В настоящий момент на Бумстартере идет кампания по сбору средств на издание русской версии игры Suburbia (вместе с дополнением «Suburbia, Inc.»). Ожидаемая цена игры в магазинах будет 2990 рублей, но на Бумстартере можно приобрести эту игру сейчас за 1990 рублей. На западе игрушку хвалят, в качестве примера представляю перевод одного из обзоров, предоставленный российскими издателями.
Когда я был гораздо моложе, чем сейчас, то целыми днями сидел за компьютерной игрой «SimCity». Помню, было так здорово ощущать себя в роли архитектора-строителя, планировать застройку кварталов и возводить с нуля целый город. Что ж, возрадуйтесь поклонники «SimCity», потому что у издательства «Beizer Games» есть для вас кое-что интересное. Настольная игра «Suburbia» предлагает вам встать во главе собственного города (точнее, его небольшой части), и для этого вам совершенно не потребуется подключение к Интернету (слыхали, «EA Games»?). Участникам этой игры предстоит эффективно управлять округами некого общего города. Получилась ли из «Suburbia» хорошая градостроительная стратегия или не стоит обращать на неё внимание, если у вас под рукой есть «SimCity»? Сейчас мы это узнаем!
«Suburbia» — экономическая игра для 1—4 участников, в основе которой лежит механика размещения жетонов. Игра хорошо идёт при любом числе участников.
Вкратце об игре
Ваша основная задача — застраивать свой округ как можно эффективнее. Каждый ход вы отправляетесь на рынок недвижимости, покупаете новый жетон и добавляете его в свой округ. Каждая покупка по-разному влияет на округ, равно как и место, куда вы выкладываете жетон, поскольку эффекты многих жетонов настолько тесно связаны друг с другом, что могут образовывать мощные комбинации. По мере застройки округа вы будете увеличивать доход и репутацию. Доход помогает получать больше денег для будущих покупок, а репутация приводит в округ больше людей (победных очков). Однако повышать эти 2 параметра надо осторожно, потому что чем больше округ, тем дороже обходится его содержание в чистоте и порядке. Слишком быстрое развитие вызовет трудности, справиться с которыми может оказаться не так-то просто. Игра заканчивается в условно-случайный момент времени, когда игроки приближаются к концу 3-й стопки строительных жетонов. Игроки получают бонусы за достигнутые цели, и тот счастливчик, в округе которого проживает больше людей, становится победителем.
Каждый игрок начинает партию в равных условиях: с одинаково расположенными 3 определёнными жетонами
Компоненты игры
Если игра предполагает выкладывание жетонов, я не жду от её компонентов многого. В большинстве случаев такие игры комплектуются жетонами с красивыми картинками и парой деревянных фишек (и то не всегда). В общем-то, именно это вы найдёте и в «Suburbia». Однако есть в ней и то, что выгодно выделяет её на фоне других подобных игр.
Прежде всего, это графический дизайн и иллюстрации, которые здесь на самом высоком уровне. Каждый жетон содержит множество информации, но она подаётся таким образом, что вы мгновенно понимаете, что делать с выложенным жетоном. Благодаря продуманному использованию цветов и символов игроки с ходу просчитывают, как действует и на что влияет каждый жетон. Также не лишним будет отметить яркие тематические иллюстрации.
В состав «Suburbia» входят несколько общих игровых полей и двусторонние личные игровые поля. Двустороннее поле — это интересная придумка, позволяющая строить округ либо от центра к окраинам, либо наоборот, что может оказаться полезным, если у вас мало места.
Наконец, мне очень понравилась фишка первого игрока — небольшой деревянный небоскрёб. У неё нет никакого другого применения в игре, кроме как показывать, кто ходит первым. Тем не менее, издательство «Beizer Games» решило, что она должна быть тематической, и наверняка это решение стоило дополнительных расходов, поскольку ничто не мешало заменить деревянную фишку картонным жетоном. Общий вывод: компоненты сделаны на отлично!
Как играть
Подготовив игру, участники выбирают цели. Помимо того, что в игре всегда присутствует определённое количество (в зависимости от числа игроков) общих целей, каждый участник получает 1 личную цель (выбирает её из 2 целей, полученных случайным образом). Жетон цели полностью отражает своё название. Достигнув цели к концу игры (общей или личной), вы получаете значительную прибавку населения. Мне очень нравится, что названия целей очень тематические. Например, если игрок построит больше всего озёр, то станет гидротехником, а если получит наихудшую репутацию — проходимцем. После получения целей игра начинается ходом первого игрока.
Под рынком недвижимости выложены жетоны на продажу. Те, что находятся левее, дороже.
