После пары коротеньких отзывов на BGG появился и развёрнытый пост об игре Андор. Автор рассказывает о каждом из пяти сценариев, а также описывает игровой процесс и отмечает, что, игра получилась очень качественной. Хотя, возможно, после прохождения пяти сценариев, повторно садиться за неё будет уже не так интересно. Далее — мой вольный и чуть сокращённый перевод.
Андор – кооперативная фентезийная приключенческая игра, содержащая 5 сценариев (они называются «легендами»). Ещё один официальный дополнительный сценарий размещён в сети. Каждый сценарий – это отдельная история, складывающаяся из типичных фентезийных элементов, таких как средневековый сеттинг, герои (гном, лучник и т.п.), ведьма, нападающие на замок монстры, тёмный маг, дракон, старое дерево, гномьи шахты и тому подобное. Сложенные из таких фрагментов истории получаются разнообразными не только благодаря различным случайностям, но и из-за того, что в каждой легенде присутствует свой набор игровых компонентов. Я попытаюсь рассказать об этом вкратце, не вдаваясь в детали, чтобы не лишать вас приятных сюпризов, но если вдруг вы не хотите знать о сценариях вообще ничего, пропустите следующий раздел с описанием пяти легенд.
В первой легенде вам придётся защищать замок от нападений монстров, плюс герои ещё могут получить дополнительные задания. Это обучающий сценарий, он знакомит вас с основами игры.
Во второй легенде повляются более мощные монстры, а также ведьма. Кроме того, вы получаете возможность приобретать различные предметы для своих героев.
В третьей легенде вроде бы нет ничего особенного, но она, пожалуй, самая реиграбельная. На этапе подготовки много определяется случаем, а каждый герой тянет из колоды индивидуальное задание. А потом, когда все эти задания будут выполнены, появится один из тёмных магов (которые бывают разные).
Четвёртая легенда отыгрывается на другой стороне игрового поля – с шахтой гномов. Вероятно это самый сложный и самый захватывающий сценарий, тут есть не только новые идеи, но и чувствуется напряжение, тем более, что это единственный сценарий, в котором герои могут погибнуть. Мне не очень нравится возможность вылететь из игры в кооперативных играх, но в данном случае она связана с жадностью и самопожертвованием, весьма уместна для героического фентези, и работает на «отлично».
В пятой легенде также есть несколько сюрпризов – начальная расстановка отличается от привычной. Сюда входят многие элементы из предыдущих легенд, становится неизбежной схватка с драконом. Сражение оказалось легче, чем мы ожидали, но происходит оно по-особому, что также укладывается в «повествовательный» характер игры, здесь ощущается по-настоящему эпическое завершение легенд.
Это всё, что я хотел рассказать о приключениях. Но как работает эта игра? Нет, я не собираюсь подробно освещать привычные вещи – герои ходят, переворачивают жетоны, собирают вещи и обмундирование, сражаются с монстрами при помощи кубиков – всё это более-менее привычно и понятно. Я бы отнёс эту игру к семейству евронастолок. Почему?
На то есть несколько причин:
1. Компоненты и правила. Их много, но не более, чем необходимо. Правила написаны хорошо, хотя и составлены весьма необычно. В них вы не найдёте 20 монстров с сотнями различных способностей. Четыре местных типа монстров скорее похоже на врагов 1, 2, 3 и 4 уровней и ведут себя по большей части одинаково (и несложно). Так что даже с большим числом жетонов на поле игра не становится перегруженной как многие из коллег по жанру.
2. Здесь можно строить планы. Конечно, иногда вскрываются карты легенд (вы точно знаете когда именно!) и на поле появляются новые монстры и / или новые задания для героев, есть также карты событий с менее значимыми эффектами, но в остальном эта игра скорее о планировании и менеджменте ресурсов (в качестве которых выступают предметы, время и сами герои).
Да, есть ещё бои на кубиках. Но вы всегда будете знать чего ожидать, как и когда вступать в бой с 90%-ной вероятностью на успех. Это потому что имеются некие значения (очки силы), которые прибавляются к результатам броска героев, так что вы быстро научитесь понимать готовы ли вы к бою или нет.
Кроме того, даже проиграв бой, герои не умирают. Они могут погибнуть только в 4-м сценарии, да и то не в бою. Так что монстров стоит скорее рассматривать в качестве препятствий, которые нужно преодолеть, а также источников ресурсов, которые вы получаете в награду за победу в сражениях.
Монстры перемещаются по игровому полю по заданной схеме (обычно в сторону замка), так что вы всегда можете прикинуть где именно они будут находиться через пару ходов.
3. Хотя монстры и приносят ресурсы, следует убивать их как можно меньше. В тематических играх подобное встречается редко. Это, скорее, элемент немецкой школы, «никаких сражений».
Здесь нужно дать кое-какие пояснения. В игре используется любопытных (хотя, возможно, и не укладывающийся в тематику) двойной счётчик времени. На одной линейке отсчитывается время, на другой – события.
Для каждого героя день состоит из 7 часов (с помощью некоторых возможностей их количество можно увеличить до 10). Счётчик времени, расположенный в верхней части игрового поля, работает не так, как, скажем, в Thebes, Glen More или Olympos, и, хотя он не совсем тематичен, его присутствие влечёт ряд интересных возможностей. Разница в том, что у каждого героя есть по 7 часов, а порядок хода определяется не положением маркеров игроков на этой шкале. Ход всегда передаётся по часовой стрелке. Такое решение упрощает игру, делая её более «семейной», хотя и менее тематичной, и за ним кроется ряд особенностей. Например, если я хочу отнести предмет из одного угла поля в другой, я могу добежать до ближайшего героя и отдать вещь ему, затем он тратит свой ход чтобы дойти до следующего героя и так далее.
