Уже достаточно давно я понял, что такое настольная игра про зомби. Это не та игра, где формально присутствуют живые мертвецы, есть какие-то иллюстрации с зомби и так далее. Это игра, где воспроизводятся типичные ситуации для жанра, знакомые многим по кинофильмам. Вот группа героев спасается от толпы мертвецов. Вот персонажи ищут какое-то оружие и полезные предметы. Вот помогают друг другу убежать от превосходящего количеством противника. Как минимум желательно, чтобы в игре про зомби были вот эти вещи. Тогда, как показывает опыт, процесс захватывает, и играть становится интересно.

Но бывают и другие случаи, когда игра – она как бы про зомби, но на самом деле нет. И сегодня мы поговорим как раз о такой настолке. Escape: Zombie City. Настольная игра про спасение от живых мертвецов в реальном времени, сделанная на механике игры Escape: Curse of the Temple, где, никакими живыми мертвецами, вообще, и не пахло и надо было исследовать заброшенный храм. Давайте посмотрим, насколько эта Zombie City хороша.

Традиционно начнём с компонентов. В коробке с игрой, а она, кстати, типичная большая квадратная a-la Ticket to Ride, лежит вот что: стопка больших картонных квадратов, из которых формируется игровое поле, колода карт, гора кубиков с нестандартными символами на гранях, деревянные фигурки игроков, куча фигурок-зомби и мешочек, откуда их надо доставать. Все компоненты хорошие, качественные, хотя схематичные фигурки игроков и зомби в виде картонок в пластиковых подставках, в сегодняшних условиях как-то уже ожидаешь, что это будут миниатюры.

Что касается игрового процесса, перед нами игра в реальном времени с механикой набрасывания нужных символов на кубиках. Кубики – главный элемент игры, и именно на них всегда сосредоточено внимание игрока. Чтобы выполнить любое действие нужно сперва выбросить на кубах нужное значение, вот и выглядит со стороны всё это соответствующим образом – все сидят и кидают кубики, периодически кто-то что-то делает, и снова возвращается к своим кубам.

С помощью кубиков надо будет делать вот что: исследовать местность, бегать, искать предметы и драться с мертвецами. В начале партии на столе лежит лишь небольшой кусочек игрового поля, формируемый из нескольких картонных фрагментов, в центре располагаются фигурки игроков. Затем надо будет открывать новые участки, двигаться по ним, и, самое главное, искать полезные вещи.

Хотя это громко сказано. Вещи – это просто вещи, пользы от них никакой нет. Цель игроков – найти нужное количество предметов, а потом сбежать из города. Сами предметы не дают никаких свойств, их нужно отыскать, а затем принести на стартовый участок, условную базу. Разыскать их можно в некоторых ключевых локациях, а сами эти локации тоже ещё только предстоит найти.

С исследованием территории связано появление живых мертвецов. Они могут появляться в игре каждый раз, когда открывается новый кусочек игрового поля. Когда кто-то исследует местность нужно вскрыть карту из колоды, и на ней будет указано одно из двух – либо появляется новый зомби, либо нужно передвинуть тех, что уже есть на поле. Двигаются мертвяки всегда по траектории к центру поля, стремясь забраться в базу игроков. Их желательно перехватывать по пути и уничтожать, потому что если до цели доберётся некоторое количество зомбей, игра будет проиграна.

Вот, собственно, так всё и происходит. Кидаем кубики, открываем участки поля, выставляем туда мертвяков, периодически двигаем их, сами разыскиваем ключевые локации и тащим оттуда на базу предметы. Всё, да не всё. Это дело происходит не просто так, а под музыку! Каждая партия начинается с запуска специального музыкального трека продолжительностью 15 минут. Это не только музыкальное сопровождение, но ещё и таймер. Когда музыка закончится, игроки проигрывают. Так что победить надо успеть за отведённые 15 минут. И это ещё не всё. На треке будет несколько специфических прерываний, когда по тревожному сигналу надо бросить всё и бежать на базу. Кто не успеет за отведённое время, получает ощутимый штраф. Поэтому музыка – важная составляющая игры.

Осталось ещё раз подчеркнуть, что всё-всё-всё в игре делается именно с помощью комбинаций символов на кубиках. Хочешь открыть новый участок поля – выброси такие-то символы. Хочешь убить зомби – нужна такая-то комбинация. Чтобы найти нужный предмет – вот такая. Но на самих кубиках есть ещё и чёрная метка. Если у вас выпало это значение, такой кубик блокируется. Разблокировать его можно, если вы выбросите оранжевую грань. И – это важно – если рядом есть зомби, оранжевая грань не работает. Так что напряжение в игре создаётся не только звуком, но и периодическими неудачными бросками.

