В преддверии выпуска локализованной версии Seasons наш товарищ из Чехии Дмитрий Шугаев подготовил развёрнутый хвалебный обзор этой настолки. Материал получился что надо, потому что автор хвалит игру за дело, и видно, что он ею крайне доволен.
Опубликовано для компании Crowd Games
Вступление
Знаете, что в современном буме отечественных локализаций настольных игр я люблю больше всего? Вовсе не выход новинок в РФ одновременно с мировыми релизами (учитывая предварительные сборы средств, это меня, наоборот, скорее не устраивает), а издание на русском языке крутых и проверенных временем языкозависимых настолок. Ярким примером таких игр является настольная игра «Сезоны».
Коротко об игре
«Сезоны» — это фэнтезийная карточная игра с кубиками (а также с жетонами, личными планшетами игроков и даже небольшим полем) для 2—4 игроков. По легенде, это турнир величайших чародеев, сражающихся за титул нового архимага королевства. На протяжении сменяющихся времён года игроки получают энергию четырёх стихий, превращают её в кристаллы и призывают с её помощью разнообразные магические предметы и фамильяров, стараясь заработать при этом как можно больше очков престижа.
«Сезоны» вышли благодаря французскому издательству «Libellud» (подразделение «Asmodee», подарившее миру знаменитый «Диксит») и за последующие годы были изданы в большом количестве стран на девяти языках.
Это лучшая игра французского автора Режи Боннессе, на сегодняшний день уверенно входящая во вторую сотню рейтинга стратегических настольных игр и общего рейтинга главного настольного портала BoardGameGeek.com. Сюжет другой известной игры этого автора, «Lords of Xidit», разворачивается с «Сезонами» в одном мире — магическом королевстве Ксидит. А последняя прошлогодняя новинка этого автора, «Dice Forge», тоже стала заметным событием в мире настольных игр.
Краткий пересказ правил
В начале партии игроки с помощью закрытого драфта выбирают себе по 9 карт способностей, после чего делят их на три равных набора: первые три карты добавляются в руку, остальные две стопки становятся доступны после того, как маркер игрового времени пересекает отметку второго и третьего года соответственно.
В начале каждого раунда бросаются кубики сезонов, соответствующих по цвету текущему игровому времени года. В зависимости от выпавших на гранях символов, кубики дают игрокам различные бонусы: жетоны энергии, победные очки, активацию возможности обменивать жетоны энергии на кристаллы (ПО), возможность взять карту способности из колоды или увеличение текущей силы призыва игрока, определяющей максимально допустимое число карт способностей, разыгранных у игрока. Все игроки выбирают себе по одному кубику, после чего поочерёдно получают право хода.
В свой ход игрок сперва получает бонус(ы) от выбранного им кубика, после чего может совершить любое количество доступных ему действий. Это может быть розыгрыш карт, активация их эффектов и кристаллизация энергии.
Жетоны энергии и кристаллы. В игре представлены четыре вида жетонов энергии. Энергия необходима для оплаты стоимости карт и превращения её в кристаллы — очки престижа. В резерве игрока не может быть более 7 жетонов энергии. Если в результате действия у игрока становится больше 7 жетонов энергии в резерве, он должен оставить себе только 7 из них.
Для того чтобы превращать энергию в кристаллы, игрок должен иметь активированную способность кристаллизации в свой ход. Редкость и ценность каждого вида энергии меняется в зависимости от текущего времени года.
Карты способностей. Для того чтобы выложить новую карту с руки на стол, необходимо иметь достаточную силу призыва и заплатить указанную на карте стоимость в жетонах энергии и/или кристаллах. В игре встречается полсотни различных карт, каждая из которых представлена в колоде двумя экземплярами. Каждый из 50 эффектов уникален, но все они делятся на три основных типа действий: немедленные, постоянные и активируемые.
Именно на пестроте и многообразии сочетаний эффектов карт и зиждется основная игровая механика «Сезонов». Карты позволяют делать всё, что только можно себе представить в рамках правил игры: получать кристаллы, энергию, карты, всевозможные скидки и бонусы, брать, разыгрывать, сбрасывать, обменивать, кристаллизировать, доставлять неприятности оппонентам, перебрасывать выбранный вами кубик и даже передвинуть маркер времени года… В общем, вау!
