За неделю с 12 по 18 июля я сыграл в следующие игры (список составлен в алфавитном порядке, 1 звёздочка = 1 партия):
Dominion —
Dungeon Lords —
Evolution —
Memoir '44 —
Ticket to Ride: Switzerland —
Колонизаторы. Купцы и Варвары —
Метро 2033 —
Все три партии в Dominion мы играли случайными наборами и две из них — наборами без дополнительных экшнов. В прошлый раз я жаловался, что такими картами играть неинтересно, так как особого смысла в действиях тут нет — знай, набивай себе колоду деньгами, да и всё, но мне объяснили, что и в таком случае экшны имеют ценность. И на этой неделе я смог убериться в этом на практике.
И действительно, набор карт, где нет "+x Action" — это не так плохо. Мне удалось поиграть вполне нормально, используя такие карты как Remodel, Money Lender, Moat и Bueraucrat. В одной партии выпал Market, и отличную колоду удалось построить на них. В общем, без дополнительных действий играть можно. И такая игра даже рождает неожиданные комбинации. Например, в одной из партий мне пришло на руку четыре карты денег и Remodel, и я превратил карту золота в шестиочковую победную карту провинции, а потом прикупил ещё и герцогство, заработав таким образом за один ход сразу девять очков.
Несмотря на то, что с Dominion мы знакомы уже больше года и отыграли в неё уже около 50 партий, фактически сейчас игра переживает второе рождение — на столе Dominion появляется очень часто и во время игры периодически раздаются призывы заказать дополнение 🙂
В Dungeon Lords мы сыграли сразу две партии подряд. В этот раз я постарался исправить ошибки, допущенные в прошлой игре и учесть все правила, которые мы упустили. Правда, вышла маленькая неувязка — мы играли в гостях, а книгу правил DL я умудрился забыть дома, так что пришлось снова восстанавливать их по памяти. За столом (точнее — на полу) нас было четверо, тот же состав, что и в прошлый раз. Благодаря наличию какого-никакого игрового опыта объяснять правила повторно не пришлось. Я только обратил внимание на то, что комнаты можно строить только на коридорах, и мы начали партию.
В первой партии я изо всех сил старался построить мощную оборону и подготовиться к встрече героев. Купил вампира, ещё пару монстров и затарился ловушками. К сожалению, всё это было сделано в ущерб развитию подземелья — у меня не было ни одной комнаты, да и тоннелей было очень мало. И, ещё хуже, что толку от моих усилий вышло мало. Задержать героев не удалось: пришёл вор, который успешно нейтрализовывал ловушки. В общем, в первом бою у меня захватили почти всё подземелье. Весь второй ход я посвятил восстановлению разрушенного хозяйства и закончил игру плачевно: всего 7 очков (общий счёт был 24:21:7:4). Сразу после этого мы сели играть в DL снова. На этот раз я решил сделать упор на развитие подземелья и максимальную доброту, чтобы ко мне приходили самые слабые герои. Успешно построив комнату по производству туннелей, я стал их строить в каждом ходу. Запасся ресурсами, купил пару солдат. Когда начался бой, ко мне пришли хилые герои, и я расправился с ними за два хода — они успели захватить всего один тоннель. Во втом году моё подземелье процветало, вот только новых монстров, я, как-то, не купил. И когда ко мне снова пришли самые слабые герои, убить их удалось с трудом. Итоговый счёт 37(!):24:11:10.
Что можно сказать по итогам этих двух партий? Во-первых, моё отношение к игре не изменилось. Я по-прежнему считаю DL интересной евростратегией с оригинальной механикой боя. Во-вторых, игра довольно проста, но в правилах есть куча нюансов, которые мы до сих пор учитываем не полностью и для полного освоения игры требуется сыграть ещё как минимум несколько партий. В-третьих, пожалуй я погорячился, когда назвал DL игрой для опытных игроков (gamer's game). Тут ведь вот какая штука: действительно, чтобы успешно играть в DL, учитывая все тонкости правил и прочитывая свои действия чтобы заработать максимум очков нужен немалый опыт и в этом смысле это действительно игра не для новичков. Однако понять правила, сесть за неё и получить удовольствие от сыгранной (и пусть даже проигранной) партии может буквально любой игрок. Повторюсь — в этой игре все правила замечательно разнесены по компонентам в виде пиктограмм, схем и условных обозначений и поэтому их действительно легко освоить. Да, многим новичкам (особенно совсем далёким от настолок) будет непросто, но те, кто хоть мало-мальски знакомы с миром настольных игр определённо смогут освоиться уже в течение первой партии.
