Представляю интервью с руководителем игрового отдела компании Звезда — Константином Комаровым, человеком, чья профессия напрямую связана с настольными играми, и который играет в них прямо на рабочем месте.
Здравствуйте, Константин! Спасибо, что согласились на интервью. Для начала расскажите немного о себе.
Мне 29 лет, женат, двое детей – дочки. Работаю в компании уже 8 лет из них 6 начальником игрового отдела. В свободное от работы время провожу с друзьями: катаюсь на сноуборде или роликах, играю в страйкбол или настольные игры.
Давно Вы играете в настолки? Какая игра была у Вас самой первой?
Играю лет с шести, насколько я помню, это была простая бродилка напечатанная в журнале «Мурзилка», потом был «Эрудит», «Колесо Фортуны» — где только «Бюрократ» имел 2 фишки sic!, а остальные игроки по одной. Далее играл только самодельные игры, так как в СССР нормальных игр не было.
Как так получилось, что Вы работаете с игрушками? Планировали найти работу, связанную с настольными играми?
Когда начал учиться в институте, то – нет. Но популярные тогда среди студентов MtG и Warhammer сделали из меня опытного геймера. И я стал присматриваться ко всем проявлениям настольных игр.
О, да в Вашем лице соединились ККИ-шник, любитель миниатюрок Вархаммера и настольных игр. А сейчас вы чему отдаёте предпочтение: настолкам, ККИ или миниатюрам?
К сожалению, варгеймы и ККИ требуют слишком много времени, поэтому мой выбор – настолки.
Что вам ближе – европейские настолки или америтреш? Почему?
Скорее еврогейм, предпочитаю выигрывать, простроив неожиданную для противников комбинацию игровых механизмов, чем радостно орать над грудой шестерок, выпавшей на кубиках.
Ок. К Вашим предпочтениям мы ещё вернёмся, а сейчас поведайте нам как Вы пришли в "Звезду"?
В тот момент я увлеченно играл в Эпоху битв, пришел в клуб Звезды, что бы поделиться впечатлением о «сбалансированности» правил. Тогда там же базировался игровой отдел, спустя какое-то время появилась вакансия на должность гейм-диза по ЭБ, и я решил – почему нет?
Расскажите о своей работе. Из чего состоит Ваш типичный рабочий день?
Ну, если по пунктам, то выглядит это примерно так:
-
Решение сверхсрочных вопросов производства игр
-
Проверка планов и их корректировка
-
Переписка, организация рабочего процесса, коллективный креатив
-
И под занавес рабочего дня – пара партий в что-нибудь новенькое (это может быть как свежий прототип, так и игры других компаний). Это нужно для того чтобы всегда быть в тонусе и следить за всеми веяниями в механике игр.
Ух-ты! Играете на работе почти каждый день? А кто выступает в роли партнёров по игровому столу? У вас есть специальные помощники или группа независимых тестеров?
У нас очень дружный коллектив бренд-менеджеров по настольным играм и дизайнеров, вот все вместе и играем. Тестеры есть, но обычно мы работаем с ними удаленно – их задача не получить удовольствие от игры или изучить игровую механику, а найти наши ошибки.
После настолок на работе остаётся ли у вас желание играть в них ещё и дома?
Играть в игры моя работа! И я безумно рад этому! Но и дома не прочь сразиться со своими друзьями, к сожалению, мне никогда не собрать коллекцию игр – все, что нравится моим друзьям, мне приходится дарить 🙂
Какая игра от «Звезды» нравится Вам больше всего? Почему?
Это очень сложный вопрос для меня вопрос. Я попробую разделить его на несколько частей:
Как отец двух дочек: мой выбор Рататуй – просто, быстро, симпатичные герои и целых три!!! возможных стратегии победы, так что, даже играя в n-й раз с детьми, не заснешь))
Для игры с друзьями, далеко не опытными игроками: Райский остров – доступные для новичков правила, блеф и море удовольствия.
