Две тысячи десятый год уходит в прошлое, а значит пришло время оглянуться назад, вспомнить настолки, с которыми я познакомился и в которые играл в этом году и назвать среди них самые увлекательные, самые интересные, самые-самые-самые. Самые лучшие игры 2010-го года.
Готовы? Поехали!
Вот они, лучшие игры 2010-го года по версии сайта BoardGamer.ru:
Семейных игр в этом году хватало. Была несложная и очень красивая Taluva, не менее красивая и не менее лёгкая Wasabi!, насквозь цифровая и абстрактная Blue Moon City, изданная у нас в стране под названием Город синей Луны. Однако самая интересная из всех опробованных мною за год семейных игр, это, пожалуй, Railways of the World. Правда, её сложность я бы охарактеризовал как "чуть выше среднего", но это нисколько не мешает познакомить с этой игрой всю семью.
Поверьте, строить железные дороги вместе со своими близкими и увозить из под носа друг у друга цетные кубики — это очень увлекательно. В нашей, компании, к сожалению, ROTW как-то не прижилась, но из всех семейных настолок, опробованных мною за 2010 год она определённо самая лучшая.
Если лучшую семейную настолку я выбирал с некоторым сомнением, то в отношении лучшей игры для двоих двух мнений быть не могло. В этом году мы освоили мозголомную детективную игру Mr. Jack, познакомились с до жути красивой и требовательной к размерам игрового места Claustrophobia, поиграли в военно-абстрактную геометрическую настолку Battle for the Hill 218, но лучшей из всех игр определённо является Ticket to Ride: Nordic Countries.
Казалось бы, сколько можно играть в одну и ту же Ticket to Ride? Я сам именно так и думал и поэтому Nordic Countries пролежала у нас в шкафу почти год и только потом мы её распробовали. С точки зрения правил это действительно всё та же старая добрая Ticket to Ride, а вот игровое поле здесь как будто совсем другое. Оно очень тесное, и даже при игре вдвоём (официально Nordic Countries рассчитана на 2-3 человека) не удасться избежать конфликтов и блокирования маршрутов. И от этого игра, сохраняя все достоинства оригинальной Ticket to Ride, становится ещё глубже, ещё интереснее и ещё увлекательнее!
Компанией мы играем в настольные игры относительно редко, однако в этом году освоили немало таких игр. Начав с очень удачной модификации Мафии — Resistance, мы играли в примитивную игру для кого угодно Wench!, в карточный генератор творчества и веселья — Игросказ, в ещё одну версию Мафии под названием Остров страха, и даже в самопальную версию гангстерского боевика Ca$h & Gun$.
Однако первое место в этой номинации однозначно уходит Junglee Speed — казуальной игре на реакцию. В эту игру можно играть практически где угодно, практически с кем угодно и практически с любым количеством человек, и всегда будет одинаково интересно и весело!
Сегодня, как и год назад, конкуренция в номинации "лучшая детская игра" невелика. Это и понятно, сам я из детского возраста давно вырос и предпочитаю более другие игры, так что детские настолки осваиваем от случая к случаю. В этом году мы играли в очень интересную и необычную игру с магнитами Pyramid: Curse of the Mummy, которая фактически представляет собой настольные "прятки" и в ещё одну странновату на мой взгляд игру с магнитами (что это за тенденция такая, как детская игра, так магниты, вспомнить хотя бы Гремучие джунгли) Ой, бежим!.
Но самая лучшая детская игра из тех что прошли через мои руки, это Замок 1000 зеркал. "Зеркальная" ходилка, за которую можно усадить от двух до четырёх детей, способна не только увлечь их на какое-то время, но и развивает памть и пространственное мышление. И, главное, хоть разок сыграть в Замок 1000 зеркал будет интересно и взрослым 🙂
В номинации "лучшая карточная игра" победитель вырвался вперёд с очень большим отрывом. Нет, ну нельзя же представить, что с такие настолки как Игра престолов ЖКИ, Railways of the World Card Game или там, Warhammer Invasion, Wench!, или даже Игросказ или Resistance на полном серьёзе смогут составить конкуренцию Dixit?