Подводя итог, ещё раз отмечу: Dungeon Lords — действительно хорошая игра. Я ни капли не жалею о её приобретении и, судя по всемУ, в ближайшем будущем мы будем часто видеть её у себя на столе.
В Evolution мы сыграли всего одну партию (вчетвером), но зато какую! С самого начала игры я строил пищевую цепочку, гарантированно защищённую от голода. Мои животные запаслись жиром, научились взаимодействовать друг с другом, установили симбиоз и получилась очень устойчивая популяция. Съесть её никто не мог, так как первое же животное было норным и потребляло всего одну еду. С ним в симбиозе жило ещё одно существо, а далее были ещё несколько, тоже защищённых от поедания: кто "большой", а кто — "ядовитый". Ещё у меня был один большой хищник, которому я периодически подкладывал жертв. Расчёт был прост — рано или поздно кубики лягут так, что еды на всех не хватит. И я должен сделать всё, чтобы меня такой случай не затронул. Для этого я запасся жиром, который гарантировал пропитание даже если у моих подопечных заведутся паразиты.
Небольшая (но стабильная) популяция успешно просуществовала всю игру. У других игроков животных было не меньше (а у некоторых — и больше), а на последнем ходу я ещё разыграл два "козыря" — паразитов на игрока, у которого была самая большая популяция животных, и который мог составить мне конкуренцию. Завершился этот ход шикарно. Примерно половина всех выложенных на стол существ подохли и только у меня все выжили! Мой расчёт полностью оправдался.
Да, у Эволюции есть проблемы с балансом и со случайностью, но нам эта игра очень нравится. Может быть — из-за того, что она простая и весёлая, может быть — из-за того, что в ней есть множество различных карт, которые складываются в порой неожиданные комбинации (например в этой партии я открыл для себя "норное + отбрасывание хвоста в симбиозе с любым другим животным). В общем, Эволюция ещё не раз появится на нашем столе.
В Memoir '44 мы снова играли с товарищем, которого я совсем недавно "подсадил" на эту настолку. Сначала мы разложили мини-сценарий № 6 из базовой книги правил (кажется он называется Мон-Муше). В нём для победы нужно набрать всего 4 медали, так что много времени он у нас не занял: управляя французскими партизанами я очень быстро пошёл в атаку в правом секторе и в центре, не трогая левый фланг где у противника были танки, и заработал заветные 4 медали буквально за 5 ходов. Противник к тому времени смог убить у меня всего 2 отряда и проиграл со счётом 4:2.
После этого мы ещё дважды сыграли в Omaha Beach (сценарий № 5). Здесь я намеренно взял себе союзников, которые вынуждены атаковать укреплённые позиции противника, высаживаясь на берег под плотным огнём окопавшейся пехоты и находящихся в бункерах артиллерийских орудий. В первой партии мне сопутствовала удача: в центре удалось успешно прорвать оборону врага танками и бросить вслед за ними пехоту. На левом фланге я также перебил вражеских солдат, а на правом — с помощью артобстрела — уничтожил вражеские пушки. Мои войска несли тяжёлые потери, но, всё-таки, я был впереди и, добежав до противоположного края карты с городом, за захват которого давали медаль, одержал победу со счётом 6:5.
Мы тут же начали этот сценарий снова и на этот раз всё было гораздо более печально. Уже во втором ходу я потерял один из танковых отрядов, и продвижение моих войск сильно замедлилось. В руку шли карты правого фланга, и я вынужден был наступать именно там. Несколько раз я атаковал укреплённые в бункере пушки, но кубики всё никак не желали поворачиваться гранатами вверх. В ответ же мои войска регулярно обстреливали, я терял отряд за отрядом. Сценарий закончился со счётом 2:6 — я проиграл.
Сухой остаток таков: Memoir '44 приобрела ещё одного поклонника, а у меня появился новый оппонент для игры, который, что немаловажно, уже согласился сыграть в масштабный сценарий Hedgerow Hell.
