В рамках новогоднего конкурса обзоров читатель по имени Пётр прислал описание игры 01. Большой пожар (в оригинале — Flash Point: Fire Rescue), в котором он всячески нахваливает игру, и в качестве бонуса приводит описание дополнения 2nd Story и сравнение качестве локализованного издания с оригиналом.
Разные бывают ситуации в семье, но иногда случается, что ребенок отказывается играть с родителем в настольные игры, потому, что постоянно проигрывает. Взрослого тоже можно понять, потому что из раза в раз надоедает поддаваться. Можно играть в классические евро без прямого противостояния, но и там взрослый будет первым. Надо много таланта, чтобы научить ребенка усидчивости, терпению и стратегическому мышлению — здесь нужна педагогика. Что, если таких навыков у взрослого пока не скопилось, но есть желание собраться всей семьей посидеть на кухне или в гостиной за настольной игрой? У кого-то в семье с советских времен есть такие игры, которые не блещут интересной механикой, но дороги как память, а по случаю семейных праздников такой раритет используется по назначению с большим удовольствием. Сейчас это звучит, как утопия, когда режим дня у всех разный и члены семьи едят за общим столом в одно время только по случаю выходных.
Совсем недавно на российском рынке настольных игр появилась локализация кооперативной настольной игры «Flash point. Fire rescue» под названием «01. Большой пожар». Если не придираться к мелочам, то «Flash point» можно вообще назвать языконезависимой (кроме правил на русском, на кириллице будут еще памятки игрока и роли). Не менее приятно, когда на шлеме пожарного теперь красуется не «Firefighter New York», а «Пожарный Москва». Сама «Flash point» не новая, а поэтому на нее можно найти много лестных русскоязычных обзоров, но так ли все хорошо с этой игрой? Пришло время разобраться в этом детально, а также рассмотреть одно из дополнений «Flash point. Fire rescue. 2nd store» (2-й этаж). Приезда в Москву этого дополнения пришлось ждать почти пол года, но оно того стоило.
Чтобы легче было распробовать «2-й этаж», с компанией товарищей (все были новички) мы сели за стол и разложили базовый комплект. Нам предстояло на некоторое время стать командой пожарных, которые с риском для своей жизни выносят из горящего дома людей и домашних питомцев. Как и в англоязычной версии, по ходу игры всплывали неточности и спорные моменты, поэтому приходилось на месте разрешать их. Скупая информация правил не дает ответов на некоторые вопросы, и приходится додумывать самому, а ведь от этих мелочей может зависеть исход игры. Если никто не возьмет на себя ответственности сказать «сегодня играем так», то заминка с перечитыванием правил (а их может появиться несколько) не добавляет чести игре, а новички или дети решат, что игра для них непонятная (опять же исходя из опыта). В чем причина? Во многом подобные проблемы возникают в связи с тем, что по семейным правилам «Flash point» откровенно скучна, а продвинутые правила перегружают игроков информацией, но только так можно добиться атмосферности и достоверности происходящего. Выручают домашние правила, но об этом ниже.
Кооперативная игра тем хороша, что игроки за столом пытаются не изничтожить друг друга или напакостить, а стараются помогать друг другу, подать руку помощи в ответственный момент. Для тех, кому наличие ходячей мертвечины и прочей нечисти неприемлемо в настольной игре, борьба со стихией самое оно. То, что игрокам для победы необходимо взаимодействовать друг с другом, договариваться и принимать ответственные решения, выгодно выделяет подобранный интерфейс команды пожарных. Уместно будет вспомнить при этом «Pandemic», но взаимодействие там ограничивается передачей карт городов. А в правилах «01. Большой пожар» присутствует отдельный пункт, где говориться о допустимости внесения домашних правил на свое усмотрение. Мы, например, разрешили передавать откачанного пострадавшего из рук в руки без замедления передвижения (о других подобных моментах будет чуть ниже). В «Pandemic» такая вольность сразу поломала бы баланс.
