За отчётную неделю сыграны 5 партий в 5 различных настолок (1 звёздочка = 1 партия), в том числе среди них была одна новинка — «Дикий дикий запад», а ещё на столе впервые за долгое время появилась Legendary Encounters: An Alien Deckbuilding Game:

Вал Адриана

Дикий-дикий запад

Потрясающий город

Legendary Encounters: An Alien Deckbuilding Game

Quartermaster General 2nd Edition

«Дикий-дикий запад» от «Звезды» давным-давно прозябал на полке позора. Игра выпущена в 2014 году, то есть ей уже стукнуло 10 лет. И всё никак не было времени и возможности её опробовать. А тут – собрались с целевой задачей: попробовать что-нибудь специфическое из совсем ненового. Как «Господин Великий Новгород» в прошлом году или «Финикийцев» в позапрошлом.

Итак, перед нами игра о строительстве города на Диком западе. Есть общее поле, на котором игроки должны приобретать участки земли, а потом возводить на них различные здания, приносящие доход. Всё это делается через механику размещения рабочих: выставляем их на приглянувшиеся территории на игровом поле либо на здания в меню выбора построек, а потом платим деньги за строительство и получаем их в конце хода с построенных объектов. И всё это делается ради победных очков, в которые конвертируются излишки финансов.

Однако в игре есть нюанс. Формально это хотя и обычный worker placement, по факту это уникальный worker placement, потому что тут есть необычная возможность – рабочего можно ставить не только на свободные места. Его можно воткнуть на действие, занятое другим игроком, на участок, который хочет купить другой игрок, и даже на чужое здание. И в таком случае отыгрывается дуэль: оба игрока бросают кубики, прибавляют к ним боевые бонусы, проигравший забирает своего рабочего, а победитель либо выполняет действие, либо строит здание, либо забирает себе половину дохода с чужого здания.

И это очень необычный момент. Получается, это такое евро с прямой агрессией. Не с косвенной, как в «Доминионе», где если есть атака – она одинаково бьёт по всем. И не с псевдо-сражениями, как в «Дюне», где ты сам решаешь, сражаться тебе или нет, и, если да, сколько бойцов отправить в бой. И, вообще, там скорее не сражения, а просто ставки. Тут всё максимально жёстко. Можно подрезать других игроков. Можно не давать им строится. И можно отбирать у них деньги. Более того, есть даже специальные действия, повещающие эффективность подобных «силовых приёмов».

Ещё в игре есть механика выбора ролей как в «Цитаделях», когда в начале хода все разбирают по карточке и получают некий бонус на текущий ход. И ковбойцы. Пластиковые, с пистолетами, почти как солдатики в детстве. Правда, всё это упаковано в коробку из под пиццы, но тут, уж, ничего не попишешь. Вот такое было производство 10 лет назад. К счастью, с тех пор качество компонентов шагнуло далеко вперёд.

Если же говорить об игре в целом. Она нормальная. За десятилетие, прошедшее с её выхода, она точно не состарилась. Механика выставления рабочих актуальна и сегодня. А такие уникальные возможности как атака занятого действия в новинку и до сих пор. Пробная партия была на троих, но, вообще, максимальное количество игроков – 5. И есть ощущение, что большим составом игра раскрывается лучше. Точно возрастёт конкуренция за действия, дуэли-перестрелки будут происходить чаще, а застройка на поле будет сильно плотнее, пустых участков на нём останется немного.

Так что, несмотря на прошедшие годы, игрушка вполне годная. Не могу сказать, что стал, прям, фанатом, но в целом всё очень неплохо. Оригинальные механики присутствуют. Созидательность в наличии. Длинная арка развития тоже имеется. Плюс есть разные пути развития. Можно строить здания, можно скупать участки, можно стараться зарабатывать как можно больше денег, а можно паразитировать на соперниках, атакуя и подрезая их. Впрочем, если кому-то агрессия не по душе, теоретически в «Дикий-дикий запад» можно играть очень даже мирно. В общем, любителям специфического евро можно вполне рекомендовать обратить внимание на эту игрушку.

Давным-давно не раскладывали Legendary про чужих, а тут выдалась возможность. Заодно решили опробовать режим из дополнения, где один игрок выступает за королеву чужих. У него своя колода, свои специальные карты, свои специальные атаки, короче, всё совершенно новое.

В правилах дополнения сказано, что королева чужих сильно повышает сложность игры, но мы как-то от этого отмахнулись. А зря. Legendary про чужих и так-то сама по себе нелёгкая игра, а тут ещё добавляется ещё целый ход отдельного игрока-чужого, который гадит всем остальным. Да и в целом всё складывалось не особо благополучно, как-то из колоды приходило мало карт на атаки, так что биться было тяжеловато. Плюс нечем чистить бестолковые стартовые единички (хотя может в этой игре чистки колоды нет в принципе). Короче говоря, проиграли подчистую.

Режим с королевой чужих реально сложный. Если честно, повторять не хотелось бы. Ещё раз: игра сама по себе достаточно сложна и без этого. Усложнять её ещё сильнее не нужно.

Ещё бросилось в глаза, что тут довольно бедные эффекты карт. Как правило это просто атаки или ресурсы, а какие-то дополнительные вещи встречаются нечасто. Более того, большая часть карт, что попадались нам – это дополнительная атака, если сыграна такая-то масть, либо карты с отсроченным эффектом (наподобие оранжевых в «Доминионе») – играешь её сейчас, а позже в удобное время можно скинуть, чтобы получить дополнительную атаку или ресурсы. Так-то эффект неплохой, но всё опять сводится к атаке или покупке новых карт.

