Пять лет назад у меня появилась настольная Цивилизация Сида Мейера 2010 года выпуска. Мы её опробовали, сыграли пяток партий, после чего у меня её попросил на время товарищ, и, вот, на прошлой неделе вернул. В ближайшее время я планирую вновь сыграть в «Циву», только возникло несколько вопросов.
Насколько я помню свои впечатления пятилетней давности, игрушка неплохая. Особых восторгов она у меня не вызвала, но это наверное потому, что компьютерная Цивилизация в своё время прошла мимо меня, я не фанат жанра. А вот как настольная игра – тут всё было очень даже ничего. С виду многовато всяких жетонов, но пока играешь, вроде всё в порядке. Процесс не провисает, ходы делаются достаточно быстро. Единственное, что неинтуитивно – это правило "виртуальной армии", которая присутствует в любой точке, где есть твои флажки.
Самое главное, что я понял в этой игре – нужно с самого начала решить каким образом ты планируешь побеждать (по науке, войне, экономике или культуре) и все силы бросить именно в этом направлении. Распыляться просто непозволительно. Игра, по сути, представляет собой гонку. Кто первым достигнет цели, тот и выигрывает. И тот, кто рыскает в разных направлениях, остаётся ни с чем как в поговорке про преследование двух зайцев.
В общем, игрушка неплохая. Но я на самом деле хотел написать не об этом. С того момента, как я в последний раз играл в Цивилизацию, для неё вышло два дополнения. Первое ввело какую-то колоду великих личностей, механика инвестиций, а также возможность играть впятером. Во втором дополнении появилась возможность менять социальную политику, а также целиком обновилась боевая колода. Возникает вопрос – есть ли что-то в этих дополнениях, что обязательно нужно внедрить в базу? И, может быть, появляются какие-то новые правила, которые можно использовать в базе без дополнительных компонентов?
Кто играл в базу и в оба дополнения, поделитесь впечатлениями!
Колода великих людей (ВЛ) — это персонализация жетонов ВЛ, теперь у каждого есть имя исторического персонажа и особое свойство. Некоторые карты ВЛ имеют постоянное свойство, другие — разовое. Если карта ВЛ будет сброшена, жетон ВЛ, лежащий на поле, остается.
Инвестиции — это дополнительные постоянные бонусы к параметрам, которые активируются за определенное количество монет, превращенных в жетоны инвестиций. На взгляд нашей ячейки это одна из самых неудачных механик в дополнении, поскольку выбивается из общего геймплея.
Социальные политики — карты, которые также дают какой-то бонус, ближайшая аналогия — карты политического строя. На старте обычно открывается 1 социальная политика (у французов +1), и при основании нового города можно добавить еще одну.
В боевой колоде появилось понятие очков здоровья, распределенные по принципу, чем сильнее юнит, тем меньше у него запас здоровья и наоборот. В целом, облегчает сражения, но несущественно для геймплея.
Еще есть механика превращения фишек поселенцев и армий в караваны, дающее доп производство, и гарнизон, дающий доп.защиту города, а также механика строительного проекта, позволяющего копить молотки на следующий ход, но мы ими также не пользуемся, не прижились.
Дополнения однозначно стоит брать из-за:
— новых наций,
— новых тайлов местности,
— жетонов мегаполисов, которые увеличивают размер окраин столицы,
— тайлов с городами-государствами, которые могут появиться на месте хижин/деревень,
— тайлов с затерянными артефактами (relics), которые также дают существенный бонус,
— новых технологий, причем во втором допе есть исправления по технологиям,
— новые культурные события
Можно обойтись без механик инвестиций, социальной политики, они позволяют проводить тонкую настройку свойств нации, но и без них игра немного потеряет. Однозначно нравятся карты ВЛ, новые тайлы и нации и разные мелочи, которые перечислены выше.
А я вот как раз оценил боевую колоду — новая схема избавляет от вероятности набрать слабую армию. Рандом при наборе остается, но теперь он скорее определяет особенности армии и тактику боев.
