Лет пять назад я случайно узнал про игру «Шляпа». Она очень проста: собирается компания, всем игрокам выдаётся по несколько листочков бумаги, на каждом листочке все пишут по слову, затем все бумажки ссыпаются в шляпу, за неимением которой мы складывали их просто в стопку, а потом все разбиваются на пары и начинается игра. Ведущий выдаёт одному игроку из первой пары бумажку, тот читает указанное слово и объясняет его своему визави. Правила объяснения – не называть однокоренных слов, не произносить ключевое слово на иностранных языках.
Например, кошку можно объяснять как «животное, мяукает» или «боится собак», но нельзя говорить «представитель семейства кошачьих» или «переведи с английском «cat». На отгадывание команде даётся минута, после чего ведущий переходит к следующей паре и так далее, пока не кончатся листочки. Отгадывание у нас всегда сопровождалось бурными взрывами смеха, потому что некоторые слова никак не поддавались объяснениям и ещё потому, что соперники всегда подсказывали какие-нибудь совершенно дурацкие варианты.
В последующем нечто подобное встретилось и в настольном мире, когда Правильные игры выпустили свою «Шляпу». Правда, её исполнение и, в частности, те самые бумажечки с заданиями показались мне настолько неприглядными, что сил сыграть в неё, увы, не нашлось. А недавно мне предложили попробовать похожую игру для iOS, компанейскую настолку на объяснение слов на манер той же «Шляпы», «Крокодила» и «Активити». Называется эта игра Smart.
Играть в Смарт может сколько угодно человек, но им придётся разбиться на несколько команд. Перед началом игры нужно указать сколько команд участвует в игре, а также выбрать тему – один из нескольких пакетов «заданий». Темы бывают самые разные, например «изобретения», «профессии», «история» и так далее. Ещё нужно выбрать уровень сложности: лёгкий (простые слова), сложный (сложные слова) или смешанный (встречаются как лёгкие, так и сложные слова). После этого игра начинается.
Партия в Smart делится на три раунда. В каждом из них придётся объяснять своей команде одни и те же слова, но в каждом – по разному. В первом раунде слова объясняются другими словами, как в классической шляпе. Нельзя использовать созвучные или однокоренные слова, а также жесты. На отгадывание каждой команде даётся одна минута, чем больше слов удастся за это время угадать, тем лучше. Если какое-то слово объяснить не получается, его можно пропустить. Если какое-то слово угадать не удалось, называть его нельзя. Оно никуда не пропадает и вновь выпадет одной из команд. Как только будут отгаданы все слова в наборе, раунд завершается.
Это самый лёгкий и самый весёлый этап. Когда ты можешь говорить всё, что угодно, лишь бы не произнести случайно однокоренное слово. Ну и с жестами ещё ограничение имеется. Мы, например, когда объясняем часто несознательно очень активно жестикулируем. Это не объяснение, а просто выражение эмоций, но в нашей партии противники настаивали на том, что двигать руками нельзя и даже принудительно прижимали их к столу. В таких условиях объяснять куда тяжелее 🙂
Во втором раунде нужно объяснять слова жестами, гримасами и пантомимами. Мы молчим и показываем, как в классическом крокодиле. Фишка в том, что все слова уже известны, в первом раунде они все назывались. Поэтому задача показывающего несколько облегчается.
Тут, в принципе, посложнее чем в первом раунде, но не сильно. Слова-то все уже известны. Например, если тебе нужно объяснить топор, показываешь, как человек рубит дерево. Скорую помощь – падаешь от боли и едешь за рулём. Короче, тот же крокодил, только пул загадок уже известен. Но всё же демонстрация получается более длительной по времени, и за одну минуту второго раунда нам удавалось объяснить меньше слов, чем за одну минуту первого.
В третьем раунде нужно вновь объяснять те же самые слова. Но теперь для объяснения можно говорить только одно слово, и оно, как и в первом раунде, не должно быть созвучным или обозначать искомое слово на иностранном языке. Можно менять интонацию, растягивать гласные, менять громкость или переставлять ударения, но слово можно произносить только одно.
Третий раунд – самый сложный. Когда я только ознакомился с правилами игры, то подумал, что третий раунд будет неинтересным. Ну как это – объяснить одно слово всего одним другим словом. На практике же оказалось – такое возможно, да ещё как. Ведь к третьему раунду все те же слова будут звучать уже в третий раз и у всех уже должны сформироваться устойчивые ассоциации. Например «кошка – мяу», «коррида – родео» и так далее.
Но так случается не со всеми словами. Например, когда мне выпало объяснять «океанологию», я ничего лучше не придумал, как повторять снова и снова «бульк», «бульк», «бульк». К счастью, «океанология» была единственным словом, связанным с водой и мой товарищ по команде быстро разгадал свой замысел. Я же, например, не всегда могу похвастаться тем же. Например, услышав от него «артиллерия», я и предположить не мог, что имеется в виду «батарея». Она у меня, скорее, с сантехниками ассоциируется.
На партию в Smart условно уходит около тридцати минут, но это время может как сокращаться, так и растягиваться, всё зависит от компании и от способностей к объяснению слов и их угадыванию. Мы реально играли минут сорок и, честно говоря, не заметили времени, оно пролетело незаметно. Это и не удивительно, твоё внимание всегда приковано к объясняющему, даже если сейчас ход другой команды – всё равно эти же слова наверняка придётся объяснять и тебе или выслушивать объяснения от товарища.
