Представляю очередной выпуск Печати от тов. Pard, колонки для тех, у кого простаивает принтер, но при этом интересно попробовать что-то новое, что появилось в мире настольных игр. Сегодня мы познакомился с потенциальным убийцей Twilight Struggle и посмотрим на хит-парад подборок от Pard'а за апрель 2015 года.
Большая игра
стратегическая
сложная
90 минут
2-5 игроков
управление областями, движение по областям
120 карт, 135 жетонов
рейтинг 8,22
Авторы — Фил Эклунд: Pax Porfiriana (2012) Однажды в Мексике, High Frontier (2010) Высокая орбита, Greenland (2014) Гренландия, Коул Верле (других успешных игр нет).
Большая игра – так историки называют геополитическое соперничество между Российской и Британской империями за господство в Азии в начале XIX века. Афганские вожди пытаются извлечь из него максимальную выгоду. Игроки руководят своими племенами, налаживая связи с персонами и объектами, и стараясь получить наибольшее влияние на империю, которая станет доминирующей в Азии.
Игра появится в продаже только на осеннем Эссене, но уже сейчас, сыграв в неё не один десяток партий, могу уверенно заявить: она уделывает Twilight Struggle, нынешнего лидера БГГ-рейтинга, по всем параметрам. Объясняю – почему.
На коробке с игрой – популярная карикатура тех времён, и она подчёркивает достоверность исторических материалов, которые авторы использовали в игре. Только у нескольких исторических персонажей не нашлось нужных картинок, и они были заменены другими, о чём честно написано в правилах. Сами правила, занимающие 40 страниц, содержат краткую историческую справку о главных событиях тех лет и об их влиянии на последующую историю этого региона, вплоть до ввода войск СССР в Афганистан. Это – интересная тема, и о ней уже написаны многочисленные книги, в том числе и на русском языке (одна из них собирала финансирование на Boomstarter). На каждой карте также присутствует краткая историческая справка, связанная с персонажем или объектом. Их, надеюсь, полностью переведут, если кто-то займётся изданием этой игры на русском языке (я в своём редизайне на скорую руку их не перевёл).
Каждая карта относится к одному из четырёх видов деятельности, которыми занимаются вожди и этот вид обозначен соответствующим знаком в верхней левой части карты. Политика позволяет основывать племена на карте Азии. Экономика создаёт дороги. Разведка позволяет создавать шпионов. Война, конечно же, позволяет вводить регулярные войска. Азией я называю поле в виде географической карты этого региона планеты, в котором всё и происходит. Он поделён на 6 местностей, которые указаны в нижней части карт. То есть, играя карту политики с меткой Кандагара, игрок строит дороги, выходящие из Кандагара в соседние районы – например, в Кабул и Пенджаб. Количество дорог определяется рангом карты – количеством звёздочек в её левой верхней части, от 1 до 3.
Игра картами очень похожа на создание своей империи в играх с цивилизациями – необходимо заботиться обо всём и постоянно переживать из-за нехватки денег. Большое количество племён позволяет вождю заводить большее количество связей – они отмечаются картами личной таблицы игрока, которые он выкладывает перед собой. Племена нуждаются в постоянной защите, поскольку враждебные регулярные войска крошат их как капусту. Шпионы, снующие по региону, делают свои обычные дела, от убийств до подкупа, но всё это, как обычно, требует финансовых затрат. Так что игроку приходится тщательно продумывать каждое своё действие и их правильную последовательность – по воле игроков ситуация в регионе постоянно меняется и некоторые действия можно совершать несколько раз, без учёта их в лимите двух действий в ход, которого придерживаются игроки.
Мне нравится то, что игра – открытая. В ней нет никакой скрытой информации и всё у всех на виду. Как ещё один приятный бонус – полное отсутствие случайностей. То есть надеяться на внезапный приход в руку хороших карт или удачных бросков кубиков не приходится – действуй, полагаясь исключительно на мастерство и хитрость. Восток – дело тонкое, и многое решают переговоры. Они позволяют обойти правила и решить проблемы, которые в лоб не решаются. Например, у тебя есть большая армия и ты хочешь перебить чужие племена, обосновавшиеся в Кабуле. Но они охраняются их дружественной армией, и по правилам ты сначала должен сразиться с нею. А сражение в игре простое, по честному – армии просто уничтожают друг друга. То есть твои две армии, встретившись с двумя армиями противника, просто перебьют друг друга. Но! Если у тебя есть шпион в Кабуле, он проведёт твои армии в обход чужих армий, прямо к племенам. Проблема в том, что шпиона у тебя в Кабуле нет, а добраться до него твой ближайший шпион сможет только через пару ходов. Зато в Кабуле есть шпион другого вождя, который представляет третью сторону конфликта. Поторговавшись, он соглашается за 5 монет разрешить тебе воспользоваться его шпионом.
