Я верю, я дождусь!

В "двухминутках ненависти" я стараюсь рассказывать о каких-нибудь негативных явлениях, имеющих отношение к хобби в целом. О тенденциях, концепциях, свойствах и прочих общетеоретических вещах. Сегодняшняя "двухминутка" — исключение. Она родилась спонтанно, после моего первого знакомства с игрой Битвы самураев от Звезды. Про эту настолку я ещё буду говорить позже. Сделаю фото-обзор компонентов, сыграю и расскажу о своих впечатлениях. А пока — делюсь самыми ощущениями от игры и эмоциями, которых много, и которые я к своему огромному сожалению не могу назвать положительными. 

* * *

Ходят слухи, что во времена СССР вся промышленность была приспособлена под военные нужды, и все товары народного потребления производились с оглядкой на «оборонку». Макароны и сигареты выпускались калибром 7,62 мм, а какой-нибудь ВАЗ или Челябинский тракторный завод за сутки мог перейти на выпуск танков. В таких условиях в первую очередь всегда думали о функциональности продукции, а о том, что сегодня называют «эргономика» и «юзабилити» почти никто не думал. Другими словами, предпочтениями потребителя никогда никто не интересовался. Да и нужды в этом не было, это, ведь, как «Летайте самолётами Аэрофлота!». Всё равно альтернативы-то нет.

Мысли о советской промышленности посещают меня каждый раз, когда я сталкиваюсь с настольными играми от Звезды. Эта компания выпускает игрушки уже достаточно давно и все знают, что одна вещь получается у Звезды — отменно. Это миниатюрки. С настольными играми всё не так гладко, особенно когда речь заходит о качестве компонентов. «Обувные коробки». Странного качества поля. Средненькие карточки. И неизменно хорошие фигурки. Из этого правила есть исключение – локализации. Они по большей части прекрасны, но – лишь из-за того, что Звезда, за редким исключением, не производит их самостоятельно.

В последнее время Звезда серьёзно подтянула свой уровень. В прошлом году вышла на мировой рынок с игрой Великая Отечественная. Лето 1941. В этом – выпустила своими силами как минимум одну крайне качественную игрушку – локализацию Камисадо. И ещё, прогремела на весь мир Битвами самураев, военной игрой про сражения средневековой Японии, известной в первую очередь тем, что в её создании принимал участие Ричард Борг, автор легендарной системы Commands & Colors, на которой основаны такие игры как Memoir ’44, Battlelore, Commands & Colors: Ancients и Commands & Colors: Napoleonics. Теперь в один ряд с этими наименованиями встала и российская разработка — Сёгун. Битвы самураев.

Сёгун. Битвы самураев или Samurai Battles (это экспортное имя игры) примечательна тем, что практически одновременно поступила на западный и российский рынки. А ещё тем, что в одной коробке, по сути, содержатся две разные игры. Одними и теми же компонентами можно сыграть как по правилам Ричарда Борга, со всеми знакомыми ветеранам C&C атрибутам: карты приказов, фланги, фазы перемещения и атаки, а также специальные кубики, при помощи которых разыгрываются сражения, так и по правилам Константина Кривенко – по системе Art of Tactic, на которой также была основана Великая Отечественная. В этом варианте игра проистекает в псевдо-реальном времени, когда игроки сначала одновременно отдают приказы своим подразделениям, а затем одновременно приводят их в исполнение.

Сёгун встречает игрока огромной коробкой, доверху забитой компонентами. В первую очередь – это литники с фрагментами миниатюр. В игре 122 фигурки, не считая всяких к ним прибамбасов: подставок, флажков и т.п. И все эти 12 десятков миниатюр поставляются в разобранном виде. Используя кусачки и надфиль нужно отделить от литников детали и тщательно собрать все игровые фигурки, каждая из которых состоит из 3-7 частей. Поэтому будьте готовы – на подготовку компонентов к первой партии потребуется часа 3-4.

Собираются миниатюрки не так уж и сложно. Мелкие детали присутствуют, но их немного и приладить их на место несложно. В отличие от той же Великой Отечественной «пазы» и «штырьки» на фигурках подходят друг к другу идеально, никаких сверхсложных схем по сборке нет (привет зенитке!), просто миниатюр довольно много, вот и приходится повозиться. Из сложностей можно отметить лишь сборку двух барабанщиков (у меня подставка под барабан собралась не совсем так, как показано на схеме). Ещё небольшая печать – копейщики. У нескольких фигур копья оказались обломаны уже в литниках. Нехорошо.

