Впечатления от «Terra Mystica»

В рамках новогоднего конкурса обзоров Константин Манзюк прислал материал об игре Терра Мистика. Это, скорее, не просто обзор, а рассказ о впечатлениях от игры с выделением её плюсов и минусов. Если коротко — это очень хорошее евро с правилами, которые нелегко объяснять. 

Давно хотелось написать обзор на замечательную игру terra mystica, но все руки не доходили.

А тут как на счастье увидел конкурс обзоров на boardgamer.ru. Заранее извиняюсь перед всеми читателями за возможные ляпы, первый опыт написания обзоров

Внимание: это скорее не обзор игры, а солянка впечатлений от процесса знакомства с ней.

Ну что ж, приступим.

Вступление

Я живу в г. Барнауле, это своего рода глубинка. Игры достать можно только заказывая с интернет-магазинов, о коллективных заказах с кулстафа конечно и речи быть не может. Местный магазин торгует небольшой подборкой игр издательства hobbyworld. Поэтому Терра Мистика попала ко мне просто по тому, что я до нее дотянулся. Тем приятнее было удивление от знакомства с игрой.

Приехала заветная коробка…

Когда привезли коробку с игрой, меня шокировало обилие дерева и картона в ней.  Это действительно впечатляет. Начинка не хуже чем в Eclipse. Вы только вдумайтесь – внутри коробки только картон и дерево. Из бумажных компонентов только правила.

После священного ритуала выдавливания жетончиков, разбиение их на группы и расфасовку по зиплокам (которых, к слову положили с большим запасом) я приступил к изучению правил.

О правилах

Игра довольно простая и логичная, но рассказать правила трудно. Такой парадокс связан с тем, что каждый аспект игры очень органично переплетается с остальными. Получается целый мирок, который живет по своим правилам. И с какой стороны не подступайся к правилам, ты натыкаешься на ситуацию, что игрок должен уже знать часть этих правил.

Сама книга правил написана отлично, особенно приятны вставки с художественным описанием рас, встречающихся в игре. Если их прочесть, то игра начинает выглядеть очень атмосферно.

Сами правила

Теперь попробую совсем коротко изложить эти правила, чтобы читатели понимали, что происходит в этой игре. Нюансы я буду опускать, ведь цель – создать общее представление об игре.

В Терра Мистике мы берем на себя роль одной из 14 рас, населяющих маленький мирок. По ходу игры мы будем все больше заселять местность и развивать свою цивилизацию. Но каждая раса может жить лишь на одном из 7 типов местности (леса, горы, пустыни, пустоши, озера, топи, поля). Если хочется заселить регион, то надо предварительно его терраформировать, то есть преобразовать в регион со своим типом местности.

Так же для того, чтобы развиваться мы можем не заселять новые регионы, а улучшать старые постройки. Все постройки приносят нам ресурсы на начало следующего хода.

Еще один путь развития – служение стихиям, который приносит там драгоценную Силу (аналог маны, которая расходуется на дополнительные ресурсы и возможности). К тому же высокий уровень служения стихиям дает различные бонусы от соответствующих богов в конце хода (в основном тоже ресурсы).

И все эти пути, так или иначе, приносят нам драгоценные ПО.

Игра состоит из 6 раундов, которые проходят в 3 фазы.

1) Фаза получения ресурсов – мы просто получаем те ресурсы, которые приносят нам здания. Система очень проста и прозрачна – когда мы выставляем здание с персонального планшета на поле, то на планшете открываются ресурсы, которые мы получаем (система похожа на eclipse)

2) Фаза действий – начиная с первого игрока, каждый игрок делает по одному ходу, до тех пор, пока все игроки не спасуют. В свой ход каждый игрок волен выполнить любое из возможных действий, если у него хватает на это ресурсов (и снова привет eclipse). Именно в эту фазу мы терраформируем территории, строим и улучшаем здания, отправляем жрецов служить культам и еще ряд возможных действий.

3) Фаза получения бонусов за служение стихиям. В эту фазу мы получаем ресурсы, которые нам дает тот или иной культ в этот ход.

В конце мы просто считаем у кого больше ПО. Мы их получаем по ходу игры за различные действия (в наших играх это примерно 50-60% всех ПО), а так же в конце игры за самую большую территорию и за более высокий уровень служения стихиям (каждая стихия рассматривается отдельно).

Плюсы и минусы игры

Плюсы:

1) Дизайн игры. Лично мне нравится арт в игре, ее цветовая гамма, стиль пиктограмм, деревянные компоненты.

2)  «Продуманность» игры. Тут это проявляется во всем. Планшеты игроков – на них есть вся необходимая информация.  Количество получаемых ресурсов, цены зданий, свойства фракций, Сила зданий, сложность терраформирования территории, таблица конвертирования силы в ресурсы – все это есть на планшете и настолько удачно и понятно разложено, что трудно запутаться.  И я еще не все назвал. Я только сейчас понял, как много информации на деле дает планшет. 

Отдельно стоит обратить внимание на отличные пиктограммы. Они оказались даже понятнее чем в игре 7 wonders, хотя Бауза показал эталон работы с пиктограммами.

Еще один изящный момент – жетоны бонусов на каждый раунд. Их выкладывается 6 на поле. Эти жетоны описывают дополнительные условия получения ПО в этом раунде. Когда раунд кончается, мы просто закрываем очередной жетон. Таким образом, никогда не забывается какой сейчас идет раунд (для нашей компании это была большая проблема в eclipse).