Вот что хорошего вижу в Escape: Zombie City

Игра простая и доступная. Механика у неё крайне доступная. Фактически это одна из тех игр, за которые можно сажать и не-настольщика. Дал в руку кубики, объяснил, что нужны такие-то комбинации, и всё. Кидай да выполняй!

Местами игра напряжённая. Звуковое сопровождение создаёт атмосферу здоровой тревожности. Когда раздаётся гонг и надо спасаться на базе, звучит прямо очень напряженная музыка и ощущается угроза. Да и в целом фоновый звук – это плюс само по себе.

Настраиваемая сложность. Самый первый сценарий в игре крайне простой. Выиграть в нём можно без затруднений и, наверное, проиграть довольно-таки непросто. Но всего сценариев 5, плюс в правилах есть варианты как дополнительно усложнить себе жизнь, так что даже если кто-то научится щёлкать сценарии как орехи, всё равно Zombie City способна будет предложить варианты, когда победить не так-то легко.

Быстрые партии. В нынешних условиях полноценная партия за 15 минут – это большой плюс. И вроде как и не филлер, а что-то осязаемое, большое, в привычной полноформатной коробке. Ну и за счёт коротких партий можно спокойно сыграть пару раз подряд.

Но есть в игре и минусы, о которых нельзя не упомянуть

Тема натянута на механику. Никакими живыми мертвецами в процессе не пахнет. Предметы не дают ничего самим игрокам. Персонажей никак нельзя прокачивать, с чем начал партию, с тем её и закончишь. Другие зомби-игры приучили к хорошему, а тут такого нет.

Слабо ощущается кооперативный формат. Тут надо сделать отступление. Дело в том, что в Zombie City нужно делать то же самое, что и в игре-прародительнице Escape: Curse of the Temple. Мы бегаем по локациям и набрасываем на кубиках нужные значения. Но есть один нюанс. В Zombie City самая сложная комбинация составляет 5 кубиков. Это ровно столько, сколько есть на руках у игрока, то есть даже самый сложный участок игры можно пройти в одиночку.

В Curse of the Temple нередки случаи, когда нужно собрать комбинацию из 7-10 символов, что заставляет игроков кооперироваться и выполнять задания группами по 2-3 человека. Это куда сильнее толкает на взаимодействие. К слову, подобные групповые задания появляются в первом же дополнении для Zombie City.

В этот же огород летит ещё один камень. Если в Zombie City у игрока заблокировались все 5 кубиков, не нужно ждать помощи от товарища, чтобы он подбежал к тебе и выкинул оранжевый символ на кубике. Достаточно просто получить небольшой штраф – вскрыть карту и активировать зомби – и вот уже все твои кубики к тебе вернулись. В Curse of the Temple застрявшего игрока обязательно должен был спасти другой, и это мне нравилось больше.

Концовка с побегом на мини-фургоне. Когда найдены нужные вещи, для победы в Zombie City игроки должны спастись из города на микроавтобусе. Это как-бы небольшая мини-игра, все фишки игроков заменяются фигуркой микроавтобуса, который должен добраться до участка поля с выездом из города. Всё то же самое – мы набрасываем нужные комбинации для движения и убийства зомби (которые теперь становятся обязательными) и должны добраться до выезда пока не закончится саундтрек. Это как небольшой кусочек игры по чуть-чуть изменённым правилам, который я бы не сказал, что идёт ей на пользу.

Плюсов немало, но и минусов получается достаточно. Пока мы сыграли не так много партий, поэтому окончательное суждение выносить рано, но предварительные впечатления таковы, что оригинальная Curse of the Temple нравится больше. Как-то зомби-тематика не пошла игре на пользу.

Любопытно, что с реальным временем и 15-минутным саундтреком есть другая игра про зомби, Zombie ’15. Вот она ощущается как хорошая игра про живых мертвецов. Там есть и поиск предметов, и взаимовыручка, и ощущается угроза со стороны зомби. Тут же мертвецы – это просто досадное препятствие, с которым нужно мириться и иногда приходится бороться, просто, чтобы расчистить себе путь. Зомби не могут тебя ранить, максимум могут задержать.

Но в целом игрушка неплохая. Любителям зомби-тематики можно рекомендовать осторожно смотреть в её сторону. Но по возможности лучше пробуйте обычную Escape: Curse of the Temple.