Журнал Forbes рассказал своим читателями о семи необычных настольных играх. В это число попали как достаточно известные настолки, такие как Twilight Struggle, Pandemic и Labyrinth: The War on Terror, так и те, названия которых я раньше никогда не слышал.
Fear and Loathing in Las Vegas
Эксперимент американского художника и дизайнера Джонатана Болдуина скорее является арт-объектом, чем полноценной настольной игрой. Впрочем, при наличии упорства и некоторых специфических связей можно устроить себе развлечение, достойное полноценного продолжения знаменитого романа Хантера Томпсона. В кожаном саквояже с надписью «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» скрывается удивительное путешествие по потаенным участкам человеческого сознания: большую часть содержимого составляют пузырьки, склянки и различные аксессуары, включая чашки Петри, ингаляторы и кубики сахара для абсента. Пузырьки и склянки разделены по категориям — депрессанты, галлюциногены, стимуляторы и так далее — и наполнены реалистичного вида муляжами указанных веществ. В принципе этого уже достаточно для увлекательной игры в «Набор юного самоанского адвоката» — но самое интересное впереди.
Игровое поле разделено на клетки трех цветов, которым соответствуют определенные игровые карточки: желтый — принимаешь указанное вещество, от довольно невинного кофеина до экзотического (но не запрещенного) 2С-Е; синий или красный — выполняешь специальное задание. «Синие» задания — на воздухе: например, пойти в супермаркет, найти самое чистое и блестящее яблоко и заявить об этом на весь торговый зал. «Красные» же выполняются на месте и тоже вполне невинны — запрограммировать видеомагнитофон или разговаривать в течение двадцати минут от третьего лица. Заданий вроде «вырезать на лбу букву Z» или «бросить купающемуся другу в ванну работающий магнитофон», по счастью, нет. Выигрывает тот, кто быстрее всех дойдет до последней клетки (кружка), желательно целым, невредимым и в полном рассудке.
Купить эту игру будет непросто — в первую очередь потому, что это концепт, ручная работа, которая существует в единственном экземпляре. Впрочем, те, кому не жалко $3500, могут напрямую обратиться к автору — именно за такую сумму Джонатан Болдуин периодически выставляет свою работу на аукционе eBay.
Life as a BlackMan
Картинка на коробке с игрой «Жизнь чернокожего» с первого же взгляда вызывает из глубин сознания расплывчатые образы Бивиса и Батхеда. Тупые смешки в их стиле продолжаются несколько первых ходов, но затем смолкают — затягивает.
Правила игры просты: вы — восемнадцатилетний негр, а задача — дойти быстрее других восемнадцатилетних негров до финальной клетки, символизирующей полную свободу и независимость от предрассудков. Путей несколько — гетто, армия, университет и Гламурвуд, аналог Голливуда. Пройдя через одно из этих полей, игрок попадает в Большую Америку, ту, что показывают по телевизору в сериалах и блокбастерах. Но даже здесь играющие не защищены от проявлений расизма и прочих неприятностей — иногда с самыми плачевными последствиями: карточки вроде «Ваш брат попал в тюрьму, заплатите $1000» или «Вам отключили свет, пропустите два хода» соседствуют с грустным сообщением «Вас убили в уличной перестрелке. Игра закончена». Тюрьма здесь, кстати, — отдельное игровое поле со своими приключениями. Кроме того, есть поле «Церковь», куда в любой момент игрок может обратиться за помощью.
Чак Сойер, создатель Life as a BlackMan, говорит, что многое в игре основано на его собственном опыте, а главная задача — показать, каково же живется чернокожему в современной свободной Америке. Впервые игра была выпущена в 1999-м году и имела заметный успех — за первые два месяца было продано более 10 000 экземпляров. Учитывая, что продавалась она только через интернет и небольшие магазины, без участия крупных ритейлеров, цифра действительно значительная. Сегодня Life as a BlackMan найти непросто, но в ближайшем будущем планируется переиздание, на которое уже сейчас можно оформить предварительный заказ.
Twilight Struggle
Толстенная инструкция, сотня карточек, в два раза больше игровых фишек и огромная карта мира — этот набор заставит вас спать по четыре часа в день. Twilight Struggle — это серьезная вдумчивая игра о противостоянии США и СССР в годы холодной войны: каждый ход должен быть тщательно продуман, а любое неверное решение приносит противнику существенное преимущество. Неудивительно, что средняя игровая сессия длится как минимум три часа.