На самом деле, конечно, Dixit — это не совсем традиционная настольная игра (да и кроме карт в ней есть ещё жетона и небольшое декоративное поле и фигурки для подсчёта очков), зато это именно та игра, в которую можно играть практически с кем угодно и неплохо подходящая для знакомства людей с миром настольных игр. А ещё, на минуточку, это бешеный полёт фантазии, море смеха, веселья и удовольствия, и всё это — в одной коробке, где скрываются 84 фантастические карты с фантастическими иллюстрациями.
Последние три года наряду с другими номинациями я регулярно называл ещё и лучший филлер, а в этом году мы чуть не остались без него. А всё потому, что из филлеров в течение года я освоил только две игры — Pocket Battles: Celts vs. Romans, да Battle for the Hill 218. Это достаточно достойные игры, имеющие своих поклонников, вот только мне они, к сожалению, совсем не понравились и назвать лучшим филлером году ни ту, ни другую я не могу.
К счастью, уже под конец года в мои руки попала простенька игрушка Fairy Tale. Оперирующая механикой драфта, и состоящая, собственно, из серии этих самых драфтов, эта игра сумела завоевать моё признание и симпатии нашей небольшой настольной компании. И именно она и становится лучшим филлером уходящего года.
Отечественные производители в этом году установили рекорд. Если в 2009-м выбирать лучшую игру было попросту неизчего, то сейчас выбор более чем обширен. Тут тебе и Терминатор. Да придёт спаситель, и Три мушкетёра. Подвески королевы, и Метро 2033, и несколько других, менее заметных настолок. Все перечисленные игры достаточно красивы, но для меня на первом месте всегда стоял не внешний лоск, а внутреннее содержание. И по этому показателю победа однозначно достаётся совсем неоднозначной игре — Эволюции.
К этой настолке есть немало вопросов. Тут и спорный дизайн, и несбалансированные карты, и дырки в правилах, из-за которых победить может игрок, банально собирающий в руку карты до последнего хода. Однако из всех отечественных игр больше всего (и, что немаловажно, с азартом и погружением в животный мир) мы играли именно в Эволюцию. Эта игра интересна даже при всех своих недостатках.
Темп выхода локализованных игр в этом году по сравнению с прошлым и позапрошлым годом несколько снизился, но, зато у нас вышло немало хороших зарубежных настолок (да и полку локализаторов прибыло). Тут и Энергосеть (Power Grid), к которой, правда, лично я тёплых чувств не испытываю, и навороченная экономическая стратегия Куба, и жестокая компанейская игра За бортом! (Lifeboat), и красивая и приятная на ощупь семейная игра 100 000 лет до нашей эры (Stone Age).
Лучшей локализацией могла бы стать Ticket to Ride: Европа, но работа, проделанная по переводу этой игры на русский в моём понимании никак не тянет на локализацию. Перевести коробку с игрой и правила это, конечно, здорово, но неплохо было бы ещё и до игровых компонентов добраться. Не дело это, когда в русской версии игры на игровом поле и на картах маршрутов названия городов написаны по-английски. Бывает, что фильмы и компьютерные игры даже лучше локализуют (см. х/ф Wanted и компьютерную игру StarCraft 2). За звание "лучшей локализации" могла бы побороться Agricola, но, увы, её перенесли на следующий год. Думаю, шансы были у Dominion и Endeavor, но эти игры вышли уже под конец года, и я ещё не успел до них добрался.
Как бы то ни было, из всех локализованных игр, в которые я играл в этом году лучшая — определённо Эпоха открытий (Age of Empires III. Age of Discovery), пусть она и переведена она на русский два года назад. Эта игра представляет собой крепкую, добротную стратегию с примесью экономики и area control, непростую в освоении, но очень динамичную и интересную. Мы играли в неё относительно мало, но все партии были очень захватывающими, и все игроки получили от игры огромное удовольствие.
