Добро пожаловать в мир настольных игр

Первые впечатления от Undaunted: Normandy

Первой настолкой нового года стала Undaunted: Normandy, новейшая колодостроительная игра на тему Второй мировой войны, посвящённая боевым действиям в Нормандии в июне 1944 года. Игра воспроизводит сражения небольших отрядов на небольшого размера территории, где перед каждым отрядом ставится конкретная боевая задача. Это может быть уничтожение сил противника, захват ключевой точки или занятие конкретных территорий.

В плане компонентов по сегодняшним меркам небогато, пара колод карт, набор картонных тайлов, из которых собирается поле, четыре кубика, да горсть картонных жетонов. Ни тебе миниатюрок, ни цифрового приложения, ничего такого. Ах, да, ещё два буклета. В первом изложены правила, во втором – сценарии числом 12 штук.

Предваряет каждую партию подготовка. По условиям сценария из отдельных фрагментов на столе собирается поля, на него выкладываются жетоны стартовых войск. Обычно отряды невелики, в начальных сценариях под командованием каждого игрока находится по 4-5 солдат. Возможно, дальше будет больше. Помимо жетончиков солдат на поле также выкладываются некоторые маркеры. Ими помечаются ключевые точки, а также специальные «разведанные» участки местности (о разведке позднее). Также каждый игрок получает по стартовой колоде карт. Среди них встречаются карты бойцов и бестолковые карты «тумана войны», засоряющие руку.

Устроена игра следующим образом. Каждый ход игроки сдают себе по 4 карты из колоды. Затем по одной надо отложить, сделав ставку на инициативу. Эти карты выкладываются рубашкой вверх, затем игроки одновременно их вскрывают. У кого число больше, тот в текущем ходу действует первым. Действия – это розыгрыш карт. Тут все просто, играем карту и активируем указанного на ней бойца. Задействованный солдат может сделать базовые вещи, ходить и стрелять, плюс способен выполнять спецдействия, зависящие от его специальности. Например, только обычный стрелок умеет захватывать контрольные точки. Разведчик способен чистить колоду, выбрасывая из неё карты тумана войны, может напихать их в колоду соперника, а также, что куда важнее, он разведывает местность – двигается и оставляет за собой жетоны биноклей, отмечающие разведанные территории. Это важный нюанс, потому что остальные солдаты могут двигаться только по тем участкам, где был разведчик.

При стрельбе используются кубики. У каждого солдата есть показатель атаки – сколько кубов он бросает при выстреле. Кубики тут десятигранные, для попадания нужно выкинуть на них (или превысить) значение защиты бойца, в которого целишься. Обычно это между 6 и 9, т.е. попадание засчитывается, например, на 6+.

Интересен эффект попадания. Если в бойца попали, игрок должен скинуть с руки его карту. Если в руке нет – из сброса. Если нет в сбросе – из колоды. Если карты солдата вообще нет, его жетон удаляется с поля. Но, возможно не навсегда! Потому что карты бойцов можно докупать и, если разыграть карту солдата, которого у тебя нет, он появляется на поле в специальной точке вывода солдат.

Вот и вся основная механика. Закрытый аукцион за инициативу. Затем розыгрыш карт, движение отрядов и броски кубиков на атаку. Ничего сложного, ничего сверхъестественного, но зато результат очень интересный и привлекательный. Настолка предлагает динамичные и быстрые партии с перестрелками, в которых определённую роль играет случайность, но есть место и для решений игроков. Предварительные впечатления умеренно-хорошие. Немного настораживает местный движок, ограничивающий возможности игрока. Тут нельзя прям сделать то, что ты хочешь, приходится бороться с колодой и кубиками. Впрочем, тот же подход в Memoir ’44 не мешает наслаждаться игрой. Поэтому будем знакомиться с «Нормандией» ближе!

Одна из партий наглядно продемонстрировала, насколько сильна тут роль кубика. Точнее, что бывает, когда как обычно кубики категорически не желают ложиться нужными гранями. Вот ситуация: ключевые точки захвачены, осталась последняя. Но на ней стоит солдат соперника, которого можно снести, выбросив 7+ на десятиграннике. И хоть ты тресни! Пять, семь, десять бросков – и всё зря. При этом соперник что-то делает, двигает свои подразделения, периодически стреляет и попадает. Теми же семёрками! Редко, но метко. Результат – партия, которая могла закончиться за полчаса, затянулась минут на 45, да ещё и неожиданно победу вырвал соперник, хотя, казалось бы, ничто не предвещало. Но это ни в коем случае не минус. Это же война, поле боя, хаос битвы и всё такое. Вон, в «Мемуарах» был как-то эпизод, когда гранату удалось выбросить примерно на 30 броске. И, ничего, играть не бросили 🙂

Пока что для себя вывел такую формулу. В первую очередь важно занять ключевые точки, расставить солдат по укрытиям, не оставаться в чистом поле, где могут подстрелить. А уже потом можно стрелять. В первой половине игры есть стоит выбор выстрелить или передвинуться на более выгодную позицию, выбираю всегда движение. Потому что выстрел – это случайность, скорее всего впустую потраченное действие. А укрытие или дополнительная ключевая точка лишними не будут.

