Добро пожаловать в мир настольных игр

Зимний Игрокон-2015. День первый

Начало года это что? Правильно, Игрокон! Крупнейший и практически единственный фестиваль настольных игр на территории СНГ. Проходит в Москве, организуется локомотивом отечественной настольной индустрии – издательством Мир Хобби, она же Hobby World, при поддержке других настольно-игровых компаний. В прошлом и позапрошлом году подобные фестивали проходили в январе, в 2015-м даты проведения фестиваля немного сместились, он пришёлся на 14 и 15 февраля. Аккурат на день влюблённых.

Лично для меня вопрос «Ехать или не ехать на Игрокон?» даже не поднимался. Ведь это же так классно! Старые и новые знакомые! Куча игр! Новинки! Авторские разработки! И всякие приятности, сюрпризы и открытия! Каждый фестиваль – это куча положительных эмоций и заряд радости на долгое время. Так что билеты в Москву были приобретены в обязательном порядке, тем более, что из Самары нас ехало аж 4 человека: помимо меня ещё Михаил Парийчук (со-ведущий нашего подкаста), Максим Гнеушев (руководитель самарского клуба настольных игр Треугольный ёж), а также Иван Андреев (активный самарский игрок, посетивший уже не один Игрокон). 

Все вместе мы выдвинулись из Самары на поезде и, вот, уже утро субботы. Мы стоим в парке в Сокольниках перед павильоном под номером три. Перед нами – игроконовский баннер и вход в достаточно большое с виду здание. Делаем протокольную фотографию и проходим внутрь, окунаясь в привычную фестивальную суету. На входе цепляют браслетик «Я люблю настолки», с помощью которых ведется подсчет посетителей. Тут же выдают «программку» с картой фестиваля и расписанием турниров и прочих мероприятий. И сразу же – гардероб и первые витрины. Мы чуть-чуть опоздали, пришли буквально через пару минут после открытия, и людей было уже достаточно много.

Осматриваемся. Изнутри павильон номер три – это большой ангар, в котором есть один огромный зал без каких-либо перекрытий. Только небольшая часть у входа огорожена стеной, да ещё присутствует небольшой «второй этаж», где можно перекусить и выпить чашечку чая. Огромная территория (2 тысячи квадратных метров) поделена на традиционные зоны: торговые точки и территории для игр. По периметру павильона расставлены прилавки, всю центральную территорию занимают игровые столы, которые с помощью скатертей разного цвета демонстрируют свою принадлежность. Оранжевые столы – это территория Мира Хобби. Жёлтые – Звезда. Синие – Игровед. Зелёные – турнирная зона. Помимо настольных игр еще есть куча функциональных зон: детский уголок, сектор миниатюрщиков, отдел ККИ, авторская игротека, ролевые игры, любители го, гримерка для косплееров. И ещё самая настоящая сцена. Но это всё больше как-то по углам, основное на фестивале, всё-таки, настолки!

И на входе нас встречает Маша Веселкова из Мира Хобби с вопросом насчёт экскурсии. Это у нас уже такой локальный мем, каждый раз когда мы прибываем на Игрокон, Маша ведёт нас по всему фестивалю и рассказывает что, кто, где и как. Очень здорово и интересно! Можно, конечно, и самим всё посмотреть, но это уже будет не то! Поэтому мы тут же с удовольствием отправились за Машей, попутно записывая её рассказ на диктофон (чуть позже обязательно опубликуем его в подкастах!).

После обхода территории мы начали обстоятельный осмотр, который решили совместить с участием в квесте. В программку, которую выдают на входе нужно вклеить несколько наклеек, а добыть их можно в самых разных точках фестиваля. Вот, мы и решили: соберём наклейки и, как раз, обойдём всех, всё посмотрим, расспросим, разузнаем. Начали с торговой секции прямо у входа. Это какой-то невиданный ранее отдел, продают фигурки и игрушки по вселенным Звёздных войн, Adventure Time и каких-то анимэ. Называются Jat. К настолкам отношения не имеют, но рассчитывают охватить аудиторию за счёт сходного увлечения.