В этом году я решил ввести ещё одну номинацию — лучшее дополнение. Дополнений к настольным играм через мои руки на самом деле прошло не так уж и много, сосчитать их можно буквально по пальцам одной руки. Королевства крестоносцев, превратившие Ордонанс в совсем другую игру, совершенно не оправдавшее моих надежд микро-дополнение Ticket to Ride: Europa 1912, Memoir '44 — Breakthrough, предложившее новый формат сражений для Memoir '44. Но лучшим, определённо, является Farmers of the Moor — дополнение к игре Agricola.
Это дополнение привносит в игру совершенно новый слой, заставляя переживать о семье подопечных фермеров ещё сильнее, но предоставляющее взамен дополнительные бесплатные действия и новые карты мелких улучшений. Игра с дополнением очень похожа на базовую Agricola, и вроде бы ничего в ней кардинально не меняет, но в то же время она совсем другая. Пожалуй, именно таким и должно быть идеальное дополнение к настольной игре.
Каких-то явных разочарований в этом году не было, были игры, которые мне не понравились. Неудачным оказалось знакомство с поломанной и несбалансированной Nostra City. Вышла Метро 2033, оказавшаяся на проверку неудачным клоном Колонизаторов. Неожиданно выстрелила совершенно никакая игра Курск 1943. Огненная дуга. Были ли это разочарования? Определённо, нет. Я ничего не ждал от этих игр, так что разочаровываться было не в чем.
Вот Small World — совсем другое дело. В этом году я несколько раз садился за эту игрушку, пытаясь уяснить для себя, что же, всё-таки, люди в ней находят и почему все так радуются этому пёстрому игровому полю (которое становится ещё пестрее когда на нём появляются юниты) и дурацкой рискообразной мехнике боёв. К сожалению, попытки мои закончились плачевно. Уяснить удалось лишь одно — мне эта игра категорически не нравится.
Когда в начале весны Days of Wonder выпустила новое дополнение для Memoir '44, я, конечно же, не смог пройти мимо. Признаюсь честно, заказал я его практически из чистого любопытства (и ориентируясь на свою любовь к Memoir '44) и совсем не предполагал, что оно настолько придётся мне по душе.
Казалось бы, что тут такого, ну стали поля сражений вдвое больше, ну выставляется на них где-то вдвое больше юнитов, ну для победы нужно набрать теперь больше медалей? Так-то, действительно, ничего особенного. Но когда я сажусь за разложенный сценарий в формате Breakthrough и смотрю на поле, где разложены гексы местности и расставлены миниатюры, меня охватывает такая радость, что я не могу подобрать слов, чтобы описать свои чувства. На лице сама собой рождается улыбка, а где-то внутри становится очень тепло и уютно. Скажу больше, ничего подобного я не испытываю ни с какой другой игрой. Так что нежданно-негаданное Memoir '44 — Breakthrough — это стопроцентный сюрприз года.
К сожалению, в моей коллекции есть такие игры, в которые мне не с кем играть. Бывает, что они требуют длительного объяснения правил, содержащих множество нюансов и мелочей (как Dungeon Lords), или даже того тяжелее (как Conflict of Heroes: Awakening the Bear! Russia 1941-1942). Но, к счастью, иногда мне, всё-таки, удаётся подобрать нужную компанию, как получилось в этом году с Imperial.
Эта настолка на самом деле состоит из двух отдельных игр, одна из которых посвящена зарабатыванию денег, а другая — военным действиям. И, хотя победитель определяется по экономическим показателям, на практике обычно выходит так, что все играют не в бизнес, а в войну. Но в моих глазах это делает Imperial ещё лучше и ещё интереснее. Это действительно непростая игра, заставляющая игроков напрягать мозги, учиться видеть за деревьями лес и заставляющая чувства, которые порой требуют крови, сталкиваться с разумом, которого заботит только выгода. Игра, которая стоит того, чтобы её распробовать.
