Добро пожаловать в мир настольных игр

«Оркономика». Новая отечественная настолка

Не так давно мы пробовали на зубок «Экономикус», которая, оказывается, уже доросла до переиздания в видоизменённом варианте. Новая версия этой игры называется «Оркономика», сейчас на неё собирают средства на CrowdRepublic (и уже почти собрали!).

Подробнее о новинке можно узнать из опубликованного на «Тесере» обзора

Ниже представлен обзор игры, в которой игроки примеряют на себя шкуру орков, сублимирующих свою агрессию и жажду войны в баталиях за долю на рынке и уничтожение конкуренции.

Что внутри? Для вас ли эта игра? Отличается ли она от «Экономикуса»? Читайте ниже… 

Уже есть мнения игроков, называющих «Оркономику» еврогеймом. Но вроде бы очевидно (как минимум из комплектации — мы видим в составе кубики), в игре немалую роль играет случайность. Так ли это, и что это за игра? Попробуем разобраться.

ИГРОВОЕ ПОЛЕ

Основа игры и ее механики — оригинальное игровое поле с 10 секторами орочьей экономики (и значениями от 2 до 12) , которые будут активироваться по броску двух кубиков.

Как мы знаем из Settlers of Catan, это означает разную вероятность выпадения игровых локаций — секторов оркономических отраслей. Это нужно учитывать при решении, в какой сектор предпочтительнее инвестировать свои кровные.

Важно, что в «Оркономике» одновременно задействуются также и соседние сектора — поэтому эффект случайности здесь несколько смягчается: каждый ход 3 сектора из 10 находятся «в игре», и правильным будет учитывать вероятность выпадения и соседних секторов. Например, если рядом на поле окажутся сектора 10, 11 и сдвоенный сектор 2/12 — вероятность получить доход в 11-й отрасли равна 6 из 36, а при соседстве секторов 6, 7, 8 — вероятность дохода в 7-й отрасли 16 из 36. Здесь становится важно расположение отраслей: перед каждой игрой поле собирается заново — случайно. И  разное соседство секторов потребует переосмысления игровой тактики.

ОСНОВА ИГРОВОЙ МЕХАНИКИ

Игроки поочерёдно берут на себя роль оракула — игрока, начинающего раунд и кидающего кубики, которые активируют одну из отраслей на поле. Все компании игроков в активной и двух соседних с ней отраслях приносят игрокам доход (а в некоторых отраслях — убыток).

После фазы прибыли, уже только в активной отрасли, все игроки торгуются между собой за покупку очередной компании. Аукцион меняет стоимость сектора (для этого в игре предусмотрены специальные стираемые маркеры для записи прямо на игровом поле). Задранная цена в отрасли позволит при необходимости позже выгодно продать там свои компании и косвенно защищает сектор от новых торгов.

Игра идёт на победные очки, которые даются игрокам за присутствие их компаний в отраслях и за лидерство в отраслях. То есть очередная ваша компания может вам принести и 2 ПО сразу, если вы оказались владельцем единственной компании в новой отрасли, и не принести ничего, если вы купили очередную компанию там, где у вас уже было и присутствие, и лидерство.

Теряя лидерство и присутствие, игроки теряют свои ПО — что приводит к очень конкурентной борьбе.

Эта базовая механика взята от своего прародителя — игры «Экономикус», придуманной Фёдором Корженковым и изданной в 2016 году.

Но дальше игра претерпела значительные изменения, чтобы стать интересной для продвинутых настольщиков; эти изменения мы и рассмотрим поподробнее.

1. Способности отраслей

В «Оркономике» ваши компании в разных отраслях не только дают вам пассивный доход, но и особые возможности, поддерживающие ту или иную  выбранную вами игровую тактику:

  • Тотемоведение позволяет шаманить кризис и смещать его в соседнюю отрасль.
  • Боевой туризм всегда убыточен, но приносит вам карты влияния.
  • Жертвоприношение позволяет неожиданно мигрировать в любую другую отрасль.
  • Контрабанда даёт возможность легче играть самые сильные карты влияния вроде «Рейдерских захватов» чужих компаний.
  • Всего 10 разных отраслей со своими способностями.

Иконки способностей в отраслях бывают двух видов — серебряные и золотые. Первые не зависят от случая и работают для вас всегда, вторые — обычно более сильные, но срабатывают только при получении вами дохода в этой отрасли, то есть при активации этой отрасли или соседних с ней.

В значительной степени, когда идёт торг за очередную компанию, важнее не доход, который будет приносить компания при её активации (что хоть и описывается вероятностью, но всё же является делом случая), а получаемая способность (большинство из которых постоянные и не связаны с активацией отрасли). Но ещё важнее влияние покупки компании кем-либо на победные очки игроков — трофеи: игрок, купивший компанию, может получить от 0 до 2 трофеев, а другой игрок в этот же момент может потерять свой трофей, если теряет лидерство в отрасли.