В Ticket to Ride: Switzerland мы, как и на прошлой неделе, сыграли вдвоём. У нас это такая лёгкая настолка на 20-30 минут, в которую можно перекинуться после работы, особо не погружаясь в сложные подсчёты и расчёты. В данной конкретной партии меня постигло несчастье — вражеские вагоны отрезали путь к выполнению одного из ценных заданий, за которое можно было получить 15 очков. Но так как я его не выполнил, эти 15 очков пошли мне в штрафы. Чтобы как-то компенсировать потерю, я набрал себе новых билетов и выполнил порядка других 8 заданий. Увы, но противник тоже набрал немало очков, да ещё и построил "самую длинную дорогу", за которую в T2R: Switzerland дают 10-ти очковый бонус как и в T2R: Europe.
Однако несмотря на проигрыш, Швейцария мне всё равно нравится. Это хорошая игра, в которую хочется сыграть ещё и втроём. И, вообще, вся серия настольных игр Ticket to Ride мне очень нравится. Правда, Marklin Edition с его пассажирами идёт у нас как-то не очень: там и подготовка к партии длится гораздо дольше, чем в других играх серии, да и сама механика перевозки пассажиров как-то не очень в тему, но всё равно, игра достаточно интересна. А вот Europe, Nordic Countries и Switzerland исключительно хороши.
Ещё на минувшей неделе мы в кои то веки вспоминили о Колонизаторах и впервые сыграли в сценарий Купцы и варвары из одноимённого дополнения. В этом сценарии помимо традиционного строительства дорог, поселений и городов перед игроком ставится дополнительная задача — нужно возить грузы на специальном обозе, обозначенном на игровом поле особой фишкой. Обоз движется по пересечениям между гексами и должен перемещатся между тремя особыми полями: замок, лесопилка и шахта. Изначально у обоза есть 4 очка движения, которые тратятся следующим образом: 2 очка за проезд по пустому месту, 1 — за проезд по дороге. При этом если игрок едет по чужой дороге, он должен отдать её владельцу 1 золотой. Если обоз достигает места назначения игрок получает 1 победное очко и некоторое количество золотых монет. Сценарий идёт до 13 очков вместо обычных 10-ти и, учитывая, что в нём действует дополнительное правило — города приносят не 2 карты ресурсов, а 1, похоже, что зарабатывать победу нужно именно перевозками.
По впечатлениям этот сценарий напомнил нам… Railways of the World. В ходе игры создалось впечатление, что Колонизаторов скрестили с игрой про поезда, и теперь нужно не строить, а ездить. Это впечатление подтверждается ещё и тем, что дороги как бы выполняют роль железных дорог (из них фактически нужно строить маршруты, т.к. по дороге обоз едет быстрее). Кроме того, тут ещё можно улучшать обоз — с каждым уровнем он становится всё более скоростным и за один ход может передвинуться на более далёкое расстояние. Правда, почему-то нашей компании этот сценарий не понравился, и мы не доиграли его до конца. Хотя мне он показался любопытным именно из-за новой механики — фактически это первый опробованный мною сценарий где нужно не только и не столько строить, сколько заниматься чем-то другим, а именно — перевозками.
Наконец-то две недели спустя после получения посылки с Метро 2033, мы-таки собрались и опробовали эту игру. За столом нас собралось трое, все опытные игроки, опробовавшие немало западных настолок. Метро 2033 мы стали осваивать сходу. Я открыл правила и стал зачитывать раздел, посвящённый подготовке к игре, одновременно раскладывая на столе поле, карты и прочие компоненты. Потом, как и полагается, все получили лист фракции и комплект соответствующих жетонов, карточки стартовых станций и по случайно выбранному герою.
Мне достались Беговая, Улица 1905 года и Баррикадкая (северо-запад фиолетовой ветки). Противники расположились неподалёку. Один занял юг красной линии (Парк культуры, Фрунзенскую и Спортивную), а другой обосновался на обоих Третьяковских и смежной с ними Новокузнецкой. Будучи опытными игроками в Колонизаторы, каждый из нас выбрал самые оптимальные жетоны — с цифрами 6 и 8 и положил их на свои стартовые станции (на одну их них автоматически кладётся жетон с цифрой 7 — эта станция считается "домашней" станцией для героя).