Каждый ход состоит из 4 фаз:
1. Взять и выложить жетон или маркер инвестиции. Игрок может купить любой жетон, в открытую выложенный на рынке недвижимости, заплатив столько, сколько указано на жетоне. Также игрок может купить один из семи жетонов, выложенных под рынком недвижимости. Два самых правых из них стоят столько, сколько на них указано. За остальные нужно доплачивать в зависимости от их положения под рынком недвижимости. Помимо этого, игрок всегда может взять озеро, которое принесёт ему быстрые деньги. Выбрав жетон, игрок выкладывает его в свой округ, после чего изменяют параметры округа, на которые повлиял новый жетон (см. ниже). Вместо покупки жетона игрок может сделать инвестицию в один из уже имеющихся у него жетонов. Маркер инвестиции удваивает все числа того жетона, на который его выкладывают, у каждого игрока по 3 таких маркера.
2. Получить деньги. Игрок получает (или теряет) деньги в зависимости от текущего значения счётчика его дохода.
3. Изменить население. Игрок получает (или теряет) население в зависимости от текущего значения счётчика его репутации.
4. Добавить новый жетон под рынок недвижимости. Игроки сдвигают жетоны, оставшиеся под рынком недвижимости, вправо, чтобы заполнить пустое место, и выкладывают новый жетон — слева от всех остальных.
Как было сказано выше, после выкладывания жетона игроку необходимо скорректировать параметры округа. Появление некоторых жетонов приводит к немедленным изменениям, например, к увеличению дохода на 1. Применив немедленные эффекты, игрок проверяет, не взаимодействует ли новый жетон с соседними жетонами, с другими жетонами в округе и с жетонами в округах других игроков. В комплект игры входит удобная памятка, которая помогает новичкам понять, на какие здания надо обращать внимание.
Игра подходит к концу, когда кто-то из игроков открывает жетон «Ещё 1 раунд». После этого игроки проводят ещё один раунд, а затем смотрят, кто достиг целей и, соответственно, получил бонусное население. В игре побеждает участник с наибольшим размером населения.
Месторасположение жетонов не менее важно, чем сам выбор жетонов
Впечатления об игре
Экономическая модель «Suburbia» построена на эффекте снежного кома. Игроки начинают с 3 базовыми жетонами и должны за ограниченное время превратить свой округ в самое густонаселённое место. Самый простой способ сделать это — умело подбирать жетоны и пользоваться преимуществами многочисленных игровых комбинаций. По ходу игры вы выложите немало жетонов и всякий раз, когда под рынком недвижимости будет появляться новый жетон, вы будете видеть, как напрягаются лица ваших соперников, пытающихся просчитать, поможет он им или нет. Нужный жетон в нужный момент воистину способен сотворить чудеса, и выбор жетона из-под рынка недвижимости — один из самых сложных в игре. Иногда под рынком может оказаться сразу 3 полезных вам жетона, но за ход вы можете взять только один — вы берёте его и надеетесь, что к вашему следующему ходу противники оставят вам остальные. Впрочем, порой боги «Suburbia» улыбаются игрокам, подкидывая как раз те жетоны, которые и были им нужны для создания умопомрачительных комбинаций.
А комбинаций этих в игре немало. Издательство «Beizer Games» проделало отличную работу по созданию интенсивно взаимодействующих друг с другом жетонов. Каждый жетон, строящийся в вашем округе, в теории оказывает влияние не только на другие ваши жетоны, но и на жетоны остальных игроков. Всё это порождает совершенно эпические комбинации, особенно ближе к концу игры, когда в каждом округе выложено много разных жетонов. Ещё одна интересная вещь, связанная с взаимным влиянием жетонов друг на друга, это тематическое обоснование такого взаимодействия. Постройте свалку рядом с жилым участком — и вы потеряете репутацию. Постройте казино — и вы увеличите доход, но опять-таки подпортите репутацию. А вот скотобойня даст вам +1 к доходу за каждый ресторан, который построит любой игрок. Всё это превращает действие игры в понятную и логичную цепочку событий.
Счётчик населения — это не только место накопления победных очков игроков, но и механизм сдерживания вырывающихся вперёд лидеров
Говоря о многообразии жетонов, необходимо отметить, что каждая партия проходит лишь с половиной или двумя третьими всех имеющихся жетонов. Уже по этой причине вам будет интересно играть в «Suburbia» снова и снова: вы никогда не будете знать точно, какие жетоны появятся в новой партии. Я как-то специально сыграл несколько партий подряд, чтобы посмотреть, как будут работать некоторые мои любимые жетоны, и знаете что? Их вообще не оказалось! Такая непредсказуемость потребует от игроков создания гибких стратегий и быстрой адаптации к изменениям рынка недвижимости, это гарантирует, что «Suburbia» не наскучит вам долгое время.