Впрочем коробку с этим допом я брать не стал — просто сделал таблицу, где указано какая сила соответствует какому показателю здоровья.
Первое дополнение, на мой взгляд, явно стоит брать.
Карты социальных политик обязательны: с ними игра более сбалансирована (в оригинальной коробке культурная и экономическая победа достигается быстрее, чем технологическая и военная).
Из инвестиций все обычно выбирают ВПК или культуру, молотки и технологии обычно не используются.
По ВЛ полностью согласен с отзывом выше, колода великих и карточки культурных событий не дают скатится игре в сухое евро.
Некоторые нации из дополнений имбалансны (например арабы, и ацтеки), если по арабам ФФГ в официальном ФАКе предложила корректировки, то по второму допу ФАК не вышел. Многие предумывают хоумрулы, я предлагаю вообще банить эти нации, потому что с исторической точки зрения они не какие не великие и в оригинальной компьютерной игре не присутствовали.
С двумя допами игра гораздо лучше раскрывается. Это все равно что Эклипс с допами 🙂
Друзья, есть Цивилизация + дополнение «удача и слава», знаю, что многие хвалят второе дополнение, которое к сожалению не переведено, подскажите, насколько важно у игрока знание английского в нем?
Александр, во втором допе есть 4 двусторонних карточки социальных политик с текстом на английском языке, 6 планшетов наций и несколько новых технологий, для всех остальных компонентов знание английского языка не требуется.
Базовая коробка на мой взгляд самая сбалансированная, с первым допом игра становится более рандомной, со вторым допом становится чуть более сбалансированной, но нужно использовать несколько жизненно важных хомрулов, иначе китайцы с самолетом на первый ход сломают игру.
Мнение отыгравшего более 30 партий во все варианты
Допы модульные, в каждом из них можно использовать только часть.
Fame & Fortune.
1. Новые расы — кажутся значительно мощнее старых. Будь готов, что с появлением новых от многих старых игроки захотят отказаться.
2. Великие люди — скорее хорошо, чуть-чуть выправляет слабость культурной стратегии (но все равно недостаточно). Внедрение желательно.
3. Инвестиции — еще больше усугубляет проблемы с денежной стратегией. Не рекомендую.
4. Супер-находки на тайлах местности. Отстой.
5. Альтернативное водное здание — очень желательно (по-моему, оно в этом допе появилось, а не в следующем, но могу ошибаться).
6. Компоненты для пятого игрока. Приятно.
Wisdom & Warfare
1. Еще более имбовые расы.
2. Новые боевые карты. Частично к лучшему, но этой боевой системе ничто не поможет.
3. Дурные политики/государственные строи. Не такие бесполезные, как в оригинале, зато всегда очевидно, какой брать. Линейно и без выбора.
4. Неудобные дополнительные правила, которые добавляют в игру больше арифметики.
Я бы порекомендовал сыграть в оригинал хотя бы несколько раз, потому что глобально его проблемы допы не фиксят, и нужны только в том случае, если ты уже фанат.
Рекомендую сыграть еще хотя бы несколько партий в базу, чтобы 1) начать разбираться в нюансах правил, 2) насладиться игрой. 🙂
ИМХО, база очень близка к идеалу, а допы к этому идеалу ее не приближают, а, напротив, отдаляют. Хотя некоторые нововведения безусловно хороши!
С дополнениями понравилось играть намного больше.
Из второй допы не используем карты великих людей и карты местности с реликвиями — увеличивают возможный дисбаланс из-за случайности.
Из третей допы используем всё.
Плюс используем несколько мелких хоум-рулов, вычитанных с bgg.
С дополнениями игра раскрывается по-настоящему.
Вероятно, речь о первом и втором допе, а не о втором и третьем, учитывая, что третьего в природе не существует! 🙂
Мне карты ВЛ нравятся, да ломают иногда баланс, зато интереснее играть.
@Николай
База неидеальна из-за малого количества наций, а в допах их число растет, что лучше для реиграбельности.