5 монет – сумма огромная. Это – начальное количество монет, которые получают вожди в начале игры. Больше в игре никаких денег нет – эти начальные монеты просто кочуют между игроками и картами рынка. Некоторые карты позволяют привлечь иностранные инвестиции, и тогда в игре появляется 1 дополнительная монета. Но, потеряв карту, которая дала игроку эту монету, он обязан вывести из игры 1 монету! Что, нет денег на это? Тогда плати натурой – племенем, шпионом или ещё одной картой своей таблицы.
Таблица связей игрока – ещё одна песня! Помимо явной демонстрации могущества племён игрока (каждое племя позволяет увеличить её размер на одну карту, сверх допустимых трёх карт), она одновременно служит своеобразной географической картой – по картам таблиц игроков, которые считаются закольцованными, перемещаются шпионы игроков. Находясь на карте, шпион также находится в той части Азии, которая указана на этой карте. И он ходит по картам, своим и чужим, как по дорогам, пробираясь в логово противника. Добравшись до чужой карты с цветной полоской, шпион помещается на неё – это означает, что у игрока появилось ещё одно влияние на империю, обозначаемую этим цветом – британскую, российскую или афганскую. А цель игры в том и заключается, чтобы иметь наибольшее влияние на ту империю, которая во время очередной революции станет доминирующей в Азии. Революций за игру проходит четыре, и если очередная революция оказывается неудачной, то летят головы – из Азии и таблиц игроков удаляются дубликаты: везде остаются только по одному маркеру или карте каждого вида. Если играют всего два игрока, очищается вообще всё и игра как бы начинается заново, поскольку, играя вдвоём, иначе было бы просто невозможно отыграть явное доминирование противника.
При ловком маневрировании своими картами и жетонами можно победить уже во время прихода первой революции, и тогда партия окажется довольно короткой, но на практике противники сообща давят вырвавшегося лидера и чаще игра затягивается до второй или даже третьей революции. Оптимально играть втроём – каждый управляет одной империей. Но при игре вчетвером возможны два тоже неплохих варианта: когда по два игрока играют за две империи, а третья остаётся в стороне, либо, если задействованы все три империи, но одну из них поддерживают два игрока, то в этом случае их сообща вынужденно давят два других игрока. К слову, принадлежность к империи можно менять по ходу игры, связавшись с каким-нибудь её патриотом. Если игроки поддерживают одну и ту же империю, то они дополнительно соревнуются между собой, ведь победитель в игре только один. Они задабривают империю подарками, поддерживают связи с её патриотами и посылают шпионов к персонажам противников, у которых есть симпатии к вашей империи.
Как видим, игра многогранна и заставляет действовать хитро, тщательно выстраивая свою стратегию. В каждой игре используется только часть карт, и общая ситуация – из-за большого количества попадающихся карт рынка определённого вида – в каждой партии может получиться разной: то жестокие битвы армий, то непрерывные шпионские диверсии без единого выстрела. После каждой партии ещё долго обдумываешь: где ошибся, как можно было сыграть лучше?
Я подготовил русскоязычные материалы по игре для печати на принтере или в фотолабораториях (на фотографиях 10х15 см), а также сделал русскую версию вассал-модуля – с его помощью можно поиграть самому или с друзьями, на одном компьютере или по сети, ничего не печатая.
Русскоязычные материалы по игре
Апрель 2015
И, как водится, традиционный хит-парад. Вот какие материалы колонки «Печать» вызвали наибольший интерес у игроков в апреле (по количеству скачиваний):
1. Bring Your Own Book (2015) Каждый со своей книгой – Печать 3
2. Adorable Pandaring (2015) Прелестные панды – Печать 2
3. Train Heist (2015) Ограбление поезда – Печать 5
4. Between Two Cities (2015) Два города – Печать 1
5. Norsaga (2015) Северная сага – Печать 4
6. Among Nobles (2015) Дворяне – Печать 4
7. Linko! (2014) Лисы – Печать 3
8. Knot Dice (2015) Узелковые кубики – Печать 4
9. Train of Thought (2011) Ход мыслей – Печать 3
10. Wordariffic (2015) Словосочетания – Печать 5
TS игра для двоих — по этому параметру Pax Pamir, который судя по обзору лучше идет на троих, ее точно не «уделает».
Игроки пытаются придумать разные способы — как поиграть в TS бОльшим числом игроков, чем 2 (командами, что на порядок интереснее), а здесь уже всё готово.