Как игрок со стажем: Морские сражения – replayability на высоком уровне, антураж боев Второй мировой войны, командная тактика и возможность играть где угодно – 3 колоды, 6 кубиков и всего полчаса, что бы доказать, что, в правильных руках, итальянский флот способен разнести американский не смотря на их авианосцы.
Нравятся ли вам какие-нибудь настолки других российских производителей? Западных издателей?
Из Российских игр, выделил бы Эволюцию – очень достойная вещь. Из западных мои любимые: “Oltre Mare” и “Before the wind”.
Увы, но названия «Oltre Mare» и «Before the wind» мне ничего не говорят. Если можно, коротко расскажите об этих играх.
Первая – игра про Средиземноморских торговцев, где игрокам постоянно приходится торговаться друг с другом, выменивая необходимые карточки для создания товарных цепочек.
Вторая – уже игра про Голландских торговцев)), которым предстоит управлять складом, вовремя осуществлять погрузки нужных товаров на корабли и опять же торговаться друг с другом.
Вы недавно побывали на выставке игрушек в Нюрнберге. Как впечатления? Что запомнилось больше всего?
Для меня эта выставка, прежде всего — работа, на ее осмотр у меня было всего 1,5 часа в последний день. Все что запомнилось: бесконечные встречи и переговоры. Дело в том, что в отличие от Эссена, это бизнес выставка, и по большей части я видел только прототипы будущих игр. Какие именно сказать не могу, но, думаю, в ближайшем будущем вы о них узнаете сами.
Стоит ли ждать после Нюрнберга новые игры от Звезды?
Определенно стоит, но все сейчас в стадии переговоров.
Недавно «Звезда» выпустила игру «Коммерсантъ. Деньги», разработанную Райнером Книциа. Планируете ли вы продолжать сотрудничество с этим разработчиком? Стоит ли игрокам ожидать появление новых русскоязычных игр от других зарубежных гейм-дизайнеров?
Мы уже выпустили еще 2 игры от Райнера: Лови мышей! – простой филлер для компании, и Ледниковый период 3 – не сложная логическая игра для детей. В ближайшем будущем выйдет еще одна детская игра «Остров обезьян».
Что касается других авторов, то все что издает Sirius, будет издано на русском языке. Соответственно появятся и новые зарубежные авторы.
Константин, спасибо большое за интервью. В заключении пожелайте что-нибудь читателям моего сайта.
Пусть у вас будет побольше свободного времени, которое вы можете посвятить своим любимым настольным играм.
Интересно было бы узнать причины слабого оформления игры «Коммерсантъ. Деньги»…
Интересно было прочитать, жду новинок от звезды. Кстати, «Before the wind» самому тоже очень нравится, недавно купил, благодаря видеообзору, и теперь играем почти каждый день, теперь одна из любимых стала.
Да. Вот он, представитель игрового отдела… Того отдела, который не отвечает авторам присланных прототипов уже 4 месяца. А главное, они сами предложили прислать прототипы и ответить о судьбе еще в январе. Увы, увы, увы…
> в СССР нормальных игр не было
В 1960 году созданная еще до войны Краснополянская артель игрушек была переименована в Лобненскую фабрику игрушек, в 1993 — в ОАО Звезда. Но до прихода К.Комарова ни артель, ни фабрика игрушек, ни ОАО и не догадывались, что надо делать игрушки. Поэтому и игр не было.
+1 к Mazz_O
увы… профессионализмом (а в особенности креативом, что как я понял входит в обязанности товарища) и не пахнет. Зачем расписывать как ты крут, когда результат плохой работы налицо.
собсна, основной мучавший меня вопрос — почему правила ЭБ такие отстойные, увы, не освещен(
Значит, не мне одному никто не ответил на присланные прототипы? Х)
@Ламбер
Кому то ответили, но с неопределенным ответом (типа позже получите ответ), кому то возможно вообще ничего не сказали….