Хотя сборка и не вызывает сложностей, после неё встаёт вопрос: как хранить готовую армию? Дело в том, что около 4-5 десятков фигур оснащены длинными копьями. Кроме того, на спины всем 122-м солдатам предлагается приладить ещё и разноцветные флажки. Так вот эти копья и флажки очень легко погнуть и поломать. Я например, собрав порядка 25 солдат, сложил их в коробку с игрой, а на следующий день достал и обнаружил, что кое у кого погнулось оружие, надломились основания у флажков. Внешне, к счастью, все бойцы выглядят без изменений, но второй раз возвращать их в коробку я бы не рискнул.

Второй по значимости компонент после фигурок – это игровое поле. Как и в Великой Отечественной, оно здесь составное. В игре есть шесть фрагментов, из которых собирается поле битвы. В дополнение к нему поставляются гексы местности, а также пластиковые «возвышения», с помощью которых моделируются холмы и горы. И поле и гексы местности достаточно качественны, но… Битвы самураев – это первая игра в серии C&C, где поле – составное. И что бы там не говорили, складное поле на порядок удобнее. А гексы местности, почему-то, выполнены из пластика коричневого цвета. Притом, что фон поля и гексов гор – зелёный. 

Наконец, ещё в игре есть карточки. Карты приказов для игры по системе C&C и карточки приказов для Art of Tactic. И все они – отвратительны. Карты приказов для правил Ричарда Борга – это тихий ужас. Они совсем без графики, просто текст, чёрный шрифт на белом фоне. И внизу – уродливые «стрелки», показывающие в каком секторе активируются отряды. Заголовки карт еле-еле выделены. Оформление – ниже плинтуса. Такое впечатление, что над ним работал тот же специалист, что рисовал в Ворде поле для Коммерсанта. Карты для AoT чуть получше, они хотя бы напечатаны на более качественной бумаге (но это решение – вынужденное, ведь на них надо писать маркером). Внешне же они выглядят не очень. Во-первых, вырублены со смещением. Во-вторых, на каждую карту запихнули целую гору информации, порядка 40 десятков каких-то значков. Глаза просто разбегаются. Говорят, кто-то выпускает карты с фоновым цветом. Кто-то даже используется для оформления иллюстрации. Но это – не наш метод.

И ещё раз – в большой коробке с игрой предлагается хранить всё это добро скопом. Просто сложить и всё. Никакого органайзера не предусмотрено. Этим, конечно, грешат и западные издатели, та же FFG. Но там создают хотя бы видимость приличия, помещая в коробку хоть какой-то картонный вкладыш. Здесь же нет и этого.

Я ещё не знаю, что из себя представляет собой игровой процесс в Битвах самураев, потому как ещё ни разу в них не сыграл, но готов авансом выдать игре огромный кредит доверия. Правила Ричарда Борга уже прошли достаточную проверку временем, а Art of Tactic уже больше года обкатываются на Великой Отечественной. Но какими бы прекрасными эти правила не были и каким бы увлекательным не оказался игровой процесс, это не отменяет того факта, что подаётся игра из рук вон плохо.

Вроде бы всё хорошо. Выпустили игру на международный рынок в сотрудничестве с Ричардом Боргом, у Звезды в портфолио теперь есть проект из семейства Commands & Colors… 

Но мне стыдно за отношение к игрокам. Западные издатели избаловали аудиторию литыми фигурками, качественными вкладышами-органайзерами внутри коробок. Внимательный подход к нуждам потребителя – вот то, что отличает зарубежные компании. А что получаем мы? Распаковал игру – потратить часика 4 на сборку фигурок. Потом придумай где их хранить. А потом возьми в руки посредственные карты и играй ими. Но всё равно как-то неудобно. Как будто ты пришёл в приличное общество в заляпанных брюках. 

