Добро пожаловать в мир настольных игр

Перспективы российского рынка настолок

Сегодня ситуация на российском рынке настолок куда лучше чем 7 лет назад. Новинки выходят с завидной регулярностью, отдельные игры появляются практически одновременно с мировыми релизами, но при появлении новостей о какой-нибудь новой игрушке я периодически вздыхаю: ну, вот, опять что-то простенькое. 

За примерами далеко ходить не надо, достаточно взглянуть на последние релизы наших издателей. Хоббит от Мира Хобби, Клац! от Звезды, Фарт от Правильных игр. У Стиля Жизни и Мосигры навскидку могу вспомнить Затерянный храм и Франкенштейна. Куда ни глянь, всюду простые игры, зачастую — филлеры, в которых правила умещаются чуть ли ни на одном листочке и осваиваются на ходу. Открыл коробку и через пять минут уже играешь. 

Филлеры, как будто лучше продаются. Или просто обязаны присутствовать в ассортименте каждого издателя по законам маркетинга. Или просто на них сейчас все сознательно делают упор, потому что наш рынок настольных игр пока невелик и именно простые и короткие игры котируются выше всего: чем проще игра, тем больше шанс, что в неё кто-то будет играть, тем больше вероятность её продать.

Мне же хочется чего-нибудь потяжелее, посложнее. И это не обязательно должна быть игра, рассчитанная на хардкорную аудиторию. Семейка среднего уровня сложности вполне пойдёт. Типа 100 000 лет до н.э. или Кингсбурга. Такие игры у нас, к счастью, тоже выпускают. Но как-то их заметно меньше, например, из последних: Алькатрас, Андор, Битвы самураевГромовый камень, Космонавты.

Хочется, чтобы именно таких игр было большинство. В моём представлении именно они заслуживают определения "настольные игры", поэтому хочется видеть на рынке именно их. Посложнее филлеров, но не слишком тяжёлые для семейной аудитории. Что-нибудь красивое, с полем и фишками. А то у нас как выстрелили несколько десятков в 2008-м благодаря Смарту (ныне МХ), так и всё.

Не раз об этом говорил, и повторю снова, особенно я жду таких настолок от Правильных игр. А то после Зельеварения, Ордонанса и Эволюции появляются лишь одни застольные карточные развлечения. То слова из букв собирать надо, то цветные карточки в реальном времени разбирать, то домики из карт строить. На этом фоне заочно считаю большим успехом выход Космонавтов — "полноформатной" настолки. Надеюсь опыт ПИ по её распространению окажется удачным и станет основой для самостоятельного издания какой-нибудь новой игры, рассчитанной не только на зелёных новичков.

PS: устал я немного от филлеров и на этом фоне тем радостнее новость о локализации Робинзона Крузо, о которой я узнал, уже дописав этот пост.

25 комментариев

  1. Tumnin

    А BattleStar Galactica так и не локализовали.

  2. gozik

    Да ладно, из 3 новинок мх только один совсем уж филлер — хоббит. Другие две — игра престолов новой редакции и повелитель токио. Вполне неплохо на мой взгляд.

  3. gozik

    Ну и раз локализуют столько манчкинов, значит это кому-то нужно, значит лучше чем ужасы аркхема продается.

  4. GenAcid

    @gozik
    А «повелитель токио» это не филер?

  5. Raider

    Согласен с автором, но «тяжелые» игры тоже нужны. Филлеры не признаю.
    А хоббит — это, мягко говоря, такой прикол от Мира Хобби.

  6. Mazz_O

    Не забывайте, что игры среднего уровня — это игры уже более продвинутых игроманов, что по сути является хобби. Филлеры своей массой представляют фундамент или первую ступень, на которую встав, простой человек начнет играть. Дальше решать ему — ступать дальше или остаться. А так как хобби — дело сугубо индивидуальное, то и поток более тяжелых игр должен быть меньше в разы. Я считаю, что нынешний поток игр достаточен для нашего рынка. В конце концов, кто хочет большего, уже давно закупается сам в иностранных магазинах.