Ещё один интересный момент связан с увеличением населения округов (победными очками). Игрок с наибольшим населением становится победителем, а значит, чем больше населения вы получаете, тем лучше. Всё было бы так, не будь на счётчике населения страшных красных линий. Всякий раз, когда игрок увеличивает население и пересекает одну из них, он теряет доход и репутацию. Да-да, чем шире ваш уютный райончик, тем менее он уютен (из-за чего уменьшается репутация) и тем дороже его содержать (из-за чего уменьшается доход). Как игрока, меня эти красные линии жутко бесят, но, вместе с тем, я прекрасно понимаю, как они необходимы для работоспособности игровой механики. Красные линии тормозят ранних лидеров и заставляют игроков тщательно выбирать не только сами жетоны, но и момент их размещения. Это отличное решение, не дающее игрокам развиваться чересчур быстро и одновременно позволяющее отстающим нагонять лидирующих.
Догнать лидера можно и по-другому — благодаря целям. На мой взгляд, бонусы населения, которые они дают, слишком щедры. Я лично был несколько раз свидетелем того, как неоспоримый лидер проигрывал участникам, набиравшим по 40 очков за достижение целей. Не поймите меня неправильно, мне нравятся цели (и их названия), но лучше бы их награды были поумереннее. Хотя, возможно, именно богатая награда заставляет игроков жёстко конкурировать за открытые цели. Я и сам всегда обращаю внимание на общие цели и стремлюсь их достичь. Иногда, когда за одну и ту же цель борются 2 игрока, игра превращается в этакую гонку вооружений.
Использование целей — хорошая идея, однако, на мой взгляд, их награды чересчур щедры
Пожалуй, чрезмерные награды за цели — единственное, что мне не очень понравилось в игре. Знаю, что в данный момент идет работа над дополнениями к игре, и я не могу дождаться их выхода. «Suburbia» — игра, которую легко дополнить, нужно всего лишь сделать новые жетоны. Надеюсь, издатель выпустит какой-нибудь «набор катастроф» с пожарами и ураганами, проносящимися через весь город. Игра и так напоминает «SimCity», так почему бы не продолжить славную традицию и не добавить парочку бедствий?
Кстати, отчасти именно схожесть «Suburbia» с «SimCity» и делает её такой замечательной. Без сомнения, игрокам, любящим богатый выбор возможностей и их оптимизацию, эта игра понравится и так. Но лично для меня самое главное в ней то, что она переносит меня в детские годы, в то далёкое время, когда я так любил строить свой город в «SimCity». Планировка и застройка округа в «Suburbia» — это такое же весёлое и увлекательное дело. Порой во время партии я замечал, что всерьёз переживаю за свой маленький кусочек города. Я даже запрещал себе строить заводы, потому что не хотел, чтобы они задымили мой округ. Тема этой игры хорошо знакома и понятна подавляющему большинству людей.
Выводы
Если кратко, то я сразу полюбил «Suburbia»! Она легко стала для меня одной из лучших игр 2012 года. Процесс игры динамичен, между игроками хватает взаимодействия, каждая партия проходит иначе, чем предыдущие. Уверен, «Suburbia» станет хитом для всех любителей евростратегий. Строительство города — тема, хорошо знакомая каждому. Правила просты, освоить их очень легко. Как только игроки освоятся с подсчётами (а в игре их хватает), ходы будут делаться относительно быстро. Правда, при игре вчетвером возможно более длительное ожидание хода, особенно если в вашей компании окажутся игроки, склонные к параличу анализа. Если подобных проблем нет, игра должна идти довольно бодро.
«Suburbia» — удивительная игра, навсегда обосновавшаяся в моей коллекции
Надо сказать, что игра проходит одинаково хорошо при любом числе игроков. В игре на двоих ваши ходы будут наступать очень быстро, а конкуренции за жетоны будет немного. Чем больше участников, тем больше взаимодействуют друг с другом округа, ведь в них большее разнообразие жетонов. Этот удачный баланс позволяет «Suburbia» раскладываться одинаково успешно независимо от числа игроков.
Не знаю, по каким причинам кому-то могла бы не понравиться эта игра, на мой взгляд, она украсит собой любую коллекцию. Знаю, первый тираж уже раскупили, но уже вышел второй. Не ждите до завтра, покупайте экземпляр уже сегодня и начинайте возводить свой маленький уголок большого города.
Если хотите купить себе копию игры, то здесь она продаётся всего за 43 $.
Окончательный вывод. 5 звёзд — великолепная строительная игра, одинаково хорошая при любом числе участников. Обязательна к приобретению.
Достоинства:
• Очень тематическая.
• Простые правила.
• Строить собственный город — это здорово!
• Небольшое время ожидания хода.
• Высочайшая играбельность.
Недостатки:
• Награды за цели слишком щедры.
• Много подсчётов.
Оригинал: http://www.boardgamequest.com/suburbia-board-game-review/
Автор: Тони Мастранджели
Отличный отчет, спасибо.