Любите задачи на логику? А как насчет расследования убийства? Наверное, вы вспомнили Cluedo, но как насчет участия в соревновании киллеров за звание сильнейшего и возможность остаться в живых? Отложите трубку и кепку – пришло время почувствовать себя Джейсоном Борном. Знакомьтесь с игрой на дедукцию 27th Passenger: A Hunt on Rails в обзоре Душана Вита (в переводе Екатерины Александровой). 

Поезд переполнен, он едва не лопается. И мои нервы также напряжены до предела. Где-то среди этих людей есть те, другие, кто пытается убить меня. Но люди, подозрительно ведущие себя в идущем поезде – не редкость, и смерть каждого гражданского означает, что и убийца тоже умрет. Необходимо взвешивать каждый шаг, каждый момент, каждое слово. Это сложнейший тест из тех, что мне когда-либо приходилось проходить.

Волнующее путешествие в поезде ожидает всех игроков, которые берут домой коробку с надписью 27th Passenger: A Hunt on Rails. Это вторая по счету игра от Purple Games. Она была разработана Христосом Гианнакуласом и Манолисом Захариадисом, а иллюстрации выполнены Манолисом Франгидисом. Их совместная работа была издана в 2014 году как раз вовремя, чтобы быть представленной на ярмарке Spiel 2014 в Эссене.

Внутри коробки с изображением загадочной фигуры, расположившись на двухсторонней игровой доске, в Нью-Йорке ожидает отправки поезд. Нарисованный маршрут проходит через несколько остановок. В нижней части есть место для разыгрываемых карт.


Основной элемент игры – именно эти карты (всего 133). Из них первые в серии – пассажиры. Каждый представлен персонажем со своими уникальными характеристиками (внешность, запах, голос). Другие 26 карт представляют действия и включают шесть единиц для каждого цвета, предоставляя таким образом выбирать действия в игре. Еще есть карты навыков убийства (16), но также и маскировки (18) и событий (15).

Коробка также содержит блокнот со страницами для записи размышлений. Они предоставляют пространство для заметок и информации, которую игроки находят во время путешествия. Наверху место для 27 пассажиров, которые едут в поезде, и комбинации их свойств, оформленное в таблицу. Ниже место для заметок, чтобы непосредственно определить противника.

В начале игры игроки берут доску и располагают ее в центре (стороной, соответствующей количеству игроков). Каждый берет 6 карт действия выбранного им цвета. Сделав это, игроки также получают одну карту идентичности (карта пассажира), инициативы, две способности и листок для заметок. Колода событий должна быть разложена по группам в соответствии с цветом, перемешана и добавлена в общую колоду. Количество этих карт зависит от количества игроков. Но первая карта всегда открыта и игроки могут видеть, что их ждет.

На игровой доске игроки помещают несколько карт пассажиров в первом слоте. Их количество определяет числом, указанным над первой станцией. Другие колоды (навыки и костюмы) кладутся перемешанными рядом с игровой доской. Далее необходимо поместить поезд (круглая фишка) на первую станцию. Теперь можно начинать.

Каждый ход каждый игрок разыгрывает одну из своих карт действий и использует указанные в ней опции. Но перед тем, как действительно предпринять какие-то действия, все должны сыграть свою карту действия в закрытую. Индивидуальные карты потом вводятся в игру в соответствии с заданной последовательностью, начиная с расследования через махинации к обману. На каждой карте указан ее порядковый номер, в то время как три карты имеют номер 1. Тогда порядок ввода в игру, как и в случае розыгрыша одного действия несколькими игроками, определяется картой инициативы, которая разыгрывается в начале каждой игры.

Первая опция для всех киллеров – расследовать. Это единственный способ узнать важную информацию о своих противниках. Теперь время взять колоду свойств. Игрок тайно выбирает три карты, относящихся к свойству, которое его интересует, и без слов дает их выбранному оппоненту. Тот возвращает одну карту, которая соответствует свойству его персонажа.