Что делать? Надо просто с этим смириться. Снизить уровень ожиданий. Воспринимать Звезду, как, скажем, АвтоВАЗ, за полувековую историю завода наконец-то научившийся ставить на автомобили автоматические коробки передач, понемногу внедрять рестайлинг моделей, но по-прежнему выпускающий бюджетную продукцию. Так и «Звезда». Не стоит ждать чего-то сверхкачественного, ведь, в конечном итоге Битвы самураев – это всего лишь ещё один способ продавать то, что получается у компании лучше всего – миниатюры.

PS: Я очень хорошо помню то время, когда о настольных играх почти никто не знал и их почти не было в продаже. Я ездил на вазовском автомобиле с кондиционером. Я верю, что однажды увижу качественную собственную игру от Звезды. С инлеем и уже собранными и даже покрашенными фигурками.

Samurai Battles, двухминутка ненависти



Похожие записи
  • Расписание ближайших игротек
  • «Находка для шпиона» + Звёздные войны = Spyfall: Star Wars
  • «Перевыборы» — модифицированная украинская «Монополия»
  • Трое из ларца, одинаковы с лица
  • Прибыли «Взрывные котята»
    1. hk
      07 Сен 2012 из 18:12 | #1


      Ser Vershitel :



      Кстати, Звезда умеет делать инлей там где это важно.

      Например в игре “Фараон” идеальный инлей для присутствующих компонентов. Отличное поле.

      Но когда вышел Фараон, начали придираться к пластику фигурок. В общем, чтобы Звезда не делала – всё всегда будет плохо.


      PS А в Самураях Звезда сконцетрировалась на главном – миниатюрах. И сделала их на отлично. Всё остальное на уровне (кроме карточек), так что не вижу повода опять бичевать Звезду.





      Звезда уже достаточно давно концентрируется на миниатюрах, они у неё получаются очень даже ничего и с этим, по-моему, никто и не спорит.


      Хотелось бы, чтобы подобная «концентрация» коснулась уже, наконец-то, и остальных элементов игр.


    2. hk
      07 Сен 2012 из 18:19 | #2


      Komissar :



      @hk


      “на каждую карту запихнули целую гору информации, порядка 40 десятков каких-то значков”


      Для справки: 40 десятков – это четыреста. Я мог бы понять эту претензию от человека, который не играл ни во что сложнее “Свинтуса”, но из уст того, кто регулярно играет в Эклипс, такая претензия звучит как-то странно.




      Виноват, опечатка. Речь, конечно же, идёт о 4-х десятках значков. И с моей точки зрения — это очень много. В Эклипсе ничего подобного и рядом нет.


      “Я например, собрав порядка 25 солдат, сложил их в коробку с игрой, а на следующий день достал и обнаружил, что кое у кого погнулось оружие, надломились основания у флажков”



      Это ж как надо было их впихивать в коробку?



      Просто взял и положил. И, поверьте, обнаружить, что они помялись-поломались для меня было не в радость.



      “Неудачно выбранные фигурки. Одни только лёгкие копейщики пяти видов, хотя реально это один и тот же солдат с одинаковыми свойствам”


      Т.е. некрасивые одинаковые карточки – это плохо, а красивые разнообразные фигурки – это… тоже плохо? Нет ли тут противоречия?



      Как бы выразиться, чтобы яснее донести свою мысль… Понимаете, и карты и фигурки должны быть, с моей точки зрения, в первую очередь — функциональны. Карты должны быть понятны и просты для восприятия, и — желательно — красивы (чему, на мой взгляд, способствует их оформление, фон, рисунки). Миниатюры должны быть удобны для передвижения по полю и для запоминания. На мой взгляд 5 разных солдат с копьём — хуже, чем 5 одинаковых. Потому что 5 разных запоминаются лучше.


      Знаете, вот, шахматам, например, много веков уже. Но, по-моему, ещё никто не догадался выпустить версию, где все пешки выглядели бы по-разному.



      “Сёгун встречает игрока огромной коробкой, доверху забитой компонентами”


      Будь она забита не доверху, мы, несомненно, прочли бы про то, что нам опять продают воздух. Дело в том, что для комфортного размещения уже собранных фигурок понадобилась бы коробка, превосходящая исходную по размеру раза в три.



      Заметьте, в отличие от вас, я не пытаюсь выдвигать предположений относительно того, что бы вы сказали в той или иной ситуации.



      “А что получаем мы? Распаковал игру – потратить часика 4 на сборку фигурок”


      И? Вы же сами писали, что сборка несложная и детали друг к другу подходят.