Тут же рядом разместился лоток Пандоры Бокс с очаровательной Азгануш Никулиной. У неё, кстати, изменения произошли. Теперь она руководит не всей компанией, а только отделом продаж, готовит Пандору к открытию какого-то нового, неизвестного пока направления. Удалось выяснить, что ребята собираются наладить своё производство и делать что-то, что в России не производится. Но что именно – нам не сказали, отметив, что всему своё время. В остальном же Пандора трационно радовала глаз бесконечным разнообразием кубиков всех возможных форм, расцветок и вариантов, а также различными дополнительными аксессуарами, среди которых появились столь милые моему сердцу резинки для транспортировки игр. Это такая штука, которая удерживает крышку коробки и не позволяет ей «съехать», из-за чего, бывает внутри коробки с игрой рассыпаются все компоненты. Особенно часто так происходит когда везёшь какую-нибудь игрушку в пакете боком. Так, вот, теперь у меня такого не случится! Набор резинок, кстати, стоит всего 269 рублей. По мне так совсем небольшая цена для сохранности и удобства! Ещё на стенде Пандоры было несколько настолок, в том числе коробки от Правильных игр, американская Эволюция, Fortune and Glory, а также Pathfinder Beginner Box (насколько я понимаю, это не настольный, а ролевой Pathfinder).

Далее мы проследовали на стенд компании Bubble. Миша записывал с руководителем компании интервью, так что потом мы тоже опубликуем про это подкаст, а на месте я отметил три вещи. Во-первых, на стенде присутствовали фигуристые девушки в коже, во-вторых, компания торговала комиксами, в-третьих, желающие могли сыграть в прототип настольной игры с трудновыговариваемым названием Осада Асулбурга. Девчонки, что и говорить, симпатичные, причём, как позже обнаружилось, там были переодетые не только в кожу (это косплей какой-то красной фурии), но и другие героини. Насчёт комиксов сказать мне нечего, могу только повторить слова более опытных товарищей: ребята из Bubble придумывают и рисуют всё сами. А вот про настолку выдам подробности.

Осада Алусбурга. Игра о сражениях бойцов, рассчитанная на компанию до 7 человек. Основана на принципе “камень-ножницы-бумага”, только тут не три базовых элемента, а пять. Это пять типов солдат, каждый из которых “бьёт” двух других и сам страдает от ещё двух. В начале каждого хода нужно выбрать из руки одного солдата и положить его на стол лицом вниз. Затем все одновременно открывают бойцов и выясняют, кто сколько солдат убил.

Неудовлетворительный результат (например, если все бьют только тебя) можно попробовать переиграть с помощью карт маневров, позволяющих заменить солдата, напакостить сопернику или проделать ещё какой-нибудь трюк. После использования таких карт подводятся итоги: каждый получает по очку за убийство и начинается новый раунд. В игре ещё присутствуют индивидуальные карты событий, которые выскрываются в начале каждого хода и стимулируют использовать тех или иных бойцов, а также уникальные свойства фракций. Но в основе – это именно “камень-ножницы-бумага”, причём, иногда ты тут можешь показывать только “камень”, просто потому, что других карт на руках нет.

Мне игрушка показалась чрезмерно случайной. По одной пробной партии сложилось впечатление, что от игрока тут мало что зависит. Практически любой твой ход может отменить или перебить любой соперник если у него на руках есть подходящий козырь. Я такие настолки не очень люблю, мне бы побольше осознанных решений, а в «Осаде» они в дефиците. А Максим, вообще, допустил оговорку по Фрейду, задав после самого первого раунда вопрос: «А когда это всё закончится?» Тем не менее, пока что перед нами бета-прототип, который, наверняка ещё изменится до момента релиза. Я бы посоветовал разработчикам дать, всё-таки, игрокам больше пространства для маневра. Например, хотя бы сделать так, чтобы каждый ход можно было гарантированно начинать хотя бы с двумя или тремя разными солдатами. В общем, если расставить приоритеты на этом стенде, получится так: девушки > игра > комиксы.