  7. Iv Tuzovsky

    @Mazz_O
    Максим, а вы не думаете, что связь «игры стали хобби -> покупка более тяжелых игр зарубежом» может быть и обратной «ознакомился с более тяжелыми играми -> стал любителем настольных игр»? И тогда малое число «тяжелых» игр на российском рынке становится губительным и не удовлетворяет скрытый спрос, точнее — не позволяет спросу сформироваться

  8. KOZYABR

    А на мой взгляд это связано с уровнем развития общества в целом, звучит несколько мудрёно,но попробую объяснить. Динамика и упрощение прослеживается во всём.
    Посмотрите на современные компьютерные игры-которые проходятся от 4 до 12 часов,фильмы-с диким экшеном и минимальным смыслом,книги…да даже просто сайты.
    Перегруз информации ведёт к негативному отношению у большинства. Это также нашло отражение у издателей настольных игр на мой взгляд, игры выпускают не те которые интересны,а те которые востребованы рынком, то есть большинством.
    Примером может служить издание Сумерек Империи,которая была снята с производства, на мой взгляд по причине именно информационного перегруза. Другой аспект данного вопроса — это воображение и умение представлять.
    Так для меня пластиковая лодочка на поле Axis Alliesa — это величественный линкор, смерть морей и океанов, пластиковый танк — это грозная танковая дивизия сметающая всё на своём пути…ну ход мысля я думаю понятен.
    А нынешнее общество атрафирует восприятие фантазии путём чрезмерного закачивания в сознание уже готовых образов (игры,интернет,фильмы и пр.), то есть думать уже лень, а тем более что-то представлять.
    В результате своё отражение это находит в играх, где не надо представлять а часто и думать,а надо просто собрать карточки, или строить домики…

  9. Павел

    Филеры не только хорошо продаются но в них постоянно на игротеках играют. Эти игры нарасхват! По крайней мере у меня на игротеках. Только процентов 15 играет в серьезные настолки и то не всю игротеку. vk.com/uno_kerch

  10. Mazz_O

    @Iv Tuzovsky Для формирования спроса игр уже достаточно и любой сложности. Но достаточного спроса для реализации еще большего потока наименований игр нет. Поэтому сейчас локализаций на рынке столько, сколько нужно. Недовлетворённых не такое количество, чтобы тираж необходимых для них игр был продан.

  11. godcatcher

    Классический взгляд не разбирающихся в торговле людей 🙂
    Компания, которая хочет не просто заниматься альтруизмом, но и как-то существовать, стремится зарабатывать деньги. Деньги зарабатываются на вещах простых и не дорогих. Это не в 21-м веке придумали. И даже не в 19-м. В рознице хорошо продается то, что имеет психологическу интересную цену и не вызывает лишних вопросов. Все остальное — экзотика и редкость. Согласитесь, любой компании (и розничному магазину) выгоднее продать 100 «Корова 006» по 500 рублей, чем 2 «Аркхэма» по 2500 или сколько он там стОит. А именно так дело и обстоит. Второй важный фактор — те, кто покупают корову, не пишут в форумах гневные записи, мол, мир настольных игр гниет и умирает. А те, кто покупают Аркхэм — пишут. Вот и выходит, что 2 человека раздувают волну, а 100 человек делают рынок.
    Как решить эту проблему? Создайте спрос на т.н. «настоящие настольные игры». Если планка в 2,5 тысячи рублей станет психологически лакомой, а Аркхэм будут покупать больше, чем корову или уно, то вопросы отпадут сами собой.

  12. Максим Иерусалимский

    @KOZYABR
    И да и нет.
    Правильно замечано что мы семимильными шагами идем к «обществу одной кнопки», информативное поле упрощается, информация подается блоками уже пережеваная.

