Первые впечатления от «Хадары»

Про «Хадару» до знакомства с игрой слышал только хорошее. Мол, новая игра о развитии цивилизации, достойный конкурент 7 Wonders. Да ещё и с отличным заимствованием механик из Splendor. И с драфтом почти как в 7 Wonders: Duel. Короче говоря, ожидания были высокими. Как-никак, перечисленные настолки мне нравятся, а тут новая игра, которая берёт из них всё самое лучшее. Надо пробовать!

Но сначала присмотримся к новинке. В коробке с игрой компонентов не сказать, чтобы много. Несколько картонок, из которых как из паззла складывается поле в форме пятиугольника. Планшеты игроков.

Россыпь картонных жетонов: монетки, да ещё какие-то цветные квадратики и стрелочки. Горсть деревянных фишечек. И, наверное, главное и основное – колода карт. Компоненты все очень приличного качества. Картон везде плотный. Деревянные фишки – не просто кубики, а фигурные силуэты. Карты – вообще с текстурой «лён».

Разве что планшеты игроков немного выгнутые, но это не страшно. Кладёшь такой на ночь под несколько коробок с играми, и вуаля, вон он уже идеально ровный.

Сразу к себе притягивают карты. Они, как и в 7 Wonders, делятся на 3 эпохи, и, как и в 7 Wonders, разноцветные. Только в отличие от тех же «Чудес», карты тут мини-формата. Не как в 7 Wonders, но как в 7 Wonders: Duel. Ещё, как и в 7 Wonders, в каждой эпохе есть карты нескольких цветов. В «Чудесах» их было 7, тут – 5. И рубашки у них тоже отличаются по цветам. Это связано с тем, что в игре все карты не замешиваются в одну колоду, а работают в виде небольших колод отдельных цветов.

Вообще, игра у нас о развитии цивилизации. Примерно как в 7 Wonders. Строим карточки, получаем победные очки, проходим три эпохи. Затем у кого очков больше, тот и победил.

Вот как это всё устроено. Тут есть условное поле. Условное – потому что это просто подставка под карты. На нём есть 5 областей, в каждую область выкладывается стопка карт этого цвета, и рядом же есть ещё специальное место для сброса карт этого цвета. В центре поля – специальная вертушка, которую можно прокручивать. На ней есть символы игроков, на какой цвет символ игрока указывает, такой цвет игрок может брать в текущем ходу. Всё просто.

Помимо поля есть ещё планшеты игроков. На них куча всякого, но главное – 4 разноцветных трека. Жёлтый, красный, синий и зелёный. По ним будут двигаться деревянные фишечки, отображающие уровень развития игрока в основных четырёх областях: торговля (жёлтый), война (красный), культура (синий) и сельское хозяйство (зелёный). В игре есть ещё фиолетовый цвет, под него трек не предусмотрен, это в основном бонусные карты, они дают особые свойства или прокачивают что-то из 4 основных цветов.

Общий принцип игры такой, в свой ход мы берём 2 карты одного цвета из какой-то стопки. Смотрим на них, выбираем, а затем одну возвращаем в сброс этого цвета, а вторую оставляем себе. Её можно либо сбросить и получить монеты, либо заплатить монеты и построить карту. Построенная карта имеет два эффекта, мгновенный и долгосрочный. Мгновенный эффект – это прокачка одного или нескольких треков. Долгосрочный – каждая купленая карта даёт скидку в будущем на карты того же цвета. Чем у вас больше одного цвета, тем дешевле вам его дальше прокачивать.

Теперь нюанс, в отличие от 7 Wonders, каждая эпоха отыгрывается тут в два этапа. Сперва мы разбираем карты из стопок, берём 2, одну в сброс, другую себе. И так – пока не разберём все стопки. Затем мы получаем доход по уровню развития экономики на жёлтом треке. Затем можно захватить некую территорию, если у нас достаточно прокачан красный трек. В этом случае игрок получает жетон завоевания, он даёт победные очки, и либо приносит монеты, либо если доплатить самому, качает какие-то треки. Потом, если у игрока достаточно прокачан синий трек, можно выставить маленький жетончик на одно из отведённых мест и получить дополнительные очки и, возможно, прокачать один из треков.

После этого начинается вторая часть эпохи. Теперь надо разбирать некупленные карты, те, что отправлялись в сброс. На поле по-прежнему есть 5 стопок, это стопки сброса. Карты на них лежат в открытую, брать можно любую. Опять, либо скидываем её за деньги, либо платим и строим. И так – пока не разберём все. После этого снова получаем монеты, захватываем, если достаточно прокачана война, получаем очки за синий трек и – внимание – в конце эпохи ещё проводится проверка на достаточное развитие зелёного трека. Зелёный трек в отличие от других ничего не приносит. Он просто показывает, сколько у вас может быть построено карт. Если их больше, в конце эпохи лишние придётся сбросить. При этом можно потерять в значении счётчиков.

