За отчётную неделю сыграно всего 2 партии. Обе – в «Кубу»:
Cuba Libre –
Осваивать новую сложную настольную игру – это как учить иностранный язык только ради того, чтобы прочитать на нём одну-единственную книгу. Приходится тратить время, прилагать усилия, что-то читать, запоминать, а впереди – неизвестность. А ну как выучишь, освоишь, а результат не понравится? Только в случае с иностранной литературой всегда можно взять другую книжку на изученном языке. С настольными играми этот номер не пройдёт, если ты долго осваивал правила новинки, а она не понравилась, считай, всё зря. Усилия пропали впустую. Так что Cuba Libre – тот ещё номер. Сложная игра, для которой ещё и 4 человека за столом желательно собрать. И не факт, что все останутся довольны. Но хочется попробовать.
Задача непростая. Взять хотя бы тематику. Кубинская революция 1956-57 годов. Казалось бы, Фидель Кастро, Че Гевара, команданте, все дела. Однако тема – не самая близкая среднестатистическому россиянину. Скажем, многие ли знают, что у товарища Че была конкурирующая революционная группировка под названием студенческий директорат? А это, между прочим, одна из действующих в игре сторон.
Ещё нюанс. Игра рассчитана на 4 человек. В ней 4 стороны: правительство, движение 26 июля (революционеры под руководством Фиделя), революционный директорат (другие революционеры из числа антиправительственых студентов), и синдикат (бендиты-мафиози). И у каждой стороны свой набор действий. Вот засада. Обычно когда показываешь товарищам новинку, приходится объяснять одни и те же правила на всех. А тут для каждого будет свой кусочек. Правда, у синдиката, 26 июля и директората частично действия совпадают, но всё равно, у каждой стороны своя специфика.
В общем, выглядит всё достаточно сложно. И опыт не особо положительный имеется. Год назад попробовали разложить с товарищем эту игру и сделать несколько ходов по изложенному в правилах примеру партии. Механически всё получилось, т.е. мы переставляли фишки по полю полностью соблюдая правила, только не осознавали при этом зачем всё это делается.
Ко второму подходу пришлось подготовиться серьёзнее. Сперва для каждой фракции сделал памятки по действиям. Такие таблички, где всё-всё-всё расписал текстом, что и как выполняется. Потом наткнулся на BGG на улучшенную версию, где упор сделан не на текст, а на картинки. Так получилось нагляднее, прям нарисовано как, куда и откуда можно двигать фишки.
Решил воспользоваться этими памятками. Но они-то на английском! Здравствуй, графический редактор. Нужно сесть и кропотливо это всё перерисовать-перевести. На 5 листов (по одному на каждую фракцию и ещё один общий) ушло чуть более месяца. Время приходилось выкраивать вечерами. Зато результат понравился. Во-первых, в процессе перевода сам более-менее изучил действия всех фракций. Во-вторых, пришло осознание, что по большому счёту тут есть правительство, у которого свои действия, и есть три другие фракции, которые по базовым показателям похожи друг на друга. Отличаются, конечно, но не так сильно, как казалось. В-третьих, на русском, конечно, получилось всё наглядно и понятно. Такая памятка должна была стать хорошим подспорьем в освоении игры и объяснении правил товарищам.
Наконец, чтобы закрепить пройденный материал, отыграл сам с собой пробную партию целиком и полностью. В этом помогли правила. В них описывается специальная стартовая расстановка, вплоть до того в каком порядке первые карты надо разместить сверху колоды. И первые несколько ходов с комментариями на тему почему выполняется именно то или иное действие. Вот я играл, играл по шпаргалке, а потом дошёл до момента, где написано: «А теперь дальше сами». И продолжил. За все 4 фракции. За каждую честно отыгрывал в меру возможностей. За три вечера управился. Садился после работы и час-полтора времени уделял Cuba Libre.
В общем, мне показалось, что можно звать товарищей. Вечерком собрались втроём, четвёртый обещал подтянуться позднее. Но это не беда. В Cuba Libre есть замечательный механизм ботов! Если какого-то игрока нет, за него можно делать ходы в автоматическом режиме пользуясь несложным алгоритмом.
Объяснение правил получилось объёмным. Время не засекал, но под конец ощущал, что ещё немного и начну хрипеть. А такого, пожалуй, со времён объяснения Eclipse не повторялось. Но, главное, вроде получилось. Удалось донести до товарищей основные исходные данные. Что отыгрываем исторические события на Кубе 1957-1958 годов, когда за власть на острове боролось сразу несколько группировок.
Действие разворачивается на поле с изображением острова. Он поделён на регионы и в каждом есть 2 основных показателя. Первый – это «контроль». Тут всё просто, у кого больше фишек в территории, тот её и контролирует. Второй – это настроения населения. Оно может меняться по 5 позициям, от очень проправительственного до активно-оппозиционного. Отношение к власти не зависит от контроля и определяется совсем иначе. Условно, территория может быть под контролем правительства (туда нагнали войск) а местное население всё равно настроено за оппозицию.
