Наткнулся в сети на интересный материал, охватывающий все постройки из «Эры» и дополнений к ней. В нём разбирается каждое здание, его эффект, и даются рекомендации по использованию. Плюс все постройки разделены на три большие группы: плохие, хорошие и средние. Пока что предлагаю ознакомиться с первой частью, где описываются те здания, что не попали ни в список хороших, ни в список плохих.

Часть первая. «Средние» здания

Середина любого списка – это всегда скука. Не хорошо, не плохо – нечто среднее. Именно поэтому мы и начнём с середины, и каждая последующая часть будет лучше и лучше.

№ 22. Каменоломня (Quarry)

Набор: Реки и дороги

Эффект: Приносит 2 камня каждый ход. Её можно строить только у края поля.

Фу. Экономические постройки. Необходимые, но неинтересные. Приносят совсем немного очков, едва-едва вписываются в территорию, а в случае с каменоломней появляется ещё и дополнительное ограничение. Впрочем, в том, чтобы строить её у края поля нет ничего плохого. Ну, разве что, обычно это место оставляют для возможного размещения выжженной земли.

№ 21. Лесопилка

Набор: Базовая игра

Эффект: Приносит 2 дерева каждый ход.

Слушайте, я не то, чтобы против бесплатных ресурсов. Пока в «Реках и дорогах» не появились новые возможности по добыче дерева, лесопилку почти всегда приходилось строить в обязательном порядке. Теперь же есть выбор между лесопилкой, каменоломней и столярной мастерской. В какой-то момент приходит осознание, что гарантированный приток ресурсов намного надежнее кубиков. Если же вернуться к лесопилке, у неё есть плюс – её можно построить где угодно, а не только с краю поля.

№ 20. Аббатство

Набор: Collector Set 2

Эффект: Приносит 2 очка за каждое религиозное (белое) здание

Мне нравятся новые способы получения победных очков, а т.к. я ещё и люблю белые постройки, аббатство – явно мой фаворит. Почему же она оказалась в числе «средних» зданий? Всё из-за неудобной конфигурации. Она занимает аж 9 клеток! Ну, ладно, 8, с учетом «дырки» в центре. Вот, только, знаете в какой игре нет зданий размером 1х1? В «Эре»! Так что вернёмся к аббатству когда появятся какие-нибудь миниатюрные фонтаны, способные разместить в этом месте.

№ 19. Большой холл

Набор: Collector Set 1

Эффект: Приносит по 4 очка за каждый кубик дворян (серого цвета). Можно построить только внутри периметра стен, для строительства нужно отдать кубик дворянина. Приносит игроку специальный кубик барона.

Как и все постройки в первом наборе, Большой холл – это нечто аномальное. Вместо того, чтобы работать как все привычные здания, он требует заплатить кубик за постройку, взамен приносит новый кубик, да ещё и требует необычных условий для строительства. Последнее, кстати, введено не зря. Кубик барона, который приносит Большой холл, настолько мощный, что ранний доступ к нему запросто позволял бы совершать набеги (или защищаться от низ) на протяжении всей игры. А с учётом того, что нужен периметр стен, этим кубиков, фактически, можно будет воспользоваться только на протяжении нескольких последних ходов. Вряд ли это позволит отстающему резко вырваться вперёд, но зато когда ты выбрасываешь аж 5 мечей на одном кубике, это очень приятное ощущение.

№ 18. Торговая палата (Weight House)

Набор: Collector Set 3

Эффект: Приносит 1 товар каждый ход (2 – если построена внутри периметра стен).

Ещё одна экономическая постройка с двумя классными нюансами. Во-первых, её необязательно строить у края карт. Во-вторых, она стимулирует как можно скорее возвести стены. Сам по себе 1 дополнительный товар каждый ход – это очень здорово, т.к. позволяет не надеяться на удачу с кубиками и не сильно вкладываться в оборону от соседей. Ещё мне нравится, что иногда ради дополнительного товара приходится строить стены раньше обычного.