На роль игры года я всегда выбираю значимую для меня настолку. В такие игры мы не просто играем целый год, они остаются со мной надолго. Так произошло с Зельеварением, которое я назвал лучшей отечественной игрой за последние пять лет, так вышло и с Ticket to Ride: Europe, в которую мы играем с 2007-го года, так случилось с Memoir '44, в которую я беззаветно влюбился два года назад, и точно такая же история приключилась с Agricola, с которой мы познакомились в прошлом году. По итогам 2010-го году у меня нет такой настолки, которую можно было бы поставить в один ряд с этими играми. В этом году я перепробовал много новых игр, но ни одной из них не удалось оставить значимый след в моём сердце. Картина всегда одинакова: пять-десять партий, и мы переходим к следующей настолке. Пять-десять партий, и история повторяется.
У меня были определённые надежды на Dungeon Lords, но им не суждено было сбыться. То ли это игра сама по себе странная, то ли мы в ней недостаточно хорошо разобрались, но у меня к ней есть серьёзная претензия — непонятно как в неё выигрывать. Из-за этого наш интерес к игре довольно быстро угас. Не оправдала надежд и Claustrophobia, оказавшаяся слишком случайной и чересчур громоздкой. Не получается называть лучшей игрой и Imperial, которая слишком сложна и тяжела для рядового игрока (да и довольно-таки долгая по моим меркам). Выпала из числа претендентов и Railways of the World (причины всё те же — она довольно громоздкая, а играть всё время на карте Мексики не очень интересно).
Вот такая, понимаешь, загогулина. Игр было много, но ни одной достойной титула "Игра года" среди них не нашлось. Так что в этом году это звание остаётся вакантным. Такие дела.
В заключение по традиции помимо лучших игр во всяких номинациях отмечу несколько настолок, которые хотя и не заслужили громкого звания, но, тем не менее, заслуживают внимания:
1. Conflict of Heroes: Awakening the Bear! Russia 1941-1942 (за доступную и приятную механику);
2. Dungeon Lords (за "злую" тематику и оригинальные бои);
3. Resistance (за неизменную атмосферу Мафии с очень важной возможностью до самого конца оставаться в игре абсолютно всем игрокам);
4. Игросказ (за безграничный простор для творчества);
5. Три мушкетёра. Подвески королевы (за высочайшее качество и безупречное исполнение всех игровых компонентов);
Хороший выбор. Но пару вещей я бы изменил. Диксит — не лучшая карточная игра, далеко, она лучшая игра года. Смолворлд мне понравился, моей компании понравился и видел я кучу разных хороших отзывов. А лучшая отечественная игра — Рутения, т.к. Эволюцию обсасыввали, обсасывали, что от неё уже ничего хорошего не осталось (хотя не смотря ни на что игра мне осталась симпатична, лишь бы не дизайн).
все таки в номинации «локализация года» мне кажется логичнее ставить игры которые были в этом году локализованы
Похоже на «синдром Бруно» — через чур много игр развелось…
О Smallworld: «…дурацкой рискообразной мехнике боёв». Юра, а ты в Риск играл?
> непонятно как в неё выигрывать.
Да примерно как и в Агриколе. Только процесс еще более сложный.
> и дурацкой рискообразной мехнике боёв
Ну ладно когда ты сравнивал Риск и Маленкий мир в целом (типа и там и там надо захватывать провинции, хотя это же надо делать и скажем в Imperial), но вот так сравнивать механику боев в них… это уже совершенно точно неверно. В битвах Риска активно используется кубик — он бросается за каждого солдата, причем по многу раз за один бой. В битвах ММ — кубика как бы нет почти вообще. Нет там и раундов боя.
Совершенно согласен. Именно так я выбирал лучшую локализацию в прошлом году и точно так же сделал бы в этом, если бы основные претенденты не вышли в самом конце года и успели бы попасть ко мне в руки.
Короче механика боев Риска с некоторыми изменениями использутся в Сумерках Империи, Войне Кольца, Axis&Allies. Она же скорее используется в Кикладах, чем в ММ. Как раз в нем бой «упрощен» почти до уровня Imperial.