Так отыгрываются все три эпохи. Потом считаются очки, для этого есть блокнотик как в 7 Wonders, и всё. Ну, почти всё. Тут ещё можно покупать так называемые медали, они приносят дополнительные очки за комплекты карт всех 5 цветов и за развитие каких-то 2 ваших треков. Но в целом – всё. Игра достаточно простая, берём карту, оплачиваем её, пристраиваем. Если такие карты уже есть, строим со скидкой. Карту построили – подвинули фишки на положенных треках. Ресурс всего один, монеты. За них всё покупаем, их же получаем, если карту скинули. Всё. Очень просто и доступно. Даже, возможно, проще, чем 7 Wonders, где людям надо объяснять 7 типов карт и концепцию «ресурсы не тратятся».

Вот, в общем-то, и всё об игре. Теперь давайте пробежимся по её ключевым особенностям с небольшими оговорками «нравится» или «не нравится» с поправкой на то, что это пока первые впечатления и при дальнейшем знакомстве всё может поменяться.

Взаимодействие. На первый взгляд его меньше, чем в 7 Wonders. Ты не можешь купить ресурсы у соседа. Ты не воюешь с соседями. Ты не отдаёшь соседу карты. Получается, вроде как, максимум, что можно сделать – это утянуть карту, которая сильнее нужна товарищу. Больше возможностей для взаимодействия не вижу. А хотелось бы.

Счётчики. Основа игры, счётчики нужно прокачивать. Но они: а) кажутся чуток тесноватыми и б) кажутся маленькими. На каждом счётчике есть значения от 0 до 10, но у нас в первой партии были значения свыше 30. Когда ты переходишь на следующий десяток, рядом со счётчиком подкладывается специальный жетон «+10», и их может быть несколько. Это не плохо, но неожиданно, что значения могут быть такими большими.

Эффекты карт. В основном – плюсы к каким-то счётчикам. Честно говоря, хотелось бы большего. Вон, в той же 7 Wonders каждый цвет работал по-разному, карты реально были разных типов. А тут все кажутся одинаковыми, просто плюсуют разные цвета. В отличие от 7 Wonders есть эффект скидки, но он, по крайней мере пока, не выглядит настолько крутым, чтобы перебить бедность эффекта карт.

Темп игры и время партии. С этим всё хорошо. Карточки все берут, выбирают и строят одновременно. Считай, как в 7 Wonders. Поэтому даже если играть максимальным составом, впятером, партии не должны быть сильно длинными. Одобряю.

Длинная арка. В 7 Wonders в каждой эпохе карты были всё круче и круче. В «Хадаре» в каждой эпохе карты становятся всё дороже и насчёт крутости… Ну, к счётчикам они начинают прибавлять больше. Но и только. А мне, как уже было отмечено, хотелось бы большего разнообразия эффектов.

Кризисность. Перед началом партии на столе появляется целая гора монет. Но вот в ходе игры денег постоянно будет не хватать. И это здорово. Редко когда удаётся без затруднений купить три карты подряд. Обычно приходится принимать тяжелые решения, чем пожертвовать, какую карту скинуть, чтобы получить эти столь нужные монетки. Это хорошо!

Победные очки. В финале нашей пока единственной партии подсчитали очки в нескольких категориях. Получилось так, что в каждой ты получаешь 10-20 ну, максимум 30 очков, а потом за постройку карт – 50-80. Львиную долю. Пока не знаю как будет дальше, но мысленно ставлю себе зарубку проверить, насколько реально тут набирать очки разными способами, условно, как в 7 Wonders можно уйти в науку, можно в войну, можно в синие карты. А тут – всегда надо будет именно строить приносящие много очков карты, или есть другие варианты?

В целом впечатления неплохие, но, скажу честно, ожидал большего. Пока игра выглядит беднее 7 Wonders. Карты банально качают счётчики. Взаимодействие с другими игроками близко к нулю. Посмотрим, получится ли у неё раскрыться после следующих партий.

UPD: Примерно пяток партий спустя могу сказать, что «Хадару» не стоит сравнивать с 7 Wonders. Несмотря на очевидные сходства в виде трёх эпох и разноцветных карт и общую тему развития цивилизации, она про другое. Это похожа на пасьянс игра о прокачке и развитии счётчиков, с одной стороны награждающая тебя за движение цветных фишек по трекам, а с другой – жестко одёргивающая постоянной нехваткой денег. Тут всё просто, достаточно быстро и понятно. Хорошее евро начального уровня для новичков, хотя и опытных игроков она способна увлечь. И ждём дополнения с новыми эффектами карт. С ним должно быть ещё круче!

PS: Желающие могут опробовать цифровую версию игры с ботами прямо в онлайне. А потом можно полюбоваться картонной версией на сайте издателя и при желании прикупить. Компонентов и игрового процесса в коробке – на все деньги.

Hadara, Обзоры



Похожие записи
  • 7 Wonders: Sailors — распечатай и играй
  • 7 Wonders: Duel — Leaders — распечатай и играй
  • Настольный вариант Age of Wonders
  • «7 Wonders» — распечатай и играй
  • Неофициальная кампания для 7 Wonders: Duel
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.