Чтобы победить в Twilight Struggle, необходимо завоевать как можно большее влияние своей стороны по всему миру, не скатившись при этом в глобальную термоядерную войну. Влияние выражается в очках, причем очки за Западную Европу ценятся больше, чем за страны Африки или Южной Америки. Дуэль коммунизма и капитализма в лице СССР и США не подразумевает участия третьей стороны; поэтому страны Варшавского договора, Англия, Франция и Китай — всего лишь пешки, точнее, карты в рукаве главных противников (особенно показательна роль Китая, карточка которого по правилам игры каждый ход переходит от одного игрока другому). События в игре разделены по времени на три этапа и распределяются таким образом, что часто совпадают с подлинной хронологией холодной войны. И это неизменно вызывает бурю эмоций — одно дело читать про Карибский кризис в учебнике, и совсем другое — разыграть его своими руками. Волнующее впечатление глобальности происходящего и тесная связь с относительно недавними событиями помогли занудной, неприветливой и угрюмой Twilight Struggle забраться на первое место в топе BoardGameGeek — главного сайта по настольным играм — и получить множество профильных призов.
С 2005 года игра пережила три издания, последнее — «делюкс» — на сайте производителя стоит $55 и включает картонную карту мира (в предыдущих версиях она была бумажной и после пары схваток вашингтонских ястребов с коммуняками становилась совсем непотребной), дополнительные игровые карточки и пересмотренные правила. Правила эти, впрочем, не сильно меняют баланс в игре — по отзывам игроков, за СССР играть, как это ни парадоксально, гораздо проще. В России заказать игру можно на сайтах с небольшой переплатой.
Crunch
Небольшая компания Terrorbull Games существует с 2005 года и основали ее три молодых англичанина, обладающих помимо здорового чувства юмора еще и недюжинной смелостью. Отличительная черта придуманных ими настольных игр — злободневные темы и повышенная язвительность. Вот, к примеру, Crunch.
Эта вторая (и последняя на данный момент) полнометражная игра Terrorbull Games предлагает игрокам погрузиться в мир наживы и чистогана: в роли крупных банкиров и глав финансовых корпораций совместными усилиями довести мир до финансового апокалипсиса. Манипулируя активами, рабочей силой и общественным доверием, игроки набирают как можно больше займов. Спустя некоторое время наступает кризис, и все участвующие должны покрыть займы собственными активами либо попросить помощи у правительства (если есть достаточный кредит доверия). Тот, кто не может сделать ни того, ни другого, объявляется банкротом. Но самое интересное, что главная цель игры не в том, чтобы избежать банкротства. Главное — это потуже набить свои собственные карманы. Игроки по ходу игры регулярно выписывают сами себе огромные бонусы и могут втайне от остальных красть активы (но пойманный на воровстве игрок лишается карточки доверия). Тот, у кого в конце игры на личном счете оказывается больше всего денег, объявляется победителем, т. е. выиграть можно, даже обанкротившись самым первым. Все как в жизни.
Подобным цинизмом пронизаны и остальные игры компании: к примеру, на сайте выложены бесплатные игры-минутки, распространяемые по принципу «распечатай и играй». Среди них, например, есть игра под названием Our Sonovabitch (название отсылает к знаменитой фразе Рузвельта о никарагуанском диктаторе Анастасио Сомосе Гарсия), в которой вы продаете оружие диктаторам Северной Африки и Ближнего Востока. Или Operation: Bullshit Plug по мотивам истории с разливом нефти в Мексиканском заливе, где один игрок в роли компании ВР противостоит другому, выполняющему роль общественности. Привлекает еще и то, что все это делается не просто ради забавы, а является своего рода манифестом — в описании каждой игры авторы подробно объясняют свой взгляд на затронутые вопросы, без оглядки на политкорректность и с изрядной долей юмора в лучших британских традициях.
War on Terror
«Сражайся с террористами, спонсируй террористов, будь террористом» — игра с таким слоганом не могла не обратить на себя пристального внимания. Еще до выхода War on Terror таблоиды раздули вокруг нее шумиху, а на создателей посыпались обвинения, упреки и анонимные угрозы. Но трем англичанам из Terrorbull Games это было только на руку. Больше 25 000 проданных копий, переводы на несколько языков и армия фанатов в черных масках с надписью EVIL — игра по сей день остается самой успешной работой компании.
На довольно условной карте мира разворачивается борьба нескольких империй с целью завоевать (корректная форма: освободить) как можно больше территорий. Главный источник доходов — нефть, в случайном порядке распределенная по всему миру. На доходы от нефти можно строить города, что приносит еще больше денег, и вести войны против остальных империй. Вести открытую войну весьма затратно, поэтому дешевле подкупать террористов, чтобы они за ваши деньги сеяли хаос во владениях противников: взрывали «грязные» бомбы, похищали политических деятелей и захватывали нефтяные месторождения. Кстати, обанкротившийся и потерявший все постройки игрок не выбывает — он присоединяется к террористам и начинает бороться за мировое доминирование уже на их стороне. Стать террористом можно и добровольно — тогда все нажитое имущество конвертируется в боевые отряды. Игроков-террористов может быть несколько, но играют они сообща, как один. Рано или поздно сила террористов становится настолько грозной, что империи вынуждены создавать альянсы — иначе мир погрузится в бесконечную кровавую мясорубку.