Нам ответили, что в январе мы скажем вам ответ….26 апреля на носу наверное для них почти конец января =)
Как-то по другому видится работа человека, который отвечает за креатив — что-то в стиле крутых офисов Гугл. Т.е. без рутины. А здесь описан рабочий день менеджера среднего звена. Я понимаю, что и это нужно, но причём здесь креатив?
А, вообще, грустное впечатление.
В кучу сваленные обязанности, обязательный пинок в сторону СССР.
А где ваши шедевральные игры?
А где ваш вылизанный геймплей?
А где ваше сотрудничество с геймерами?
А где ваша поддержка людей играющихв игры?
Ответ, мне думается — «Сталинградская высота»?
Вот от этого и грустно!
@Mazz_O
Мне тоже сказали про январь, да. Но легче от этого не становится. 🙂
Книция — гад, занял наши рабочие места Х)
Интересно, а баночка Ред Булла помогает в освоении игр?)))
@xRobiNx
это пепельница
Интервью ни о чём. Столько вопросов можно было бы задать. =( Когда выйдет и выйдет ли игра Сириуса — Heroes of the World? И др.
@Mazz_O
Мне тоже не ответили, кстати. Видимо, заигрались в Рататуя всем отделом.
Чё злые то такие…
@Oldman
добряк нашёлся (:
Да… Интересно для чего они дают интервью? Наверно для рекламы… но ведь они прекрасно знают свою работу по связям с общественностью и понимают что коменты будут не лестные. Загадка какая то.
дело то, как верно было отмечено выше, не столько в ответах, сколько в вопросах
@DedoK
@Дядя Леша
Интервью — это исключительно моя инициатива. Я попросил, мне не отказали. Все претензии по вопросам также в мой адрес. Для меня интервью жанр новый, так что задавать вопросы ещё предстоит научиться.
Кстати, может набросаете список вопросов или идей?
понятно к тебе претензии.:) И то что мужик всякие глупости несет,это косвенно, кстати, тоже твои накладки. Но лиха беда начало, набьешь руку.
В конкретном случае, нужно было почетче сформулировать чем дяденька занимается. Опосредованно становится ясно, что он координатор. А вот ведет ли сам переговоры, какими людьми руководит (дизайнерами, авторами, тестерами?), в чем особенности работы с ними, как попадают к ним «сторонние» люди, а то вон сколько граждан шлют им свои игры а ответа нет :). (ну так то понятно, что «таких Карлсонов на телевидении пруд пруди», но надо как то игроманов успокаивать и мотивировать). Какими проектами рукводил, какие прошли лекго,а какие с трудностями, в чем эти трудности заключались. Как прогрессировали, избегали прощлых ошибок, учились на чужих. Вот с ходу, о чем интересно почитать.
а мне кажется что это очень полезные статьи от «Звезды», помогают понять своё место в этом мире и сверить свою шкалу ценностей с ценностями которые востребованы в обществе.
Каких Карлсонов? Звезда в прошом году открыто заявила о наборе новичков. Кинула клич, чтоб им слали свои разработки.
И вот такая вот ответная реакция на ответную реакцию :/
мне интересно , провёл бы опыт, но не обладаю к сожалению знанием английского и наличием разработок, разослал бы прототипы в зарубежные компании по производству настолок и посмотрел напишут ли ответы. Пусть даже это будут шаблонные фразы.
@Дядя Леша
А «приличные организации» дают обещания типа «Обязательно ответим после новогодних праздников» перед тем как действовать по принципу «рукописи не рецензируются и не комментируются»? 😉
PS
Чесслово, если бы я послал в какой-нибудь там FFG разработку, а мне там (о боже!) никто не ответил, я бы не огорчился. Здесь же банально не следят за словами.
поплакались мы и ладушки с ними. Если им наработки не понравились, значит мы применим их у других производителей.
Если не принимать этого досадного недоразумения с разработчиками, то Звезда молодец. Игры делает?! Локализации делает?! Миниатюры выпускает?! Ну и хай живе… Надо какой нить обзорчик на их трэшаки наклепать =) Ни у кого не завалялся? =)