Многим известно направление «распечатай и играй», когда приглянувшаяся настольная игра изготавливается из бумаги, картона и других материалов. Но можно зайти ещё дальше и придумывать новые или переделывать существующие игры! Тов. Pard рассказывает о своём увлечении — самодельном изготовлении настольных игр.
Играю с детства. Постоянно придумывал новые игры, даже устраивали дворовые олимпиады по ним — учитывали все очки, набранные за призовые места в каждом виде спорта. Потом мне попались в руки шикарные книги Мартина Гарднера, полностью перевернувшие моё отношение к математике и играм — столько там было интересных идей — играй, не переиграешь…
А вот история моей первой пнп-игры. Собирая материалы в патентной библиотеке, просмотрел папки с патентами настольных игр. Поскольку правила игр не патентуются, там были в основном разные устройства, типа игровых автоматов. Но попалась и интересная настольная игра, сделанная на механике Монополии (о которой я узнал чуть позже).
В отличие от нудного оригинала, игроки там покупали не улицы, а казино Лас-Вегаса. Попадая в очередное казино, игрок мог либо купить его, либо, заплатив за проживание, пройти в игровой зал. Согласно правилам, он обязан был сыграть с владельцем казино либо в очко, либо в рулетку. И то и другое у меня имелось, а нарисовать шариковыми ручками и цветными карандашами игровое поле не составило особого труда. Названия всех отелей Лас-Вегаса помню до сих пор — мы играли в эту незатейливую игру довольно часто. Через много лет отыскал её на БГГ:
Потом у меня появился принтер и я начал печатать себе карты MTG. Естественно, на русском (официальная русская версия появилась лишь через несколько лет), поскольку уже тогда я сделал для себя главный вывод: игру лучше делать на русском языке.
Параллельно я стал подумывать о создании похожей собственной коллекционной игры. Получилась. В качестве иллюстраций я использовал фотографии популярных звёзд отечественной эстрады. Вывод: для своих игр проще брать бесплатные картинки, которых полно в интернете, а не красть оригинальные, нарываясь на неминуемые претензии авторов.
Естественно, эта моя игра была жутко несбалансированна, и получение некоторых особо хороших карт при должном умении легко вело к победе. Но что такое баланс, если вдуматься? Его ведь в абсолютном виде не существует, и сбалансированной мы называем ту игру, в которой для нахождения оптимальных способов действий, приводящих к победе, нужно сыграть очень много партий!
В какой-то момент я наткнулся на сайт BoardGamer.ru, и тут понеслось… Я распечатал пару игр, найденных на форуме, и сделал для себя ещё один важный вывод: игры для себя нужно всё-таки подготавливать самому.
Сначала я просто копировал известные настольные игры один в один, просто переводя их на русский. А потом, набравшись игрового опыта, стал понемногу переделывать их (изображения, шрифт, компоненты) — так, чтобы было удобнее играть ими в нашей игровой компании. Помимо внешнего оформления игр, мне часто хотелось заодно поменять и их тему — некоторые мои образцы можно посмотреть здесь. Кстати, большинство авторов игр не возражает, если ты переделываешь их игру, изменяя её тему, и даже готовы обсудить изменения, которые ты в эти игры вносишь. А вот их реакция на простое копирование оригинала всегда будет негативная.
Поиграв подольше, я пришёл к ещё одному выводу: большинство предлагаемых в продаже настольных игр сыроваты. Почти к любой игре у игроков появляются претензии — достаточно почитать форумы и комментарии к оценкам игр на БГГ, а также многочисленные варианты домашних правил.
Авторам игр не хочется тратить кучу времени, доводя каждую игру до совершенства (как, например, Love Letter), ведь обычно издатели просят не убавлять компоненты из и без того пустоватой коробки с игрой, а наоборот, добавлять их. Им это нужно, чтобы оправдывать свои цены на игры, которые год от года растут со страшной скоростью. Зачем исправлять недостатки игры, если потом можно продать к ней дополнения, которые своими новыми компонентами отвлекут игроков от претензий к основной игре?
Часто хватает простого чтения правил новой игры, чтобы увидеть, в чём её слабости и как их можно поправить домашними правилами, ведь все эти механики давно известны, как и все их игровые достоинства и недостатки. В отличие от обычных пользователей, готовых играть во что угодно, лично я в игре жажду справедливости: у каждого игрока всегда должны быть шансы на победу и ему во время всей партии ни при каких обстоятельствах не должно быть скучно. Заключительный вывод: не бойтесь экспериментировать с игрой, добавляя в неё свои правила и меняя её компоненты. Мы же играем для собственного удовольствия, а не для того, чтобы угодить автору игры, точно следуя его предписаниям.
