30 Rails. Впечатления от игры

Неискушенному игроку может показаться, что все настолки в жанре roll’n’write одинаковы. В общем-то, чего там такого, бросай кубик, да ставь закорючку ручкой, карандашом или маркером. Ничего особенного в плане компонентов нет, принцип везде один и тот же. На деле же это не так, и игрушка 30 Rails – живое тому доказательство. Небольшая настолка с минимумом компонентов, способная принести кучу удовольствия.

Это игра о строительстве железных дорог. Надо сказать, что это не единственный представитель жанра, в котором нужно прокладывать рельсы, и если вы уже играли, скажем, в «Солнечную долину» или Railroad Inc., то примерно представляете, как это происходит. Бросок кубика определяет что именно надо нарисовать, игрок выбирает где именно это нарисовать, и так – ход за ходом, пока на поле, то есть на листе бумаги, не проявится железнодорожная сеть. Примерно этим же придётся заниматься и в 30 Rails, только с небольшими нюансами. 

Для начала немного о правилах. Их объём минимален. Фактически, чтобы научить человека играть, нужно объяснить, что тут есть два кубика: белый и цветной. Каждый ход они бросаются, белый кубик обозначает координату, где нужно нарисовать новый участок пути, а цветной кубик – тип этого участка (прямая линия, поворот, перекресток и т.п.). И сразу же единственный нюанс. Игра разворачивается на поле размером 6 х 6 клеток. И белый кубик хотя и определяет, где именно нужно рисовать новый рельс, но всё же оставляет игроку выбор – выпавшее на кубике значение – это столбец или строка, в котором нужно разместить новый участок пути.

Собственно, вся игра в этом и заключается. Бросок двух кубиков, смотрим, что на них выпало, осознаём, какой участок пути нам нужно воткнуть на поле, смотрим на активные столбец / строку и выбираем, куда именно его поставить. Базовая механика крайне проста, невероятно доступна, прям, любого человека сажай и сходу можно играть. Ничего сложного в ней нет.

Казалось бы, чего тут такого? Если всё так просто, зачем в это играть? В чём интерес?

Фишка в том, что перед началом партии генерируется уникальное игровое поле. Несколько раз бросается кубик, игроки рисуют в выпавших столбцах горы, непроходимые участки, через которые рельсы проложить будет нельзя. Затем рядом с одной из гор размещается шахта. Потом по периметру поля выставляются, то есть рисуются, станции, по одной на каждой стороне. Наконец, одну из клеток на поле надо пометить как бонусную, за проложенные через неё маршруты будут начисляться дополнительные очки.

Все эти манипуляции задают уникальный рисунок (в прямом смысле!) будущей партии. Дело в том, что задача игрока в 30 Rails – проложить такие маршруты, чтобы все станции были связаны друг с другом, плюс от каждой вела бы отдельная ветка до шахты. И в идеале как можно больше маршрутов должно проходить через бонусную клеточку. На практике выполнить все эти условия довольно-таки сложно, но к этому надо стремиться. Плюс надо учитывать нюансы, у станций есть разная ценность, грубо говоря, если возникает такая ситуация, что надо выбирать один из возможных маршрутов, приоритет нужно отдавать станциями с большими номерами (за них начисляется больше очков). Кроме того, важна и протяженность маршрутов, чем они получаются длиннее, тем выгоднее.

После того, как заданы стартовые условия, начинаются те самые броски кубиков. Сама партия длится 30 ходов, не больше и не меньше – ровно столько на поле остаётся свободных клеток. Как только они все будут заняты рельсами, тут и партии конец. После этого подсчитывается, кто столько маршрутов построил, учитывается их протяженность, наличие на пути бонусной клетки. Отдельно проверяется, столько удалось протянуть веток к шахте. Всё это оценивается в очках, по их числу и определяется победитель. Времени на партию надо минут 30, возможно даже чуть меньше.

Игрушка оставляет очень хорошие впечатления. Неожиданная маленькая настолка, от которой, в общем-то, не ждёшь ничего особенно, внезапно оборачивается крайне интересной и аддиктивной игрушкой, вызывающей желание раскладывать партию за партией. Давайте разберёмся, что в ней такого хорошего.

Очевидные плюсы относятся к типичным для игр подобного жанра. Количество игроков может быть любым. Начиная от соло-партии (просто на максимально возможный результат в очках) и заканчивая просто разумным количеством игроков, которых банально можно уместить за одним столом. Полагаю, вшестером, а, возможно, даже и ввосьмером за неё точно можно садиться.