Враг может противостоять этому, используя карты маскировки и скрытного поведения (одноразовая карта, которую нужно сбросить после использования. Но для этого нужно заранее ожидать атаку на своего персонажа, поскольку такая защита основана на карте действия, обозначенной как обман, которая должна быть сыграна во время секретного планирования.

Другая опция среди карт действия – это рассчет. Здесь в ход идут карты, которые лежат на доске. Эти карты представляют персонажей, которые сошли с поезда, и киллер может вычеркнуть их из своего списка. Этот игрок получает преимущество только на время. Это выглядит, как если бы он буквально смотрел на двери поезда, когда тот остановился и подозреваемые вышли. Через три раунда их личность станет известной всем, поскольку карты выталкиваются с доски и открываются. После этого все узнают, кого не хватает в поезде. Но на этом махинации не заканчиваются, поскольку у игрока еще есть возможность припугнуть пассажиров и посмотреть верхнюю карту колоды, из которой тянутся пассажиры. После этого он узнает личность одного пассажира, который еще только сойдет на следующей остановке, и тем самым оказывается еще на один шаг впереди остальных.

Результатом всего этого является возможность убить персонажа, когда игрок уверен в его идентичности. Игрок произносит выясненную комбинацию черт, и если идентификация является корректной, игрок продолжает играть, в то время как описанный персонаж умирает – другой игрок устранен. В случае убийства невинного по ошибке, арбитры, наблюдающие за поездом, не позволят провалившемуся убийце продолжать. Они приканчивают и его тоже.

Во время всего соревнования у игроков есть опция дважды немного нарушить правила благодаря уникальным возможностям своего персонажа. Игра заканчивается, когда в поезде остается только один участник, в то время как все остальные мертвы. Но поезд также может прибыть на конечную станцию с более, чем одним выжившим киллером. В таком случае игроки пытаются угадать идентичность оппонента. Если и этот раунд оканчивается тем, что выживает больше одного киллера, то проигрывают все.

27th Passenger – очень интересная игра на дедукцию, в которой у игроков есть множество путей добычи информации. Интересно в нее играть в основном в сфере прямой конфронтации, поскольку скорость здесь означает выживание. Кто слишком рано выдает свою идентичность, выносится из игры немедленно. Выход из игры часто воспринимается негативно в настольных играх. И это также верно и в этом случае, поскольку первый игрок может быть сломлен после всего лишь пятнадцати минут. Возможность убийства, тем не менее, привносит очень важный стрессовый компонент в соревнование.

Игра очень веселая и с легкостью превосходит известную классическую Cluedo. В то же время, однако, она не останавливается на использовании классической механики постепенного раскрытия следов. Принципиально важно иметь больше возможностей для добычи необходимой информации. Можно наблюдать, как пассажиры выходят из поезда, изучать других и раскрывать их идентичность одного за другим. Это зависит от игроков, какой вариант они выберут.

Карты – самый интересный элемент, который вносит сложный выбор в каждый ход. Игроки также используют свою возможность защищаться от атак других, что будет использоваться преимущественно ближе к концу игры, когда их прикрытие по большей части улетучится.

К этой игре не стоит подходить как к сложному и запутанному развлечению. 27th Passenger – это расслабленное веселье, как упомянутая выше Cluedo. Действительно, она ориентирована примерно на тот же сегмент потребителей и определенно прекрасно с этим справляется. Тот, кто получил удовольствие, расследуя убийство, определенно порадуется поездке на поезде с билетом в один конец.

Рассматривая игру с точки зрения семейной, проблема может быть связана с количеством игроков. Все складывается хорошо, начиная с четырех игроков, в то время как максимальное удовольствие от нее можно получить при наличии шести. Только в последнем случае появляется настоящее чувство интриги и расследования.

27th Passenger – игра не для каждого. Многие игроки могут воспринять прямое расследование как возможность обрушиться на кого-то одного. Но всегда есть возможность себя защитить, и более того, такой агрессивный игрок составляет отличную мишень для других. Поэтому необходимо искать сбалансированный путь, чтобы оказаться последним из выживших. Поэтому-то мы как правило оказываемся среди тех самых 27 пассажиров.