№ 17. Ворота

Набор: Реки и дороги

Эффект: Позволяет рекам и воротам попасть внутрь периметра стен

Ворота – это такие стены, позволяющие проникнуть в ваш город рекам и дорогам. Это необходимое зло дополнения «Реки и дороги». Для них нужно планировать пространство, чем, впрочем, и так всегда приходится заниматься в «Эре». Самое важное – в комплекте всего 8 ворот. Хотите, чтобы через ваш город протекала река? Вам понадобятся двое ворот. Хотите завести в него ещё и дорогу? Это ещё одни ворота. В партии на четверых ворот обязательно кому-нибудь не хватит, так что лучше заранее позаботиться, чтобы они у вас были. В противном случае это может дорого вам обойтись.

№ 16. Река

Набор: Реки и дороги

Эффект: Удваивают очки за соседние здания. Утраивают, если здание внутри периметра стен.

Базовый набор «Эры» вертится вокруг идеи стен, их нужно строить, чтобы получить дополнительные очки за каждое здание внутри периметра. Реки предлагают дополнительный множитель. Появляется возможность получить много дополнительных очков, особенно если вы строите наиболее дорогие здания. Но появляются и новые риски, в основном они касаются того, что вам обязательно нужны ворота, плюс здания нужно располагать по берегам реки. Хорошая новость в том, что центральная идея дополнения «Реки и дороги» — это трансформация местности, добавляющая разнообразия обыденному планшету игроков.

№15. Часовня

Набор: Реки и дороги

Эффект: Позволяет перебрасывать кубик после третьего броска (в т.ч. можно перебросить череп).

Религия в «Эре» — это всегда контроль кубиков. Часовня работает именно в этом ключе, позволяя сделать 1 переброс, точно так же, как будто у вас есть «перо» на белом кубике. С учетом этого приятного эффекта и небольших габаритов постройки – а она такая же маленькая, как и жёлтые крестьянские домишки – у вас практически нет причин не построить часовню.

№ 14. Оружейная

Набор: Реки и дороги

Эффект: Приносит 2 меча каждый ход. Считается стеной.

Оружейная упрощает набеги на соперников, а также помогает завершить «огораживание» города. Чего ещё желать?

№ 13. Башня

Набор: Базовая игра

Эффект: Приносит серый кубик дворнина. Считается стеной.

Ах, эта башня. Долгое время первым делом я строил именно её, чтобы получить ещё один серый кубик в дополнение к стартовой комбинации. Набеги на других игроков – очень хороший способ завести друзей и держать их в тонусе. И, хотя при игре с дополнением набеги несколько усложняются (см. Оружейная и другие постройки), отказаться от этого дополнительного кубика всё равно сложно.

№ 12. Городской дом

Набор: Базовая игра

Эффект: Приносит синий кубик горожанина.

Я считал и считаю, что горожане – наименее важный тип жителей в «Эре». Если бы на старте не выдавали башню, возможно городской дом был бы чуточку менее нужен. Но по мере того, как вы обзаводитесь недвижимостью, с учётом того, как хорошо эти небольшие постройки вписываются в ваш город, трудно избежать желания их построить. Тем более, что они помогают добывать камень, товары, а также приносят строительные действия.

№ 11. Дом

Набор: Базовая игра

Эффект: Приносит желтый кубик крестьянина.

Несмотря на многолетнюю заботу о крестьянах, периодически им не хватает жилья. «Эра» предлагает достаточно много построек и подходов, за которыми могут легко потеряться базовые вещи. Например, такие, как еда. Не раз бывало так, что прокладывая реку через стены, я забывал о самом необходимом. Редко когда запас домов иссякает. Да этого и не нужно, они же всегда где-то поблизости, готовы прийти на помощь и принести дополнительный кубик, который сам себя кормит.