3) Прекрасная масштабируемость игры. Терра мистика прекрасно играется в диапазоне 3-5 человек, не смотря на единое для всех поле. Это связано с интересной механикой получения Силы в игре (игрок получает Силу, если на соседней с ним территории соперник строит или улучшает здание), а так же с тем фактом, что некоторые здания обходятся дешевле, если есть соперник в соседней территории.  Это ставит перед игроками выбор – строиться рядом с соперником, но рисковать, что в дальнейшем будет трудно занять новую территорию или развиваться в стороне от остальных, но медленней в силу нехватки Силы и большой цены на некоторые здания.

Конечно, игра на 3 и на 5 человек отличается по стилю довольно сильно.  Но в нее одинаково интересно играть любым составом (игру на двоих не довелось испробовать).

Это свойство особенно ценно после приобретения игр chaos in the old world (строго 4 человека) и Игры престолов (строго 6 человек или не те впечатления от игры).

4) Выбор. Игра всегда дает выбор каким путем развиваться. И все пути развития так или иначе связаны между собой. Каждый ход игрок решает – получить ли сейчас немного ПО, повысить ли шанс на получение ПО в конце игры, немного развить свою расу, чтобы в дальнейшем было полегче с ресурсами или вообще спасовать, чтобы в следующем раунде ходить первым и собрать все сливки. И это лишь верхушка айсберга.

5) Отсутствие генераторов рандома. В этой игре нет ни карт, ни кубиков. Рандом есть лишь на этапе формирования стартовых условий игры, но он скорее повышает уникальность каждой партии. Все в этой игре подконтрольно игрокам. И все неожиданности, все крушения великих планов могут быть вызваны только другими игроками.  И это дает своего рода азарт, когда ты ждешь своего хода и надеешься, что соперник не займет территорию или способность. Ощущения похожи на игру в ticket to ride.

6) Разнообразие способов победить. Есть огромное число способов получения ПО, которые можно комбинировать между собой в любых пропорциях. И из этого и будет складываться победа.  После Терра Мистики некоторые игры начинают выглядеть однобоко. К примеру, в Eclipse вся игра крутится вокруг войны, остальное вторично. Причем без дополнения схема развития своей фракции зачастую примерна одна. В игре chaos in the old world разработчики сами выбрали пути, которыми идут к победе игроки.  Эти игры не стали от этого менее интересными, это одни из самых любимых мной игр, но они явно проигрывают Терра мистике в этом аспекте (фанатов просьба не кидать в меня камнями).

7) Атмосферность способностей рас. Самый зыбкий плюс этой игры. Многие поспорят со мной, но если прочитать художественные врезки в книге правил, то все способности встают на свои места и кажутся идеально подходящими и зачастую очень интересны.

К тому же нередко на поле видно, что хафлинги застроили своими хижинами все что можно, культисты вернее многих служат культам, русалки имеют кучу поселений на побережье, маги поторопились построить храмы стихий, гномы изрыли туннелями все территории, да так, что цельного города до конца игры нет.

8) Логичность игры. Тут просто нечего добавить. Все просто, понятно и прозрачно.

9) Самое главное в серьезных играх  — сбалансированность игры. По крайней мере, пока не удалось найти каких-то особых лазеек и поломанных моментов в игре.

Неоднозначные особенности:

1) Отсутствие прямого конфликта. Тут на любителя. С одной стороны есть свой смак нападать соперника своей огромной армией и рушить его планы массированными атаками, но отсутствие прямого конфликта полезно для людей, которые воспринимают все близко к сердцу. Их не обижают. Но накал в этой игре все равно сохраняется, потому что косвенно пакостить можно.  😉

Минусы:

Для меня сейчас у игры только один минус – правила игры трудно рассказать. Слишком все элементы игры взаимосвязаны между собой. В связи с этим Игрокам, которые впервые сели за Терра Мистику, трудно играть осмысленно. Полноценная партия для новичков будет только 2-3. Но это логично – все-таки не филлер и не ticket to ride.

Подводя итог

Я считаю, что Терра мистика прекрасная игра для тех, кто любит серьезные игры, в которых можно все держать под контролем. Да, это евро. Но прекрасный представитель этого жанра.

По своему опыту советовал бы ее людям, не переигравшим во все возможные евро игры. С этим жанром лучше знакомиться с лучших игр.

Terra Mystica, Обзоры



Похожие записи
  • Объявлены результаты «2008 Meeples Choice Award»
  • Даты выхода новых игр от «Rio Grande Games»
  • Видео-обзор игры «Зомби-кубики»
  • Dice Tower Award – 2015: победители
  • «Взрывные котята» – видеознакомство
    1. pilot63
      10 Фев 2014 из 13:42 | #1

      Долго отпугивал внешний вид Терра Мистики, но это описание игры меня заинтересовало. Надо бы всё-таки попробовать сыграть в эти тонны безликого дерева и картона с невыразительным дизайном и тяжело рассказываемыми правилами.


    2. AiMock [Константин Манзюк]
      10 Фев 2014 из 16:41 | #2

      Спасибо за комментарий) Когда брал игру, то особо ни на что не надеялся. Просто решил что стоит в коллекции иметь евро какое нибудь для разнообразия. И вот последние 3 месяца мы практически только в нее и играем)


    3. Герой
      11 Фев 2014 из 11:21 | #3

      Интересно, есть такая игра в электронном виде?


    4. ArMikael
      12 Фев 2014 из 16:53 | #4

      Спасибо за столь эмоциональный обзор. Он заставил задуматься и ещё раз пересмотреть отношение к игре.


    5. Сергей
      01 Апр 2015 из 10:02 | #5

      Игра на 5+, правила большие но вполне логичные, в дальнейшем играть не сложно. Порадовало то, что есть много рас с уникальными возможностями, свобода выбора действий для получения победных очков, много компонентов. Кто любит жанр евро или сомневается покупать или нет, то однозначно покупать, игра стоит своих денег.


    1. Трекбеков пока нет.