160613_hyperborea_06

Гиперборея – фентезийная 4Х-стратегия, основанная на неординарной механике «дайсбилдинга». Это примерно как колодостроение, только в роли карт выступают разноцветные кубики. Игроки тянут их из непрозрачного мешочка, смотрят, какие цвета пришли в руку, а после активируют этими кубами разнообразные действия, включая привычные, наподобие «перемещения отрядов», «атаки противника» и «изучения технологий».

Действие игры разворачивается на составленном из гексах поле. Первоначально оно не исследовано, гексы лежат рубашками вверх, известную территорию составляют только «родные миры» каждого игрока. В ходе партии можно открыть гексы первого круга, найти там что-нибудь полезное, сразиться с нейтральными противниками, а после захватить центр, удержание которого щедро вознаграждается очками. В целом всё довольно схоже с такими, например, игрушками, как Nexus Ops или Eclipse.

Отличия же – в мелочах, и их тысячи. Самое главное – это та самая механика активации действий с помощью цветных кубиков. Самих действий изначально у каждого игрока доступно штук 10. По ходу партии это число увеличивается, покупка каждой новой технологии позволяет совершать новое действие (либо старое, но более эффективно).

Фишка игры ещё и в том, что некоторые действия можно не выполнять сразу, а как бы «копить» на них кубики, пока не наберётся нужная комбинация. Например, чтобы получить технологию и 1 победное очков, нужно разыграть 3 кубика: синий, жёлый, и ещё один любого цвета. Так вот, в один ход можно сыграть туда синий кубик, в следующий – жёлтый, а после – ещё какой-нибудь. Некоторые действия заточены на что-то одно, например «два перемещения» или «получите 1 очко». Бывают и комбинированные, например, «перемещение и атака», «атака и защита» и т.п. Поэтому одно из первых впечатлений от игры – глаза разбегаются от доступных действий.

160613_hyperborea_04
Планшет игрока. Для операций с кубиками доступно 12 действий

Отдельно стоит отметить, что в игре есть кубики 6 основных цветов, каждый из которых завязан на определённый тип действий. Так, зелёные кубики – это, в основном, перемещение отрядов, фиолетовый – строительство новых отрядов, красный – атака, жёлтый – добыча победных очков в чистом виде, синий – изучение технологий, оранжевый – «прокачка колоды». Эта так называемая «прокачка» — это возможность добавлять в свой мешок новые кубики. Как покупка новых карт в колодостроительной игре, только тут это действие состоит из двух частей. Во-первых, нужно банально добавлять в мешок новые кубы (причём, можно ориентироваться на нужны тебе цвета). Во-вторых, нужно покупать новые технологии, открывающие новые действия.

Как это принято во многих евроиграх, победные очки в Гиперборее начисляются по нескольким критериям. Так что заниматься приходится всем: и просто копить очки, и изучать технологии, и атаковать противников, и захватывать территории.

Мне было очень любопытно попробовать механику «кубикостроения». Колодостроительные игры мне нравятся, а тут, вроде бы, то же самое, только по-другому. Попробовал. Не оценил. Вот в колодостроительных играх мне очень нравится каждый ход, когда ты сдаёшь себе новую руку, смотришь на карты и осознаёшь, что ты можешь ими сделать. Проверяешь как они друг с другом сочетаются, а потом разыгрываешь одну за другой.

160613_hyperborea_01
Доступные технологии

В Гиперборее я ничего подобного не ощутил. В свой ход ты тащишь из мешка 3 кубика и расставляешь их по слотам в доступных действиях. Ничего похожего на розыгрыш руки в колодостроительной игре не ощущается. Может, это потому, что кубиков маловато. А, может, это просто не мой тип игры.

Вообще, сама механика выставления кубов для активации различных действий меня не привлекла. Я всё время провожу для себя параллели с Эклипсом, где всё просто: захотел передвинуть корабли – выбирай «Move». Захотел получить технологию – выбирать «Research». В Гиперборее же между принятием решения и его реализацией присутствует промежуточный этап – кубики. С ними может немного повезти или немного не повезти, из-за чего нужное действие иногда получается совершить на ход позже или на ход раньше.

160613_hyperborea_03
Стартовый "уголок" игрока

Ещё есть вопросы по местной войне. Во-первых, у каждого игрока есть отряды только одного вида. Никаких тут бойцов, лучников, магов и т.п. Просто универсальный «воин», который может атаковать и может защищаться. Атака срабатывает автоматически, напал – убил. Игрокам доступно действие «оборона», против которого надо играть дополнительную атаку (или иметь технологию повышения атаки). Можно развить способность к дистанционной атаке (стрельбе) и атаковать врагов из соседнего гекса. Это проще (не надо тратиться на перемещение), но не поощряется с точки зрения победных очков. За убитого врага в рукопашке полагается победное очко (плюс ты забираешь себе убитую фигурку и у соперника на поле теперь может быть на 1 солдата меньше), за застреленного издалека очков не дают (и убитая фигурка возвращается к своему владельцу).

В целом Гиперборея оставила у меня неоднозначные впечатления. Тут очень небольшое поле, очень небогатые военные возможности, скромное исследование территорий и мало перемещений, но зато очень много кубиков и технологий для них. Лично мне не очень понравилось «воевать на пятачке», да и механика вытягивания разноцветных кубов из мешка и расставления их по множеству разнообразных действий. Нет, всё это работает. Игроку есть над чем подумать, направлений для развития масса. Но как-то всё это слишком простовато и при том сложно в реализации (из-за обилия действий и цветных кубов). Я лучше по-старинке, в Эклипс.