Тов. Иван aka i112358 поделился собственным переводом опубликованной на BGG статьи по стратегии в 7 Wonders. В ней рассказывается зачем нужны все типы карт, а также даются советы по развитию в каждой из трёх игровых эпох.
Решил откликнуться на ваше не столь давнее замечание (скорее, наблюдение) о недостатке статей по стратегиям игр и перевёл пост «Strategy tips for 7 Wonders» с BGG. Почему именно его: в нашей семье «7 чудес» в лидерах рейтинга, и я согласен со многими советами в этой статье (дошли сами экспериментальным путём).
Советы по стратегии в игре «7 чудес»
Я хочу дать вам несколько простых советов по игре «7 чудес». Поскольку это — карточная игра, она подразумевает определённую удачу. Вы должны работать с теми картами, что у вас на руках, и быть гибким(ой). Я не могу дать вам заранее спланированную стратегию. Скорее, я расскажу несколько общих правил действий. В некоторых особых случаях вам следует принять иное решение.
Цвета радуги
Природные ресурсы (коричневые) — то, без чего вам не обойтись
Вы можете двигаться в 2 направлениях. Либо вы добываете много (5 и больше), либо вы производите меньше (2-4), но у вас есть коммерческие преимущества. Вторая тактика рискованнее, и вы тратите монеты, а не зарабатываете их. Я имею в виду количество добываемых ресурсов, а не число карт.
Старайтесь заполучить карты, которые помогут вам построить ваше чудо.
Есть коричневые карты, с которых можно получить 2 ед. одного и того же ресурса или 1 ед. какого-либо из 2 ресурсов. Я настойчиво рекомендую строить такие.
Не планируйте, что ваш оппонент(ы) будет покупать ресурсы у вас. Может он будет добывать их самостоятельно, покупать у другого соседа или получать иным способом.
Производимые товары (серые) — посмотрите вокруг
Следите, чтобы к концу 2-й эпохи вы могли получить (производя или покупая) все 3 товара. Цена почти всех зданий 3-й эпохи содержит товар.
Вы можете получить неплохую выгоду, если только вы среди соседей производите какой-то товар.
Хорошо, если у вас есть товар, необходимый для строительства вашего чуда.
Гражданские здания (синие) — жадные до очков
В 1-ю эпоху стройте их, если нет лучшей карты. Когда нет двойных ресурсов, необходимого товара, военного здания, которое вы можете построить, и вы не собираетесь (или не можете) построить научное или торговое здание.
Во 2-й эпохе они лучше, но вы всё ещё должны готовиться к внушительной 3-й эпохе.
В 3-й эпохе гражданские здания великолепны. Если нет лучшей карты гильдии, стоит строить именно их.
Научные здания (зелёные) — всё или ничего
Два пути: строить много или не строить ничего. Нет смысла в промежуточной тактике. Цель-минимум: 4 карты одного знака или набор из 3 карт с разными знаками. Ниже этого уровня — пустая трата карт.
Не давайте оппонентам собрать набор из 3 разных или получить 3-ю или 4-ю карту одного знака.
Если ваше чудо — Вавилон — вам следует обратит больше внимания на эти карты. Полезна и карта Гильдии учёных, если вам повезёт завладеть ею.
Торговые здания (жёлтые) — деньги решают
Если у вас немного ресурсов и товаров, торговые здания необходимы. Торговые посты и Рынок могут существенно снизить затраты.
Очень рекомендую строить Форум и Караван-сарай.
Другие карты полезны, только если у вас мало денег или приносят 5+ победных очков (ПО). Помните: каждая третья монета приносит 1 ПО в конце игры!
Военные здания (красные) — наиболее важны!?
Есть несколько способов выиграть игру, но в вашей цивилизации всегда должны присутствовать военные карты. Мой опыт игр (20+ партий) говорит, что в 95% случаев одерживает победу игрок с 1-й или 2-й по силе военным потенциалом. Почему? Военные жетоны могут принести вам в конце партии от -6 до 18 очков. Даже если вы реализовали всего половину (12) преимущества относительно другого игрока — это серьёзное достижение в игре, в которой вы несомненно побеждаете с 60+ ПО.
Кто-то заметит что это серьёзная несбалансированность игры, но невозможно выиграть будучи пацифистом: вам придётся воевать.
Военные карты Эпохи I (1 щит) могут быть оценены как слабые, но это не так! Да, за победу после Эпохи I вы получаете всего 1 ПО, но у вас — хороший дебют. Предположим, что вы построили 1 военную карту (1 щит) в Эпоху I, а ваш сосед не построил ни одной. Он может ввести в игру в Эпоху II 1 военную карту (2 щита) и получить преимущество, но если вы тоже построите военную карту в Эпоху II, то вы снова станете победителем в войне. Предполагая, что вы сыграете одинаковое с ним количество красных карт в Эпоху II и III, вы всё ещё будете сильнее в военном отношении.
Выбирайте военные карты вдумчиво. Не давайте оппоненту военную карту, которую он может построить: сбросьте её или постройте с её помощью этап чуда света.
