Тов. Random_Phobosis подкинул ссылку на свой обзор игры Monsters Menace America. Это настолка от Avalon Hill, в которой игроки управляют монстрами, атакующими Соединённые Штаты Америки. В своё время я присматривался к этой игре, но потом утратил к ней интерес и, как показывает практика, правильно сделал. Судя по обзору, в игре рандом на рандоме сидит и рандомом поггоняет. Такую настолку наверное, любопытно было бы попробовать, но вот играть в неё постоянно мы бы точно не стали.
"Ночью… наши ученые… чуть-чуть изменят размер горилл… и твоя страна окажется под угрозой. Двадцать четыре часа, и вся твоя страна будет под атакой гигантских лобстеров, токсических мутантов и Годзиллы из Атлантического Тихого океана!"
О чем игра
В Monster Menace America игроки берут себе по монстру, который отправится крушить и жечь города США.
Шесть причин уехать куда-нибудь на Гавайи.
Картинка за авторством dwsparksКроме того, каждый игрок одновременно контролирует одно из подразделений американских вооруженных сил — Армию, Флот, ВВС или Морскую пехоту, и пытается с помощью своих войск помешать монстрам противников.
Наши доблестные защитники готовы отразить любую угрозу! Ну, кроме разве что нападения гигантского богомола…
Картинка за авторством JezztekЦель — подготовиться к финальной битве монстров, разорив как можно больше населенных пунктов, и в конце концов замесить всех остальных участников.
Ход игры
Игроки ходят по очереди. Вначале мы двигаем монстра, затем подконтрольных нам солдат.
Интересно, что игра за разные военные части различается сильнее, чем за разных монстров — у разных вояк в подчинении разные типы техники (танки, самолёты, зенитки, ядерные ракеты), причем даже техника одного и того же типа в разных подразделениях может отличаться.
Если ваш монстр смотрит на вас как-то недовольно, свирепо и в то же время грустно и с недоумением — значит, он только что сравнял с землей очередной мегаполис.
Картинка за авторством ZnapperheadЧудище мы двигаем так, чтобы оно остановилось в одном из городов — тогда оно сможет съесть жителей, за что ему полагается прибавка к здоровью. Вообще монстры стартуют примерно с четвертью хитпойнтов, и "отжирание" занимает основную часть игрового процесса.
Против городков, добавляющих 1 hp, никто ничего не имеет, но на карте встречаются и более крупные города, которые дают столько здоровья, сколько выпадет на кубике. Если такая случайность вас не раздражает, то попробуйте поразорять города, которые дают 2d6 или даже 3d6 здоровья. Последние могут принести 5 жизней, а могут и 15, поставив игроков, делающих аналогичные ходы, в совершенно неравные условия. Нехорошо.
Кроме разорения городов можно совершать акты злодейства — например, разрушать достопримечательности или военные базы. За это монстр награждается жетончиками злобности, которые можно сдавать в банк, чтобы получить дополнительную атаку (примерно как Улики в Arkham Horror).
Наконец, на карте Соединенных Штатов можно встретить (и уничтожить) аномальные зоны вроде Розуэлла. Посетивший такое место чудик получает случайную карту из колоды мутаций, которая содержит как полезнейшие эффекты, позволяющие оставить соперников позади, так и совершенно ненужные прибамбасы.
Эволюция по-америтрешевски: выживает наиболее удачно вытянувший.
Картинка за авторством kakupacalБраво разработчикам, снова убийственная случайность на ровном месте. Наевшись вдоволь, мы привинтили случайно генерирующееся дерево мутаций, и эта проблема нас больше не беспокоит.
Что бы за место ни было под монстром, после нашего визита там уже ничего не остается. На гекс с уничтоженным местом кладется жетон со следом от здоровенной лапы — игра подходит к концу, когда будут использованы все эти жетоны — а пока наш зверь двигается дальше, неся смерть и разрушение. И случайность.
Солдат мы перемещаем с целью блокировать продвижение вражеских монстров. Чудовища обязаны остановиться, если они переместились в гекс с солдатами, поэтому перед стратегически важными (сытными ) позициями на карте необходимо создавать заградительные отряды.
Атаковать гигантов военные, конечно, могут, но делать это следует не раньше, чем удастся накопить солидную армию. Геройствовать поодиночке — самоубийство, потому как в бою монстры наносят удар первыми и растаптывают маленькие отрядики раньше, чем те успевают выстрелить.
Особо много жизней с монстра снять в любом случае не получится, зато в случае успешной атаки уродца можно прогнать на соседнюю клетку и заодно получить военное исследование (естественно, случайную карту из колоды, к которой мы еще вернемся). Между прочим, если здоровье монстра упадет до нуля, то он не умрёт, а будет пойман и отправлен в Голливуд (откуда в конце концов, конечно же, сбежит).
Немного о боях. Они скучны.
Каждый боец кидает столько кубиков, сколько у него атак (обычно 1 для военных юнитов и 3 для монстра), выбирает цели и пытается перекинуть вражескую защиту. Естественно, эти цифры разные для всех юнитов, и цифры эти надо смотреть на специальных листочках. В случае атаки по монстрам надо еще и учесть силу атаки…
Я совсем не против сложных систем, но только в случае, если их сложность обоснована (то есть, предоставляет игрокам осмысленный выбор или хотя бы погружает в игровую тему). В данном случае бои выливаются в недолгое, но все-таки занудное кубикокидательство без намека на хоть какую-то мыслительную деятельность.