а, ну да.
кстати, это действительно проблема, может стоить итоги года проводить после нового года? например под конец зимы. типа c учетом наших реалий 🙂
Для меня SW стал первой настолкой, в которую я СОВСЕМ НЕ ХОЧУ играть. Я могу с удовольствием сыграть с новичками в уно, люблю покидать кубики в Heckmeck или же повыкладывать тайлы каркассона… да, мне нравятся большие и серьезные игры, но эти я тоже воспринимаю положительно. А вот SW — категорически НЕТ. Для меня — скучно и глупо. Красивая механика рас и абсолютно неинтересный геймплей.
А об остальном — автор не зря пишет «вспомнить настолки, с которыми я познакомился и в которые играл в этом году». Это его мнение и он выбирал из своих игр 🙂
Даже от «Разочарования Года» есть польза — прошлое разочарование(RftG) была и остается одной из великолепнейших игр не только по моему мнению, потому я проявлю интерес к SmallWorld(убейте, но SW — это Star Wars и ничто другое)
Посмотрим, антипод ли я Юрия в этом плане =)
А для меня разочарованием года стала M’44 🙂
Схожая ситуация. Купил, попробовал и тут же сбыл.
До русского Доминиона я не добрался, но вот лучшей игрой для меня в этом году стала М’44 🙂 Жажду теперь приобретения к ней и дополнений.
Для меня самой красивой — Коронация. Почему, кстати, нет номинации «самая красивая игра»?
SmallWorld — отличная игра. Но она либо вызывает восторг, либо не нравится сильно. Мало кто к ней равнодушен остаётся. И она банально самая реиграбельная игра 2009-го года.
А ещё список игр, включая не победившие, хорошо бы подошёл для топа «Лучшие игры 2009». Кроме Эволюции я тут не вижу игр 2010 года. Впрочем, я сам собираюсь писать топ на тему «лучшие игры, которые я играл в 2010» =)
Ага, ни Runewars, ни Цивилизации, ни 51 state 😐
Лучший филлер года — однозначно «Mr. Jack Pocket». Не надоедает. Единственный недостаток — игрушечка только для двоих, но ведь филлеры для того и нужны: быстро сыгрануть во что-то, пока собирается народ для более серьёзной игры.
Рутения никак не может быть лучшей отечественной игрой, скорее ужь лучшей СНГшной игрой, это да. И потом, она ещё не вышла…Поэтому давать ей какие то номинации сейчас будет неправильно. Ибо рано и бессмысленно. Так что Эволюция вполне заслуженно держит первенство в плане «лучшей отечественной настолки».
Касаемо лучшей игры 2010 для двоих, то к примеру для меня таковой стала Battle for Westeros. А лучшей семейной игрой пожалуй Dungeon Lords (она же вроде в 2010 вышла? Или я путаю и в конце 2009?).
Да и Railways of the World уже 5 лет как исполнилось.
С каких это пор один человек решает такие номинации как «игра года»? Бред сивой кобылы. Для начала было бы не плохо сделать номинацию как минимум, потом опросить на протяжении месяца почитателей данного блого. С таким успехом можно написать «зельеваренье» игра всех времен и народов, хотя на самом деле то игра УГ.
Так шо на игру года 2011 для начала следует сделать голосовалку месячную на номинантов, а потом опять таки посредством голосовалки определить лучших.
Пока такого не будет, на такие вот громкие заголовки как «ИГРА ГОДА» не стоит даже обращать внимания.
П.С. в данном топике, ни одна игра не соответствует своей награде…
@blink
Благодарю Вас за актуальный, аргументированный и конкретный отзыв.
Непременно учту Ваши пожелания и буду руководствоваться ими в будущем.
@blink
:).. чувак видимо тока што вернулся из межгалактического .. рейда (продолжавшегося 2,5 года).. ну или тока што откинулся .. и тут такое безобразие видитили 🙂 ..