Гильдии (фиолетовые) — наиболее ценные
Вы обнаружите, что некоторые карты гильдий могут обеспечить вас хорошим (6+) количеством ПО. Хватайте их. Некоторые наоборот ничего вам не принесут. Смотрите, что вы передаёте вашему оппоненту. (см.ниже в разделе «Искусство выбора»)
Поток времени — Эпохи
Эпоха I
В этот период вы закладываете фундамент вашей империи. Синие и зелёные карты будут искушать вас, но, поверьте мне, в этой фазе играют коричневые и серые. Постарайтесь заполучить 1 красную карту (или 2, если у вашего соседа есть 1).
Эпоха II
Это всё ещё время приготовлений. Коричневые карту в эту эпоху гораздо круче, особенно если они нужны вам для вашего чуда. Это ваш последний шанс набрать нужные карты ресурсов (коричневые) и товаров (серые). Оглянитесь по сторонам, должно быть что-то, что не производят ваши соседи. Синие карты становятся лучше. Если ваша казна бедна, сыграйте прибыльные жёлтые карты или сбрасывайте карты за деньги. Не следует входить в 3-ю эпоху без денег, т.к. вы рискуете упустить великолепную возможность.
Эпоха III
В течение этой эпохи вы заработаете примерно 80% ваших ПО, так что будьте хитры и проницательны. Выбирайте фиолетовые и синие карты с большим количеством ПО. Критичным становится лишение оппонентов могущественных карт. Всегда считайте!
Искусство выбора
Вы можете подумать, что эта игра про выбор — какими картами сыграть. Вы правы только наполовину. В этой игре необходимо ещё и решать — какие карты передать соседям. Критическими картами являются красные, зелёные и фиолетовые. Если решите, что какая-то карта сильно поможет вашему оппоненту, проверьте, сможет ли он построить её. Если может, решайте: построить её самому, сбросить или построить этап вашего чуда света. Другими словами, лишите оппонента карты.
Считайте. Вот пример: у меня на руках Пантеон (приносит 7 ПО и мне, и оппоненту), Гильдия военачальников (приносит 8 ПО мне, 5 ПО — оппоненту) и некоторые другие карты (приносящие меньше ПО нам обоим). Какую выбрать? Если я сыграю Гильдию военачальников, то он — Пантеон. Я получу на 1 ПО больше него. Наоборот, если я сыграю Пантеон, а он — гильдию, то я получу на 2 ПО больше него. Это подразумевает, что остальные участники игры тоже придерживаются этой расчётливой стратегии. Однако, если с вами за столом неопытный игрок, он не будет принимать во внимание приведённые выше расчёты. В этом случае вы можете решить выбирать карты, приносящие вам наибольшее количество ПО.
Мои основные советы
Лишайте оппонентов стратегических карт.
Всегда стремитесь быть сильнее соседей в военном отношении.
Добывайте много ресурсов и производите много товаров, либо добывайте и производите немного при наличии мощного торгового потенциала.
Вы можете рассчитывать возводить цепочки строений в последующих эпохах и надеяться на приход нужной зелёной карты, но это очень рискованно! Я не рекомендую делать это.
Никогда не вступайте в Эпоху III с пустой казной.
Эпоха III — это время сбора плодов ваших приготовлений. Считайте, затем выбирайте!
Если вам удалось в первую эпоху стартовать все три цепочки зелёных зданий (для этого нужны все виды товаров) — забудьте про любые другие карты, даже про такие «необходимые» красные. Всю вторую и третью эпохи вы сможете строить зелёные (и некоторые синие) здания бесплатно. Это гарантирует победу, если кроме вас никто больше не строит зелёные здания (маловероятно при большом количестве участников).
Примерно такую же стратегию можно протащить на синих зданиях, но для этого потребуется большее разнообразие ресурсов (не только товары, как для зелёных). Начиная с первой эпохи — строим всё синее (игнорируем любые цвета, кроме ресурсов), во вторую и третью строим почти всё синее бесплатно и надеемся схватить подходящую гильдию. Проверено, работает даже при большом количестве игроков, т.к. про зелёные цепочки знают все, кто сыграл хотя бы раз, а про синие уже мало кто догадывается. 🙂
Спасибо за интерессную статью. Но, соглашусь с предыдущим комментарием — есть вариации выиграть и без накопления военной мощи. Хотя не думать про красные карты редко выходит.
@pegasoff
Я иногда строю в начале 2-3 очковые синие карты, но делать упор именно на эту стратегию не пробовал. Возьму на заметку.
@hk
А я как раз синюю стратегию не раз использовала и выигрывала. Т.к. Тот еще пацифист
Мне кажется что зелёные карты, это несбалансированность в игре. за них мало дают! например если поставить целью их сбор (например если играть за вавилон) то с учетом того что оппоненты мешают скорее всего получится собрать тот же комплект что в правилах: один сет, одну тройку символов и двойку символов. 7+9+4+1 = всего 21 очко на 6 карт (!). При этом больше собрать трудно, так как ходов то всего 18 за всю игру. сравните 6 зелёных и 6 синих. 6 синих дадут больше. вавилон у нас не разу не выйграл за 20 партий. мы попробуем поиграть по «домашним» правилам, чтоб за сет было 10 очков.