Следующим пунктом стал стенд Игроведа. Там я встретил Ирину aka Mix, традиционно заведующей секцией . На прилавке расположилось множество настолок из ассортимента магазина, среди которых могу отметить русскоязычное издание Коридора, а также несколько импортных коробок: Deus (её урвала Нюся), Abyss, Nations, Cyclades, Lords of Xidit и Black Fleet. Продавали даже Hyperborea, и кто-то её даже купил, несмотря на не такую уж маленькую цену в 4200 рублей. Впрочем, дешевле её достать не реально!

А потом мы сели играть в «Что? Где? Когда?», настольную игру с дополненной реальностью. В комплекте: карточки с обозначениями вопросов, волчок, а также компьютерная программа, озвучивающая ведущего. Всё прям как по телевизору: крутим волчок, потом слушаем вопрос, минута на обсуждение и ответ. Мы, правда, не осилили телезрителей, но было очень увлекательно и напряжённо! Игра, кстати, поставляется в красивом чёрном ящике. Но стоит тоже немало, порядка 4500 рублей.

Затем пришло время исследовать территорию кафе. С открытия фестваля прошло уже несколько часов, захотелось перекусить. На импровизированном втором этаже обнаружилось несколько столов, где расположились в том числе Михаил Акулов и Иван Попов, а также очень приличная точка питания. За 280 рублей нас накормили отличным бизнес-ланчем из салат, супа, второго с гарниром и компота. Было очень вкусно, да ещё и каждое блюдо было в двух вариантах на выбор. Я взял салат из свежих овощей, грибной суп и запечённую курицу с картофельным пюре, прям ням-ням!

После обеда выяснилось страшное! Игрокон весь заполонили люди. Буквально яблоку негде упасть! Всё занято, ни одного свободного стола, в проходах куда-то постоянно движутся толпы народу. Вот прям реально, что хочешь то и делай, а сесть и поиграть нельзя, негде просто. Ситуацию спасли косплееры! Их откуда-то набежало, наверное, несколько десятков. Они то поднились на сцену, то просто ходили по залу, то случайно попадались в различных местах. Я постарался обойти всех и сфотографироваться с самыми интересными персонажами. В число таковых попали солдат из Вархаммера 40К, женщина-Слаанеш, голубая смерть, героиня из League of Legends, какой-то киборг и Леонардо (из черепашек-ниндзя). И ещё был интересный товарищ, кто-то из Вархаммера тоже, у него за спиной был рюкзак, на котором болтался череп, а ещё наружу торчали две окровавленные отрубленные руки. На него всё ЧОПовец с большим интересом посматривал… 🙂

После всех интересных косплееров мы попытались пробиться на авторскую игротеку и чудом нашли свободный пятачок. Тут же заодно встретился Юра Ямщиков, который радушно поздоровался и показал Мише с Максимом свою дуэльную игру про битвы героев, чем-то напомнившую мне Осаду Асулбурга. Вполне возможно, Юра сделал примерно то же самое, только значительно более лучше. Подробностей, однако, про проект не знаю, так как сам – не играл.

Следующей авторской разработкой стала для нас игра Ангелы и демоны. И это, скажу я вам, очень классная штука! Она оставила самые позитивные впечатления от всех настолок на игроконе.

По сюжету каждый игрок выступает ангелом-хранителем семьи. На эту семью сваливаются различные события, которые разыгрывают другие игроки. События бывают позитивные и негативные, каждый ход на тебя все кидают по одному событию, а ты должен выбрать из них самое интересное. Фишка игры – события надо выдумывать. На каждой карте указан какой-то персонаж или ещё что, и разыгрывая карту, ты должен сочинить историю о том, что произошло с семьёй игрока, которому ты эту карту подложил.

Вот это вот придумывание способно доставить просто тонны лулзов и подарить многочисленные взрывы смеха, что у нас и произошло. Например, против одного игрока была сыграна карточка «президент» со словами, что в стране пришёл к власти новый правитель, и он запретил людям гадить по средам. Затем, однако, следующий игрок смог также сыграть президента и сказать, что того руководителя свергли, и появился новый. Который разрешил, но – только по средам.

