«Вонгамания» – что это? Серьёзная экономическая стратегия или карточный хаос уровня «Манчкина» с зачатком экономики? Своё мнение по этому поводу высказал Зордок у себя на сайте.
Привет! Сегодня на столе у нас прошлогодняя новинка Гаги, «Вонгамания». Сингапурская игрушка, заявленная как экономический симулятор, давайте разберёмся, так ли это.
Для начала, это не совсем оригинальная игра, а её вторая редакция. Первая игра выглядела вот так, и была выпущена в 14-м году:
Новая редакция поменяла дизайн, но какого-то качественного улучшения мне не видно, сравните:
Ужасные чёрные рамки сковали всю свободу, рисунок — скорее шаг в сторону, чем вперёд. Но давайте поговорим о локализации.
Компоненты
Как видно по картинке выше, лён пропал в пользу картона средней плотности, популярного среди отечественных издателей. Я не люблю его, он живёт не долго, требует протекторы (которые я тоже не люблю: лишние траты, они точно так же имеют свой срок жизни, уплотняют колоду и превращают, зачастую, ложемент в насмешку).
Кроме карт в коробке небольшое двустороннее круглое поле, жетон и приятный кубик с кастомизированными гранями.
Коробка относительно крепкая, размер небольшой — уровень последних отечественных изданий Цитаделей.
Правила
Как обычно, я не пересказываю правила со всеми нюансами, скорее даю о них общее представление.
Игра поделена на раунды — когда все игроки делают по ходу, а затем идёт смена в экономике страны. Выражается это в броске кубика, в котором три единицы, две двойки и всего одна тройка, после чего жетон банана перескакивает по внешнему кольцу поля на выпавшее число. На поле 4-е сектора: спад, подъём, стагнация и рост. Внешний круг так же задаёт доходность двух видов активов: недвижимости и акций. Внутренний круг показывает стоимость тех активов, цена на которых меняется с ходом игры.
Игра полностью карточная: деньги, это карты, перевёрнутые рубашкой. В начал хода игрок получает доход со своих активов, затем делает три действия, затем ход переходит к следющему игроку. Действия, это розыгрышь карт (либо активы перед собой, либо какие-то моментальные действия в сброс), покупка трастового фонда (это «замороженные деньги», которым ничего не грозит в игре, но пустить в оборот их уже нельзя) и страховки (защита на 2 хода от карт атаки, и то не всех, других игроков).
Большинство активов как в стоимости так и в доходности плавают вслед за рынком, кроме облигаций, они стабильны в обоих случаях. Карты событий формально разделены на персонажей, собственно, сами события и экономические потрясения, но по факту это всё take that, что-то абсолютно внезапно случается.
Впечатления
Мы сыграли дважды. В компании из 4-х человек гиков и вдвоём с женой. Реакция у всех — ну окей, не плохо, но повторять желания нет. Активы тут очень интересные, есть несколько типов тех же акций, они довольно интересно работают. Самое крутое — поле с рынком. Активы действительно отличаются. Недвижимость берут ради доходности, а вот акции стоит покупать, чтобы успеть из сбросить в момент наивысшей стоимости. Оно конечно всё примитивно, но увлекает. Жена после игры ударилась в сетевые биржи и торги, появился интерес.
А вот всякие карточки с событиями/персонализированными атаками, мало того, что авторская импотенция, ещё и несбалансированы. Одна может переставить кубик на другую грань, а другая — выставить любой сезон. Одна карта отнимает 1 Вонгу (местная валюта), другая позволяет получать весь доход из казны другого игрока.
А без этих карточек выиграет просто тот, кому зашла рука, т.к. сами решения в игре довольно очевидны, если не брать в расчёт ураган хаоса из-за событийных карт.
Плюсы-Минусы
+ Экономический симулятор для подростков
+ Простые правила
+ Недорогая игра с популярной механикой (Манчкин)
— Спорное оформление
— Много рандома
— Прямая агрессия, не для обидчивых
Итог
В целом, как игра это типичный проходной Take That со спорным артом, коих сотни тысяч. Но с точки зрения популяризации современных экономических инструментов не уступит всяким Cashflow или LibertEx.
Первая редакция определённо привлекательнее выглядит!
Абсолютно согласен с автором, играть второй раз в игру совсем нет желания, вот прям совсем… Не знаю как там с экономической «состовляющей» у Cashflow или LibertEx, но у этой она такая, что сгодится только для самых маленьких (на мой взгляд).