Если садиться играть ещё, попробовал бы режим «с предателем», когда на старте всем выдаются взакрытую карточки целей, и может выпасть так, что какому-то игроку для победы нужно, чтобы все остальные погибли. Это, правда, опять же, вроде как работает на повышение сложности игры, но точно не так сильно, как королева чужих.

В «Потрясающий город» отыграли ещё одну партию. Со второго подхода, когда уже знаешь правила, игрушка выглядит попроще. Хочется сделать её более мясной и опробовать полный вариант с дополнительными условиями начисления победных очков за заполнение рядов и строк.

И снова «Вал Адриана». После неоднократных подходов к предыдущим сценариям выработалась некая корректировка стратегии. По ощущениям, не так выгодно налегать на строительство складов. Куда проще прокачивать те же ресурсы через фиолетовых работников, первую линейку левого листка. Эффект примерно тот же, только выходит дешевле, не надо тратить жёлтых работников, которых можно перенаправить куда-то ещё.

Ну и зачастую есть смысл чёрных человечков отправлять не в дозор, а на стройку форта. Часто это позволяет получить лишнего жёлтого человечка, обменять его в итоге вновь на чёрного, и хоть немного но прокачать ещё и дозор.

В этот раз на повестке был седьмой сценарий кампании. В нём запрещается строить памятники и нужно набрать 20 славы и полностью закрасить все три храма. Вроде бы особо ничего сложного нет. Единственное, придётся отвлекать лишних работников, отправляя их в храмы. Но эта задача не выглядит непосильной. Особенно если построить «суд», приносящий по 3 фиолетовых человечков в ход. Тем не менее, к концу партии людей на храмах всё равно не хватало, а в последнем ходу пришлось в какой-то момент принять волевое решение и отправить всех людей, что есть, в храм, чтобы выполнить условие победы.

Неожиданная сложность возникла в другом месте. Оказывается, без памятников не так-то просто качать треки параметров, а тут-то есть дополнительная задача – набрать 20 славы. И как-то ближе к концу партии оказалось, что в достаточном количестве её не набирается. Варианты при этом теоретически были. Добрать необходимое можно было бы строительством большой или малой дороги, за счёт покупки товаров или на гладиаторах. Только заниматься этим надо было заранее, на протяжении нескольких ходов. А так как это выяснилось буквально на последнем ходу, было уже поздно.

В общем, формально этап пройден, но без дополнительной награды за условие «наберите 20 славы». И, пожалуй, можно попробовать начать следующий сценарий без стартового бонуса. За всю кампанию это первый раз. Заодно и посмотрим, можно ли без этого бонуса выйти на выполнение нового дополнительного условия победы.

В «Генералах» получилась довольно интересная партия. На старте Британия и СССР при поддержке США осадили немцев, заняли Восточную и Западную Европу, захватили Балтику, а через какое-то время в Западную Европу ещё и высадились американцы.

Ситуация была не очень приятная, но спасало наличие «Стратегии наступления». Немцы могли отстраиваться и немного отбиваться. Через какое-то время удалось ещё выложить на стол «Пикирующие бомбардировщики», а также занять Италию, получив запасной пункт снабжения.

Тем не менее, интенсивность вражеских атак не снижалась. И тут повезло с картами! Пришли «Автобаны», с помощью которых за один ход получилось не только выбить соперника из Западной Европы, но и дойти через Ближний восток до Индии.

Но и это не остановило команду Союзников. Наступление на Берлин продолжилось. В какой-то момент Германия потеряла столицу. Удерживать её отправились итальянские войска, а Западная Европа осталась вообще пустой. К счастью у немцев оставался источник снабжения в Индии.

В какой-то момент Берлин заняли Британцы, но тут Ось контратаковала. Построив армию в Казахстане немцы за счёт своих статусов атаковали Москву и Украину. И в тот же ход Япония, копившая реакции буквально с начала партии, прыгнула из Японского моря аккурат на Северо-Запад США, создав угрозу для Америки.

В результате в Европе наступил полный хаос. Незанятыми оказали и Западная Европа, и Берлин (откуда британцев выбили итальянцы) и Украина. Италия воспользовалась моментом и выложила пару статусов на очки, «Наше море» и «Итальянскую империю».

Всё это время в период непрекращающихся боёв в Европе счёт был примерно равный. Но за счёт захвата звезды на Западном побережье США Япония раскачалась до 9 очков в ход, Италия с учётом своих статусов приносила ещё где-то 6, плюс немного давала и Германия. У Союзников дела шли не так хорошо. За Америку 2 очка, за Британию 4 очка, за СССР когда 4 очка, а когда и 2. Ось уверенно лидировала и в итоге победила по разрыву в 30 очков.

Партия была интересная, необычная. За плечами их уже почти 450, а подобный немецкий прорыв на Москву через Казахстан видели впервые. Да и Япония на самом деле не так часто за один ход приходит в гости к американцам. Ну и, конечно, Германии повезло со статусами. Без «Пикирующих бомбардировщиков» сдержать наступление вражеских армий было бы куда сложнее, а без «Стратегии наступления», пожалуй, и вовсе невозможно.