У автора ещё имеется какая-то система начисления очков, в которой я, честно говоря, ничего не понял. По моему скромному мнению достаточно сделать так, чтобы игроки сообща либо тот, на чью семью все всё играли, выбирал лучшую историю, и тому, кто её выдумал, начислялся бы один балл. Этого было бы достаточно. В общем, игрушка, на мой взгляд, перспективная. От неё полученная радость сопоставима для меня с весельем, которое мы испытали, сыграв в прототип Находки для шпиона. Только если Находка, тогда, во Львове, считай, была готова на 99% и к ней только подобрали отличную графику, Ангелы и демоны ещё нуждаются в допиливании. Но перспектива у проекта, на мой взгляд, имеется.

Ещё мы играли в «Шишки». Невероятную игру из неправильных геометрических фигур из полимерного пластика, которые можно было бы заменить стопкой картонных жетонов и одним шестигранником. Но автор заморочился и сделал конфетку для глаз и рук (правда, невероятно дорогую в производстве).

Суть игры – нужно выкладывать на гексагональное поле кубики. Бросаешь и выкладываешь. Цель – сделать так, чтобы рядом с кубиком было столько других кубиков (и своих, и чужих), сколько на нём выпало. Ну, то есть, выпало у тебя 3, кладёшь кубик тремя точками вверх либо рядом с тремя другими кубами, либо с меньшим числом, с таким расчётом, что потом подложишь рядом с ним ещё кубики.

Когда хоть один твой кубик лежит на поле «как положено», в свой ход можно не выкладывать новый, а убрать с поля такой вот «правильный». Каждый убранный куб даёт 1 очко. Может возникнуть ситуация, когда убрав один кубик, ты потом можешь убрать второй, а потом и третий и так далее. Но у нас в одной партии такого не получилось.

Игра, на мой взгляд, интересная, как абстракт, но лично для меня – сложновата. Неплохо бы снизить уровень случайности и, например, бросать кубик на ход вперёд заранее, чтобы знать, что тебе потом придётся ставить на поле (как в Тетрисе, где видна следующая фигура).

Следом мы сыграли примерно в ту же игру, только более простой вариант. Кубики с поля убирать нельзя, можно только ставить. Или перекидывать и переставлять те, что уже на поле. Цель – первым поставить «правильно» шесть кубиков. Вот это уже было интереснее (да и красивее, автор достал такие большие классные кубики, как в казино).

Затем была ещё одна разработка с красивой пиксельной графикой. Названия не помню, но суть игры в том, что нужно биться за какие-то ключевые точки. В начале каждого хода на стол выкладывается такая точка (карта). Затем игроки начинают играть с руки бойцов. У каждого солдата (они также представлены картами) есть сила и свойство. Нужно сделать так, чтобы суммарная сила твоих солдат была выше других игроков, тогда ты выигрываешь битву.

Игрушка понравилась и графикой, и своей простотой. Хотя, чем-то это напоминает мне малоизвестную Iliad, где тоже надо провести несколько битв и в каждой по одной выкладывать несколько карт. Но автор в Илиаду не играл, у него свои идеи. Так что пусть пробуем, вдруг что и получится. Рисунки у него шикарные к тому же!

Потом снова не было места и от безысходности мы играли в Берсерк. Сначала нам обещали показать новый режим, где нужно сражаться против босса, но после первого же хода стало понятно, что это соло-вариант, за босса играть тупо не нужно. Вторую партию сыграли друг против друга, и мне не понравилось. Ну вот это вот составление колоды, продумывание заранее всяких комбинаций, выкладывание карт на стол – это всё не моё. Мне нужна сама игра, а тут игровой процесс – это просто реализация предварительно сформированного замысла. И тут ты либо делаешь оптимальные ходы и тебе везёт на кубиках, либо нет. Решений особых не наблюдается (на мой взгляд). В общем, в очередной раз – не моё.

После мы снова шатались по битком забитому залу и за полтора часа до закрытия случилось чудо. Удалось найти пустой стол! Мы быстренько сорганизовались и сыграли за ним в Сплеш!, небольшую игрушку на ловкость от Игроведа. Комплект игры – это россыпь деревянных фигурок. В процессе игры их надо ставить друг на друга, выстраивая своеобразную башню. Рано или поздно кто-то поставит неудачно и обрушит конструкцию.

