдя по тому, что к девушкам не обращаются: «молодой человек», их ваще за людей не считают. Нуно говорить девушки, барышни, юноши, отроки, молодежь, товарищи, господа, комрады и т.д. 🙂
Про Battlelore и C&C: Команды и Цвета гораздо более глубокая игра, нежели Битвознание (или Битвоведение). В Battlelore нужно всего лишь держать отряды тройками. В C&C всё гораздо сложнее из-за наличия лидеров и сильных карт типа Clash of Shields, Line Command. Что касается магии, то к-сожалению, она не прибавляет какой-либо глубины, а наоборот, делает игру более случайной. Поэтому, моё мнение такое: Battlelore — для детей, Commands and Colors — для взрослых.
Девушки — это не молодые люди. Тут уже пояснили, что к девушкам никто не обращается со словами «молодой человек» 🙂
Если вам по какой-то причине не нравится это словосочетание, прогоните мой текст через автозамену и подставьте слово по вкусу (юноши, парни и т.п.) 🙂
Мне Баттлелоре понравилась даже меньше чем Мемуары.
Мемуары — красивая и простая семейная настолка «про войну»
Баттллоре же оставила впечатление кастрированной Команд-н-Колорс.
И еще ,с удивлением понял, что деревянные кубики CCA выглядят на поле эффектнее чем миниатюрки Баттллоре.
Нельзя делать выводы о BattleLore по стартовому набору. Как я уже писал ранее (когда Юрий анонсировал появление игры у него) для объективной оценки необходимы — большая карта + дополнения (с юнитами, имеющими разные свойства) + карты специалистов + создания + герои. И лично мой выбор пал на BattleLore как раз из-за миниатюр (были бы они у CCA, взял бы не раздумывая). И в целом оформление также гораздо богаче и ярче чем у ССА. А M’44 на момент покупки мною BattleLore были всеми признана более простой, поэтому у меня ее нет. Но со временем планирую приобретение Tide of Iron (жаль нет игры, подобной Tide of Iron, с миниатюрами, но про современные конфликты).
P.S. Единственный минус BattleLore — цена за все удовольствие + невероятное пространство, которое занимает игра, что на столе, что при хранении (у меня это 2 больших пакета).
2Andrew_Kai, если бы C&C:A была с солдатиками, то ты был бы один из немногих, кто её купил, потому что стоила бы она гораздо дороже.
То что оформление у BL ЯРЧЕ, оно и понятно — фентези, а C&C:A — исторический варгейм, там цветочки и ромашки на поле ни к чему.
Вообще, если хочешь играть с фигурками, то покупай фигурки, крась и играй, есть куча правил на любые масштабы и на любые эпохи, в том числе и на современность. Если надо, могу что-то посоветовать.
2MakVlad: Не согласен. Если бы Команды и цвета была бы с солдатиками, то стоила бы она может даже дешевле, потому что выпускалась бы другой фирмой 😉 Просто фирма GMT Games славится дороговизной своих игр при неадекватно бедных компонентах. Но на самом деле жаловаться не на что: кто-то уже писал, что фирма выпускает игры для узкого круга варгеймеров, а не для массовой аудитории. Поэтому — мелкие тиражи и высокая цена.
to MakVlad. Насчет миниатюр. Я например их не крашу (нет навыков + мне это просто не нравится). Некоторые люди красят для игры («игровая покраска»), но это выглядит крайне убого, а профессиональная покраска того же самого SpaceHulk как на коробке и как на картинках правил обойдется примерно в 1,500$, что абсолютно неприемлимо. И еще — конечно меня могут заклевать недоброжелатели и понятно, что GW хотела угодить и нашим и вашим, но миниатюры из SpaceHulk при всей их внешней привлекательности излишне детализированы для настольной игры, у них много деталей, которые могут отломаться и пластик излишне жесткий. Так что от супердетализированных и ломких миниатюр я тоже не в восторге. Профессионально покрашенные на полке за стеклом они хороши — но для игры — однозначно нет. Все хорошо в меру. И последнее насчет ССА — есть масса фирм, выпускающих миниатюры в различных масштабах. 1:72 вполне бы подошел — надо было бы только проработать удобные подставки для отрядов. Можно конечно играть в варгеймы, используя вместо отрядов деревянные блоки или кусочки картона, но лично мне это не нравиться.
to Nelud Согласен с мыслью о том, что за цену, которую просят за ССА можно было бы лучше поработать с компонентами. То, что человек, купивший ССА сам наклеивает картинки на блоки и склеивает кубики для игры — неправильно. Давно на компах была серия Great Battle of … Алексанрдр, Ганнибал, Цезарь. В первые две я играл и насколько понимаю ССА настольный клон этой серии?