    С другой стороны сложные и комплексные вещи упрощаются в положительном их понимании — громозкие механики сменяются более простыми и элегантными, становлясь более юзер френдли, созраняя при этом глубину.

  13. martinyman

    @KOZYABR
    Вы правы. Проблема в том, что раньше с воображением у большинства все было прекрасно, ибо из всех доступных развлечений самым ходовым были как это ни странно, книги. Именно они заставляют «шевелиться» наши «серые клеточки», и посредством чтения у нас формируются образы, умение представлять, воображать. Вспомните сами, как, читая какой-то захватывающий роман, невольно ловишь себя на мысли, что не главный герой, а ты, переживаешь все, что происходит на бумаге.
    А сейчас читают гораздо меньше.

  14. Максим Иерусалимский

    @godcatcher
    Логично.
    Но ведь это можно сравнить скажем с рынком общепита.
    Есть всякие шавармы и хот доги.
    Есть обычные рестораны.
    Есть навороченые.

    При этом они все находят свое место под солнцем. Здесь собственно был задан вопрос: почему «ресторанная отрасль» не получает в России развития.

  15. Archy

    Честно говоря, вопрос поставлен несколько странно.
    Во-первых, «тяжелых», а значит, дорогих, игр не будет большинство никогда. Почему — об этом написали выше.

    Во-вторых, я бы переживал не за количество, а за качество.
    Не нужно «50 тяжелых игр» каждый год.
    Достаточно по одной хорошей(а лучше — отличной) в каждой категории, и, скажем, по одной новинке или дополнению в год.

  16. Amsh

    Хочу заметить, что если у игры простые правила и быстрое вхождение в тему — это не обязательно филлер. 🙂

  17. LookIn

    Да чему удивляться? Если взять массовые настолки то СЕГОДНЯ нарды предпочитаются шахматам, покер бриджу…Видео предпочитаются книге. Проще проглотить готовое чем приготовить и сьесть. Да еще неизвестно получиш ли удовольствие. А если сил не вложил но игра не понравилась, чтож время то всеравно проведено(убито).Основная цель достигнута. Самоусовершенствованием же занимаются единицы. Да и то … Заставте варгеймера играть в какую нибудь крутую евро…А рынок это все просто отражает как зеркало.

  18. Iv Tuzovsky

    Забавные моменты:
    Во-первых, в качестве примеров «более тяжелых» игр Юрий приводит в том числе «Эволюцию», «Зелье» и «Ордонанс». А они не принципиально дороже, если вообще дороже иных филлеров. Речь идет, скорее, о механике, построенной не на ловкости рук, скорости реакции и т.д., а некоторых интеллектуальных усилиях со стороны игроков.
    Во-вторых, любое хобби — это не только рынок, но и определенная культура, определенным образом устроенное мышление. А чтобы игра в настольные игры стала хобби — должно прийти понимание, что это занятие незаменяемо при помощи подручных средств в подвыпившей компании. Речь о том, что «Конфетти», «Японский домик» и т.д., можно заменить на крокодила, игру в ассоциации, «штуку на костях», «очко» и кучу других непотребств без потери фана. А «Эволюции», «Ордонансу», «Зельеварению» адекватную замену найти сложно.
    В-третьих, понятно, что филлеров будет больше. Юрий говорит, скорее, о тенденции выпускать ТОЛЬКО филлеры. И огорчает именно это.

  19. Tanone

    @LookIn
    Варгеймеры без проблем играют в крутые Евро. 🙂

  20. ZoRDoK

    @Павел
    >Филеры не только хорошо продаются

    С чего вообще такую чушь взяли? Хорошо продаются патигеймы, не стоит путать их с филлерами.

