Карета к Замку Дьявола. Обзор игры

Есть такая небольшая игрушка «Карета к Замку Дьявола». Известна давно, с некоторых пор издаётся и в России, но вот чтобы прям про неё как-то было особенно слышно, такого нет. А Зордок, меж тем, считает её очень удачной настолкой для компании. Правда, при соблюдении ряда условий. Игроков должно быть строго 6 или 8, и все должны быть готовы сыграть в компанейскую настолку где на карточках прилично текста. 

Карета была одной из моих первых игр, небольшая порваная коробочка ещё лежит на полке, немецкий язык, маленькие карты, первое издание. Die Kutschfahrt zur Teufelsburg значилось на обложке. Про bgg мы тогда ещё не слышали, а вот зарубежные магазины уже бороздили. «В Кушфарт будешь? Буду!», так оно было на заре увлечения настолками, когда клубы были маленькими, а трава зелёной.

Как и само знакомство с игрой, обзор я мог написать ешё несколько лет назад (2 или даже 3), когда получил игру от Гаги для статьи в блоге. Так что это мой самый старый должок. Если не считать статью для Звезды про детскую игру с обезъянками, которая была бракованой (не блогерский экземпляр! шутка).

Да, это один из первых современных патигеймов, с которыми познакомились настольщики в России. Практически культовая в своё время игра, давайте (наконец) разберём, что же это за зверь. И если вы ещё не играли, пропустили или не слышали, можете прикинуть, стоит ли это делать.

Есть такое маленькое немецкое издательство Adlung Spiele. Их основная фишка — выпуск карточных игр в очень маленьких коробках. Коробки на деле не очень удобные, они рвутся, мнуться, быстро приходят в негодность, ничем не лучше картонных коробок от МХ с язычком для держателей у касс. Настоящие карманные игрушки, ещё до всяких этих ваших корейцев. Ну и они стабильно выпускают пару настолько проходных и никаких игр в год, что даже на BGG те собирают 4-5 голосов (видимо, от сотрудников издательства).

Но издательство я очень люблю, т.к. оно выпустило те самые две игры. Это наш сегодняшний пациент, и игрушка Palastgefluster, то есть Дворцовые Интриги, хорошая известная питерским гикам как hidden gem, настоящее доказательство существования взаправду этого явления (ну когда игра с рейтингом ниже 7 является шедевром, но никто об этом не знает кроме тебя и твоей мамы).

Издательство примечательно ещё и тем, что ни одна из более чем сотни их игр не получила средний рейтинг на BGG выше 7 баллов. Я не говорю о позиции топ-что-нибудь или рейинге BGG с этими вашими байесовыми оценками. Игры стабильно «ок», и этот факт подтолкнул меня в своё время на проверку филлеров и выводу о том, что филлеры на BGG стоит смотреть от 6 баллов, а не от 7, как я делаю с любыми другими играми. (Небольшая ремарка — в последние годы от 7.3 с оценкой минимум от 1000 участников).

Но под крылом Adlung вышли Meuterrer, Verrater (Мятежник и Предатель), очень любопытные игры немецкой школы, ещё когда там были эксперименты, и никто не был помешан на расстановке рабочих и обмене шила на мыло в погоне за победными очками.

Так, но давайте к теме. Карета — это патигейм со скрытыми ролями по типу Мафии, но без бурных обсуждений «у тебя ус отклеился». Скорее в духе БСГ (Battlestar Galactica), но только тут все сайлоны, разве что разных фракций. Антураж совершенно безумный — мы все сектанты и едем в большой карете (дилижансе?) к замку дьявола приносить ему в жертву девственниц, кур, петухов, навоз, ну и авторов плохих настольных игр. И вот мы решили избавиться от соперников, но одна беда — неизвестно, кто есть кто. Механически в игре нужно собрать средь братии определённые предметы и открыто объявить об этом, назвав себя. Ошибка карается смертью (проигрышем всей команды).

Каждый игрок получает себе карточку принадлежности к секте Братства Правдивой Лжи или Ложе Открытых Секретов. Хранит её в тайне. Так же все получают по одной карте из колоды предметов, затем, чтобы ключевые предметы в игре — саквояж и часть квестовых (кубок и ключ) уже были на руках. Игрокам ещё раздаются профессии — бумажки с неким свойством, часть из которых отрабатывает в момент вскрытия профессии, а часть действует постоянно.

Есть механики получения новых профессий, закрытия старых и т.п.

В свой ход игрок либо смотрит руку соперника (нам показалось это бесполезным действием, но возможно это для профи в игре), либо атакует его, либо обменивается предметами. Обмен — ключевая механика игры. Когда ваш предмет соглашаются принять, вы выполняете бонус, написанный на нём. Часто это получение новых, неожиданных в своих эффектах, карт из колоды.

Если предмет отклоняют, то в качестве компенсации игрок получает маркер боя. Если игрок напал на другого игрока, то все остальные сектанты после совещания обязаны присоединиться к одной или другой стороне. Тут в ход идут всякие боевые штуки: пистолет, отравленое кольцо, профессии и те самые маркеры атаки/защиты. Кто побеждает, тот либо смотрит у соперника его принадлежность к секте, либо забирает предмет с руки. При ничье атакующий берёт предмет из колоды.

В целом всё, но нюансов много. Например, лучшее число игроков — 6 или 8. На нечётное число вводятся странные правила, когда одной стороне легче победить, т.к. у них меньше предметов. Есть ещё специальное кольцо, которое позволет победить вообще одному, если собрать такие предметы и кольцо у себя. Впятером и менее играть откровенно не получается, скучно и не то.

Игра хорошо идёт в компании на 6/8 человек, если все готовы к играм с правилами, но вот решили разложить патигейм. Иначе сложно. Т.к. на картах есть текст, это сильно упростило игру с русской коробкой, нежели, то, что я пытался состряпать с немецкой и листом подсказок. В игре есть и прямое взаимодействие, и переговоры, и место для блефа, и некий движок с картами предметов.

С другой стороны, постепенно карты распределяются неравномерно у игроков, плюс часть игроков знает информацию, или о них знают, а часть сидит совершенно в тени. В общем, вердикт примерно такой — игра хорошая, особенно для своего года выпуска (2006 там), но я не уверен, что она выдерживает проверку временем, ведь в той же категории есть игры более интересные, например Secret Hitler или Shadow Hunters. С другой стороны, первую практически невозможно достать, а второй нет на русском (а текста там ух!). Ну и стоят они в разы дороже. Так что выбор, это хоршо. А вот вам моё резюме ниже.

Понравилось:

  • отличный арт, хорошее качество всех компонентов
  • небольшая коробка
  • оригинальный процесс
  • игра для гиков
  • дешёвая (~ 600 рублей новая на время написания статьи)
  • много не-пати механик: профессии, предметы, сбор коллекции, атака

Минусы:

  • сложна для патигейма, требует несколько партий для понимания
  • основной процесс — скрытный обмен между игроками — не является чем-то интересным или интерактивным для остальных участников
  • идёт больше часа
  • требует чётное число игроков либо 6, либо 8

Coach ride to Devil's Castle, Обзоры



Похожие записи
  • No related posts
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.