Абстрактные игры – один из жанров, который меня интересует. Не сказать, что я увлекаюсь ими на постоянной основе, но, нет-нет, да что-то интересное выстрелит. То Quorridor, то Hive, то ещё чего-нибудь. Вот, увидел на Board Game Geek обзор игры «Фотосинтез», и заинтересовался. Звучит заманчиво, говорят, отличный абстракт, да ещё и с проработанной темой!
Вступление
В 2015-м году на фестивале Gen Con издательство Blue Orange презентовала серию «Больших коробок», в которую вошли New York 1901, а затем Vikings on Board. Названия этих игр и отличные иллюстрации на коробках дают понять о чём они, и в этом году выходит достойное продолжение серии «Фотосинтез». Чувствуете, словно оказались на уроке биологии? Какие ощущения у вас может вызвать подобная игра? Давайте узнаем!
Обзор
Для начала нужно рассказать о чём эта игра, потому что для кого-то название может оказаться недостаточно информативным. Фотосинтез – абстрактная стратегия в стиле шахмат или игр серии GIPF, однако тематика тут, как ни странно, присутствует. Игроки по очереди делают ходы, генерируя свет (очки действия) из своих деревьев, и используют его, чтобы выращивать новые деревья на поле. Нужно вырастить из семян большое дерево, а затем вывести его из игры, за это начисляются очки. Система очков действия напоминает победителей Spiel des Jahres 20-летней давности, Torres и Tikal, благодаря которым механика очков действия стала популярной.
Повторюсь, несмотря на то, что игровой процесс сам по себе весьма абстрактный, тема игры в «Фотосинтезе» чувствуется хорошо. Свет, генерируемый каждый ход, зависит от позиции солнца, которое всё время движется и меняет ситуацию на поле. Положение, которое только что было очень выгодным, может оказаться катастрофическим уже в следующем ходу. Кроме того, деревья ещё и отбрасывают тени, которые блокируют деревья такого же или меньшего размера (даже ваши же), из-за чего на поле разворачивается постоянная борьба за территорию. Она обостряется ближе к центру, потому что середина поля приносит больше очков.
В целом в этой игре вам нужно расширять свою территорию, но делать это надо весьма необычным образом, потому что если вы просто будете захватывать все клетки подряд, в итоге вы заблокируете сами себя. Большие деревья могут забрасывать семена дальше, там что вам придётся постоянно балансировать между желанием вырастить деревья и не заблокировать самого себя, но чтобы при этом заблокировать соперников. Стратегия и тематика тут сочетаются очень хорошо. Практически все правила ощущаются тематическими: деревья растут, у них появляются семена, они отбрасывают тени. Сами компоненты – отличные, особенно учитывая, что всё сделано из картона.
Это отличная, умная разработка. В правилах нет никаких модификаций для различного количества игроков, в этом нет никакой проблемы, но если она будет переиздаваться, неплохо было бы ввести различные стартовые раскладки для разного количества игроков (например, изначально на поле можно расставлять неиспользуемые фишки, чтобы частично блокировать территорию). Ещё одно небольшое замечание – иногда сложно отследить откуда именно будет светить солнце в следующем ходу. Обычно мы передвигаем его вперёд, чтобы спланировать свой ход, а затем возвращаем назад. Тут могли бы помочь какие-нибудь обозначения на поле.
Лично для меня в игре есть ещё один минус. Она совершенно не зависит от удачи, даже стартовая расстановка – всё делается самими игроками. Объективно в этом нет ничего плохого, просто лично мне нравится, когда в игру заложена вариативность, например, случайная стартовая расстановка или карты действия. В этой же игре есть ряд запретов в правилах, из-за чего в отношении конкретной клетки на поле вы можете обычно сделать что-то одно: поместить туда семена или вырастить дерево. Мне бы хотелось, чтобы к игре появилось дополнение в виде колоды карт действий, которые можно было бы покупать за очки света, и чтобы эти карты позволяли выполнять действия в нарушение обычных правил. Чтобы таким образом можно было совершать «крутые ходы».
Все мои перечисленные претензии на самом деле очень мелкие. Это скорее даже не претензии, а предложения по дополнению, потому что игра нравится мне в том виде, в каком она есть. Это очень редкий случай, когда у абстрактной стратегии есть тематика, да ещё она так хорошо проработана. Игровой процесс в «Фотосинтезе» уникален и интересен, компоненты – шикарные, а в правилах сочетается тематика и стратегичность. Поверьте, эта игрушка намного увлекательнее урока по биологии.
Плюсы:
+ отличная игра;
+ абстрактная игра с темой!
+ шикарные компоненты.
Минусы:
— в игре могло бы быть чуточку случайности/удачи/вариативности
Резюме
«Фотосинтез» – намного более классная игра, чем может показать по названию. Отличный пример абстрактной стратегии с хорошо проработанной темой.
Интересно!
PnP? 🙂
Ты знаешь на какой форум принято выкладывать ПНП.
@ivan111
Ссылка
?
http://boardgamer.ru/forum