В коробке не было правил, поэтому мы их придумали сами. В свой ход игрок должен взять любую деталь и поставить её наверх. Если что-то упало, предыдущий игрок получает 1 очко в награду. Сыграли пару партий – понравилось, весело, задорно! Единственная субъективная претензия к игре – больно тут маленькие детальки. Уж на что Большая уборка казалась в плане компонентов мне не очень большой, а тут ещё меньше, причём, значительно. Но игрушка – классная, рекомендую!

Ну и под занавес вечера сыграли в Семь самураев, новинку Мира Хобби. Кооперативная игра, в которой нужно спасать деревеньку от бандитов, но совсем не так, как это бывает в Ghost Stories. Каждый ход игрок тянет карту из колоды бандитов, после чего должен пристроить её справа или слева от своего планшета. Цель – набрать комбинацию из трёх символов слева и собрать бандитов на определённую сумму справа.

Бандиты привносят всякие негативные эффекты на общую деревню, которая размещается в центре стола, а игроки, используя варианты «положить бандита влево» или «положить бандита вправо», вкупе с активацией уникальных свойств своих героев должны «пройти» всю колоду бандитов и уберечь от них деревню, где периодически ломаются заборы, горят дома и гибнут люди.

Игрушка показалась приятной и несложной, хотя правила я понял далеко не сразу. Сказалась достаточно нелёгкая атмосфера: в зале постоянно стоял шум. К обычному гаму от играющих людей добавлялся звук со сцены, где весь день была какая-то движуха. То косплееры выступают, то победителей каких-то награждают, то про какую-то игру рассказывают, то ведущий про что-то вещает.

В общем, вот такой получился день. Честно говоря, неожиданно тяжёлый. И толком не поиграли, и устали, и как-то всё сумбурно и на бегу. Но зато повидали кучу знакомых, сыграли в несколько приятных игр и в целом довольны. Завтра – второй день Игрокона, где мы будем встречаться с Михаилом Лойко, который пообещал показать За Шотландию! и снова обыграть меня в карточную Fields of Glory, плюс завтра на фестивале будет Денис Басыров, обещавший показать новинки Звезды.

Продолжение следует…

16 комментариев

  1. profanat

    Народу слишком много, если хочется поиграть в настолки, то проще собраться в кафе или дома у кого-нить. А больше делать на игроконе нечего.

  2. Критик

    @profanat
    Косплей, атмосфера праздника, магазинчики, овер раскрашенных миниатюр, если пришёл в начале, то спокойно сел и поиграл в игры. До трёх я там пробыл. Если сегодня (второй день Игрокона) точно такой же по программе, то идти на него лень.

  3. Шелдон Купер

    «Основана на принципе “камень-ножницы-бумага”, только тут не три базовых элемента, а пять»

    О, нет «Камень-ножницы-бумага-ящерица-Спок»! Это же игра Шелдона Купера

  4. ALeXVB

    Первый раз туда поехал, детей взял. Всем очень понравилось, хотя минусов было не мало, а всё от того что зал маловат, народу очень много…

  5. Юрий Ямщиков

    Справедливости ради, отмечу, что игра, которую я показывал Мише — не моя, а гильдейца с ником Loki Trickster, жителя далекого Крыма, который не смог приехать.

  6. azazel

    В Сплэш вы сыграли почти по правилам 🙂 Только разница в том, что в начале игроки разбирают себе все детали, а потом из того набора, что есть на руках нужно отдать соседу слева ту деталь, которую он должен поставить наверх башни. Причем отдать можно фигуру или того же цвета, или той же формы (могли бы догадаться по картинке на коробке 🙂 ). И да, если башня рушится, то тот, кто давал деталь получает кристалл (в этом вы угадали 🙂 ). Игра до трех кристаллов или пока у кого-то не кончатся детали. Размер фигурок маленький, т.к. это дорожная версия.
    Такое впечатление, что народу с каждым Игроконом становится все больше. И это несмотря на то, что размер зала с каждым разом все больше и больше. Насчет места — странно. Мы приехали часа в 2 и через 10 минут нашли свободное место за столом. «Кто ищет, тот всегда найдет» 🙂
    Очень расстроили некоторые нечистоплотные посетители. Попались две коробки без правил (ну это еще можно списать на недосмотр организаторов), но то, что в одной коробке обнаружились фантики и использованные салфетки…

    Ну и конечно не могу отметить шок от подъема цен. Даже с учетом 10-15% скидок на Игроконе, цены на настолки поднялись в среднем на 30-100% от цен до начала их роста.