Вокруг этих двух позиций – контроль и настроения населения – и построены условия победы. Так, правительство заинтересовано только в том, чтобы его поддерживало население. У активной оппозиции (движение 26 июля) задача ровно противоположная, ему нужна оппозиция. Есть ещё одно оппозиционное движение, студенческий директорат. Он выступает третьей силой, и ему нужны две вещи, контроль территорий и умеренные настроения населения. По контролю директорат вступает в противоборство со всеми фракциями, по настроениям – подыгрывает то правительству, то оппозиции в зависимости от ситуации. Наконец есть ещё зелёные, это мафия, преступный синдикат. Ему плевать на политические воззрения людей, главное – зарабатывать деньги. Условие победы синдиката – построить достаточное количество казино. У него есть небольшой интерес, чтобы контролировать территории с игорными заведениями (потому как в противном случае выручку отжимают власть держащие), по ходу партии синдикат может ситуационно вступать в союзы со всеми фракциями.
Ну а дальше идёт ещё миллион нюансов, касающихся основных механик. Как действуют фишки всех фракций, каким образом устроены ходы, как работает колода событий и т.п.
В целом игра выглядит так: на острове образуется как бы несколько горячих точек, регионов где идёт борьба между фракциями. Либо за контроль территории, либо за политические взгляды. Каждый старается вырваться вперёд, периодически выбирая между тем, что выгоднее: совершить какое-то базовое действие, либо разыграть событие с карт, которые вскрываются из общей колоды.
Под конец партии наблюдается ситуация, когда на победу могут претендовать сразу несколько человек, либо лидеры сменяются последовательно. Как правила кто-то один вырывается дальше остальных, после чего против него все объединяются и выносят. Потом первое место переходит к другой фракции, и тут уже она обнаруживает, что все ополчились на нового претендента на выигрыш. И так далее.
Существенную роль играет общая игровая колода, из которой каждый ход вскрывается новая карта с событиями. Они бывают как условно хорошие, так и не очень не очень, некоторые способны отбросить игрока на ход-два назад. Но события всегда видны заранее, и в игре предусмотрена возможность сделать так, чтобы плохое событие обошло тебя стороной.
Свою первую ознакомительную партию мы не доиграли до конца. Начали около 10 вечера, закончили в половине второго ночи. Три с половиной часа с объяснением правил, всё-таки, многовато. Но есть надежда, что дальше пойдёт быстрее, тем более, что в следующий раз мы попробуем специальный сокращённый сценарий на час-полтора.
Победителем из нашей партии вышел синдикат, что не удивительно. У него, считай, выигрыш происходит по таймеру. Он постепенно строит, строит свои казино, и, наконец, создаёт их столько, сколько нужно. Плюс синдикат выглядит самой безобидной фракцией. Ему особо нечего делить с остальными, да и фишек бойцов сильно меньше, чем у всех остальных игроков. Вероятно тут срабатывает эффект, подобный тому, что мы наблюдали в первых партиях в «Генерала» про холодную войну с Третьими странами. Ковыряется там в стороне какая-то малявка, большие дядьки не обращают на неё особого внимания, а она постепенно развивается, и когда её замечают уже сложно что-то сделать и успеть осадить, остановить её на пути к победе.
Первоначальное мнение таково – игра сложная, игра большая. Мой интерес к ней пока основан не на том, что в ней есть какие-то супер-инновационные механики или крайне интересные решения. Это как бы проверка, а способен ли я ещё осваивать подобные комплексные настолки. По всему выходит, что да. Плюс мы осознаём, что для освоения такой большой игры одной партии недостаточно, поэтому обязательно будем играть ещё!
Отлично, нишевые, но интересные игры.
ждём продолжения освоения=)
помнится пакспамир так и ушел на покой сразу после нескольких партий (он попроще был)
Юра, не сдавайся, не так страшен черт. Да и Cuba Libre — самая простая игра в COIN-серии. После освоения основных механик игра пойдет быстрее и раскроется, как это всегда и бывает.
Интересная игра. Спасибо!
спасибо за обзор, поделитесь памятками?
@ak_
Pax Pamir куда более абстрактный и неподъёмный. Куба, всё же, как-то проще идёт. Тут к полю конкретная привязка, игра за счёт этого воспринимается легче.
@wil_low
Да, чуть позже выложу.
@gazza
Вроде освоились. Пока остаётся одна существенная претензия. Концовка – это месиво, когда то один вырывается вперёд, то другой. И по очереди каждый огребает от всех. Вот этот нюанс не нравится. Как-то смазанно всё. Ощущение, что чтобы ты не делал, три других противника всё равно задавят. И побеждает тот, кому меньше наваляли.
Концовка а ля манчкин.
+ за отчёт о новой игре!
@hk
Да, чересчур вырываться вперед чревато. В A Distant Plain на этот счет предусмотрены специальные секретные фишки, которые напускают тумана, кому сколько не хватает до победных условий. Также не всегда получается за счет доступных действий и сложившейся ситуации воздействовать на того, кого нужно.
Юра, а где-то можно увидеть переведённые карточки фракций? Не пропадать же такому труду, надо и людям показать…
@hk
Юра, может и правда поделишься памятками?
@Crow
http://boardgamer.ru/cuba-libre-vsyakaya-poleznaya-vsyachina