Стартовая сила призыва игрока равна 0 и может быть прокачана максимум до 15. Каждая выложенная карта приносит её владельцу определённое количество очков престижа в конце игры (в зависимости от силы эффекта карты это может быть 0 или даже отрицательное значение). Количество карт в руке игрока не ограничено, но за каждую несыгранную карту в конце игры полагается штраф.
Кроме того, в свой ход игроки могут воспользоваться бонусами планшета. Действия этих бонусов дают дополнительные преимущества, но приводят к потере очков престижа в конце игры. В течение всей партии игрок может использовать не более 3 бонусов.
После того как активный игрок совершит все свои действия, ход переходит к следующему игроку. Когда все игроки сделают свои ходы, маркер времени передвигается вперёд в зависимости от значения на оставшемся кубике, после чего наступает новый раунд. Если маркер времени пересёк отметку начала второго или третьего года, все игроки добавляют себе в руку отложенную ими в начале игры вторую или третью стопку карт соответственно.
Финальный подсчёт очков начинается после окончания третьего года (12-го сезона). К количеству кристаллов, полученных по ходу партии, добавляются очки престижа с разыгранных игроком карт способностей, вычитаются возможные штрафы за оставшиеся на руке карты и использованные бонусные действия, после чего определяется победитель партии.
Сложность игры
Несмотря на тесную взаимосвязь всех игровых элементов, структура правил составлена очень грамотно и доходчиво, благодаря чему правила читаются легко. Но, если вам кажется, что 16 страниц текста — это много, на Ютубе есть парень Родни Смит, который объясняет правила «Сезонов» от А до Я за 13 минут (правда, по-английски): https://youtu.be/RVEY-dxcSU0.
Основная сложность вхождения для новичков заключается в необходимости иметь хотя бы приблизительное представление о 50 различных эффектах карт. Понимая это, авторы «Сезонов» разбили знакомство с игрой на несколько этапов «посвящения». Первое время предлагается использовать только первые 30 карт из 50. На начальном уровне (ученик чародея) также предлагается играть без фазы начального драфта карт, а для самых первых партий в целях обучения разработчики собрали четыре готовых стартовых набора.
Второй аспект, немного повышающий рейтинг сложности/комплексности «Сезонов», — это большое количество очков престижа и необходимость их непрерывного начисления по ходу игры. Участники игры получают кристаллы (они же победные очки) по нескольку раз за ход, а в продвинутом режиме игры — возможно, ещё и в ход соперника. Итоговый результат может доходить до трёх сотен очков, так что следить за всем этим вручную бывает утомительно. Ручная обработка данных, конечно, удлиняет время партии, но всё равно вдвоём вполне можно уложиться в час, а с опытом это время будет ещё сокращаться.
Цифровая (браузерная) версия
Моё знакомство с «Сезонами» началось на игровом онлайн-портале BoardGameArena.com — кстати, это был отличный способ попробовать игру, чтобы понять, насколько это вообще моё. В итоге я втянулся настолько, что наиграл в неё более тысячи партий и даже добрался до первой сотни в рейтинге. Стоит признать, что браузерная версия «Сезонов» сделана весьма добротно и удобна, прежде всего, тем, что избавляет игроков от необходимости следить за соблюдением всех нюансов правил и начислением очков. Благодаря этому онлайн-игрокам ничего не стоит «раскатать дуэльку» за 15—20 минут и тут же начать следующую — виртуальных оппонентов предостаточно, а процессор делает всю рутину за вас. Когда-то я даже считал, что «Сезоны» лучше в «цифре», но прошло время, игровой портал BoardGameArena.com давно заброшен, а коробка с «Сезонами» несмотря ни на что навсегда заняла почётное место в моей коллекции.
Количество игроков
Вы заметили, что один из самых популярных вопросов о настольных играх в комментариях (после великой троицы «почём?», «когда выдача?» и «будут ли допы?») — это «как она на двоих?»? И это понятно, ведь для многих настольщиков главной игровой ячейкой по ряду объективных и субъективных причин является их вторая половинка. Так вот, «Сезоны» идеальны для игры вдвоём. Вообще, на моей памяти это одна из лучших игр для двоих среди тех, в которые можно играть и б?льшим составом.