Пока что в активе у игрушки помимо тематики динамичные ходы и недолгие партии. Нравится, что её можно быстро разложить, объяснить правила и, вот, уже соперник делает более-менее осмысленные ходы. Хотя на самом деле обычно нужно отыграть минимум одну партию целиком, чтобы уяснить ряд ключевых моментов. Проще всего понять «технологическую цепочку» действий, что чтобы занять ключевую точку, туда сперва надо добежать разведчиков, а потом привести обычного солдата. Также легко приходит понимание действий с картами тумана войны, они замусоривают колоду при разведке местности, а потом от них довольно легко избавить, активируя разведчика.

Тяжелее даётся момент с инициативой. Сперва кажется, это что-то ненужное, прикрученная сбоку механика. Так происходит, потому что по-настоящему важна инициатива становится тогда, когда уже завязалась перестрелка или  когда важно кто первым добежит до ключевой точки. Стоит лишь раз походить вторым, чтобы в тебя попали и выбили карту с руки, как тут же понимаешь, да, стрелять первым выгоднее.

Наконец, пока непонятно насколько востребована и полезна способность разведчика выдавать карты тумана войны противнику. В теории это должно мешать оппоненту, но так-то таких карт много не надаёшь, да и избавляться от них несложно. Может быть потом будут какие-то сценарии, когда у одной из сторон нет разведчиков и справиться с поступающими в колоду картами тумана войны будет сложнее?

Впереди у нас ещё много сценариев. Пока освоили только начальные. Только-только разобрались с базовыми отрядами и подступились к пулемётчику и снайперу. У пулемётчика есть интересная возможность вести огонь на подавление, когда бросаются сразу 4 кубика (т.е. шансы на успех весьма велики) и при попадании у соперника не выбивается карта, но жетон подавленного огнём солдата переворачивается. Когда соперник сыграет его карту, он лишь заново активируется, но не будет ходить. Получается, потерь нет, но и действовать ты не можешь. Снайпер – тоже интересная фигура. Стреляет тремя кубами, может двигаться по любым территориям, неважно, разведаны они или нет. Ну и где-то там ещё миномётчики, или отряд с мортирой, умеющий атаковать не конкретного солдата, а целиком участок местности со всеми бойцами на нём. Их тоже интересно пощупать.

http://boardgamer.ru/wp-content/uploads/2020/01/200108_un_04.jpg

Если говорить о минусах, к ним, возможно, стоит отнести непрямое управление войсками. Хотя это, скорее, не минус, а особенность колодостроительного движка, когда ты не можешь делать прям совсем то, что хочешь, а должен выкручиваться исходя из тех карт, что пришли в руку. Или наоборот, задача игрока – собрать такую колоду, чтобы можно было делать то, что нужно. Этот эффект проявляется и в Memoir ’44 и в A Few Acres of Snow, когда в какой-то момент атака может застопориться и встать на паузу только потому, что в руке нет нужных карт.

Ну и, конечно же, посматриваю на красивые фотографии на Board Game Geek, где картонные жетоны заменяют фигурками солдатиков, на поле выставляют домики и деревца. Игра от этого, конечно же, не меняется, но выглядит сильно привлекательнее. Возможно и мы дорастём до чего-нибудь подобного. По крайней мере солдатиков из Axis & Allies: Miniatures можно позаимствовать да и мини-деревца пластиковые тоже есть.

В общем, первые впечатления – игрушка хорошая, годная. Как минимум надо пройти все сценарии, пощупать все возможности и все войска.

1 комментарий

  1. Аноним

    Я бы не сказал, что от тумана войны избавляться легко. Ведь сбрасывается из руки. Т.е. из 4х взятых карт должна быть, во-первых пара (скаут+туман), а во-вторых, учитывая что одна карта ушла на инициативу(туда нередко хочется скинуть туман, кстати) — на ход останется два действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