      Несложная. Детали подходят. Но потратить 4 часа на сборку — придётся. Мне кажется, это важный факт об игре.


    3. Komissar
      11 Сен 2012 из 16:10 | #3

      @Atsukawa Toshiro

      Это сарказм был.


      «Мощно задвинул, а главное обоснованно!»


      Школьники — они такие.


      @hk

      «Речь, конечно же, идёт о 4-х десятках значков»


      На самом деле их, кстати, тридцать. И, насколько я понял из правил, далеко не все они используются в упрощённой версии игры. Кстати, запоминание не многим меньшего количества значков на карточках ВО не вызывает проблем даже у двенадцатилетних детей.


      «Просто взял и положил»


      Может, сверху что лежало?


      «Понимаете, и карты и фигурки должны быть, с моей точки зрения, в первую очередь – функциональны»


      Т.е. первоочерёдному с Вашей точки зрения условию (функциональность) карточки соответствуют. Тогда не могу понять Ваше к ним отношение.


      «Миниатюры должны быть удобны для передвижения по полю и для запоминания. На мой взгляд 5 разных солдат с копьём – хуже, чем 5 одинаковых. Потому что 5 разных запоминаются лучше»


      Бойца с копьём так легко перепутать с лучником или стрелком из аркебузы? Если нет, то в чём вред от неодинаковости поз миниатюр — если они всё равно кучкой по полю перемещаются?


      «Заметьте, в отличие от вас, я не пытаюсь выдвигать предположений относительно того, что бы вы сказали в той или иной ситуации»


      Что делать — читая Вашу заметку (которую Вы сами отнесли к разделу «двухминутка ненависти»), постоянно думал о том, что Вы написали бы, если бы игра не имела тех недостатков, о которых Вы написали, а имела бы другие.


      «Мне кажется, это важный факт об игре»


      Несомненно. Равно как несомненно и то, что сообщать его нужно именно таким тоном.


    4. lokkyt
      11 Сен 2012 из 16:22 | #4


      Komissar :

      @Atsukawa Toshiro

      Это сарказм был.

      “Мощно задвинул, а главное обоснованно!”

      Школьники – они такие.



      А это уже оскорбление, господин-защитник фигово изданной игры.


      Мы здесь собрались указать производителю на его огрехи, халатность и недоработки, а точнее на откровенную халтуру, чтобы помочь сделать его будущие игры на уровне, а не на «отвали».


      Мало человекочасов вложено — продукт сырой. Причем сырой из-за банальшины — глупости дизайнеров, игре не хватило банальных 10-12 часов работы дизайнера, а не проблем базовой механики (я про СС, артовтактика протестирована плохова-то)


    5. Android
      11 Сен 2012 из 16:43 | #5

      Ну тов. Комиссар за Звезду еще со времен акулы рубится и на любую критику с пеной у рта кидается. Не должно как бэ удивлять.


    6. lokkyt
      11 Сен 2012 из 16:52 | #6


      Android :

      Ну тов. Комиссар за Звезду еще со времен акулы рубится и на любую критику с пеной у рта кидается. Не должно как бэ удивлять.


      +1.


      Живучий все-таки мем оказался =).


    7. hk
      11 Сен 2012 из 22:05 | #7

      @Komissar


      Знаете, вот, играли мы сегодня в Камисадо, и родилась у меня следующая мысль. Вот в ней «Звезда» сделала свои фигурки мудрецов с посохами в руках. Почему-то только никто не додумался придать им такую форму, чтобы посох торчал в сторону, цеплялся за соседние фигуры и мешал передвигать своих мудрецов. Почему же в «Битвах самураев» никто не подумал о том, удобно ли будет двигать миниатюры, если играть ими не по правилам AoT, где есть подставки отрядов, а по правилам C&C, где каждая миниатюрка просто стоит на поле?


    8. Lagranzh
      12 Сен 2012 из 16:18 | #8

      @azazel

      Ужас Аркхэма. Складное поле из 6-ти фрагментов.


    9. Atsukawa Toshiro
      13 Сен 2012 из 14:43 | #9


      hk :

      @Komissar

      Почему же в “Битвах самураев” никто не подумал о том, удобно ли будет двигать миниатюры, если играть ими не по правилам AoT, где есть подставки отрядов, а по правилам C&C, где каждая миниатюрка просто стоит на поле?