  7. serfalinskiy

    Очень интересный отчет, спасибо

  8. Pipeman

    Народу было нереально много — толкучка, шум.. Первое желание было — быстро пробежав квест и забрав свою «халяву» свалить.. кстати, половина знакомых так и сделала, решив «оставить Игрокон казуалам» 😉 😉 Но как-то пока потрепался с одними приятелями, потом с другими — решили поиграть, но столов свободных не было.. Но да здравствует смекалка — на одном из столов совсем-совсем казуалы удивлённо разглядывали правила Каркассона — я взялся им объяснять как и что — в итоге сел играть сначала с ними в Каркассон, а после этого и в другое погоняли с ними же 😉

    Вообще, у меня сложилось ощущение, что в субботу это вышел «день для казуалов» — им всё внове и интересно было, а народ более-менее постоянно играющий от такого шума и гама скорее шарахался — всем же привычнее играть в куда более спокойной обстановке в настолки.. Так что многие заходили в основном чтобы «купиться со скидками» (уже заранее зная, что будут брать), или просто со старыми знакомыми пересечься…

  9. Павел Атаманчук

    Пара слов от автора Ангелов и Демонов:1.Рад, что игра вас развеселила и позабавила — для этого и создавалась. 2. Насчёт системы подсчёта ПО пожалуй соглашусь, и даже скажу больше — уже есть идея как сделать его гораздо проще. Когда будут готовы обновлённые правила — постараюсь предложить читателям блога пнп.

  10. hk

    profanat :

    Народу слишком много, если хочется поиграть в настолки, то проще собраться в кафе или дома у кого-нить. А больше делать на игроконе нечего.

    Не «народу слишком много», а «помещение надо больше» 🙂

    И, Игрокон, на мой взгляд, нужен не для того, чтобы просто поиграть в настолки (это, действительно, можно и дома сделать), а чтобы если и играть — то в новые настолки. Или если и в старые настолки, то с новыми людьми.

  11. hk

    Шелдон Купер :

    «Основана на принципе “камень-ножницы-бумага”, только тут не три базовых элемента, а пять»

    О, нет «Камень-ножницы-бумага-ящерица-Спок»! Это же игра Шелдона Купера

    О сколько нам открытий чудных!…

    Я-то по своей наивности предполагал, что «Ящерица Спок» — это один элемент, а их, оказывается, два ))))

  12. hk

    Павел Атаманчук :

    Пара слов от автора Ангелов и Демонов:1.Рад, что игра вас развеселила и позабавила — для этого и создавалась. 2. Насчёт системы подсчёта ПО пожалуй соглашусь, и даже скажу больше — уже есть идея как сделать его гораздо проще. Когда будут готовы обновлённые правила — постараюсь предложить читателям блога пнп.

    Для вас есть ещё одна идея: сделать колоду из совершенно разных персонажей, чтобы помимо полицейских, правителей и стилистов там были и всякие другие люди: врачи, учителя, сантехники, дворники, продавцы, пожарные, дорожные рабочие, посыльные и т.п. Тогда разнообразие сюжетов возрастёт на порядок, а то каждый раз придумывать всё новые и новые истории с участием полицейских будет не очень.

  13. Магистр Винду

    @hk
    «Я-то по своей наивности предполагал, что «Ящерица Спок» — это один элемент, а их, оказывается, два ))))»

    Здесь должен быть баян советских времен про чукчу и Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом 🙂

  14. Павел Атаманчук

    @hk
    Согласен. Сам тоже об этом подумал после Игрокона (что персонажей маловато). Будем добавлять!

  15. Вадик

    обратите внимание что на первом фото у нас с Мишей инверсированные цвета одежды.

  16. Денис II

    Спустя N лет вспомнилась игра, где надо на стол выставлять кубики. Какова её дальнейшая судьба? Её, в итоге, издали?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