Dmitry Vensko прислал мне собственный обзор игры The End of the Triumvirate. По его словам это одна из немногих настолок с сильной темой и отличной механикой, подходящая для двоих и троих игроков, да ещё и с явным уклоном в стратегию при минимуме удачи. Надо будет к ней присмотреться.
После Эссена 2010 пошли разговоры о том, что игр-то оказывается стало слишком много! И что скоро нас поэтому ждет кризис. Накроет всех… Ну на счет кризиса мне спорить не резон — кто его знает, может и налетит какая волна из-за горизонта. А вот с количеством игр я в непонятках.
Ну может быть для обозревателей-одиночек, пытающихся объять весь рынок, все действительно настолько кошмарно. Но лично для меня является проблемой найти игры, которыми бы хотелось непременно пополнить свою коллекцию. Ведь что мне все эти сотни наименований, если нравятся только игры с отличной идеей в основе, сильной темой (причем далеко не всякой) и любопытной механикой. При этом я не люблю экономические, карточные, с подсчетом очков, с ролл-энд-мув, игры-пасьянсы или с непонятными мне правилами, игры расчитанные строго более чем на двоих и т.д. И в конце-концов игра должна меня радовать даже если просто лежит в закрытой коробке.
И вот просматривая отчеты с выставок и обзоров, читая новости и комментарии, я довольно редко могу сказать — "да, это мое". А ведь еще в большей половине случаев выбранная игра не оправдывает ожиданий при личной встрече. С последней новинкой однако такого не случилось.
The End of the Triumvirate — игра изданная в далеком 2005-м, попалась мне на глаза довольно давно. Сейчас уже и не вспомнить когда именно и как так вдруг получилось. По крайней мере особенно высокими оценками (на БГГ) она блещет. Но вот как-то нашел и разглядел, однако к покупке созрел почему-то только месяцы спустя.
Более всего в ней удивляют необычные, простые и элегантные правила и баланс. Слыханое ли дело, чтоб выиграв сражение можно было тут же проиграть всю партию?
Итак, тематически игра охватывает слегка вымышленный конфликт Римской республики. Цезарь, Помпей и Красс таки не смогли договориться и решили пролить кровь римлян несколько раньше обычного. (При игре вдвоем вымысла меньше — там Цезарь попробует одолеть Помпея). События конечно разворачиваются вокруг Средиземного моря, игроки собирают легионы, вступают в битвы, захватывают провинции и состязаются за поддержку Сената. Ходы идут строго по очереди — сперва Цезарь наблюдает рост плюшек в своих провинциях (легионов и золота), затем он может сделать до 4-х передвижений своей фигурки по карте (собирая плюшки и атакуя врага), и наконец свое золото он может потратить на сенат или боевой дух армии (официальная версия — на оружие), а затем ход переходит к следующему игроку.
Первая интересная особенность заключается в том, что в игре нет ограничения по времени (ходам), но игра длится не более 4-х лет (3-х при игре вдвоем). Просто к этому времени один из игроков обязательно достигает одного из обычных условий победы. Всю игру оппоненты лавируют между 3 вариантами. Кажется что быстрее всего можно достичь Военной победы — для этого надо взять 9 провинций под свой контроль (из 15 на карте, или 11 при игре вдвоем). Имея вначале 5, за ход берешь еще 4 и выиграл, даже прежде чем оппоненты смогут ответить. Однако легионов на это просто не хватает. Проводить экспансию более медленно тоже не просто (даже забыв что в игре на троих у вас целых два противника) — сама попытка форсировать события приближает оппонентов к альтернативной концовке — победе Компетенцией.
Обычно игроки _вкладывают деньги_ в утверждение своей Военной и Политической компетенции, но всякий раз когда вероломные враги откусывают у вас слишком много, и почему-то только у вас, и избегают при этом честный (и опасный) бой лицом к лицу — вы получаете (большую) Компенсацию — рост одной из компетенций на +1 (а всего надо набрать два раза по шесть чтобы выиграть). Таким образом можно даже свести ситуацию к безысходной для оппонента — если нападет там где у вас слабая оборона и выиграет бой, то проиграет игру, если нападет на вашу фишку чтобы унизить вашу Компетенцию, то не хватит сил для победы, а если не нападет никуда, то всеравно проиграет игру по какой-нибудь иной причине. Кстати третий вариант победы зависит от голосов в Сенате. В конце каждого года (это примерно 7-8 ходов отдельных игроков) происходят выборы — у кого больше голосов в сенате, того и избирают консулом. Кто дважды объявляется консулом — побеждает в игре. Голоса в сенате выкупаются конечно за наличные деньги во время своего хода, и конечно при игре втроем кто-то уж точно будет избран повторно в конце 4-го года игры.