  21. Михаил2

    LookIn :
    Да чему удивляться? Если взять массовые настолки то СЕГОДНЯ нарды предпочитаются шахматам, покер бриджу…Видео предпочитаются книге. Проще проглотить готовое чем приготовить и сьесть. Да еще неизвестно получиш ли удовольствие. А если сил не вложил но игра не понравилась, чтож время то всеравно проведено(убито).Основная цель достигнута. Самоусовершенствованием же занимаются единицы. Да и то … Заставте варгеймера играть в какую нибудь крутую евро…А рынок это все просто отражает как зеркало.

    Это либо троллинг, либо попытка кого-то обидеть.
    Вы считаете, что нарды проще/хуже шахмат? Попробуйте написать программу обыгрывающую человека.
    Покер хуже/проще бриджа? Ну-ну.
    Кино хуже книг? Мне жаль людей, которые ограничивают себя чем-то одним.

    Давайте тогда скажем, что сейчас люди книжки не читают, а играют в настольные игры? Отупение налицо!!!

    Вы знаете, я лучше посмотрю «Побег из Шоушенка» лишний раз, чем буду читать книги из серии «Сталкер»… =/

  22. azazel

    ZoRDoK :
    Хорошо продаются патигеймы, не стоит путать их с филлерами.

    Собсно, по-моему, вот и ответ почему мало «тяжелых» локализаций. Настолки в массе воспринимаются как дополнения к вечеринкам. А патигеймы делают кассу. Они для всех — дешевы, низкий порог вхождения, большое количество игроков, компактны.
    Я заметил, что на «тяжелые» игры можно подсесть только людям с определенным складом характера. Как пример. Мы своих друзей знакомили с настолками «средней тяжести» а-ля «Зелье» или «Город голубой луны». Нравилось всем, но покупать себе игры из 10 «подопытных» 🙂 стали только 2-3. И посадить остальных за игры еще раз редко получается. А вот в какую-нидь «Шляпу» все играют с удовольствием всегда.
    А как уже «подсевший» соглашусь — больше локализаций «потяжелее» 🙂 А еще лучше посвежее

  23. LookIn

    @Михаил2
    Безуслоано я не хотел кого либо обидеть. Возможно просто не сумел донести свою мысль. Конечно же фильмы как и книги бвыают разные.Но если взять книгу и фильм одного уровня то в книгу вжиться несколько сложнее. О бридже и покере. Чтобы сесть за бриджевый стол и не подвести партнеранеобходима предварительная работа(изучить систему торговли хотябы). В шахматах тоже нужно проработать серьезно сотни партийчтобы Ваша была хоть на что то похожа. Я просто хотел сказать чтобы получить неповерхностное удовольствие необходимо за него заплатить предварительным трудом. Чем выше плата тем глубже результат. Многие ли к этому готовы? Только увлеченные своим хобби!По принципу 20/80 хорошо если двое из 10

  24. Монуил

    Tanone :
    @LookIn
    Варгеймеры без проблем играют в крутые Евро.

    Ничего не имею против Вас лично, и я, собственно, согласен с написанным, однако это мне напомнило анекдот. Заранее прошу прощения за оффтоп и грубость, но я не удержался.
    Панк решил вступить в крутую организацию панков. Пишет им письмо: мол, я настоящий панк, никогда не моюсь, не стригусь и не меняю одежду. Даже это письмо я пишу на бумажке, которой только что подтёр задницу. Мол, примите меня в свою организацию. Ему приходит отказ: то да сё, однако
    Настоящие панки никогда не подтирают задницу!

  25. Tanone

    @Монуил
    Не вижу аналогии между вашим анекдотом и обсуждаемой ситуацией.
    Варгеймеры вполне себе отдельная группа настольных гиков. То есть это не панк к панкам. Чел утверждает что их надо заставлять играть в Евро. Евро довольно сильно отличается от варгеймов. Я просто указал что чел глубоко не прав. Заставлять не надо.
    А ваша фраза просто не к месту, не в тему, да еще и как вы сами сказали грубая. Зачем?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