Если правильно подать игру, новички поймут, какие им требуется выполнить действия в свой ход: туши огонь или выноси пострадавших, а потом кидай кубики на новые возгорания. Скоро сказка сказывается, но еще быстрее дом горит. После того, как наш отряд подъедет к зданию, необходимо выбрать себе роли (по продвинутым правилам) и разработать стратегию дальнейших действий. Мы можем разбиться на пары, где один лучше тушит огонь (старший звена, руководитель тушения пожара, пожарный-ствольщик), а его напарник откачивает пострадавших или имеет больше возможностей вывести на улицу (медик или спасатель). Трудность возникает, в основном, с дополнительными действиями за ход, которые относятся к особенностям той или иной специальности (в продвинутых правилах) — их можно выполнить после основных и невозможно перекинуть на следующий ход. Правда, в дополнении «2 этаж» в качестве опции появились жетоны дополнительных действий, чтобы их тоже можно было оставлять на потом. Как видите, опять здесь появляется возможность действовать на свое усмотрение. Учитывая, что таких моментов становится все больше и больше, неопытному игроку не просто удержать их в своей голове. Выход: выписывать это на отдельный лист «уточнения». Кто-то сочтет это мелочью, а другой назовет правила сырыми.
маркеры доп. действий базовой игры (слева) и 2-ого этажа (соответственно справа)
Маркер открытого окна из дополнения «2-1 этаж»
наполнение «2-ого этажа»
«2-й этаж». Жилой дом
«2-й этаж». ГостиницаУровень сложности регулируется количеством первоначальных взрывов и огнеопасных веществ в доме, которые становятся причиной дополнительных взрывов. В нашей компании сразу было принято решение, что контузия пожарного выводит из игры, пока его не приведет в чувства медик или не оттащат до кареты скорой помощи (в оригинальных правилах пожарный с контузией чудесным образом телепортировался в машину скорой помощи). Такое нововведение контузией добавило реализма и заставило всех меньше подставляться под удар, а тем более с пострадавшим на руках. С другой стороны мы отменили «горячие точки» («прогары» в переводе из «01. Большой пожар») из игры, потому что и без них выиграть не просто.
«Flash point. Fire rescue», как большинство кооперативных настолок, представляет из себя игру-катастрофу, и, как любая игра, только отчасти может воспроизвести ситуации, которые возникают во время настоящего пожара. Это и понятно, потому что симулятор в настольной игре измотает мозг игроков на первой четверти партии. Так в последний раз играли в компании "Flash point", "Пандемию" и "Flash point. 2nd story" («2-й этаж») с перерывами в 45 минут. В последней игре наше взаимодействие не ограничилось тигелем игрового поля — перегрузка информацией дала о себе знать, мы стали подтормаживать и постоянно напоминали друг другу, кто последний ходил, кто забыл кинуть кубики на новое возгорание или на обнаружение пострадавших. Заметили мы, что провисания возникают на кидании/перекидывании кубиков, пусть это и длится несколько секунд, но в своеобразный даунтайм попадают все. В свою очередь новые элементы дополнения «2-й этаж» добавили реализма и сделали игру интереснее: в последний раз мы попадали в дом через окно со двора и забирались по раскладной лестнице на второй этаж.
Конечно, для неискушенных игроков механика распространения огня не вызывала каких-либо пререканий, но постоянное кидание кубиков в свой ход на возгорания и жертв через какое-то время начнет напрягать. А вообще здесь реиграбельность имеет достаточно большой ресурс. Среди разновозрастной аудитории волей-неволей приходится включать лидера, но подростки достаточно быстро схватывают что к чему и берут инициативу в свои руки, и дальше решения делаются совместно. Настольная игра — есть игра, а поэтому имеет ограниченные возможности обучающего характера, степень взаимодействия игроков, атмосферности и пр. Стоит помнить, что игра не является самоцелью, но лишь поводом хорошо провести время в компании друзей или в семье, поводом познакомиться с другими людьми, которые испытывают тот же интерес к настольным приключениям.