Любопытны и уже упомянутые компенсации. Чем больше игрок теряет в битвах, тем большие компенсации он получает. За первую потерянную за ход провинцию ему добавляется кубик в боевой мешочек, за потерю фишки Управляющего — еще кубик, а если отобрали более одной провинции — то полагается большая компенсация Компетенцией за каждую. Существует впрочем способ побить врага сильнее чем его компенсации — для этого нужно одолеть его фишку, что дороже обходится, но при успехе враг вынужден позорно бежать, а потому теряет по 1 во всех компетенциях в которых он лидировал. Вполне возможно также отобрать провинцию, из которой не была своевременно вывезена казна. Из-за больших компенсаций игроку есть также смысл бить оппонентов по очереди, вместо того чтобы добивать одного, или что еще веселей — вдвоем одного. Последнему обстоятельству также способствует география и ограниченное число перемещений за ход.
Кстати о битвах. На первом приближении, участники сражения просто снимают равное количество легионов с доски. У кого остались лишние — тот и победил. Игрок который защищает свою фишку — убивает 2 бонусных легиона врага. Если обе армии погибли, то атакующий вынужден отступить. Быстро и просто, но сверху этого однако прибавляется боевой мешочек. Вначале игры в него кладут по 2 кубика каждого цвета. В дальнейшем кубики туда добавляются за деньги или компенсации. А в начале каждого сражения из мешка вытягивается до 3-х кубов (смотря сколько легионов участвует в битве) — они и определяют дополнительные случайные потери. При такой схеме исход сражения частично прогнозируется, а если вам не шли кубы в этот раз, то они скорее выпадут в следующий.
Экономика необычна. Есть 3 типа провинций — военные, политические и компетенции — каждого вида по 5 штук на карте. Военные провинции поставляют по 2 легиона, а также в них за деньги фишка игрока может повышать Военную компетенцию и оружие (добавлять кубики в боевой мешок). Политические провинции приносят по 2 монеты, а также за деньги там можно повышать Политическую компетенцию и выкупать голоса в Сенате. Последний тип провинции позволяет повышать любую из компетенций за деньги и снабжает владельца 1 монетой и 1 легионом. Дополнительно каждый ход игрок выбирает себе поддержу от Рима — 2 легиона, 2 монеты или пополам — которые можно положить в любое место на свое усмотрение. Любопытно что провинции производят продукцию только 1 раз в 2 хода (в среднем). Специальный маркер каждый ход передвигается между двумя положениями — при одном из них провинция выдает результат, а при другом — надо ждать. Так как маркер в своих провинциях движется вначале своего хода, то если какую-то провинцию каждый ход будут захватывать, то она никогда ничего не произведет. Обычно целесообразнее захватывать провинции которые готовы вот-вот что-то произвести. Есть еще жетоны Управляющих, которые можно перемещать вместе со своей фишкой — провинции с Управляющим производят "продукцию" каждый ход. Таких жетонов всего по 1 на игрока в начале игры (один например в Италии), а дополнительные можно либо отобрать у оппонента, либо получить с титулом Консула.
Приведу пример хода. Во всех провинциях вначале игры по 2 легиона. Цезарь находится в Цезальпийской Галлии, где получает монету и легион. Дополнительно 2 легиона формируются в соседней провинции, и Цезарь добавляет к ним 2 легиона поддержки из Рима. Еще 2 монеты вырастают на дереве одной из африканских провинций. Бросив армию (по морю без армии быстрее) Цезарь уплывает в африку чтоб пополнить казну, а оттуда возвращается в провинцию в которой скопилось 6 легионов, забирает их и по морю вторгается в Испанию, где отбивает военную провинцию у 2 легионов Помпея. Последний получает малую компенсацию (1 кубик в мешок). В завершении своего хода Цезарь может выполнить 2 действия за деньги (первое стоит 1 монету, а второе уже 2) — он дважды покупает оружие и добавляет в боевой мешок 4 куба своего цвета. Затем ход переходит к недовольному Помпею.
И подведу итоги.
— Очень конфликтные и все время балансирующие на лезвии ножа партии.
— Простые, хотя необычные правила, и короткие партии — в среднем 1 час.
— Минимум удачи и много стратегии для двух или трех игроков
— Интересная тема, хотя игра может показаться слишком абстрактной Евро.
— Замечу еще что стартовая позиция фиксирована (кому-то это уменьшает разнообразие, а кому-то позволяет подумать о дебютах).
нтересно, но правил нету на рус., может перевести?..
Правил на русском пока нет. Сама игра языконезависима. Текст есть на 3 планшетах-подсказках, и на 3 картах, которые описаны в правилах, и не так уж и нужны (просто напоминалки).
Для VDmitry:
игра, почему то, меня привлекла, по крайней мере визуально и механикой. Хотя не все понятно, нужно читать правила…
А где можно подробней ознакомиться с материалами игры?
Правила: http://zmangames.com/boardgames/files/triumvirate/Triumvirate_Rules.pdf
Все остальное: http://boardgamegeek.com/boardgame/20134/the-end-of-the-triumvirate
Начал делать перевод правил, но на Украинский