Таким образом, во-первых, покупка компании — это очень даже осознанное и просчитанное решение игрока. Во-вторых, интересно, что ценность компании в одной и той же отрасли для всех игроков разная: кто-то может получить присутствие или лидерство, кто-то рискует его потерять, кому-то данная способность особенно нужна с учётом имеющихся у него карт влияния. В-третьих, цена покупки определяется на аукционе и в итоге зависит от того, насколько здесь пересекаются интересы разных игроков, и тут появляется пространство для договорённостей, блефа, уступок и риска — ведь иногда стоит позволить кому-то купить компанию и получить временное преимущество, но потратиться при этом так, что стать на некоторое время «безопасным» игроком.

2. Карты влияния

Карты влияния позволяют вмешиваться практически в любую составляющую игрового процесса, что делает ставку на них достаточно популярной стратегией в игре. Карты можно продавать и покупать, а такие сектора, как «Скотоводство» и «Оружейное дело», помогают в этом.

Всего в игре 12 видов карт влияния, по 4 экземпляра каждой, что вносит некоторую предсказуемость и понятность колоды. У части наиболее сильных карт есть уровень сложности — риска,  — что они не сработают, либо вам потребуется сбросить дополнительные карты для их успеха. Таким образом, для любой карты есть несколько вариантов её применения: сыграть по прямому назначению, сбросить для игры более сильной карты или для превращения стартапа в компанию, или попросту продать при удачной возможности. Всё это компенсирует случайный характер получения одних или других карт, при этом разные карты провоцируют вас на разные игровые тактики и раскрывают разные аспекты игры.

3. Черепа

Черепа врагов — аналог денег в мире орков. Орки умеют считать лишь до 7, поэтому один золотой череп равен 7 серебряным. Именно за 7 черепов в игре покупаются карты влияния, суммой в 7 черепов выдаются кредиты за ваши компании, а на старте вы получаете сумму, кратную 7.

Как тратятся и получаются черепа?

  • Покупка и продажа (желательно с наваром) компаний.
  • Доход от ваших компаний.
  • Рискованные кредиты и выплаты жестоких процентов по ним (не ждите жалости в мире орков).
  • Покупка и продажа карт.

4. Экономические прибамбасы

Кризис: жетон кризиса тёмным облаком неспешно кочует по игровому полю, лишая зелёных дельцов прибыли, и лишь шаманы-тотемоведы могут поставить злой рок себе на службу и попытаться уморить конкурентов.

Кредиты: можно заложить свою компанию и получить аж целый золотой, но будьте осторожны: зима близко! Каждой зимой (она случается при выпадении дублей или повторе сектора) придётся платить проценты по кредиту. Чем теснее в отрасли, где вы взяли кредит, тем больше надо будет платить! Впрочем, и здесь есть возможность избегать разорительных выплат с помощью карт и способностей отраслей, поэтому, конечно же, лезть в рискованные кредиты стоит с умом, понимая свои возможности.

Стартапы: каждый ход вы можете не только торговаться за покупку компании на аукционе, но и без всякого аукциона создавать за бесценок новые компании — стартапы. Сперва эти стартапы вообще не несут никакой ценности, не приносят прибыли, не дают способностей отрасли, и даже кредит под них взять нельзя. Со временем же появляется шанс превратить стартап в полноценную компанию — для этого нужно всего лишь сбросить одну карту. Проблема как обычно в том, что желающих это сделать бывает больше одного, а каждый ход лишь один стартап во всех трёх активных отраслях может стать компанией, и тогда игроки меряются числом ценных карт влияния, которые они готовы сжечь ради своего стартапа.

В игре много, очень много взаимодействия между игроками — его обеспечивают и ожесточённые аукционы (число свободных компаний постоянно уменьшается!), и конкуренция за стартапы, и игра карт влияния и способностей отраслей против соперников.

Победа достаётся тому, кто сможет первым набрать необходимое число трофеев — маркеров вашего влияния: игроки получают трофеи за присутствие и лидерство в отраслях.

ЧТО В КОРОБКЕ

Атмосферу кажущейся несовместимости понятий «Орки» и «Экономика» создатели попытались пронести во всех игровых компонентах, начиная от иллюстраций на игровом поле — до жетонов:

«Боевой туризм»: посетил живописную деревеньку, не забудь сжечь её за собой.  

«Жетон ущербного орка»: дотация в 3 черепка самому жалкому орку, у которого наименьшее число трофеев.

КАК ПОПРОБОВАТЬ

5 комментариев

  1. Александр

    Некоторые картинки сворованы из игры Лига Легенд. В частности Моргана и Мундо.
    Не могли нормально свое нарисовать что ли?

  2. Stanislavsky

    Терпеть ненавижу,когда делают смесь бульдога с носорогом. Если в Blood Bowl Team Manager это еще мне кажется нормальным,то орочья экономика это треш.

  3. Marcus

    @Stanislavsky
    Вы просто ненавидите всё русское.
    Американский футбол во вселенной Вархаммера — тоже бредятина и откровенный стёб.

  4. Фёдор Корженков

    @Александр
    Сможете прикрепить картинки или дать ссылку на картинки, которые по вашему мнению своровали?

  5. Archy

    Уж не знаю, какой получился геймплей, но оформление доставляет 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