На сайте Настольная идиллия молодой фамилии появилось описание игры Roma. А если точнее — от её редизайна за авторством тов. monkey. В заметке рассказывается о правилах этой игрушки, а также о впечатлениях от неё обеих половиной фамилии. Причём, что интересно, мнения половинок разделились 🙂
Roma (Рим) – это игра на двоих от Стефана Фельда. Цель каждого игрока – завоевать влияние в Империи, которая погрязла в интригах и междоусобицах. Это можно сделать различными путями, но, главное — обойти своего соперника. И подобно расположению в игре, при обсуждении Ромы мы находимся по разные стороны баррикад. Но, обо всем по порядку…
В комплект игры входит колода из 52-х карт, небольшое поле, жетоны денег и славы и обычные шестигранные кубики. Поле состоит из восьми секторов, выстроенных в линию. На шести из них изображены грани кубика, еще на двух – карты и деньги. В начале партии игроки имеют по 10 очков славы, а также четыре карты. Каждый игрок просматривает свои карты, и отдает другому игроку две карты, которые ему меньше всего нужны. Так происходит нивелировка стартовых позиций игроков. Кстати, такая же система с обменом карт используется и в игре Notre Dame того же автора. После обмена игроки в закрытую выкладывают свои карты возле поля, которое расположено между соперниками. Карты кладутся напротив секторов с гранями кубика.
Теперь игроки ходят по очереди. Сначала игрок должен отдать столько очков славы, сколько у него секторов с цифрами не занято. Т.е. в начале игры игрок отдает два очка. Кстати, очки славы – это победные очки в Роме. За неприятным началом идут более интересные действия. Человек бросает три кубика и расставляет их на игровом поле. Допустим, на одном из кубиков выпала пятерка. Если кубик положен на сектор с деньгами, то игрок получает пять монет. Если же кубик на секторе с картами, то игрок берет пять карт с верха колоды, оставляет себе одну, остальные кладутся в сброс.
Если же напротив сектора с пятеркой у игрока выложена карта, то ее можно активировать, т.е. выполнить действия, написанные на карте. Также, уже не используя кубики, можно выкладывать карты с руки на стол перед полем. Надо только заплатить стоимость этой карты. Все действия, происходящие после броска кубиков можно проделывать в любом порядке. Поэтому возможно сделать следующее: положить кубики на поля с деньгами, картами и тройкой. Получить деньги, выбрать себе карту из колоды, заплатить за нее, положить на сектор с тройкой и тут же активировать.
С помощью карт можно получать очки славы, производить манипуляции со сбросом и колодой… Также есть атакующие карты. Бой производится следующим образом. Атакующий выбирает цель атаки и кидает кубик. Если выпавшее число больше защиты атакованной карты, последняя побеждена и уходит в сброс.
Игра завершается тогда, когда очки славы заканчиваются либо в общем пуле, либо у одного игрока. В обоих случаях выигрывает игрок с большим числом очков… Вот краткое описание правил Ромы. Теперь стоит написать о впечатлениях от игры. И здесь нам придется разделиться, т.к. мнения о Роме у нас сложились почти диаметрально противоположные.
Костя: Мне игра понравилась. Тут реализована интересная механика распределения выпавших на кубиках значений. Вроде и рандом, но с возможностью выбора. Хоть колода карт и небольшая, но есть разнообразие свойств, а, соответственно, и тактик для победы. Дизайн и сеттинг оригинальной игры мне не очень интересен. Никогда особо не интересовался Древним Римом. Однако у нас игра в P&P варианте – редизайне от тов. Monkey. И здесь оформление на очень высоком уровне. Из Древнего Рима мы переносимся в мрачный фэнтезийный мир, где Предсказатель становится Ведьмой, Велит – Драконом, а Форум – Тёмным Порталом. Играть в Рому мне было интересно и приятно.
Юля: Не люблю эту настолку. Игра в нее не доставляет никакого удовольствия. На картах много текста. Причем на картах противника его приходится читать вверх ногами. Само оформление приятное, только немного темновато. Успех в игре во многом зависит от начальных карт, и даже обмен особо не спасает. Потому что, если твоему противнику придет какая-нибудь сильная и дорогая карта, например Хамелеон, шансов на победу у тебя будет намного меньше. Сам игровой процесс тоже не затягивает, хотя механика распределения кубиков довольно интересна, но ее хотелось бы увидеть в какой-нибудь другой игре.