В конце хода игроки занимаются своим армейским подразделением. Подкрепления своего цвета можно выставлять на своих армейских базах, если их только не разрушили. Чем больше действующих баз, тем больше резерв доступных войск и тем больше мест, куда можно их выставить.
Вместо собственных солдат можно выставлять "ничейную" Национальную Гвардию — её юнитами обычно нельзя управлять ни одному из игроков, так что они просто стоят на месте и охраняют свой гекс — зато выставлять гвардейцев можно не только на военных базах, но вообще в любом городе.
Дальше нас ждет еще одно чудовищное правило. Игрок может отказаться от выставления всех положенных ему юнитов подкрепления, чтобы потянуть одну карту военного исследования. И снова в колоде вместе с очевидным мусором лежат ужасно полезные карты вроде возможности добавить к своим войскам гигантского боевого робота. Здесь игру тоже пришлось допиливать — мы прикрутили аукцион.
Реформировать вооруженные силы? Да, господин президент, мы вытянем приказ из стопки документов наугад!
Картинка за авторством kakupacalТак проходят ходы, пока не наступает самое жуткое — финальная бойня нагулявших жирок монстров. Для выяснения отношений чудища телепортируются в некий астрал и без лишних сантиментов начинают заваливать друг друга ведерками кубиков. Никаких больше гексовых карт, никакой тактики, никакой мозговой деятельности. Выигрывает тот, у кого хватит здоровья, чтобы завалить остальных монстров — или усидчивости, чтобы выкатить X кубиков против Y сложности Z раз. Тут уже даже допиливать нечего, так всё кисло.
Оно нам надо?
Время игры: полтора часа неторопясь и с новичками, час с опытными игроками.
Количество игроков: формально от двух до четырех, реально втроем играть не стоит — слишком велик соблазн вдвоем заколотить третьего.
Страшное количество случайности
Много бестолковости, очень мало весомых решений
Сомнительная реиграбельность
Тяжело играть втроем, пахнет кингмейкерством
Допиливай или убери в шкаф
Фигурки монстров могли бы быть аккуратнейНесмотря на некоторую громоздкость, очень простые, интуитивно понятные правила
Отлично передана тема трешовых ужастико-катастроф
Из-за легкости можно расслабиться
Даунтайму взяться неоткуда
Маленькие танчики и самолётики!
С детьми пойдет на ураВердикт: могу порекомендовать эту игру только тем, кому обычные филлеры кажутся слишком уж бесцветными и монотонными, но отдыхать после старкрафтов/рунварсов всё-таки как-то надо. Ну и для тех, у кого есть желание зарубать что-то эпическое, но опыта игр маловато (обычно — дети) подойдет отлично.
Как оказалось, уничтожать Америку просто и даже довольно весело — но не многие злые гении согласятся отключить свои мозги на целый час.
предлагаю ввести новое сленговое слово для таких вот игр:
ФПОЛКУ — поглубже и подальше в шкаф 🙂
знаю эту игру, действительно — только с детьми малыми, сплошной дайс-фест и занудство. игра примитивная до ужаса.
жду KINGS OF TOKIO новую игру Ричарда Гарфилда на ту же тему
Русский мануал в ворде сделал нужно?
а мне понравилась и очень даже играемся))) причем вроде как те кто игрался очень даже оценили))) когда играл в первые партии войска не представляли реальной угрозы для монстров, а сейчас в последнии партии к середине игры монстры реально бегают от огромных и не очень военных соединений то и дело творящих непотребство над маленькими бедными и беззащитными монстриками))) да при игре на троих очень часто возникает коалиция «против третьего» но в ней через пару ходов возникает доминант, которого в последствии пытаются запинать оставщиеся два игрока))) по моему игра достаточно сбалансированна не смотря на то что о ней здесь высказали ведь у каждого монстра есть свое уникальное преимущество которое очень действительно очень полезно в игре (если им правильно сыграть), разве что только в этом плане проигрывает Конг у которого преимущество которое не дает никакого преимущества в финальной битве (+1 против самолетов)
Странно вы кричите о том что игра только для детей но по моему игра прекрасна просто надо выдавать правильные решения… для того что бы выиграть требуется множество правильных решений и ошибка в один ход может поломать всю стратегию, помимо прочего интрига в том кто станет победителем сохраняется до последнего ходаприечм каждая игровая единица (подразделение или монстр) имеют свое уникальное преимущество перед другими
сухопутные войска — танковый удар
морпехи — массированная высадка
ввс — окружение самолетами для замедления монстров
флот — ядерные подлодки и так же тактика окружения
про то что монстры мало отличительны на мой взгляд — бред) поскольку каждый монстр имеет свою плюшку которая значимо меняет тактику игры
Гаргантис умеет летать что позволяет принебрегать войсками пытающимися окрудить его
токсикор — имеет преимущество при мутации что позволяет управлять направлением его развития и так далее и тому подобное