Так кому же будет интересна данная игра? При мне играли в нее участники от шести лет до шестидесяти (от издателя указывалось 10+). Последним она казалась слишком сложной, а кубики по инерции они хотели сначала кидать, как в механике «кинь-двинь». По большому опыту в «Flash point. Fire rescue» можно начинать, когда «добль» и «Каркассон» уже наскучили, «Запретный остров» приелся, а «Космонавты» и «Hive» уже трудны с точки зрения стратегии. Да, в это игре очень много рандома, огонь распространяется нереалистично, приходится додумывать «а что будет с пожарным, когда его с химическим веществом в руках накроет огнем?» (в правилах этого нет) и т.п. Однако претензии появляются потом, а в процессе самой игры нет времени на такие мелочи, ведь все внимание обращено к тому, успеем ли мы спасти гражданских или дом обрушится на нас. «Flash point» имеет множество плюсов, которые затеняют своей массой ее недостатки. Первый из плюсов – коллективное решение, как поступить в той или иной ситуации (куда бежать, ломать ли стену, каких специалистов выбрать или на кого менять в по ходу тушения). Если в команде будет выделяться лидер и не сможет себя контролировать, то он испортит любую кооперативную игру, поэтому «синдром лидера» нельзя засчитать в минус самой игре. Вторым плюсом является возможность повышать уровень сложности. Новичку стоит начинать сразу с продвинутых правил и постепенно от партии к партии добавлять реалистичности (ужесточить условия поражения, добавить «прогары», запретить менять специальности по ходу игры и пр.). Третьим плюсом становится то, что с каждым дополнением в игре кроме новых локаций появляются новые возможности пожарных: в дополнении «2-й этаж» пожарные могут пользоваться окнами для попадания в дом, можно переносить дополнительные действия на следующий ход; в «Urban structures» появилась специальность инженера-строителя, который может убирать прогары и ремонтировать полуразрушенные стены; «Еxtreme danger» и «Dangerous water» также позволят наслаждаться игрой в виде разнообразных нововведений как то собака-пожарный (пока трудно ее там представить), огнеупорные двери и другие бонусы.
«Flash point. Fire rescue» отличная игра, которая подходит для игроков разного уровня вовлеченности в сферу настольных игр. Те, кто новички в этой сфере, могут хорошо провести время за красивой игрой. Гикам придется включить полный комплект продвинутых правил, чтобы побывать в шкуре пожарного, но полностью «Flash point» раскрывается для них в дополнениях. Нельзя однозначно сказать, было ли это намеренным ходом, но они (дополнения) в разы увеличивают вовлеченность в происходящее за игровым столом. Некоторые упущения в правилах можно легко обернуть в свою пользу, интегрируя сложность под свою компанию. По субъективному мнению можно было бы авторам к дополнениям прикладывать не отдельный листок по локации, а новую редакцию правил по всей игре. Локализация «01. Большой пожар» – прекрасная возможность и российским семьям с плохим знанием английского увидеть, что мир настольных игр не ограничивается клонами «Монополии», «Твистером» или «Activity». Хочется надеяться, что «Большой пожар» займет достойное место на российском рынке в нише кооперативных игр. Качество игрового поля, признаться, не дотягивает до своего оригинала и «Пандемии», но все в рамках приличия (в разложенном виде нареканий нет). В любом случае «Flash point. Fire rescue» регулярно прибывает на территорию Руси-матушки и даст повод вашей компании или в кругу родных собраться вместе и проявить свое умение действовать плечом к плечу.
Разница в цветоисполнении и складывании поля «Flash point. Fire rescue» и его локализации
Внизу поле «Flash point. Fire rescue», а вверху его локализации.
Согласен с возрастом, я уже своего шестилетнего(точнее тогда ему было 5 лет) приобщил к игре, так что уже спасает людей из огня, правда бороться со стихией ему больше нравится, чем спасать (нести медленно, а тушить азарт просыпается). Что будет если пожарного накроет с огнеопасным веществом в руках — взрыв и горячая точка!
Хороший обзор, спасибо. Пишите ещё, даже если не удастся победить в конкурсе.
Спасибо за обзор. Радует, что не пересказ правил.
ИМХО: воды многовато (в частности первый обзор целиком), странные 1ый и 2ой «плюсы» — они есть во всех известных мне кооперативных настолках.