Иметь дело с цифровым устройством очень удобно. Во-первых, программа за тебя отсчитывает секунды. Во-вторых, когда время подходит к концу, раздаётся характерное тиканье. В-третьих, когда время кончилось, нажать кнопку «угадал» уже нельзя, а то когда мы играли в бумажную версию шляпы, все всегда пытались «засчитать» последнюю угаданную карточку, которую удалось угадать через секунду-две после того, как кончилось время.
Поскольку мы имеем дело с цифровой игрой, отдельно стоит остановиться на интерфейсе. У программы есть четыре основных экрана – стартовый (1), где можно либо начать игру, либо ознакомиться с правилами, текст правил (2), где описывается как отыгрывается каждый раунд, экран выбора количества команд (3) и основной игровой экран (4), который мы видим на протяжении всей игры.
Основной экран устроен следующим образом: в центре располагается большое поле, где появляются слова, которые нужно объяснять, а под ним расположены две основные кнопки: «угадано» и «пропустить». «Угадано» надо нажимать когда команда угадала слово, по нажатию этой кнопки появляется следующее задание на объяснение. Кнопка «Пропустить» позволяет пропустить сложное слово и также выводит на экран следующее. Однако по правилам количество «пропусков» ограничено, так что пользоваться ими нужно крайне аккуратно, иначе в один прекрасный момент будете показывать жестами «управляемую противотанковую ракету».
На основном игровом экране также присутствуют вспомогательные элементы: цвет фона указывает на то, какая команда сейчас ходит, присутствует таймер, отсчитывающий время от 0:59 до 0:00 и указывается количество угаданных карточек. Сверху приводится текущий счёт.
Отдельного упоминания заслуживает функция «свериться с википедией», позволяющая залезть в интернет и посмотреть объяснение какого-нибудь непонятного слова. Сделать это можно после истечение очередной минуты, если вдруг игроки заспорили правильно ли было объяснено какое-то слово или что именно оно означает.
На мой вкус интерфейс можно было бы немного усовершенствовать. В первую очередь – увеличить цифры, которыми отмечается счёт, больно уж они мелковаты. Кнопки «угадано» и «пропустить» я бы сделал покрупнее и, возможно, одинаковыми по форме, но разными по цвету («пропустить» можно было бы залить красным цветом). Ещё на экране присутствует кнопочка «скрыть слово», оно столь мелкая, что я её разглядел уже только после игры, когда писал обзор.
Ещё из пожеланий к разработчикам – добавить возможность вбивать собственные слова. Однако эта функция вряд ли будет реализована, поскольку Smart основывается на принципе «Free-to-play», в игре есть 7 стандартных наборов карточек, а также можно приобретать дополнительные. На данный момент для приобретения доступны наборы «Профессии», «Изобретения», «Искусство», «Психология», «Книги», , «Киномания», «Вечеринка». Каждый дополнительный набор стоит 33 рубля, исключение – «Изобретения» и «Киномания», они идут по 66. Демо-версии «Профессий» и «Изобретений» доступны в бесплатной версии игры, но в них всего по 100 карточек, то есть через несколько партий слова начнут повторяться. В платных наборах бывает до тысячи слов и более.
Smart – ни в коем случае не настольная игра. Это развлечение для компании, для которого нужно i-устройство, айфон или айпэд. Но знаете что, мы играли в Smart на игротеке с ребятами, с которыми регулярно рубимся в настолки. И нам – понравилось. Конечно же, это не означает, что теперь мы отодвинем картонные коробки в стороны и будем лишь смотреть в айфон, да объяснять какие-то слова, но время, которое мы провели за игрой в Smart, прошло весело и незаметно. Даже в бесплатном варианте запаса заданий хватит минимум на пять партий, а, значит, на каких-нибудь настольных посиделках мы, возможно, ещё вернёмся к этой игрушке.
Проплачено?
Отличная игра, спасибо разработчикам! Самое то, чтобы поиграть с друзьями зимним вечерком
@Дмитрий
Даже проплаченые статьи Юра пишет очень обьективно, если ему что то не нравится он просто не расхваливает.
@Дмитрий
@DedoK
Статья не проплачена, в ней написано ровно то, что я думаю.
В то же время нельзя не отметить, что она выбивается из общей канвы материалов сайта. Это из-за того, что я пока ещё никому не отказывал в просьбах посмотреть игру и написать на неё обзор*.
* — хотя, признаться, некоторые игрушки у меня залежались и, боюсь, по ним рецензий я уже так и не напишу )))
Огромный плюс таких игр: оказаться в компании без настолки можно (дурень, тащи патигеймы в следующий раз), а вот без телефона — очень сложно. Поэтому загрузить что-то такое на всякий пожарный — очень полезно.
Я успела поиграть в эту игру и мне очень понравилось. В нашей компании мы очень часто играем в обычный шляпный формат и сами придумываем персонажей. Из-за этого иногда даже случаются споры и претензии, на тему «кто эту фигню придумал?» )) теперь такие претензии обращены к телефону )))
И мы всегда использовали именно персонажей, а тут подборка слов по темам и есть очень ржачные. Для меня это что-то новенькое в хорошо знакомой игре. Спасибо!