Автор, кроме того, подумывает и над соло-режимом (тоже очень актуально сейчас во всех играх).
спасибо, хорошая рубрика.
Игра заинтересовала. Но есть подозрение что двое просто будут задавливать третьего. И он больше не сядет в это играть. не было такого?
В игре постоянно возникают временные союзы. Ожидая прихода очередной революции, все игроки видят, какая империя сейчас доминирует (число её армий больше, чем у обеих других империй, вместе взятых), и вполне логично сообща не дают ей выиграть (убивают шпионов, племена и разрушают её дороги). Смысла им сражаться между собой нет никакого — у них просто станет ещё меньше армий и шансов удержать лидера от победы если не в этой, то в следующей революции, вообще не останется.
И — опять же — игрок в любое время может переметнуться на другую сторону и начать поддерживать другую империю, более сильную. Готовиться к этому можно заранее, с помощью шпионов, и никто ни к чему не придерётся — шпион по правилам должен стоять на какой-то полоске, оказывая влияние на ту или иную империю.
Сам автор игры заявляет, что лично ему больше нравятся партии, в которых одну, явно доминирующую, империю поддерживают двое, а то и трое игроков. И им волей-неволей приходится делать козни друг другу (убивать и подкупать).
У всех карт рубашка одинаковая? для территорий никакого задника не нужно?
Да. Я себе вообще на фотографиях распечатал, без рубашки, и заламинировал.
В качестве поля можно использовать 6 карт (компактный походный вариант), или забабахать поле на весь стол (отдельный jpg-файл).
Спасибо за труд! Отличная игра
Странно, что в хит параде нет Ravens из рубрики «Печать 1» — она стала любимой игрушкой для игры с девушкой.
@Milmed
Она выложена на ресурсе, количество скачиваний на котором неизвестно.
а каким резаком пользуетесь?
@Alex Дисковым. Вот здесь все подробности, как делать пнп — http://www.boardgamer.ru/forum/index.php/topic,9306.0.html
я хотел модель узнать
На нём написано только Sigma.
Действия на карте режима можно выполнять неограниченое количество раз за ход?
@Spike
Да. Но каждая карта в таблице игрока за один его ход может быть использована только один раз.
Игрок может, например, использовать несколько бесплатных действий текущего режима, а потом, выложив в свою таблицу одну новую карту, меняющую режим, использовать ещё несколько бесплатных действий нового режима — пока у него хватает неиспользованных карт. Нужно планировать свои действия.
Если не затруднит , ответьте пожалуйста на вопрос по игре.С английским языком я не сильно дружу , а русские правила не объясняют интересующий меня вопрос.
Например между 2мя городами находятся 2 русские дороги и 1 афганская,если я союзник русских, могу ли я провести войска без боя из одного города в другой по российским дорогам , не потратив войско на уничтожение афганской дороги?
Да. В правилах так и написано про действие «Война»: «Можно использовать это действие, никого не атакуя.»
Спасибо за ответ.Ещё вопрос по режимам.Если режим войны увеличивает цену на рынке в 2 раза это ещё понятно, а что приносят другие режимы в игру? Взять режим налогов -что и зачем, учитывая что я и так могу использовать карту с налогом 1 раз в раунд, как я понимаю не зависимо от того какой на данный момент в игре режим.Поясните пожалуйста что даёт каждый из них и какие спецдействия они открывают? Просто «устал»от постоянных споров за столом ,каждый трактует по своему)))
Карта режима показывает, какое действие можно использовать в свой ход СКОЛЬКО УГОДНО раз, без учёта его в обычный лимит в 2 действия. Например, во время войны можно перебросить свои войска буквально куда угодно (то же самое — касательно шпионов во время шпионской войны).
Поэтому карты, на которых есть смена режима, нужно играть очень аккуратно — при грамотном использовании они позволяют творить чудеса: сначала делаешь кучу действий текущего режима, потом меняешь режим и делаешь кучу действий другого режима и тд — и всё это в один свой ход!
Извиняюсь за повтор((
Нет, просто так взять и использовать любое желаемое действие нельзя: оно либо входит в состав выкладываемой в таблицу карты (и тогда выполняется, по указанному на карте порядку), либо указано как бесплатное действие на карте режима.
Ещё раз повторю — можно использовать только:
— действия, входящие в состав выкладываемой в таблицу карты (они выполняются по указанному на карте порядку и никак не связаны с действием на карте режима),
— действия, указанные на карте режима (любое количество раз).
То есть, если очень нужно повоевать, выложи карту, у которой есть война (и совершишь всего 1 военное действие), либо переключи режим на войну (и воюй, сколько хочешь).
Ещё раз спасибо за уточнение. Игруха конечно огонь)