При этом надо отметить, что втроём тоже играется на «отлично». Большой плюс состоит в том, что игроку не нужно выбирать жертву негативных эффектов своих карт — они применяются сразу ко всем оппонентам.
Основная претензия для игры вчетвером состоит в том, что по сравнению с дуэлью время партии увеличивается почти вдвое. Учитывая насыщенность игрового процесса, это становится уже тяжеловато. С другой стороны, при наличии определённого опыта, не вижу никаких препятствий для того, чтобы потратить 2—2,5 часа на годную настольную игру вчетвером. В конце концов, по сравнению с партией в эпические «Сквозь века» полным составом (или любую другую настольную цивилизацию) это вообще цветочки.
За что я люблю «Сезоны»
Карты. Главный компонент успеха «Сезонов», как игровой, так и визуальный, — это 50 уникальных эффектов и иллюстраций карт магических предметов и фамильяров.
Получение бонусов от розыгрыша карт и в особенности их красивых комбинаций, сборка движков по получению энергии и добыче кристаллов — именно в этом и состоит вся соль «Сезонов». Знакомство с колодой, поиск удачных сочетаний, составление новых стратегий и контрстратегий может увлечь очень надолго и сделать каждую игру интересной и не похожей на предыдущую. А постепенное включение новых карт в игру (с 30 до 50) поможет не утонуть сразу же в огромном массиве возможностей.
Автором арта для игры является один из лучших современных иллюстраторов настольных игр — Найад, известный по работе над такими красивейшими играми как «Токайдо», «Big Book of Madness» и «Isla Dorada». Сейчас шикарное оформление настольных игр стало почти что стандартом, и именно «Сезоны» в своё время были одной из главных игр, задавших новый уровень качества в этом направлении. Полсотни шикарных и сочных иллюстраций делают «Сезоны» одной из самых красивых карточных игр. Иллюстрации хочется рассматривать подолгу: многие из них содержат немало мелких элементов, которые становятся заметными только при детальном рассмотрении.
Ну и отдельным пунктом (по сути, маленькой игрой в игре) стоит закрытый драфт карт, с которого, как с вешалки в театре, начинаются «Сезоны». Каждый раз вас ждёт динамичная сессия настоящих игр разума по набору сильной и сбалансированной руки, попыткам предугадывания приоритетов оппонента, составлению своих комбо и разбитию чужих. Без этой прелюдии игра теряет примерно треть своей привлекательности, именно поэтому надо обязательно пережить пару обучающих партий и поскорее перейти к варианту игры с драфтом. Если вы любите драфт хотя бы наполовину так же сильно, как я, уверяю вас: вы получите от «Сезонов» несомненное удовольствие!
Кубики. Вторая немаловажная составляющая успеха «Сезонов» — это игральные кости. Двадцать массивных кастомных кубиков — не единственная, но одна из важных причин, по которой настольная версия побеждает цифровую. Я с лёгкостью променял удобство автоматического начисления кристаллов на возможность собственноручно кидать эти яркие большущие кубы.
Кубики дают игрокам основные бонусы и драфтятся в открытую в начале каждого раунда, что само по себе очень увлекательно — при выборе постоянно учитываешь не только то, что выгоднее всего тебе, но и оппонентам. Также мне очень нравится, что кроме бонусов выбор кубика влияет на смену времён года и скорость игры в целом — таким образом, не востребованные игроками кубики сезонов задают длительность партии. По-моему, это отличный пример элегантно вписанного в основной игровой процесс элемента.
Выпавшие кубики, наряду со случайностью прихода новых карт, добавляют необходимый в таких играх элемент непредсказуемости, без которого «Сезоны» бы потеряли изрядную долю своего обаяния.
Игровой ритм «Сезонов» точно нельзя упрекнуть в монотонности. Бывают партии, когда в дебюте ещё неокрепший чародей выжидает и несколько ходов не делает ничего, кроме выбора кубика, просто накапливая энергию и увеличивая свою силу призыва. В то же время, по мере увеличения силы магов, игра становится всё более насыщенной на события, и в итоге любой ход может просто взорваться от оглушительного количества действий, разыгранных карт, комбинаций и количества полученных кристаллов. Концовка, как правило, тоже бывает довольно яркой и сопровождается напряжёнными попытками игроков выжать напоследок максимум из накопленного игрового арсенала.