После этого я зачитал раздел о структуре хода и объяснил, что сначала нужно бросить кубик на добычу ресурсов, а потом можно действовать армией (атаковать или произвести 1 гриб) и действовать героей (ходить и использовать предметы, а ещё либо атаковать либо купить предмет). В общем-то, ничего сложного в правилах не было, всё схватывается буквально на лету, и мы начали играть.
Первые три хода прошли довольно уныло. На кубиках постоянно выпадало "5" и ресурсов никто не получал (у нас-то были станции с цифрами 6, 7 и 8). Мы пытались захватить новые станции, но получалось это с переменным успехом. Например, у меня в атаке на кубиках регулярно выпадало то 3, то 5, и с такими результатам даже большая армия не помогала. Тем не менее, одну станцию мне захватить удалось. Соперники же были более удачливы и скоро у них было уже по пять и даже по шесть станций. Кто-то, к тому же, выполнил задание героем и получил какой-то дополнительный бонус. В какой-то момент в результате отыгрыша угрозы один из игроков лишился станции, на которой лежал жетон с цифрой 7 — домашней станции героя. И тут у нас возник один вопрос по правилам — какая станция в этом случае теперь считается домашней? Любая, по выбору игрока?
Только происходило всё это не так резво и бодро, как я рассказываю. Своего хода приходилось довольно долго ждать, и на это время ты фактически выпадал из игры, пока противники всё бросали и бросали кубики. И это нас было всего трое! Что же творится в игре есть собрать шесть человек?
Доиграть партию до конца мы не смогли. Во-первых, меня поджимало время — у меня вот-вот должно было начаться очередное сражение в онлайн-турнире по Memoir '44 (я отыграл уже около десяти боёв, но никак не могу себя заставить себя рассказывать об этих партиях на сайте). Во-вторых, всем было откровенно скучно и продолжать партию не было никакого смысла. В общем, мы свернули её досрочно. На этот момент у меня было, кажется, 4 победных очка, а у противников — в районе 7.
По-видимому, это была наша первая и последняя партия в Метро 2033. Это явно игра не моего типа: слишком много мусорных бросков кубиков, слишком высока роль случая, ощутимый даунтайм и маловато взаимодействия. Такие дела.
Юра, такой вопрос… Вижу что в М44 постоянно играешь только официальные сценарии из книги. Из сайта DoF совсем не отыгрываешь. Хотя не раз слышал что есть разработки от фанатов которые гораздо интересней чем официальные сценарии. Интересно почему не используешь для разнообразия сценарии от «сторонних» разработчиков ?
Не знаю, что скажет Юра.
Но от себя хочется дать наводочку.
Обращайте внимание на сценарии, которые создал jdrommel и brummbar, которые хранятся в разделе «Сценарии с Фронта» на сайте ДоУ.
Многие из сценариев этих игроков в последствии были официально одобрены ДоУ и Боргом. А jdrommel — истинный фанат этой игры и потрясающей душевности человек.
Юра,
С удовольствием читаю твои недельные отчёты.
Спасибо!
@longbearder
Спасибо за наводку, посмотрим )))
Юрию также спасибо за отчеты ))
) заметил на фотках колонизаторов фигурки стен и башен из императора 3его я его ради фигурок купил =)
@zig-zag3600
Эти фигурки, между прочим, использовались в первом русском издании Колонизаторов.
Это первое издание локализованных Колонизаторов было с такими фигурками.
У меня тоже такие, так что это не из Императора.
Я действительно редко играю в неофициальные сценарии. Причина проста — сначала я хочу отыграть все стандартные сценарии, и лишь потом переходить к более другим сражениям. Как раз сейчас такой момент наступил — мы полностью отыграли сценарии из Eastern Front и Meditearrean Theater и в ближайшем будущем я планирую опробовать кампанию «Зимняя война» (http://www.boardgamer.ru/kampaniya-zimnyaya-vojna-dlya-memoir-44).
Что касается конкретных трёх последних партий, тут всё ещё проще. Мы играли на даче, с собой был только базовый набор с книжкой правил и 16-ю базовыми сценариями. Вот и играли в то, что было под рукой 🙂
@longbearder
@dima3103
Может быть откроете секрет, что такого интересного в моих отчётах? Что в них хорошо или плохо? Что стоит добавить, а что убавить? Как их можно улучить? 🙂
Ничего не надо менять, Юра. Лучшее — враг хорошего. Я тоже читаю с удовольствием. По поводу Эволюции мысли у меня такие же: да у игры есть небольшие недостатки, но играть в нее забавно, весело и в меру стратегично.