Шкала событий (расположена в правой части поля) состоит из 14 делений (обозначенных буквами от A до N). По этой шкале перемещается белая фишка, и когда она достигает определённых букв, вскрываются и разыгрываются соответствующие карты легенд (значимые события). Когда фишка доходит до конца шкалы, игра заканчивается. Если к тому моменту вы выполнили задание, это хорошо. Если нет, сценарий завершается поражением.
Фишка перемещается в двух случаях:
1. В конце каждого дня (когда походили все герои), сразу после розыгрыша малозначимого события и перемещения монстров (как уже отмечалось, в основном – по направлению к замку, и если несколько попадут внутрь, вы проигрываете).
2. После победы в бою.
Это означает, что время – важный и дефицитный ресурс. Вы должны использовать 14 (на самом деле – 13) доступных событий мудро, поскольку выполнение миссии требует нескольких дней (т.е. несколько делений на шкале времени), и кроме того одно деление «съедает» каждое убийство монстра. Таким образом вы не можете пойти рубить всех направо и налево, так как в этом случае вам просто не хватит времени на выполнение задания, и вы проиграете сценарий. Возможно, это не совсем правильно с тематической точки зрения, но зато в игре появляется интересная задача: когда сражаться с монстрами, а когда выполнять миссию.
Хотя подобный баланс между различными целями определённо присущ евроиграм, приключения в Андоре всё равно напряжённые, тематические и увлекательные.
Некоторые размышления
Уверен, игра понравится не всем. Это скорее семейная настолка, но лично я играл в неё с удовольствием. Она не просто увлекательная и захватывающая, в ней ещё есть и логические задачи, которые заставляли нас действовать сообща до самого конца. Мы быстро осознали способности своих героев, научились сражаться и поняли как нужно кооперироваться с максимальной эффективностью. Эта игра учит многим способам взаимодействия без каких-либо моральных нравоучений. Например довольно скоро становится очевидно, что сотрудничество не означает равный раздел добычи – по четвери каждому. Если вы сосредотачиваетесь на задании и способностях игроков, возможно всё снаряжение придётся отдавать кому-то одному. Классно.
Я считаю, Михаэль Менцель сработал очень хорошо. Некоторые элементы, возможно, проработаны не до конца (например, нам показались бесполезными боевые гномы), а некоторые правила не полностью прописаны, в целом игра удивительно хороша для разработчика-новичка (да и не только для новичка). Кроме того, есть обновляющееся FAQ по Андору, разработано несколько вариантов усложнения игры.
Для всей семьи она может показаться сложной, но опытные игроки с ней определённо справятся. Мы смогли пройти каждый сценарий с первой попытки. Это не значит что они очень лёгкие или скучные, в третьей и четвёртой легендах, например, мы победили только потому, что в конце нам очень повезло.
Ах, да. Многие могут засомневаться в реиграбельности. Для меня это не проблема, но кому-то после первого прохождения, когда вы уже будете знать сюжетные повороты, сценарии могут показаться менее интересными. Возможно, кто-то даже захочет продать Андор когда закончит все пять легенд. Но пока вы будете проходить сценарии вы очень хорошо проведёте время. Это как с видеоиграми, вы покупаете их, проходите, а потом уже сами решаете, играть ещё раз или нет. Будучи еврогеймером, я люблю семейные игры, но мне также нравятся и фентезийные настолки, и мне было интересно играть в неё снова и снова.
И да, оформление и компоненты игры просто прекрасны. Но для тех, кто видел предыдущие работы дизайнера это не удивительно 🙂
Отличная работа, мистер Менцель!
Главное, чтобы не получилось второго Кандамира.
А что там с Кандамиром?
оформление очень классное, но сама игра по отзывам пока не доставляет..
впрочем, пока хочу. посмотрим на цену
Каким боком это Кандамир напоминает? 🙂 А что — Канадмир плохая игра?
Огорчает отсутствие реиграбельности судя по описанию 🙁
да, насколько понятно игра интересная и в нее стоит поиграть,но лучше
ее взять на прокат / у друга, а если купить, то прийдется потом продать, иначе будет пылиться или вы будете тем другом у которого эту игру берут поиграть 🙂
ТАДАМ — «Коробки настольной игры «Андор» художника и автора Михаэля Менцеля появятся в магазинах уже на следующей неделе!» Инфа с тессеры, которая в свою очередь ссылается на Звезду в контакте. Рекомендованная цена 1900 р. Жестко для игры грубо говоря на 5 раз…
Хотелось бы надеяться, что разработчики не зря создали сайт и периодически будут радовать новыми сценариями.
@azazel
Не прошло и года, как мой репост оценили;-) всёж приятно, что успел перед парами накидать новость и что она вышла практически без правок.
По теме — надеюсь, что игра своекго стоит и качество локализации будет ничуть не хуже «Плоского Мира».
Да, что-то действительно дороговат картон…
эххх и хочется и колется 🙂 эта игра идеальна для геймерских клубов. туда постоянно новички приходят
Есть еще похожая игра, но более реиграбельная — Златоземье.