War on Terror пережила два издания, а экземпляры игры выставлены в Имперском военном музее, музее Виктории и Альберта, Музее мира в Брэдфорде и в Бодлианской библиотеке в Оксфорде. Международная правозащитная организация Amnesty International распространяет игру через свои отделения по всему миру, а в некоторых западных учебных заведениях War on Terror используется в качестве учебного пособия по геополитике и международным отношениям. В ближайшее время будет готова версия для iOS — ребята из Terrorbull Games всерьез настроены на мировое господство. Настольную же версию можно купить на сайте компании за £29,95.
Pandemic
Человечество находится под угрозой исчезновения — мир захвачен четырьмя неизвестными науке инфекциями. Болезни стремительно распространяются по континентам, а количество зараженных растет как снежный ком. Команда специалистов должна остановить пандемию, но сделать это непросто — время не на их стороне.
Настольная игра Pandemic, придуманная Мэттом Ликоком в 2008 году, помимо своей актуальности на фоне разнообразных «животных» гриппов уникальна еще и тем, что игроки здесь не соперничают друг с другом, а действуют сообща. У каждого из 2, 3 или 4 участников есть своя роль с уникальными умениями: например, Диспетчер может в свой ход перемещать других игроков, а Организатор способен строить лаборатории в любом городе. Игроки перемещаются по карте, разрабатывают лекарства и борются со вспышками инфекций в разных уголках планеты. Злые бактерии и вирусы в свою очередь не дремлют и стремятся как можно скорее поселиться в каждом жителе Земли — чтобы прикончить его.
Оригинальная игра завоевала множество наград, была признана игрой года в Австралии, Бразилии, Франции — то есть сама распространилась как пандемия. Вышедшее в следующем году дополнение Pandemic: On the Brink добавило еще много веселого: во-первых, появилась возможность играть впятером; во-вторых, количество специальностей увеличилось с пяти до десяти; появились новый вирус и новый уровень сложности; и, наконец, один из игроков теперь может стать биотеррористом в пику своим добрым товарищам.
В прошлом году Pandemic была локализована в России компанией «Взрослые дети» под названием «Пандемия» и купить ее можно в в интернет-представительстве (1190 рублей) или в магазинах-партнерах компании. К сожалению, дополнение еще не переведено на русский язык, но англоязычный вариант без проблем можно добавить к русской версии, тем более что новые правила на русском языке уже есть.
Bistourisq
Если человек с фамилией Моро («Тот, кто нарушил закон, отправится в Дом боли!») берется за создание настольной игры, то совсем неудивительно, что игра получается про пластические операции. Относительно новая (вышла в прошлом году) и малоизвестная за пределами Франции Bistourisq имеет все шансы уже в ближайшем будущем пересечь границы родины и пойти гулять по всему миру — тема волнует многих.
Компания из 2-6 игроков (чем больше, тем веселее) превращается в пластических хирургов с далекой от идеала внешностью: в начале игры каждый вслепую собирает себе виртуальное тело из карточек. Конфигурации получаются самые дряблые, рыхлые и нелепые, какие только можно себе представить. После того как все обзавелись толстыми ляжками и крючковатыми носами, начинается погоня за совершенным телом — участники бродят по игровому полю в надежде попасть на клетку хирургии, где проходят операции. Операцию проводит любой другой игрок на выбор, и результат может быть как успешным, так и абсолютно провальным. Победителем объявляется тот, кому посчастливится стать первым обладателем идеального тела.
Конечно, не стоит относиться к Bistourisq всерьез — ее цель не в популяризации индустрии красоты, а совсем наоборот: посмеяться над жертвами пропаганды липосакции и принять себя и свою внешность со всеми ее недостатками и достоинствами. Игра, по словам создателей, рассчитана на игроков от 14 до 99 лет, но при этом необходимо иметь в виду, что нарисованные части тела довольно откровенны. Bistourisq можно заказать через интернет на соответствующем сайте за €39,90, но пока доступна версия лишь на французском языке.
Судя по описанию, имеется в виду не Labyrinth: War on Terror, а просто War On Terror (http://www.terrorbullgames.co.uk/games/war_on_terror_game.php). Так что фотография не от той игры.
Почему в шапке статьи и на скриншоте игра Labyrinth от издательства GMT Games? War On Terror же совершенно другая игра. Ты ж играл в Лабиринт, вроде? Должен был понять, что описание вообще не совпадает =)) Хотя бы по количеству игроков =))
Ржалъ.
Life as a BlackMan и Crunch по описанию очень понравились.
@Vadim
@ElDeno
Поправил.
@hk
Шапку не поправил =)