> В общем, пока что я не особо восторгаюсь игрой Dungeon Lords.
> Во-первых, моё отношение к игре не изменилось.
> Подводя итог, ещё раз отмечу: Dungeon Lords – действительно хорошая игра. Я ни капли не жалею о её приобретении и, судя по всемУ, в ближайшем будущем мы будем часто видеть её у себя на столе.
Помоему, что-то таки изменилось 🙂
@hk
Да не надо ничего менять
@VDmitry
Ага, лично мне DL не нравится так сильно, как Agricola, или там, Memoir ’44. Но она действительно хороша и нравится абсолютно всем у нас в компании. Так что жалеть о её приобретении не приходится.
нормальные отзывы да) тоже с удовольствием читаю
Это стены и башни не из «им3» (хоть и похожи), а из игры «2 крепости» — тоже производство «технолога». Во-первых, стен 2 вида, во-вторых — они не цепляются друг за друга, как в «Им3».
@Арчи
Всё-таки, на фото самое первое российское издание Колонизаторов. И в нём были именно такие дороги, поселения и города. Да, такие же фигурки можно было увидеть в других старых играх, но и для Колонизаторов эти фишки — родные ):
Отчеты у вас хорошие )) Все в меру подробно и с описанием впечатлений. Так что все здорово )))
Согласен с выступившими выше.
Мне нравится в отчётах о сыгранных играх
— отсутствие чистого описания правил игры.
— упор на описание хода партий, мыслей о том, как хотелось сыграть и что получилось по факту 🙂
— какую стратегию стоит применить и какая наиболее результативна на текущий момент (на мнение писателя ;))
— интересны впечатления от партии/игры «Как это было».
Лично мне было бы интересно увидеть счётчик количества сыгранных партий для каждой игры, в твоей игровой компании. На мой взгляд это наиболее корректный способ выявить хиты для игрового сообщества. Не во что мы хотели бы сыграть, или что мне просто нравится не знаю почему :), а во что реально мы играем.
Для нашего клуба я веду такую статистику. Результаты наводят на размышления… Топ лист Игр нашего клуба (вероятно он отражает мечты участников) значительно отличается от Топ листа Игр наиболее часто появляющихся на игровом столе клуба. 🙂
Смешно читать описания партий в мемуры. Ну и вообще описания партий очень полезная штука.
Вот такой вопрос есть по мемуарам 🙂 что делать игроку у которого на руках карты которые ему физически не позволяют сделать ход.. например все карты левого фланга а там нет юнитов?
@dmkd
Сыграть любую карту, ничего не сделать, добрать карту(ы).
Всё очень просто.
@dima3103
@longbearder
Спасибо, всё понял, менять ничего не буду 🙂
За 2009 и 2008 годы статистика есть. см. http://www.boardgamer.ru/itogovyj-otchyot-za-2009-god и http://www.boardgamer.ru/itogovyj-otchyot-za-2008-god. Ещё есть частично данные за 2007 год (когда я только начал вести учёт сыгранных партий) ну и, конечно же, в полном объёме сведения по 2010-му. Если дойдут руки — сведу, как-нибудь, всё в одном месте.
В чём причина веселья при по отчётам о Memoir ’44? 🙂
@hk
Нууу. очнеь хорошо выпячивают огрехи Борговской системы. Ну и правда смешно представить командира тех же англичан который стоит и репу чешет чтобу ему в голову пришла идея атаковать на фланге где у него есть солдаты, а не на фланге где их нету. :))
Юрий, у меня сейчас под рукой правил нет, поправьте, если я ошибаюсь, но мне казалось, что города приносят по одному ресурсу только при начальной расстановке, то есть когда вначале каждый игрок по очереди ставит на поле сначала поселение, а потом город, то за этот первоначальный город он получает по одному ресурсу с каждого соседнего гекса. А в дальнейшем каждый город по-прежнему приносит по два ресурса…
@Kush
У меня тоже под рукой сейчас нет правил, но, возможно вы правы.