Вот так вот… Сколько людей в семье, столько и мнений. А что Вы думаете по поводу этой игры?
Поделюсь своими ощущениями. В первый Рим, оригинальный, ПнП сыграно партий, наверное, за 50. Большая часть — по домашним правилам. Такое количество партий — следствие того, что Рим: 1)игра короткая (особенно, с нашим хоумрулом) — минут 15, 2)требует мало места (игрался на заднем сидении машины в свободные от учебы минуты), 3)на двоих, 4)содержит интересную механнику распределения кубов, 5)несколько глубже среднего филлера при малом времени партии.
Из собственно впечатлений — 1)форумы рулят — у кого он первым сработает дважды на 6, тот, как правило, и победил; 2)в колоде карты варьируют от очень сильных до практически бесполезных(против форума приема найдено не было и с ним игра более рандомна); 3)играется приятно, радует возможность сразу же отыграться в ответной партии, но все же надоедает(как результат — сейчас надоел окончательно).
Кроме того, в оригинальном риме на картах нет текста ВООБЩЕ, все изображено интуитивно понятными иконками, что, имхо, скорее «+», чем «-«.
Ну и последнее: спустя некоторое количество времени был распечатан Рим: Арена. Дык вот, опять таки имхо: он гораздо проработаннее. к интересной механнике добавилось дополнительное поле для активации + гораздо более проработанные и сбалансированные карты (с учетом того, что из первой части перекочевали только форумы), не одной ненужной найдено не было. Если понравился первый рим — настоятельно рекомендую к распечатке второй.
И, если кому интересно, собсно хоумрулы для первого рима(немножко попахивает ККИ): 1) форумы приносят 1/2 кубика славы с округлением вверх),
2)стартово у каждого по 12 очков славы (за счет общего пула),
3)если активировать боевую карту, напротив которой у противника пусто, то без броска кубика забираешь у него 1 славу (для онагра и велита — если не осталось ни одной цели для атаки).
В остальном — все как в обычных правилах. Партии стали значительно агрессивней, динамичней и короче. кроме того, их длина стала
прогнозируемой(в оригинале они иной раз безосновательно затягивались до полного занудства). Но, в целом, если тема нравится — лучше сразу печатайте 2 рим, там ничего доделывать не надо, бери да играй.
P.S. Собсно, привязка к теме в риме стремится к 0. чистая механика, которую можно прикрутить к любому миру.
P.P.S. Извиняюсь за многословность — прорвало…
Спасибо за инфу! Было интересно почитать.
Жаль, на вторую часть Monkey редизайн не делал, тогда можно было бы о P&P подумать…
Я вообще мало играю в настольные игры. Но эта… Простите за лирическое отступление — последний раз сидели с братом на даче в беседке до 6 утра под коньяк и трубки. Почти идеальный баланс. Партии могут быть с «детским матом», а могут растягиваться ого-го. Неожиданные смены лидера. Планирование тактики. Конечно не обходится без самовведений. Мы вот так и не поняли по официальным правилам броски четко разделяются на деньги-ход-карта или в произвольном (к примеру ход-ход-карта) ? Играем конечно же в произвольном ибо это добавляет массу вариантов и стратегических ходов. Выше написали про много текста на картах… Боже ж мой после 10 партий текст вообще не нужен. В последней напечатанной колоде (стираются быстро 🙂 вообще заменили текст на трайбл-картинки. Еще из хоумрулов — добавили Убийце многоразовости, но каждый раз извольте еще 9 монет за убийство. Иначе имхо дороговизна карты и слабость сводит на нет ее эффект. Да и логично киллеру парочку а не одного заказать 🙂
Сейчас продумываем систему «Заклинаний» — некий третий подраздел к Строениям-Персонажам. Самостоятельных действий понятно не будет, но в связке надеемся добавит еще больше многоплановости…
P.S. Кстати про зависимость выигрыша от первоначального расклада — чушь полная. Попробуйте сыграть так: Один берет себе любые «dream team» 🙂 карты на выбор. А второй, уже выбирает из того что осталось, но с условием, что знает что взял первый. И вот сколько так не разыгрывали — 50 на 50! Все равно играют роль кубики и дальнейшие действия.