Тов. mkal создал на сайте Boardgamegeek.com специальный гиклист, в котором появилось описание игры Power Grid. Несмотря на то, что буквально на днях я опубликовал свой расширенный обзор этой игры, предлагаю ознакомиться и с этим описанием, тем более, что помимо базовой игры речь в нём идёт и о дополнениях к Power Grid (далее целиком цитируется обзор mkal):
Эта игра подойдёт и хардкорным геймерам, и продвинутым новичкам. У меня она почему-то вызывает ассоциации с Ticket to Ride, хотя у этих игр очень мало общего. Разве что то, что игроки конкурирут за место на карте, мешая противникам тем, что захватывают контроль над нужной точкой на карте раньше них. Только в TtR игроки стараются раньше других построить дороги между городами, а в PG — построить подстанции (или трансформаторные будки, не знаю, как это в правилах объясняется) в самих городах для снабжения последних электричеством. И если вам помешали, то в TtR вы можете построить парралельную дорогу или проложить маршрут в обход занятого участка, а в PG — построить вторую подстанцию в том же городе лишь на втором этапе игры и дороже (или третью в третьем этапе и ещё дороже).
Но строительство подстанций в городах — это лишь одна из трёх составляющих PG, а там есть ещё две — покупка электростанций на аукционе и покупка ресурсов на рынке. Собственно, суть игры и заключается в том, чт вам надо грамотно планировать свои расходы, распределяя их между тратами на электростанций, покупкой ресурсов и строительством подстанций в городах на карте. При этом надо ещё стараться получить как можно больше прибыли от электрофикации городов на следующий ход. А полученная прибыль зависит от того, сколько городов вы можете электрофицировать, т.е. вы должны иметь подстанции как минимум в стольких городах, иметь электростанции с достаточной для производства такого количества энергии мощностями и иметь необходимое количество топлива для растопки этих электростанций. Т.е. вам надо гармонично развивать свою сеть подстанций и наращивать мощности электростанций, не забывая запасать топливо для последних.
В PG применяется механизм, который не позволяет лидеру сильно вырваться вперёд — каждый ход порядок ходя меняется, и игроки, у которых самая развитая сеть подстанций (а при равных сетях — самая продвинутая электростанция) последними покупают ресурсы и строят подстанции и первыми начинают торги на аукционе. То есть топливо для электростанций они получают по самой невыгодной цене и обычно имеют самый плохой выбор электростанций для покупки. Это довольно существенная помеха, поэтому лидер во время игры много раз успевает поменяться, да и безнадёжно отстать в этой игре трудно.
Из плюсов так же стоит отметить высокую реиграбельность, так как игры каждый раз протекают по разному из-за того, что электростанции входят в игру в случайном порядке. Кроме того, карта в игре имеет две стороны, которые заметно отличаются стоимостью связи между городами, что так же разнообразит игру.
Из минусов отмечу довольно большую продолжительность партии, особенно если игроки плохо знакомы с правилами. Так же в конце игры есть вероятность того, что игроки впадут в т.н. "паралич анализа", когда концовку уже можно просчитать и понять, кто выиграет, но вариантов ещё очень много и такой анализ занимает много времени. Ну и самая большая моя претензия к игре — после нескольких игр понимаешь, что в этой игре на самом деле надо просто угадать, когда же она закончится, и лучше других подготовится к этому моменту, а всё остальное развитие значит не так уж много. Это связанно с тем, что выигрывает в этой игре тот, кто в последний код элекрофицирует как можно больше городов, а последний ход начинается тогда, когда кто-то построил 13-15 подстанций (в зависимости от числа игроков). Это не такая уж большая проблема, так как совместными усилиями отстающие игроки обычно могут не дать лидеру закончить игру тогда, когда этого хочет он, а протянуть ещё один ход, дав всем возможность собраться для последнего рывка. Но в итоге финал из-за этого смазывается, а кто победит решается не по тому, кто лучше играл, а по желанию аутсайдера, кторый может помешать одному из лидеров или не помешать. Конечно, такая неприятность бывает не в каждой партии, и игрок в принципе может подготовится к любым неприятностям, если правильно угадает, когда закончится игра и хорошо просчитает все варианты, но такая проблема есть.
Моя оценка игры — 9/10.
Ну и небольшой обзор расширений.
Для игры выпущено расширение Power Grid Power Plant Deck 2 — альтернативная колода электростанций. С этой колодой играют до 20 электрофицированных городов, что делает игру ещё более длинной. Возможно, из-за этого как-то сглаживаются проблемы с окончанием игры, о которых я писал выше, но я не пробовал. Поскольку продолжительность игры и так довольно большая, лично я не вижу смысла в этой колоде. Ну и особого разнообразия она в игру не добавляет.
Так же для игры выпущено несколько расширений с новыми картами (тоже двухсторонними, как и оригинальная карта в игре). Для игы на всех картах из рашсирений вносятся небольшие изменения в правила и используются отдельные таблицы для восстановления ресурсов на рынке, что так же разнообразит игру.
1) Italy/France. Этого расширения у меня нет, так что я не знаю, чем эти карты примечательны, но думаю, что они не сильно отличаются от базовых карт.
2) Benelux/Central Europe. Карта Benelux поменьше и на ней, наверное, лучше играется при количестве игроков < 5, а на карте Central Europe есть области, в которых запрещено использовать атомные электростанции.
3) Korea/China. Самое интересное расширение. На карте Китая, из-за плановой экономики, электростанции входят в игру в фиксированном порядке, по возрастанию номеров, а ресурсов на рынке довольно мало. Карта Кореи вообще разделена на две части (на северную и южную) и в каждой части имеется свой рынок ресурсов. Эти изменения очень сильно меняют игру, и я рекомендую всем, кому PG понравился, приобрести это расширение.
Добавить комментарий