      Что мешает использовать подставки от Аот для С&C? С ними же быстрее будет.


    10. Tanone
      13 Сен 2012 из 19:01 | #10

      @Atsukawa Toshiro

      Думаю религия не позволяет. 🙂


    11. hk
      13 Сен 2012 из 21:19 | #11

      @Atsukawa Toshiro

      @Tanone


      Подставки не соответствуют размеру отряда. Если ставить на них пехоту, будет лишнее пустое место. Подставки для конников, наоборот, рассчитаны на трёх всадников, а в отряде по правилам C&C их четыре.


    12. Tanone
      14 Сен 2012 из 7:53 | #12

      @hk

      То есть пехотные вполне можно использовать.

      С конными конечно проблема.


    13. Pipeman
      08 Ноя 2012 из 19:01 | #13


      Знаете, вот, шахматам, например, много веков уже. Но, по-моему, ещё никто не догадался выпустить версию, где все пешки выглядели бы по-разному.


      А вот в этом отличие подхода настольщика от подхода варгеймера: настольщик видит в фигурах только фишки — пусть они будут плоскими, непропорциональными и некрасивыми — главное чтобы функциональными как шахматные фигуры (и не надо тратить время на их сборку), варгеймер же (варгеймер-миниатюрист) в той же ситуации захочет иметь фигуры в правильном масштабе, красивые, исторически достоверны и разнообразные..


      Звезда всё-таки дела варгейм, а не чистую настолку. Борг больше настольщик — С&С он вообще в виде кубиков с наклейками сделал, а в Battlelore фигурки в отрядах были одинаковы и монолитны — да это функционально, но с точки зрения «красоты восприятия» намного слабее любого традиционного фэнтезийного варгейма с миниатюрами..


      Плюс чисто бизнес — эти фигурки купят не только как комплектующие к игре-настолке, но и коллекционеры 72-го, диорамщики и варгеймщики играющие в другие игры.. А выпустили бы в чисто настольно-эффективном варианте, где куча одинаковых фигур — купили бы их только как комплектующие к настолке



      Несложная. Детали подходят. Но потратить 4 часа на сборку – придётся. Мне кажется, это важный факт об игре.


      Кстати говоря, на сборку Battles of Westeros я тоже часа три потратил и не жужжал особо — и без клея фигурки там надёжно к подставкам не крепились… И боксов там НИКАКИХ в коробке не было тоже… Хотя картон у FFG, конечно, лучше Звездовского… зато фигуры явно попроще и попримитивнее намного (это уж не говоря о том что они не в едином коллекционном масштабе, а просто как разномасштабные фишки выполнены)…


    14. lokkyt
      12 Ноя 2012 из 10:58 | #14

      Не надо заливать про BoW, капнуть суперклея в отверстие на стойке и вставить туда фигурку — 15 минут на все 120 миниатюр. Максимум 30 минут, коль вы педант.


      Рынок настольщиков, куда более широк (ведь нет у звезды ресурса вархаммера =)), так что это еще вопрос, что было бы эффективнее с точки зрения продаж.


      А коль хотели сделать пограничный вариант, то нужно было делать их проще, чем фигурки в Спейс Халке — их и в варе можно использовать, и собирать не так муторно. Да, и еще раз, заменить дизайн на картоне — это просто не отвратительно, такие отстойные карты, в такой игре продавать.


    15. Tanone
      12 Ноя 2012 из 13:51 | #15

      @lokkyt

      Ну обсасывали же уже тему сборки.

      Я КАПАЛ СУПЕРКЛЕЙ. Все равно отваливаются. Им глубоко пофигу чем ты их там клеишь.

      На счёт рынка вы глубоко не правы. Моделистов таки намного больше. Там же не только моделисты варгеймеры, но и моделисты на полку поставлю. Вообще дофига народу.


    16. lokkyt
      13 Ноя 2012 из 12:55 | #16

      Ну, значит руки из одного места …


    17. Tanone
      14 Ноя 2012 из 7:01 | #17

      @lokkyt

      Или клей хреновый или пластик, да мало ли. Чтобы склеить супер клеем много ума не надо. Вот еще умники всякие с советами лезут.


    Страницы комментариев
    1. Трекбеков пока нет.