Поскольку я настоящий игрогурман и я не знаю ничего лучше, чем ещё одна новая игра с интересной механикой, я, для экономии времени и средств, сделал свою колоду игрокарт. Подобные колоды — несколько мастей и определённый диапазон рангов для карт в каждой масти, — до меня делали многие.
С помощью такой колоды можно играть в сотни разных игр — просто отобрав нужно число мастей и рангов. Но, помимо 8 мастей по 15 карт в каждой, чего вполне достаточно для большинства простых карточных игр, я пошёл ещё дальше.
На каждую карту я добавил ещё несколько случайных параметров — ценность карты (от 1 до 3), некий диапазон (от 1 до 8) и дополнительные действия, которые может совершать карта (не более 3 из 5 разных видов). Это позволяет не только моделировать с её помощью ещё большее число других игр, но и, по желанию, вводить в каждую игру свои, дополнительные правила!
Тогда же я разработал простейшие коробки для карт. Дно коробки и её крышка печатаются на 2 раздельных листах А4 и потом просто складываются, без всякого клея. Карты, уложенные в такие коробки, занимают гораздо меньше места (а игровые поля к играм я ставлю вертикально, в книжный шкаф):
Что касается самого процесса изготовления своих игр, то я давно перешёл на обычные матовые фотографии. Теперь мне не нужны принтер и ламинатор, а сочность, долговечность и повторяемость цветов (если придётся что-то переделать или добавить) у фотографий отличная.
Касательно самого термина пнп (Print and play — напечатай и играй). Там все готовы давать бесплатные пнп только каких-то ущербных версий своих игр, с уменьшенным числом компонентов, с упрощёнными правилами и графикой. Полную качественную версию и без того хорошо продаваемой игры никто никогда не даёт.
А у нас все желают бесплатно получать именно полную версию оригинальной игры, так что это явление по-настоящему должно называться укради и играй. Поэтому я стараюсь переделывать игры, которые мне понравились, и которые я хочу попробовать, ведь меня в первую очередь интересует механика, заложенная в них. Так что мне смешно читать гневные упрёки некоторых товарищей в мой адрес: почему ты, Пард, не воруешь, как все?
И на десерт — немного статистики о моих 319 пнп. Оказывается, больше всего мне нравится переделывать игры авторов из США, Германии, Франции и Японии (размер кружка показывает, насколько любима эта игра пользователями BGG — по числу полученных ею рекомендаций от других игр):
По типам игр для меня привлекательнее прочих семейные, стратегические игры и игры для вечеринок (pdf-версия):
Конечно же, сотни тестовых партий показывают гораздо меньше недочетов, чем одноразовое прочтение правил.
На тему пиратства. Я тоже думал, что переделка (редизайн) игры снимает большую часть если не все вопросы авторского права. Так была сделана небольшая игра Battle Line (Линия фронта) в программе ТТS и распространялась свободно. Использовались совершенно другие карты в отличии от оригинальной игры, найденные на просторах интернета, по сути вся игра это одна колода карт. Игра 1,5 года просуществовала как и тысячи других модов к ТТS. Но на днях получил от Steam сообщение, мой мод нарушает авторские права, и Steam удалил мод из общего доступа, причем пострадали все моды в ТТS игры Battle Line разом.
Что касается самого процесса изготовления своих игр, то я давно перешёл на обычные матовые фотографии. Теперь мне не нужны принтер и ламинатор, а сочность, долговечность и повторяемость цветов (если придётся что-то переделать или добавить) у фотографий отличная. —- А можно про этот процесс подробнее с фотками, какая установка, свет, как быть если делать локализацию (перевод), очень хочется посмотреть на процесс.
Отличный подход. Сам из Love Letter и «Звездное послание», и «Пиратское послание» уже делал с изображениями друзей. В компании на ура заходит.
Это вычищали все игры Райнарда Книции. Не пишите оригинальное название игры, оставляйте только своё русское, и вашему модулю ничего не будет.
Наткнулся на интересный список игр. Китайские издательства создают популярные игры заново и спокойно продают их за несколько долларов. Это не является нарушением прав собственности, поскольку они не используют оригинальную графику и оригинальные (англоязычные) правила.
Для возникновения уголовной или административной ответственности необходимо соблюдение двух условий: нарушение условий лицензии, и использование в коммерческих целях.
Вот оно «пиратство» с точки зрения закона.