Планирование и приспосабливание. Мне нравится баланс стратегичности и случайности в игре. Необходимость как планирования, так и приспосабливания к возникающим по ходу партии условиям представлены в «Сезонах» в хорошо выверенных пропорциях. Да, иногда может просто откровенно не повезти, но в целом рандом находится на уровне, оставляющем менее опытному игроку шансы победить фаворита. Всё как в популярных видах спорта, а ведь большинство из них любят именно за это.
После множества партий и изучения большинства связок карт и основных стратегий именно то, что всё может пойти не так, как изначально планировалось, и заставляет меня играть в эту игру снова и снова. Это делает «Сезоны» игрой о противостоянии не только соперникам, но и не всегда благоприятным обстоятельствам. Именно удачное сочетание этих двух элементов вместе с непредсказуемостью результата и делает «Сезоны» классной игрой.
Синергия. Главный кайф игры заключается в сплетении всех элементов (кости, карты, энергия, кристаллы) воедино. Все компоненты прекрасно дополняют друг друга и создают целостную картину. Игра прекрасно отлажена и отшлифована и является для меня практически идеальным примером баланса стратегии и случайности в карточной игре.
Что может не понравиться
Кроме уже отмеченной выше относительной сложности вхождения из-за необходимости знания колоды, утомительности постоянного подсчёта очков и невозможности играть большой компанией, также стоит упомянуть присутствующий в игре элемент «take that», в простонародье — прямого подгаживания сопернику. По себе знаю, что не все любят эту механику в настольных играх, особенно когда чаще всего приходится играть со своей второй половинкой, с которой ещё потом жить. Справедливости ради надо сказать, что в «Сезонах» этот компонент присутствует в облегчённом виде — вообще сражения магов вполне могли бы проходить и в гораздо более агрессивном формате. Но авторы, как мне кажется, намеренно уменьшили уровень прямой конфронтации, так что в итоге получились не битвы, а скорее показательные выступления с демонстрацией личного мастерства и подспудными лёгкими уколами соперника.
Кроме того, основные карты с элементом «take that» сосредоточены в колоде архимага (31—50 — я насчитал их около трети), а на среднем уровне сложности (1—30) такие карты составляют не более 10 %. Но всё же парочка эффектов может иметь весьма неприятные последствия. Помните об этом перед тем, как садиться за «Сезоны», как и о том, что это хоть и сражение, но в конечном счёте всего лишь игра.
Вскользь о дополнениях
В жизни не держал в руках ККИ «Magic the Gathering», но в плане игрового процесса определённые параллели «Сезонов» с «Мотыгой», несомненно, просматриваются. Вот только к «Сезонам» не нужно бесконечно докупать новые бустеры. Вообще у игры есть два дополнения (которые, зная традиции Crowd Games поддержки выпущенных ими игр, вполне вероятно, со временем тоже появятся на русском языке), но для играбельности базы они совершенно необязательны. Новые карты станут прекрасным подарком фанатам «Сезонов», как минимум, существенно расширив арсенал способностей и число комбинаций, но, поверьте мне, и возможностей базовой игры вам хватит очень и очень надолго.
Заключение
Я считаю, что «Сезоны» — это нетривиальная игра с шикарным оформлением, отличным, но не перенасыщенным игровым процессом и высокой реиграбельностью. Её выход на русском языке сравним для меня с тем кайфом, когда в родной город наконец-то приезжает с концертом твоя любимая зарубежная рок-группа. Ведь несколько лет назад о локализации этой игры можно было даже не мечтать. А теперь — вот она: на родном языке, в оригинальном качестве и по привлекательной цене. И, конечно, отдельный респект издателю от обладателей зарубежной версии за возможность заказать русскую колоду карт.
И ещё, знаете, что для меня является лучшей рекламой любой настольной игры? Это когда, сделав добротный PnP или поиграв в качественную и удобную цифровую версию, ты потом всё равно покупаешь коробку с этой игрой себе в коллекцию. На таких коробках можно ставить знак качества, и настольная игра «Сезоны» однозначно относится к таким.
Круто! Игра отличная.
Игра вроде неплохая, но фиолетовый заяц и подобные ему персонажи отпугивают