По сравнению с другими представителями жанра тут к игрокам предъявляются минимальные требования в плане умения рисовать. Всё, что требуется изобразить, обозначается крайне просто, если не сказать схематически. Горы – это галочки или треугольники. Шахта – буква «М» (или «Ш», или кружок, или любой другой символ). Рельсы – это просто линии. Никаких изысков, никаких художеств, ничего особенного рисовать не надо. Графика на минимуме.

Ещё для 30 Rails практически не требуется компонентов. Всё, что нужно, это напечатать листы с полями (по количеству игроков), найти где-нибудь 2 шестигранных кубика и пишущие принадлежности, по одной ручке на игрока. И всё. Более того, поле для игры можно просто нарисовать, ничего сложного в этом нет!

Ходы тут просты и динамичны, и каждый в отдельности приятен и доставляет свою порцию удовольствия. Всё начинается с броска кубиков, в котором соединяется и некий азарт, потому что каждый надеется, что выпадет что-то нужное, хорошее, и интерес, потому как любой результат подкидывает всем задачку.

Те, кто ценит в играх развитие, когда есть что-то такое, что начинаешь делать с самого начала и завершаешь непосредственно в финале, непременно не уйдут обиженным. Это же весь процесс 30 Rails, от начала и до конца мы строим железнодорожную сеть, стараясь сделать её максимально эффективной.

Это, кстати, отдельное удовольствие. Теоретически после генерации поля на старте можно придумать и продумать идеальную конфигурацию путей. Практически, правда, надо отыграть хотя бы две-три партии, чтобы в голове уложили типичные конфигурации рельсов и желаемые паттерны, из которых можно собирать максимально прибыльные в плане очков маршруты. Но даже если и придумать идеальную комбинацию, на неё потом будут накладываться жизненные условия в виде кубиков, и тут-то и проступает самое вкусное, исходя из тех результатов, что подбрасывает тебе случайность, нужно попытаться сложить самую эффективную мозаику, выжав максимум из доступного.

Удивительно, но такая маленькая и достаточно простая игра полна самого ценного, что встречается в настолках – значимых решений. Их тут, простите за каламбур, вагон. Каждый ход надо решить в какой клетке строить путь. Как именно его разместить. Когда применить джокер. Какие станции соединять между собой, когда обнаружится, что не все рельсы можно довести до своего логического конца. Наконец, можно ещё специально застраивать строки и столбцы, чтобы пользоваться спецсвойством: выпала  занятый ряд – строй, где хочешь.

Наконец, правила предлагают несколько вариаций, так что если через десяток-другой партий проступит какое-то пресыщение, можно попробовать усложнённый вариант игры, где у игрока нет возможности раз за партию поменять значение на каждом кубике. Есть ещё альтернативный вариант, где появляется новая опция – покупать акции каждого маршрута – что меняет систему начисления очков и заставляет пересмотреть свои взгляды на строительство дорог.

Минусов у игры не вижу вообще. Ну, разве что кому-то она может показаться слишком простой. Ну и ещё в каком-то критическом случае может не повезти с кубиками и тогда даже самый идеальный план реализовать не получится. Немного эту ситуацию можно поправить возможностью дважды за партию поменять на них результаты, но при особенном невезении этого может оказаться недостаточно. Возможно, ещё кто-то останется недоволен тем, что тут надо каждый раз заново печатать или рисовать поле. На этот случай, кстати, можно попробовать вариант вложить листочки в файлы и рисовать поверх них стираемыми маркерами.

Вердикт – перед нами очень хорошая игра. Учитывая, что она ничего не стоит, крайне не требовательна к игрокам, да и занимает немного времени, настоятельно рекомендую её вообще всем. И тем, кто хорошо разбирается в играх и давно ими увлекается, и тем, кто, может быть, и вообще никогда не сталкивался с настолками. Удовольствие гарантировано в любом случае.

30 Rails, Обзоры



Похожие записи
  • 30 Rails в цифре
  • Перевод правил для Ticket to Ride: Rails & Sails
  • Ticket to Ride на глобусе!
  • Ride the Rails. Потенциальная замена Railways of the World
  • Ticket to Ride: Rails & Sails — по морям, по волнам
    1. ivan111
      02 Окт 2019 из 8:30 | #1

      Спасибо за обзор! Игра давно в списке желаний, но постоянно откладывал её.


    2. Олег
      03 Окт 2019 из 15:00 | #2

      А как играть, если игроков больше чем 1? Разным цветом отмечать маршруты?


    3. hk
      03 Окт 2019 из 20:37 | #3

      @Олег


      Каждый играет на отдельном листе, броски кубиков одни на всех.


    4. Олег
      12 Ноя 2019 из 16:18 | #4

      @hk

      Спасибо за разъяснение


    1. Трекбеков пока нет.